Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 23:43
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Президент и министры смогут не показывать свои доходы
Как отмечает газета "Дело", впервые за последние 15 лет чиновники высокого ранга смогут безнаказанно бойкотировать устоявшую практику - публиковать сведения о своем имуществе, доходах, финансовых обязательствах за минувший год.
С середины 90-х президент, министры, губернаторы, ряд других высокопоставленных лиц не только декларировали, но и ежегодно публиковали данные о своем благосостоянии в официальных СМИ, в соответствии с требованием закона о борьбе с коррупцией. Но в 2009 году он был упразднен, как и пришедший ему на замену закон о предотвращении и противодействии коррупции (отменен на пороге 2010 - 2011 годов).
В то же время новый закон - об основах предотвращения и противодействия коррупции, который также требует от высших должностных лиц страны публиковать сведения о доходах и имуществе, до сих пор не принят - в Верховную Раду на третье чтение он попадет лишь 8 апреля.
Образовавшийся законодательный вакуум позволяет представителям высшей власти не разглашать для широкой общественности данные о своих финансовых успехах за минувший год. Даже если закон будет принят в кратчайшие сроки.
Дело в том, что антикоррупционный документ, который депутаты только собираются принимать, устанавливает жесткие временные рамки для публикации этих сведений - максимум 30 дней с момента подачи соответствующих деклараций в налоговые органы (как известно, налоговые декларации подаются до 1 апреля). Таким образом, многие высокопоставленные чиновники, которые подали декларации в самом начале года, уже пропустили устанавливаемый новым законом срок для публикации этих сведений в СМИ. Но закон обратной силы не имеет и ответственность за неопубликованную информацию никто нести не будет, а значит, спешить нести свою финансовую отчетность в печатные органы госслужащим нет смысла.
В парламентском комитете по вопросам борьбы с организованной преступностью подтверждают, что у чиновников в 2011 году есть возможность не публиковать сведения о своих доходах, имуществе, финансовых обязательствах за прошлый год.
Представитель этого комитета «бютовец» Юрий Прокопчук уверен, что сложившая ситуация выгодна, в первую очередь, нынешней власти, которая пришла к государственным рычагам в прошлом году.
«Возможность не публиковать данные о личном благосостоянии за 2010 год позволит им в будущем избежать вопросов, откуда взялись такие доходы за год работы, и не выдумывать теорию феноменального успеха», - говорит парламентарий.
Урегулировать сложившуюся ситуацию депутаты могут за счет поправок в переходных положениях нового закона, где можно было бы учесть требование о публикации в СМИ таких сведений за 2010 год. Но пока предложения подобного рода не поступали.
Ради справедливости стоит отметить, что финансовая дисциплина, связанная с декларированием доходов, у чиновников хромала всегда. К примеру, среди 450 народных депутатов, которые согласно антикоррупционному законодательству, обязаны публиковать сведения о своих доходах наравне с министрами и президентом, разглашали такие данные лишь единицы. Никаких санкций со стороны контролирующих органов за этим не следовало. Хотя закон предусматривает административную ответственность в виде наложения штрафов.
Депутат от Партии регионов Иван Мирный заверяет, что свою декларацию за минувший год уже заполнил и подал, готов в любой момент опубликовать. При этом он отметил, что декларирование таких сведений в любом случае будет малоэффективно без раскрытия чиновниками доходов и имущества их близких родственников. «Не нужно включать в перечень близких лиц все генеалогическое дерево чиновника, но декларировать доходы самых близких лиц - жены, мужа - нужно», - говорит он, будучи уверенным, что в ином случае сомнительные доходы чиновники смогут укрывать с помощью близких ему людей.
Напомним, один из наиболее спорных моментов в готовящемся законе, из-за которого он до сих пор не утвержден - отсутствие требования публиковать сведения о доходах членов семей чиновников. Депутаты не могут никак прийти к компромиссу - включать или нет в закон эту норму. Хотя в законе о борьбе с коррупцией, который просуществовал с 1995 года по 2009 год, это положение было.
Авторы новой версии закона о противодействии коррупции - Антикоррупционный комитет при президенте и Министерство юстиции - поясняют отсутствие требования о разглашении доходов родственников чиновников европейской практикой и решением Конституционного суда от минувшего года, в котором судьи КС признали публикацию таких данных - неконституционной.
Со своей стороны замглавы комитета парламента по вопросам борьбы с оргпреступностью Александр Буджерак уверен, что и декларирование, и публикация в СМИ сведений о благосостоянии чиновников будет бессмысленным без создания уполномоченного органа, который будет вести финансовый контроль над чиновниками. «Кто будет проверять эти декларации? У нас нет специального независимого органа, который бы финансировался из госбюджета и занимался этим вопросом на должном уровне, нет специалистов, - говорит депутат. - Пока этого не будет, я не вижу смысла в декларировании чиновниками этой информации».
На сегодняшний день в Украине проводить ревизию декларируемых доходов может Главное управление государственной службы Украины совместно с налоговыми органами. Но только по инициативе министра Кабинета министров или главы Администрации президента. Это происходит редко и не всегда касается данных об указанном имуществе и доходах. Часто проверяют информацию о полученном образовании, своевременной сдаче деклараций. В то же время, как ранее отмечали в Главгосслужбы, проконтролировать правдивость поданных деклараций государство не в состоянии.
В Албании, к примеру, для этих целей существует специальный орган, который каждый год выборочно и детально проверяет декларации каждого десятого слуги народа.
Все опрошенные «ДЕЛОм» депутаты, сходятся в пессимистической оценке эффективности будущего закона об основах противодействия коррупции. В то же время и Иван Мирный, и Юрий Прокопчук и Александр Буджерак уверены, что документ надо принимать. По их мнению, впоследствии закон придется серьезно дорабатывать, но «наличие закона - лучше, чем его отсутствие.
В соответствии с проектом закона об основах предотвращения и противодействия коррупции, публиковать в СМИ сведения за прошедший год об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в том числе за границей, обязаны президент, Глава Верховной Рады, народные депутаты, премьер-министр, члены Кабинета Министров, глава и судьи Конституционного суда, глава и судьи Верховного Суда, главы и судьи высших спецсудов, Генеральный прокурор и его замы, глава Нацбанка, глава Счетной палаты, глава и члены Высшего совета юстиции, члены Центризбиркома, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека, глава и члены Высшей квалификационной комиссии судей, руководители других органов государственной власти и их замы, члены коллегиальных органов госвласти (коммисий, советов), руководители органов местного самоуправления и их замы
Экспертное мнение
Денис Бугай, адвокат, партнер ЮК «Ващенко, Бугай и партнеры»:
Вопрос «ДЕЛА»:
Прежний закон о борьбе с коррупцией отменен. Новый - не принят. В то же время до 1 апреля чиновники должны подать свои декларации о доходах за минувший год. Означает ли это, что сейчас нет закона, по которому чиновника, не подавшего этот документ, нельзя привлечь к ответственности? Аналогичная ситуация с публикацией сведений о доходах определенных категорий чиновников - норма об обязательной публикацией в печатных СМИ была в старом законе и есть в новом - еще не принятом. Означает ли это, что в настоящее время чиновники не обязаны публиковать данные о доходах, имуществе и прочем?
Денис Бугай:
Не стоит забывать о базовом для государственных служащих Законе Украины «О государственной службе». Ст.13 этого Закона устанавливается необходимость подачи государственными служащими декларации о имущественном состоянии и доходах. В соответствии со ст. 30 этого Закона, если государственный служащий не подает декларацию или обозначает в ней неправдивые ведомости, это является одним из оснований для прекращения ним государственной службы. Поэтому говорить об абсолютном отсутствии ответственности было бы неправильно.
Вопрос «ДЕЛА»:
Ряд депутатов, критикуя законопроект об основах предотвращения и противодействия коррупции, указывают, что предусмотренные в ней изменения в статьи 364, 365 368 Уголовного Кодекса приведет к смягчению ответственности чиновников.
Денис Бугай:
Дифференциацию уголовной ответственности различных категорий служебных лиц следует считать, безусловно, позитивной динамикой законодательства.
Согласно действующим на данный момент статьям Уголовного кодекса Украины (далее - УК Украины), служебные лица субъектов хозяйствования частного сектора экономики за совершение преступлений в сфере служебной деятельности привлекаются по тем же статьями УК Украины, что и служебные лица органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов хозяйствования государственного и коммунального сектора экономики.
Предложенные же изменения в части санкций смягчают ответственность для служебных лиц юридического лица частного права.
Так, ч.1 ст. 364 УК Украины за злоупотребление властью или служебным положением для служебных лиц предусматривает ответственность в виде исправительных работ на срок до 2 лет или ареста на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет со штрафом от 250 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан.
В то же время, ч. 1 ст. 364-1 УК Украины, за злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права предусматривает ответственность в виде штрафа от 150 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок от 1 до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.
Разница в мере ответственности прослеживается четко.
Однако само понятие «юридическое лицо частного права» еще в достаточной мере не конкретизировано и его реальный объем не определен практикой. Поэтому, дифференцируя уголовную ответственность, следует исходить не из формы собственности юридического лица, на котором работает служащий, а из функций, которые он исполняет.
Соответственно, по нашему мнению, акцент следует поставить не на разграничении ответственности «служебного лица юридического лица частного права» с другими категориями служебных лиц, а предусмотреть различную ответственность именно для различных категорий представителей власти (в частности ужесточить ее для Президента, народных депутатов, членов Кабинета Министров).
Кроме того, в законопроекте наряду с определением «служебное лицо», не раскрывается содержание понятия «служебное лицо юридического лица частного права», что создаст проблему в квалификации деяний, совершенных таким субъектом.
|
ДОЛОЙ ГОЛУБУЮ БАНДУ
28.03.11, , инфо
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
У РУБРИЦІ
| "Клуб білого бізнесу" збільшився майже на пів тисячі підприємств: Податкова затвердила новий перелік |


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
До Переліку платників податків з високим рівнем добровільного
дотримання податкового законодавства (так званого, "клубу білого
бізнесу") станом на листопад включено 7 638 суб'єктів господарювання.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.