Фінансові новини
- |
- 11.01.25
- |
- 12:04
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Госбанки пьют.., а голова болит у Минфина"
09:17 17.04.2006 |
Формирование нового правительства будет означать изменение многих макроэкономических процессов в стране. Своим взглядом на первоочередные задачи нового правительства по развитию экономики с "ЭИ" поделился директор Мирового банка в Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингхем.
- Обновленный официальный макроэкономический прогноз опубликован. Вы согласны с цифрами, которые ожидает правительство (до 3% роста ВВП и около 10% инфляции)?
- В целом, да. Мы ожидаем, что прирост реального ВВП Украины составит от 2 до 3% в этом году - если, конечно, во втором полугодии цена на газ сохранится. Это будет основной задачей нового правительства. Кстати, я думаю, что у украинского правительства есть все шансы повысить показатель роста реального ВВП до 5 - 8%. Но для этого новому Кабмину придется восстановить благоприятный инвестиционный климат в стране, получить право на членство в ВТО и проводить прозрачную экономическую политику.
- Может быть, новому правительству следует возвратиться к практике свободных экономических зон?
- Думаю, не стоит. Нужно создавать благоприятный инвестиционный климат для бизнеса во всех отраслях экономики и областях страны. Бизнес и инвестиции требуют равноправия. Нужно работать в этом направлении.
- Насколько высоки шансы преодолеть инвестиционный голод?
- Шансы есть. Многие украинские предприятия проходят аудит и готовятся выйти на внешние рынки, чтобы привлечь зарубежных партнеров. Если после выборов процессы реприватизации не будут возобновлены и правительство сможет продемонстрировать реалистичную стратегию развития, то инвестиции снова пойдут в Украину.
- Реприватизации, скорее всего, уже не будет. Зато отечественные бизнес - группы начинают активнее защищать свои интересы от зарубежных конкурентов. Например, как Вам идея ограничить присутствие иностранного банковского капитала на уровне 50%?
- Первый раз об этом слышу. Могу сказать, что во многих странах большая часть рынка занята иностранными банками, но это никоим образом не вредит экономике. Наоборот, иностранные банки помогают приходу в страну капитала, который содействует развитию экономики. Кроме того, в рыночной экономике у каждого, кто желает продать свой бизнес, должно быть право сделать это.
- Как Вы оцениваете заявления некоторых украинских политиков о том, что они будут стремиться к денонсации газовых соглашений с Россией?
- Я не буду комментировать политические аспекты. Могу сказать, что это только увеличивает нестабильность.
- Вы считаете, что цена на газ во втором полугодии будет зависеть только от действий украинского правительства?
- Не думаю. Действительно, объективная неуверенность аналитиков относительно цены голубого топлива во второй половине 2006 года оправдана. Нужно понимать, что дальнейшее повышение цены неизбежно, ведь Украина даже сейчас платит намного меньше, чем любая другая страна Европы. Поэтому не нужно гадать, какой будет цена после июня, а уже сейчас следует готовиться к повышению цен до среднеевропейского уровня. Однако очень важно правильно подготавливать экономику к росту цен, чтобы сохранить положительную динамику роста. Нужно агрессивно внедрять энергосберегающие технологии. Мы готовы только в этом и следующем году выделить на это по $250 - 300 млн. Однако финансирование международных организаций - это только капля в море, которая позволит повысить эффективность работы энергосетей нескольких тысяч социальных объектов. Нужно стимулировать бизнес вкладывать деньги в энергосбережение.
- Да, по оценкам правительства, бизнесу потребуется вложить в энергосбережение $200 млрд. за 25 лет. Вы считаете, что это реально?
- Это очень большая сумма (смеется). Вообще, я считаю, что программа развития энергетики, написанная правительством, слишком амбициозна. Я думаю, что реальной будет цифра на уровне нескольких миллиардов долларов в год.
- Какие конкретно шаги необходимо предпринять?
- В первую очередь, нужно поднимать тарифы для населения на экономически обоснованный уровень (т.е. фактически вдвое. - Авт.). Конечно, это очень тяжело, но необходимо. Низкие тарифы и недостаточная рентабельность энергетики приводят к снижению объемов инвестиций в энергетические сети, в результате страдают сами потребители энергии (вспомните Алчевск). Конечно, уязвимые категории населения нужно защищать субсидиями. Кроме того, следует заняться активным развитием гидроэлектростанций, альтернативных и внутрипроизводственных источников питания, поиском новых месторождений нефти и газа на шельфе Черного моря. Иначе будет очень сложно.
- Говорят, что Мировой банк не рекомендует Украине развивать атомную энергетику. Вы боитесь повторения Чернобыльской катастрофы?
- Нет. Мы считаем, что для развития атомной энергетики потребуются слишком большие капитальные инвестиции, эффективность которых необходимо еще просчитать. Я думаю, что для Украины более целесообразно использовать внутренние ресурсы и существующие возможности по энергосбережению.
- А как Вы оцениваете такой способ стимулирования энергосбережения, как система штрафов, которыми правительство угрожает предприятиям за чрезмерное потребление энергии?
- Это непрозрачный механизм. Я считаю, что потребление всегда должно регулироваться рыночными ценами, а не штрафами. Таких мер лучше избегать.
- Что Вы думаете об украинском финансовом рынке?
- Теоретически, фондовый рынок у вас работает нормально. Но фактически, в Украине нет предприятий, в которые можно вкладывать деньги. Разве что покупать их облигации. Но могу вам сказать, что для зарубежных капиталов гораздо понятнее рынок акций. В Украине слишком мало предприятий размещают свои акции на открытых фондовых площадках. Все сделки осуществляются на неорганизованном рынке. Большинство предприятий закрыто для аудита, поэтому иностранные инвесторы не могут оценить их инвестиционную привлекательность (т.н. комплекс ЗАО. - Авт.). Даже если собственники хотят продать небольшой пакет акций своей компании, они вряд ли найдут на него покупателя. Отсутствие законодательной защиты прав миноритарных акционеров во многих случаях отпугнет инвесторов. Поэтому крайне важно сейчас, после формирования нового парламента, принять наконец закон "Об акционерных обществах" и провести реформирование судебной системы. Наконец, нужно более активно проводить приватизацию. Это увеличит понимание украинского рынка иностранными компаниями.
- Что Вы можете сказать относительно желания государства оставить в своей собственности оба госбанка - Ощадбанк и Укрэксимбанк?
- Это фундаментальная проблема. В госбанках обычно нет четкой системы корпоративного управления. Это приводит к тому, что кредиты от государственных банков несут в себе гораздо больше рисков невозврата, нежели кредиты комбанков. Невозврат ложится на бюджет. Получается, что госбанки пьют алкоголь, а голова болит у Минфина. Поэтому приватизация необходима. Если государство очень не хочет этого делать, возможно, тогда следует рассмотреть возможность объединения этих банков. У Укрэксимбанка, кроме его функциональности в качестве гаранта импорта/экспорта, развит корпоративный сегмент бизнеса и хорошие технологии ведения банковского бизнеса, а у Ощадбанка - самая крупная розничная сеть отделений. Если их коммерческую функциональность объединить - можно получить очень хороший лот для приватизации.
- А почему Мировой банк отрицательно относится к идее создания в Украине госбанка второго уровня (Украинского банка содействия развитию)?
- Потому что мы не уверены, что подобная структура поможет улучшить процесс распределения бюджетных средств. Мы еще не видели структуры и плана работы этого банка, поэтому вопрос пока останется открытым:
- Зачем Украине переходить от режима курсового якоря к таргетированию инфляции?
- Зафиксированный на долгое время курс создал большой запас уверенности в банковских депозитах. Теперь любые колебания курса значительно увеличивают экономические риски. Особенно это будет ощущаться при переходе от профицита к дефициту торгового баланса (кстати, это нормально для развивающейся экономики). Плавающий курс и таргетирование инфляции позволит снизить негативное влияние от роста цен на энергоносители и товары внутреннего производства. После выборов мы ожидаем давления на Нацбанк со стороны экспортеров с целью девальвировать гривню.
- Вы считаете, что рост монетарной базы неизбежно ведет к инфляции?
- Да, безусловно. Уровень цен напрямую зависит от объема денежного предложения в экономике. Конечно, сокращение денежной массы может привести к росту процентных ставок. Но я считаю, что стоимость денег - это вопрос доверия к банковской системе и национальной валюте, а также инфляционных ожиданий. С одной стороны, достигнув ценовой стабильности, НБУ сможет контролировать рост процентных ставок по кредитам в экономику. С другой стороны, высокие процентные ставки становятся инструментом естественного отбора. Кредиты смогут получить только высокорентабельные проекты, которые будут толчком для реструктуризации и развития экономики.
Персона
Пол Бермингхем - ирландец по происхождению, выпускник бизнес - колледжа "Тринити" (Дублин). Работал в аудиторской компании KPMG, затем на различные правительственные учреждения и международные агентства. В Мировом банке г - н Бермингхем начал работу в 1994 г. - работал в области инфраструктуры и развития частного сектора, затем занимал должность директора сектора финансового менеджмента. В сентябре 2004 г. назначен директором банка по Беларуси, Украине и Молдове, вмести Луки Барбоне.
Александр ДУБИНСКИЙ