Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA.com: Бунт инвесторов

"Так дальше жить низ - зя!" закричали американцы. Эхо подхватили другие. А кто будет "Большую каспийскую нефть" добывать? Трубы - то горят!

Пресс - служба "Тенгизшевройла" ошарашила казахстанское руководство, сообщив о временном отказе компании от планов по увеличению добычи казахской нефти на 10 млн тонн к 2005 году. Согласно заявлению пресс - службы, сворачивание деятельности СП "Тенгизшевройл" связано с тем, что партнеры по СП не смогли договориться о финансировании строительства завода по очистке нефти, а также установки по закачке газа в нефтеносные пласты. Данные проекты требуют капиталовложений в размере не ниже $3 млрд, говорится в заявлении.

На самом деле, виной всему следует считать обстоятельства, которые обе стороны стараются не афишировать. Имеются в виду разногласия, возникшие у базовой компании "Тенгизшевройла" - американской ChevronTexaco с правительством Казахстана и национальной компанией "Казмунайгаз". Казахстанская сторона неоднократно предлагала в административном порядке пересмотреть условия действующего контракта с американцами на 40 лет (!) в сторону увеличения собственной доли участия в СП "Тенгизшевройл", на что американцы категорически не соглашались.

Наблюдатели считают, что шаг "Тенгизшевройла" способен вызвать аналогичные действия со стороны других иностранных и транснациональных нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане. Аналогичные попытки административного давления на инвесторов с требованием пересмотра уже действующих контрактов с целью перераспределения акций в пользу получения Казахстаном решающего голоса в инвестиционной политике предпринимались и в отношении других компаний.

Все это создает кризисный очаг, причем уже не экономического, а политического порядка. В результате замораживается реализация ряда крупных нефтяных проектов Казахстана: среди них проект строительства газоперерабатывающего завода второго поколения стоимостью в $2,5 млрд и проект обратной закачки сырого газа в пласты на $800 млн, предусматривающий увеличение ежегодной нефтедобычи с 12,5 млн тонн в 2002 году до 22,5 млн тонн в 2005 - м. Соответственно, не будут построены и сопутствующие объекты инфраструктуры, предусмотренные в рамках отдельных инвестиционных программ.

Кроме того, под угрозой оказывается полноценное функционирование транспортной системы Каспийского трубного консорциума (КТК), в свое время создававшегося для транспортировки, прежде всего, высококачественной тенгизской нефти. В настоящее время на долю "Тенгизшевройла" приходится свыше 12 млн. тонн в год. Это примерно треть всей нефтедобычи в Казахстане и до 68% всего казахстанского экспорта нефти.

В случае сворачивания "Тенгизшевройлом" своей деятельности в Казахстане, 1520 - километровый экспортный трубопровод КТК Тенгиз - Новороссийск, введенный в строй всего год назад, может еще долгое время оставаться недозагруженным и, в связи с этим, убыточным. Не говоря уже о том, что на планах увеличения пропускной способности КТК к 2007 году до 38 млн тонн можно будет поставить крест.

Не менее тревожные для правительственных структур Казахстана сообщения исходят и из другого международного консорциума - "Аджип ККО>, ведущего разработку месторождения Кашаган - крупнейшего на казахстанском шельфе Каспия. Инвесторы этого консорциума также не исключают возможности приостановки своего контракта. По данным, сообщавшимся представителями консорциума на конференции "Нефть и газ Казахстана - 2002", "Аджип ККО" планировал вложить в казахстанскую нефтедобычу в 2003 - 2005 годах не менее $7 млрд.

Эксперты справедливо отмечают, что все это убедительно свидетельствует как минимум, о наметившейся тенденции пересмотра основными нефтяными инвесторами Казахстана своих производственных планов в этой стране, а иностранные нефтедобывающие компании приходят к выводу, что их прежняя стратегия достижения прибыли в Казахстане путем вложения огромных инвестиций перестала себя оправдывать.

Основная причина - растущая непредсказуемость официальных властей по отношению к самим инвесторам. Представители "Тенгизшевройла" и "Аджип ККО" с трибуны названной международной конференции еще 1 октября прямо заявляли о недопустимости пересмотра казахстанской стороной уже действующих контрактов и административного вмешательства в свои дела. Последнее осуществляется в виде законодательного закрепления в РК требований по использованию в нефтебизнесе местных кадров и продукции машиностроения, которые по своим параметрам и качеству весьма далеки от международных стандартов.

К тому же, что также немаловажно, с началом освоения "большой нефти" каспийского шельфа нефтедобыча перейдет в новую, более высокотехнологичную фазу, где требования казахстанских законов вступят в очевидное противоречие с необходимостью применения новейших технологий и материалов мирового уровня.

Пока же можно сделать только вывод о том, что попытка административного давления на иностранных инвесторов возымела результат с точностью до наоборот. Перекрыв кислород по инвестициям, иностранные компании тем самым вольно или невольно спровоцировали политические проблемы внутри Казахстана, достаточно конкретно указав местным чиновникам, "кто в доме хозяин". Ведь недополучение инвестиций непременно скажется на нефтедобыче и поступлениях в бюджет, а, следовательно, и на его доходной части. Нельзя исключать и пересмотра в связи с этим и самого бюджета в сторону его секвестра.

Политические "оргвыводы" в этом случае неизбежны. Ведь за происходящим наверняка пристально следит сам президент Казахстана, весьма щепетильно относящийся к привлечению иностранных инвестиций в нефтебизнес. Это особенно актуально в свете очевидного провала попыток привлечь в него казахстанских инвесторов: все средства, полученные в результате проведения летом прошлого года акции "амнистии теневых капиталов", в основном остаются в оффшоре и на экономику Казахстана не работают.

Как отмечают специалисты, отказ оператора Тенгизского месторождения от планов наращивания добычи может иметь последствия и для России, которая владеет в КТК 24% акций.

Что может противопоставить "взбунтовавшимся янки" казахстанская сторона? Скажем, еще около 5 млн тонн дополнительных объемов для прокачки по КТК может дать казахское месторождение Карачаганак, в разработке которого принимают участие британская компания British Gas, американская Exxon Mobil и российская "ЛУКойл". Неплохо бы, по мнению экспертов, в дополнение к этому решить, наконец, вопрос экспорта через КТК российской нефти (5 - 7 млн т дополнительно).

Но для этого надо устранить проблемы, связанные со строительством 50 - километровой перемычки Тихорецк - Кропоткин для соединения КТК с магистральной системой "Транснефти". А это, помимо денег, требует и времени, которое в данном случае тоже, как известно, деньги.

Перспектива потерять прибыли от КТК спровоцировала решение Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 21 ноября включить данный консорциум в реестр естественных монополий и повысить тариф на прокачку с $25 до $38 за тонну. Но в тот же день прошло сообщение о том, что госдепартамент США уже высказал свою озабоченность этим решением россиян, как ставящим под удар американские интересы, поскольку российская сторона получает возможность за счет тарифов влиять на стоимость перекачиваемой по КТК нефти и, в итоге, на ее конечную цену.

Вот и выходит, что, с одной стороны, защищаясь от произвола чиновников, американские компании спровоцировали цепочку событий, которые, с одной стороны, могут стать "миной замедленного действия" под КТК, а с другой - повлекли за собой последствия, которые могут угрожать их же интересам. Интересно, в связи с этим, как скажется все это на планах реализации "хьюстонских инициатив" между президентами США и Казахстана и попадут ли вообще в Казахстан обещанные под них американцами $200 млрд.

Виктор Загнетов

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес