Фінансові новини
- |
- 18.11.24
- |
- 01:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Премьер министр России МихаилФрадков прилетел в ЕС жаловаться на Украину
10:10 07.12.2005 |
Премьер министр Михаил Фрадков, прибывший в Брюссель во главе представительной российской делегации, проведет в среду переговоры с чиновниками Евросоюза. Одной из самых сложных и щекотливых тем будет транзит газа в Европу через Украину, по поводу которого "Газпром" конфликтует с украинским "Нафтогазом". Накануне в Москве прошел очередной раунд переговоров, который завершился традиционно безрезультатно. "Украина сорвала переговоры", - заявил представитель российской монополии.
Теперь Фрадков выходит на новый уровень. "Вопросы транзита газа - это не только вопрос отношений России и Украины, но и вопросы, которые затрагивают интересы Евросоюза", - заявил "Интерфаксу" правительственный чиновник. Правда, надо заметить, украинские чиновники так же, как и российские, надеются на поддержку Евросоюза, а последний старается как угодно дистанцироваться от этого конфликта.
23 ноября Михаил Фрадков демонстративно отказался лететь в Киев - Украине было предъявлено ультимативное требование оплачивать российский газ по среднеевропейской цене 160 долларов за тысячу кубометров. Газовый конфликт так и остался нерешенным, а значит, неизвестно, будет ли Россия в 2006 году поставлять газ на Украину. Для ЕС это означает, что украинцы могут попытаться восполнить потери за счет транзитного газа в Европу.
В среду Фрадков намерен провести расширенные переговоры с Еврокомиссией и двусторонние - с ее главой Жозе Мануэлом Баррозу. Главный упор - на экономику. С премьером в Брюссель прибыли почти все министры экономического блока правительства РФ, отмечает "Коммерсант": министр экономического развития Герман Греф, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Отрегулировать договоры
Перед поездкой Фрадков объяснял президенту Владимиру Путину цель визита тем, что "накопилось много вопросов общего характера, связанных с истекающим в 2007 году сроком действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС". Пока это соглашение, подписанное в 1994 году, - основной документ, определяющий взаимоотношения России с Евросоюзом. Источники в российской делегации заявляют, что "и сама Россия с 1994 года изменилась, и соглашение морально устарело". "Пока ни у России, ни у ЕС нет готового решения. Наша идея - совместно постараться выработать общее понимание того, нужно ли новое соглашение и если нужно, то какое", - заявил в ноябре этого года официальный представитель МИД России Михаил Камынин. За месяц, несмотря на частые встречи министра иностранных дел Сергея Лаврова со своими коллегами из ЕС, в этом вопросе ничего не изменилось, подчеркивает "Коммерсант".
Кроме "морально устаревшего" соглашения отношения России с ЕС регулируют и так называемые "дорожные карты" по формированию четырех общих пространств Россия - ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования. Это рамочные документы, подписанные Владимиром Путиным в мае 2005 года во время саммита Россия - ЕС в Лондоне. Большого прогресса в развитии соглашений не обнаруживают даже российские дипломаты. "Определены форматы движения по экономическому пространству - это отраслевые диалоги. В настоящее время запущены два секторальных диалога - энергетический и транспортный, еще по девяти идет согласование правил процедуры", - объяснили в МИДе. Источник же в российской делегации накануне отлета в Брюссель сообщил "Коммерсанту", что будет поставлен вопрос "о запуске новых диалогов в сферах промышленной политики, сельского хозяйства, вопросов интеллектуальной собственности и научно - технического сотрудничества".
Тем не менее Михаил Фрадков все же желает добиться чего - то более конкретного. Тот же источник рассказал, что "оптимальным вариантом является подготовка нового всеобъемлющего соглашения по всем аспектам взаимоотношений, которое при необходимости может дополняться отраслевыми договоренностями; кроме того, российская сторона намерена предложить создать постоянный совет партнерства России и ЕС".
Газовый вопрос: тонкая настройка толстой трубы
Труднейшие переговоры "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" по поводу экспорта российского газа на Украину и транзита по ее территории в Европу давно зашли в тупик. Обе стороны намерены отстаивать свои позиции до последнего. Украина выступает против повышения цен на газ, пользуясь тем, что по ее территории осуществляется транзит российского газа в Европу. А "Газпром", взявший курс на повышение цен для привилегированных потребителей из стран СНГ, готов платить за транзит больше, но желает продавать газ Украине на общих условиях.
Разница между ростом транзитной стоимости и увеличением стоимости газа до общеевропейской - 160 долларов за тысячу кубометров - не в пользу Украины. Однако и у России пока не хватает альтернативных мощностей, чтобы экспортировать газ в Европу в обход Украины.
На данный момент цена транзита составляет 1,09 доллара на 100 километров за 1 тысячу кубометров. "Газпром" готов поднять эту цену до 1,5 - 1,75 доллара.
Европе этот вопрос интересен потому, что грозит срывом поставок. Украинцы могут попытаться восполнить потери за счет транзитного газа в Европу.
Кроме того, как отмечала ранее британская газета The Times, этот спор привлекает внимание "к растущей зависимости Запада от российского газа и пробуждает опасения, что Кремль начал использовать свое положение ведущего поставщика энергоресурсов как инструмент внешней политики". "Россия желает утроить цену на газ, продаваемый Украине, начиная с 1 января, частично из - за того, что эта страна сменила свою ориентацию на Запад", - считает газета.
По мнению авторов публикации, "если обе стороны не смогут урегулировать свой спор в течение следующего месяца, то Украина может прервать поток российского газа в Западную Европу. Почти 80% этого газа проходит по трубопроводам, проложенным по ее территории".
Газета подчеркивает, что перерыв в поставках газа из России "может иметь опустошительный эффект в Западной Европе. Россия, стоящая на первом месте в мире по добыче газа, поставляет примерно четверть газа, который нужен ЕС. Она единственный поставщик для Эстонии, Латвии, Литвы и Словакии, обеспечивает поставки примерно 80% газа для Венгрии и Польши, и более 70%. для Чехии. Это дает Москве значительную силу в странах, некогда принадлежавших к сфере ее влияния. Но Россия во все большей степени прокладывает дорогу на традиционные рынки Запада. Примерно 40% газа Германии и 25% газа Франции поступает с сибирских месторождений".
Газета полагает, что энергетического кризиса в Европе "можно избежать. Адам Ландес, специалист в области энергии компании "Ренессанс Капитал", считает, что соглашение все еще возможно. "Роль Украины в транзите настолько важна для Европы, что, по моему убеждению, соглашение будет достигнуто в самый последний момент", - считает он. "Прерывание поставок российского газа на Украину будет почти равно катастрофичным как для российской, так и для украинской экономики. Россия зависит от своих значительных поступлений от газа в твердой валюте. Этот спор подчеркивает необходимость для России находить альтернативные маршруты для ее экспорта в Западную Европу, который в следующем десятилетии возрастет на треть".
Торговые претензии
Также в Брюсселе будут обсуждать и условия торговли с ЕС зерном. Алексей Гордеев намерен поставить вопрос об отмене квот на ввоз зерна из России в ЕС. Минсельхоз полагает, что страны ЕС "нарушают правила справедливой конкуренции на зерновых рынках Ближнего Востока и Северной Африки". "Мы считаем недопустимым применение таких экспортных субсидий, которые делают невозможными поставки третьими странами, включая Россию", - заявил Гордеев. Министр собирается поставить вопрос и "о снижении уровня государственной поддержки европейских фермеров".
Другая претензия к ЕС связана с повышением им пошлин на первичный алюминий, ввозимый из России. В заявлении 2004 года Евросоюз обязался сохранить действующий уровень пошлин, но в 2005 году в одностороннем порядке принял решение увеличить средневзвешенную ставку пошлины с 4% до 7%. Со своей стороны ЕС может вновь поставить вопрос об отмене взимаемых с европейских авиакомпаний платежей за транссибирские перелеты, перечисляемых непосредственно "Аэрофлоту".