Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Государственное потребление поглощает почти половину ВВП Украины

11:48 14.03.2006 |

Економіка

Как сообщалось, Госкомстат Украины внес уточнение в расчеты ВВП за 2005 год. Подсчитано, что рост реального валового продукта за прошлый год составлял 2,6%. Номинальный ВВП достиг 418,5 млрд грн. (в 2004 г. - 344,8 млрд грн.). По сравнению с 2004 г. рост составляет 12,1%. Однако 4/5 от него приходится на инфляционную составляющую, и лишь 1/5 - реальное увеличение валовой добавленной стоимости.

Привлекает внимание существенное увеличение ВВП в долларовом эквиваленте. С учетом инфляционной составляющей и ревальвации гривни по отношению к доллару ВВП Украины увеличился по сравнению с предыдущим годом на 27,5% и составлял 82,9 млрд. дол. (2004 г. - 65,04 млрд. дол.). В то же время Украина продолжает существенно отставать по уровню ВВП от стран Центральной Европы. Так, в Польше номинальный ВВП составлял в 2004 году 241,7 млрд. дол., в Венгрии - 99,4 млрд. дол. ВВП на одного человека в 2005 г. в Украине составлял всего 1764 дол, тогда как в Польше - 6226 дол., а в Венгрии - 10128 дол.

В этих условиях логика экономической политики настоятельно требует увеличения доли ВВП, которая направляется на накопление основного капитала. Однако в прошлом году этого не произошло. По данным Госкомстата, доля валового накопления основного капитала в структуре ВВП уменьшилась на 4%. На фоне общемировых тенденций Украина по доли накопления основного капитала в структуре ВВП (2005 г. - 21,1%) находится на уровне развитых стран. Однако такое сравнение некорректно вследствие колоссального отставания нашей экономики по показателю ВВП на одного человека. Страны Юго - Восточной Азии в 90 - х годах достигли 8 - 9% среднегодовых темпов роста ВВП, в первую очередь благодаря высокой доле (34,5% ВВП) накопления капитала. Показательно, что даже среди отдельных развитых стран Запада норма накопления почти в полтора раза выше, чем в Украине: Норвегия - 35,1% ВВП (2001 г.), Швейцария - 33,6% (2000 г.), Финляндия - 27,3% ВВП (2001 г.). В 2004 г. опубликовано исследование МВФ, где, в частности, прогнозировалась общемировая тенденция повышения нормы накопления. Предусматривалось, что в 2005 - 2008 гг. она достигнет 24% ВВП. У нас же наметилась обратная тенденция.

Анализ обнародованной Госкомстатом структуры ВВП отмечает и такую негативную тенденцию: в 2005 г. состоялось существенное усиление налоговой нагрузки на экономику. Чистые налоги на производство и импорт в 2005 г. составляли 12,9% ВВП (показатель "чистые налоги на производство и импорт" рассчитывается Госкомстатом как разница между общей суммой налогов и субсидиями на производство). В течение последних лет удалось существенно снизить этот показатель и на этой почве стимулировать экономику. Об этом свидетельствует такая динамика: доля налогов, за исключением субсидий в структуре ВВП, в 2000 г. составляла 16,8%, 2001 г. - 13,4%, 2002 г. - 12,2%, 2003 г. - 11,3%, 2004 г. - 11,4% и 2005 г. - 12,9%. Соответствующая статистика свидетельствует, что вопреки курсу на снижение налогового давления на экономику, провозглашенного новой властью, в прошлом году наблюдалась обратная тенденция - доля чистых налогов в структуре ВВП по сравнению с соответствующим показателем 2004 г. существенно возросла. Но уменьшилась доля валовой прибыли: в 2004 г. она составляла 44,6% от ВВП, а в 2005 г. - 40,3%.

Обнародование объемов номинального ВВП позволяет обнаружить динамику государственного потребления. В 2005 г. расходы Сводного бюджета составляли 141,7 млрд. грн. (28 млрд. дол.), или 33,9% ВВП. Это - самый высокий показатель за последние 8 лет: уровень расходов бюджета впервые за этот период превысил отметку 30% от ВВП. Он свидетельствует, с одной стороны, об необоснованном росте уровня огосударствления украинской экономики, в частности бюрократического аппарата: каждый процент роста бюджетного потребления мультиплицирует его масштабы в увеличивающейся пропорции. С другой стороны, увеличение доли государственного потребления обуславливает соответствующее уменьшение финансовых ресурсов, направляющихся в реальную экономику, которая не отвечает принципам ее либерализации, провозглашенным новой властью. Как свидетельствуют обнародованные Госкомстатом статистические данные, в действительности имеют место обратные процессы. И в этом вопросе нарушены положительные тенденции предыдущих лет. По данным статистики, динамика расходов Сводного бюджета в структуре ВВП за 2000 - 2005 гг. характеризуется такими параметрами, %:

2000 г. - 28,3

2001 г. - 27,2

2002 г. - 26,8

2003 г. - 28,4

2004 г. - 29,4

2005 г. - 33,9

Следует учитывать и то, что расходы Сводного бюджета не включают расходов Пенсионного и страховых фондов, формирующих свои финансовые ресурсы на государственной основе. Их балансы за 2005 г. не обнародованы. В 2004 г. собственные средства соответствующих фондов составляли 39,1 млрд. грн., или 11,3% ВВП. По экспертным оценкам, в 2005 г. этот показатель увеличился до 13 - 14% ВВП. С учетом этого можно считать, что уровень государственного потребления в Украине, которое включает в себя расходы Сводного бюджета и государственных фондов, достигает 47 - 48% ВВП.

Привлекают внимание и такие данные Госкомстата: в 2005 г. расходы "сектора общего государственного управления" достигли 81,7 млрд. грн., или 19,5% ВВП. Для сравнения отметим, что в 2004 г. потребление ВВП соответствующим сектором составляло 18,1% ВВП (62,4 млрд. грн.). Вместо энергичного сжатия государственной машины, уменьшения количества государственных структур (как этого требует время и как это обещалось с трибуны Майдана) происходит процесс быстрого (интенсивного) расширенного их воссоздания. Отслеживать процесс образования новых управленческих институций становится все труднее: какие - либо "тормоза" при этом полностью отсутствуют, все делается с "революционным" размахом по принципу "чего душа пожелает?".

Как следствие, государственные расходы фактически превратились в непосильный груз для украинской экономики: через систему государственных финансов перераспределяется почти половина ВВП. Как свидетельствует международная статистика, самые большие темпы роста наблюдаются именно в тех странах, в которых количество денег, перераспределяющихся государством, не превышает 20% ВВП. А самый низкий рост - там, где уровень государственного потребления превышает 35% ВВП. Расчеты, сделанные на основании данных Всемирного банка, указывают на то, что в 1991 - 2000 гг. 26 стран, в которых размеры государственного потребления составляли 35 - 50% ВВП, имели темпы роста в среднем 1,04%, а 14 стран с величиной государственного потребления более 50% ВВП - всего 0,95%.

Негативные тенденции украинской экономики, четко обозначившиеся в 2005 г., опасны не только сами по себе. Проблема состоит в том, что политическое руководство государства (не только правительство, но и депутатский корпус) не осознает, как об этом свидетельствует течение событий начала нынешнего года, всей деструктивности соответствующих последствий. Это подтверждают неадекватные оценки существующей экономической ситуации на официальном уровне, в частности Кабинетом Министров, заседание которого состоялось на прошлой неделе, а также финансово несбалансированные "социальные" законы, которые "конвейерным" способом "штампуются" в стенах Верховной Рады. Стопроцентная аномальность этой ситуации заключается и в том, что никто из действующих политиков, причастных к реализации соответствующего курса "экономических преобразований", не собирается уступить властные позиции после парламентских выборов. А что будет далее, каким образом придется все это преодолевать после 26 марта? Над этим сегодня, к сожалению, никто не задумывается.

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ,

профессор, Институт стратегических оценок

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес