Фінансові новини
- |
- 21.12.24
- |
- 10:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Власти вместо Фирташа запустили на шельф партнера Vanco
20:19 21.01.2011 |
Кабмин спустя месяц обнародовал на этой неделе свое распоряжение, которым разрешил ГАО «Черноморнефтегаз» и российской «Лукойл» совместно разработать черноморский шельф на предмет добычи нефти на трех месторождениях. С российской стороны оператором освоения структуры выступит «Калининградморнефть» (уполномоченная управляющая компания по обустройству морских месторождений группы «Лукойл»). Панируется, что украино-российский дуэт займется в первую очередь освоением единственной новой нефтегазоносной структуры отечественного шельфа Черного моря, готовой к разработке - Одесской.
Запасы проданной Одесской структуры оценены на уровне 11 млрд куб м. газа. Она расположена на расстоянии более 200 км от мыса Очертай западного берега Крыма и на расстоянии 150 км от Бухты Жебриянской в дельте Дуная Одесской области. Кроме Одесской структуры, которая за счет государственных инвестиций Украины уже подготовлена к разработке, правительство решило включить в договор с «Лукойлом» еще две нефтегазоносные структуры, которые относятся к категории разведанных и требующих доразведки. Это структура Безымянная, расположенная рядом с Одесской и имеющая перспективные извлекаемые запасы 10 млрд. куб м газа. Это также структура Субботина с перспективными извлекаемыми запасами 14 млрд. куб. м Она расположена к югу от Керченского пролива и к востоку от Прикерченской лицензионной площади ООО «Ванко Прикерченская».
По ряду причин российские нефтегазовые компании в среде украинских специалистов считались наименее перспективными для совместных проектов. Главной причиной является то, что РФ - гигант сухопутных промыслов. В то время, как доля морских технологий в добыче этой страны остается катастрофически мизерной. Такие, казалось бы, гиганты, как «Газпром» и «Роснефть», могут похватать всего лишь одним-двумя успешными морскими проектами (для сравнения, в Румынии таких 16).Что касается «Лукойла», то в РФ он считается чуть ли не единственной российской компанией, имеющей опыт масштабной промышленной разработки шельфа. Ее портфель состоит из промыслов на трех месторождениях родственных компаний «Лукойл Нижневолскнефть», «Приазовнефть» и «Калиниградморнефть». В полном соответствии с этой картиной выглядит и то, что за рубежами РФ «Лукойл» собственных морских промыслов не имеет. Все зарубежные активы этого гиганта на шельфе - это либо доли в проектах корпораций ЕС в Азербайджане, либо, совместные предпрития «Лукойл Оверсиз» с американской Vanco Energy, одним из совладельцев украинской «Ванко Прикерченська».
Последнее обстоятельство говорит, как минимум, о наличии у российской и американской компаний четкой совместной стратегии относительно Украины. Подтверждается наличие этой стратегии тем, что в 2009 году их совместный бизнес также касался нашей страны. Тогда, благодаря победе Румынии в Международном суде ООН с иском на отчуждение в Украины южного шельфа острова Змениый, собственниками приграничных месторождений Rapsodia и Trident стали именно «Лукойл» и Vanco Energy. До сделки по шельфу Змеиного, в 2008 году, «Лукойл» дал Vanco денег за 56.6%-ную долю в трех ее ведущих зарубежных проектах в Африке.
С учетом всех этих нюансов, Киеву вряд ли можно рассчитывать на то, что «Лукойл» ради трех украинских месторождений отодвинет все свои прочие аналогичные проекты, и броситься без оглядки на партнеров динамично доразведывать Субботинскую и Безымянную структуры, либо, разрабатывать структуру Одесскую.
С последней в Украины вообще как-то не сложилось. Последняя попытка привлечь иностранный промышленный капитал к освоению Одесской структуры относится к 2010 и 2008 годам. Тогда в качестве инвестора рассматривались китайские государственные корпорации CNOOC и CPMIEC (China National Offshore Oil Corporation и China National Precision Machinery Import and Export). Они согласились поставить Украине в 2011 году самопогружную плавучую морскую буровую платформу и построить подводный газопровод для освоения Одесской структуры на условиях товарного кредита, который предполагалось погашать газом будущей добычи, а также, создание украино-китайско-швецарского СП для реализации этого топлива на внутреннем рынке Украины. По ряду причин, приход китайцев не состоялся.
Такой же результат имела и предыдущая попытка продажи Одесской структуры - она состояла в заключении в 2004 году договора о совместной деятельности (ДСД) между ГАО «Черноморнефтегаз» и ЗАО «УкрГазЭнерго» Дмитрия Фирташа. В 2007 году по причине отсутствия фактических работ правительство денонсировало этот договор. Власти тогда выступали за перевод всех проектов по освоению шельфа с режима ДСД в другой режим - соглашений о совместном разделе продукции (СРП). Среди прочего, этот новый для Украины режим предполагал обязательную процедуру конкурсного отбора инвесторов с целью максимального наполнения госбюджета и понижения уровня коррупции. Нынешние власти не в восторге от режима СРП. Он дает меньше шансов на «откаты» от инвесторов, чем безконкурсный режим ДСД. Ввиду этого нечего удивляться, что в декабре, принимая решение отдать три газоносные структуры «Лукойлу», в Украине вообще не было проведено никакого конкурса.
Андрей Старостин
Статьи по теме:
21.01.2011 "Лукойл" попал на черноморский шельф
|
|
Zas
21.01.11, , инфо
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :