Фінансові новини
- |
- 21.12.24
- |
- 17:13
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Є лише один шлях, щоб уникнути критики: нічого не робити, нічого не говорити і бути ніким" Арістотель |
"Кiевскiй Телеграфъ": ЭНЕРГичное кино. Кабмин обещает выполнить свое обещание
10:04 10.10.2001 |
Подрастающее поколение любит сказки, в которых главный герой периодически (как правило, несколько раз) попадает в абсолютно безвыходное положение (АБП). Надо сказать, что заокеанская киноиндустрия, вовремя подметив эту закономерность, стала беззастенчиво ее использовать во множестве фильмов. Наши решили не отставать, но поскольку с кинопленкой и современными киностудиями в стране по - прежнему напряженка, киносеансы происходят "вживую" и прямо в Кабмине.
В апреле, то есть ДО ТОГО как были проданы шесть украинских облэнерго, Национальная комиссия по регулированию энергетики (НКРЭ) разработала специальную методику определения тарифов на передачу и поставку электроэнергии. Методика предусматривала повышение тарифов для потребителей в среднем на 10 - 11% и устанавливала минимальную рентабельность облэнерго - 17%. Конкретная дата повышения стоимости киловатт - часа указана не была. В конце августа уже приватизированная компания "Житомироблэнерго" (77% акций официально принадлежат словацкой Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P.) инициировала повышение тарифов. Как, собственно, и договаривались. Но НКРЭ отказала просителю и даже снизила оптовую цену электроэнергии до 11,16 копейки за кВт.час. Подобные заявки на повышение тарифа от компаний "Киевоблэнерго" и "Севастопольэнерго" вообще не рассматривались.
Такой "выборочный" подход породил так называемый энергоультиматум, в котором новые хозяева облэнерго и международные организации - доноры Украины потребовали от Кабмина выполнения обещаний, данных иностранным компаниям. То есть, по сути, призвали правительство ответить за свои слова и повысить, наконец, тарифы. Затягивание данного вопроса, указывалось в официальном письме представителей USAID, Всемирного банка и ЕБРР, чревато тем, что "следующий раунд приватизации облэнерго потерпит фиаско, ибо солидные инвесторы не вкладывают деньги в страну, где они гарантированно их потеряют, и где правительство не выполняет своих обязательств".
Второй "несущей стеной" данного капкана стал календарь. Известно, что население крайне болезненно воспринимает повышение цен. Особенно на электроэнергию. Особенно в преддверии зимы. Короче говоря, именно так в украинском правительстве началось динамичное формирование АБП.
Следующие "ловушки" росли, как грибы. Старт предвыборной кампании гарантирует использование непопулярных мер правительства в "электорально - пропагандистских целях". Последний квартал года не сулит доходной части бюджета ничего хорошего на фоне поистине гениального пролета приватизации - 01, "хребет" которой составляли именно пакеты акций облэнерго.
Реакция правительства была по - голливудски классической: 26 сентября НКРЭ объявила чрезвычайное положение в энергетике. Официальный повод - запасы угля и мазута на украинских ТЭС чуть превышают половину необходимого для обеспечения стабильной работы в осенне - зимний период. С третьей декады сентября тэковское министерство и НЭК "Укрэнерго" ограничивают поставки электроэнергии потребителям "в целях экономии топлива на электростанциях и запасов воды в водохранилищах, а также для обеспечения нулевого сальдо перетоков электроэнергии с Россией". Кроме того, НКРЭ по вышеуказанной причине снова перешла в режим "ручного управления" и начала перераспределять денежные потоки со счета энергорынка в пользу ТЭС генкомпаний для расчетов за топливо.
Далее обстановку нагнетали туманные намеки "Итеры" о возможном сокращении транзита газа из солнечного Туркменистана. Естественно, не могли остаться в стороне и украинские шахтеры, профсоюз (ПРУП) которых объявил предзабастовочное состояние в отрасли. Причина - невыплата зарплаты и несоздание Кабмином условий для
100 - процентной оплаты за уголь, поставляемый на ТЭС. В случае невыполнения требований "гвардия труда" с 22 октября грозится приостановить отгрузку угля на двое суток, с 5 ноября - на пять суток, а с 19 - остановить поставки на Старобешевскую, Запорожскую, Углегорскую, Трипольскую и Бурштынскую электростанции (ежегодно украинские ТЭС используют порядка 28 млн. тонн угля и 11 млрд. кубометров газа).
Итак, атмосфера в "кинотеатре" накалилась окончательно. В то же время если в "настоящем кино" Рэмбо или Индиана Джонс были обязаны избавиться от цепей (веревок, решеток, взвода охраны или эскадры неприятельских миноносцев) в течение пяти - десяти минут, то украинский Кабмин при всей его "негероической" внешности имеет большую временную фору. За это время можно хотя бы попытаться адаптировать население к потенциальному повышению тарифов. Этим правительство и занялось.
Точнее, занялся этим совет энергорынка, в середине сентября попросивший Кабмин распространить повышение тарифа на часть сверхнормативных потерь на все украинские энергоснабжающие компании. И вот уже 28 сентября правительство поручило ведомствам разработать законопроект о взыскании с населения пени за несвоевременную оплату электроэнергии. Тогда же НКРЭ (постановлением ї 944) утвердила прогнозную оптовую цену на электроэнергию для расчета рыночных розничных тарифов. Цена (по регулируемому тарифу в текущем октябре) составила 114,8 грн. за МВт.ч (без НДС). После двухдневной паузы Кабмин вплотную подошел к сюжетной развязке.
1 октября премьер Анатолий Кинах официально подтвердил, что правительство собирается выполнить данное весной обещание покупателям первых шести облэнерго и повысить тарифы на электроэнергию.
Спичу Кинаха предшествовало появление информации о готовящемся постановлении "Об утверждении плана мер по реализации долгосрочной тарифной политики на оптовом рынке электроэнергии". Правда, законопроект этот обещают рассматривать исключительно "после полного погашения задолженности по заработной плате и социальным выплатам". Так вот, потом, то есть, как указано в документе, к 2004 году тарифы на электроэнергию для населения вырастут до 100% стоимости ее производства и передачи (сейчас, по данным НКРЭ, население оплачивает 70% стоимости электричества).
Предвыборная реакция последовала незамедлительно: левые партии пообещали, что уже с середины октября начнут акции протеста против "наступления на социальные права и интересы трудящихся".
Комментировать последствия всего этого "кина" в целом непросто. Ибо, с одной стороны, абсолютно понятно, что стоимость товара должна быть оплачена полностью, а с другой - жизнь дает основания усомниться в качестве "товара", за который предлагают платить "по полной программе". Кроме того, серьезные сомнения вызывает обещанная тщательность в дифференцированном подходе к расчету тарифов и компенсаций для всех категорий населения.
Есть еще одно весьма тревожное обстоятельство. Оптимистичный Госкомстат утверждает, что в августе средняя зарплата в Украине составляла 329,33 грн. Разница между этой цифрой и прожиточным минимумом меньше 50 грн. Таким образом, Кабмин планирует повышение тарифов, не особенно надеясь на законопослушность граждан. То есть делается все исключительно для инвесторов. Подобный прием называется "поправка на прокурора".
И все же стремление к реформам и прочей рыночности требует максимального соответствия товара его оплачиваемой стоимости. В этой связи весьма поучителен случай, произошедший в Калифорнии. Понимая, что сравнивать Калифорнию со, скажем, Днепропетровской областью, мягко говоря, некорректно, все же напомню, что в регионе Силиконовой долины, из которого "проистекают" все самые современные технологии, летом начались перебои с электричеством. Причиной энергоголода официально названы: низкие цены на электричество. Оказывается, волею случая в этом симпатичном регионе Америки потребители пользовались услугами компании - монополиста. Натурально, строгое антимонопольное законодательство крепко - накрепко запретило монополисту повышать тарифы. Компания безропотно подчинялась. Потребители рассчитывались вполне аккуратно. Однако само потребление росло, а при существующих ценах энергокомпания никак не могла накопить приличную сумму для наращивания генерирующих мощностей. Таким образом, благодаря демократии, антимонопольному законодательству и низким тарифам калифорнийские потребители продолжают страдать до сих пор.
КСТАТИ
Энергопоставщики должны 12 млрд. грн. госпредприятию "Энергорынок", которое, в свою очередь, "в минусах" перед генкомпаниями на сумму 13,7 млрд. грн. Кредиторская же задолженность генкомпаний составляет более 17 млрд. грн.
Александр ДМИТРЕНКО
Центр оценки политических рисков