Фінансові новини
- |
- 23.11.24
- |
- 00:25
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
ФГИУ 30 июня может подписать приказ о приватизации первой группы энергокомпаний
10:35 29.06.2011 |
Как сообщают "Экономические известия" в статье "Монополию укрепят", ФГИУ 30 июня может подписать приказ о приватизации первой группы энергокомпаний (генерирующие «Днепрэнерго» и «Западэнерго» и девять энергопоставляющих).
Весьма символично, что старт украинской энергетической распродажи совпадет по дате с последним днем существования энергохолдинга РАО «ЕЭС России», который с 1 июля 2008 г. ушел в историю после завершения успешного и эффективного приватизационного процесса в энергетике РФ. В этой связи небезынтересно сравнить результаты проведения конкурсов в России с предполагаемыми итогами тендеров в Украине. Несмотря на то, что общая установленная генерирующая мощность в РФ превышает украинскую в 4 раза, объем производства электричества в 5 раз, а российская тепловая энергетика вырабатывает 70% электроэнергии против 40% в Украине, между энергосистемами двух стран много схожего в структурно-организационном, экономическом и технологическом плане.
Итак, вследствие распродажи контрольных пакетов акций оптовых и территориальных генерирующих компаний в России было привлечено порядка $30 млрд. прямых инвестиций, которые поступили на счета самих энергопредприятий, а также еще порядка $110 млрд. инвестиционных обязательств в виде планов по сооружению конкретных энергетических объектов в конкретных регионах. Общий инвестиционный портфель, вырученный вследствие приватизации, составил таким образом 4 трлн. 400 млрд. российских руб. или $140 млрд. по курсу лета 2008 г. Весьма неплохо, если учесть, что российская Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., утвержденная в 2007 г., предусматривала инвествложения в отрасль на уровне от $423 млрд. до $542 млрд.
Столь эффективным приватизационным конкурсам в РФ поспособствовали, в том числе, успешное завершение структурной реформы в отрасли, четкая программа планомерного внедрения 100%-ного либерального конкурентного рынка электроэнергии, а также тщательная подготовка к тендерам. В частности, продаже контрольных пакетов акций генкомпаний предшествовали успешное проведение их IPO на мировых фондовых площадках. В результате тендеров в российскую энергетику была привлечена целая группа отечественных и европейских инвесторов в лице таких крупнейших компаний, как немецкие RWE и E.On, итальянская Enel, финская Fortum. При этом российское государство подписало с инвесторами так называемые договоры на предоставление мощности, которые предусматривают обязательное финансирование собственниками энергокомпаний строительства означенных в условиях приватизации объектов.
Согласно этим договорам, если инвестор откажется сооружать ранее оговоренную электростанцию, государство имеет право передать права на ее строительство третьему лицу, а собственник энергокомпании будет обязан профинансировать работы. Впрочем, инвестор может избегнуть подобной участи, если проинвестирует сооружение энергообъекта эквивалентной мощности в другом месте. Таким образом государство защитило себя от риска невыполнения частными владельцами инвестиционных обязательств.
Чего же можно ожидать от приватизации тепловой генерации в Украине по написанному нынешней властью сценарию с учетом выставляемых на конкурс размеров пакетов акций «Днепрэнерго» и «Западэнерго», отсутствия надлежащей подготовки к приватизационным конкурсам в соответствии с международными стандартами, а также ожидаемого требования к потенциальным участникам тендеров в виде поставок отечественного угля?
Как неоднократно отмечали «і», наиболее прогнозируемым результатом таких конкурсов станет монополизация как минимум двух третей рынка тепловой генерации в Украине концерном ДТЭК Рината Ахметова. При этом, по мнению экспертов, в результате продажи акций первой группы энергокомпаний удастся выручить около $1 млрд. при общей инвестиционной потребности Украины до 2030 г. на уровне $110 млрд. Однако даже вырученные от конкурсов гроши растворятся в бюджете, а значит все инвестиционные программы в украинской энергетике будут финансироваться из операционной деятельности энергокомпаний посредством привлечения займов, то есть напрямую из карманов потребителей с соответствующим ростом энерготарифов.
Таким образом Украина, в отличие от России, вследствие приватизации с высокой долей вероятности не получит ни европейских стратегических инвесторов, ни прямых инвестиций в энергетику, ни конкуренции на энергорынке. Вместо этого нас ожидают неконкурентоспособная энергетика, а также частная монополия в секторе тепловой генерации вдобавок к уже существующей государственной монополии в атомной энергетике в лице НАЭК «Энергоатом».
Обе монополии на пару будут производить львиную долю электроэнергии в стране. Наверное, излишне говорить, что олигархические и чиновничьи группы, которые получат контроль над монополизированной генерацией в условиях слабого, коррумпированного государства и фактического отсутствия инструментов внешнего воздействия, получат неограниченную власть над всеми областями жизни в Украине. Речь идет, ни много ни мало, о получении возможности определять социально-экономическое развитие или деградацию страны как в отраслевом, так и в региональном разрезе. Однако подобная угроза национального значения в Украине, похоже, не волнует ни власть, ни оппозицию, ни экспертную среду: процесс монополизации энергетической отрасли проходит при полном молчании всех компетентных и не очень сторон.
Олег КИЛЬНИЦКИЙ
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :