Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

ФГИУ 30 июня может подписать приказ о приватизации первой группы энергокомпаний

Как сообщают "Экономические известия" в статье "Монополию укрепят", ФГИУ 30 июня может подписать приказ о приватизации первой группы энергокомпаний (генерирующие «Днепрэнерго» и «Западэнерго» и девять энергопоставляющих).

Весьма символично, что старт украинской энергетической распродажи совпадет по дате с последним днем существования энергохолдинга РАО «ЕЭС России», который с 1 июля 2008 г. ушел в историю после завершения успешного и эффективного приватизационного процесса в энергетике РФ. В этой связи небезынтересно сравнить результаты проведения конкурсов в России с предполагаемыми итогами тендеров в Украине. Несмотря на то, что общая установленная генерирующая мощность в РФ превышает украинскую в 4 раза, объем производства электричества в 5 раз, а российская тепловая энергетика вырабатывает 70% электроэнергии против 40% в Украине, между энергосистемами двух стран много схожего в структурно-организационном, экономическом и технологическом плане.

Итак, вследствие распродажи контрольных пакетов акций оптовых и территориальных генерирующих компаний в России было привлечено порядка $30 млрд. прямых инвестиций, которые поступили на счета самих энергопредприятий, а также еще порядка $110 млрд. инвестиционных обязательств в виде планов по сооружению конкретных энергетических объектов в конкретных регионах. Общий инвестиционный портфель, вырученный вследствие приватизации, составил таким образом 4 трлн. 400 млрд. российских руб. или $140 млрд. по курсу лета 2008 г. Весьма неплохо, если учесть, что российская Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., утвержденная в 2007 г., предусматривала инвествложения в отрасль на уровне от $423 млрд. до $542 млрд.

Столь эффективным приватизационным конкурсам в РФ поспособствовали, в том числе, успешное завершение структурной реформы в отрасли, четкая программа планомерного внедрения 100%-ного либерального конкурентного рынка электроэнергии, а также тщательная подготовка к тендерам. В частности, продаже контрольных пакетов акций генкомпаний предшествовали успешное проведение их IPO на мировых фондовых площадках. В результате тендеров в российскую энергетику была привлечена целая группа отечественных и европейских инвесторов в лице таких крупнейших компаний, как немецкие RWE и E.On, итальянская Enel, финская Fortum. При этом российское государство подписало с инвесторами так называемые договоры на предоставление мощности, которые предусматривают обязательное финансирование собственниками энергокомпаний строительства означенных в условиях приватизации объектов.

Согласно этим договорам, если инвестор откажется сооружать ранее оговоренную электростанцию, государство имеет право передать права на ее строительство третьему лицу, а собственник энергокомпании будет обязан профинансировать работы. Впрочем, инвестор может избегнуть подобной участи, если проинвестирует сооружение энергообъекта эквивалентной мощности в другом месте. Таким образом государство защитило себя от риска невыполнения частными владельцами инвестиционных обязательств.

Чего же можно ожидать от приватизации тепловой генерации в Украине по написанному нынешней властью сценарию с учетом выставляемых на конкурс размеров пакетов акций «Днепрэнерго» и «Западэнерго», отсутствия надлежащей подготовки к приватизационным конкурсам в соответствии с международными стандартами, а также ожидаемого требования к потенциальным участникам тендеров в виде поставок отечественного угля?

Как неоднократно отмечали «і», наиболее прогнозируемым результатом таких конкурсов станет монополизация как минимум двух третей рынка тепловой генерации в Украине концерном ДТЭК Рината Ахметова. При этом, по мнению экспертов, в результате продажи акций первой группы энергокомпаний удастся выручить около $1 млрд. при общей инвестиционной потребности Украины до 2030 г. на уровне $110 млрд. Однако даже вырученные от конкурсов гроши растворятся в бюджете, а значит все инвестиционные программы в украинской энергетике будут финансироваться из операционной деятельности энергокомпаний посредством привлечения займов, то есть напрямую из карманов потребителей с соответствующим ростом энерготарифов.

Таким образом Украина, в отличие от России, вследствие приватизации с высокой долей вероятности не получит ни европейских стратегических инвесторов, ни прямых инвестиций в энергетику, ни конкуренции на энергорынке. Вместо этого нас ожидают неконкурентоспособная энергетика, а также частная монополия в секторе тепловой генерации вдобавок к уже существующей государственной монополии в атомной энергетике в лице НАЭК «Энергоатом».

Обе монополии на пару будут производить львиную долю электроэнергии в стране. Наверное, излишне говорить, что олигархические и чиновничьи группы, которые получат контроль над монополизированной генерацией в условиях слабого, коррумпированного государства и фактического отсутствия инструментов внешнего воздействия, получат неограниченную власть над всеми областями жизни в Украине. Речь идет, ни много ни мало, о получении возможности определять социально-экономическое развитие или деградацию страны как в отраслевом, так и в региональном разрезе. Однако подобная угроза национального значения в Украине, похоже, не волнует ни власть, ни оппозицию, ни экспертную среду: процесс монополизации энергетической отрасли проходит при полном молчании всех компетентных и не очень сторон.

Олег КИЛЬНИЦКИЙ

 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на вчора, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес