Фінансові новини
- |
- 11.01.25
- |
- 09:01
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Итоги 2005 года: валюта укрепилась, украинские активы значительно подорожали
10:22 16.01.2006 |
Прошлый год не был спокойным для сегментов межбанковского рынка - валютного и ресурсного. Начался он под знаком завершения драматической кампании по выборам президента, когда амбиции оранжевых и синих едва не привели к краху финансовой системы. Пришлось прибегать к мораторию на досрочное снятие вкладов, удлинению сроков прохождения платежей и блокировать еще несколько направлений оттока денег из банков. Заявки на покупку валюты отбирались Нацбанком в ручном режиме. Параллельно НБУ впервые массово начал выдавать стабилизационные кредиты, буквально подкармливая голодающие банки, которые работали только на впуск средств.
Однако уже в январе завершение революции позволило центробанку снять все ограничения. Незаметно для себя банковская система от денежного голода вдруг попала в атмосферу гривневого изобилия. Население и экспортеры принесли столько денег, что ставки на ресурсном рынке по "ночным" кредитам обрушились до 0,5 - 3% годовых. Стабилизационные кредиты были досрочно погашены, платежи стали осуществляться день в день, вклады - выдаваться по первому требованию. В свою очередь, НБУ постепенно отказался от детального рассмотрения заявок на покупку валюты и запрета на ее приобретение банками для собственных целей. В январе были всего три торговых дня, когда спрос на доллары превышал предложение.
До памятного апрельского скачка было еще далеко, однако НБУ понемногу снижал официальный курс, а следом за ним - и цену, по которой выкупал избыток долларов на рынке. Дилеры пытались найти систему в действиях регулятора, но сделать это было очень сложно. Параллельно с играми на валютном рынке происходили кадровые перестановки в НБУ. Вернувшийся после оранжевой революции в кресло председателя Нацбанка 66 - летний Владимир Стельмах обвинил своих молодых заместителей - Арсения Яценюка и Александра Шлапака - во всех смертных грехах, и те написали заявления об уходе. На смену молодежи пришли проверенные "старики". Первым заместителем председателя стал вернувшийся из Минфина Анатолий Шаповалов, заведовать валютой и монетарной политикой поставили Сергея Яременко (позже он тоже не без скандала ушел из центробанка). Прошла небольшая организационная перестройка НБУ, и ведомство погрузилось в информационный сумрак.
Тем временем правительство Юлии Тимошенко затеяло принятие нового бюджета, значительно выросшего как по доходам, так и по расходам. Раздутые социальные выплаты поставили под угрозу ценовую стабильность в стране, и финансисты из Кабинета министров предложили ревальвировать гривню. Прошла серия закрытых совещаний, и в результате на конец года наметили очень смелый курсовой ориентир в 4,5 - 4,8 гривни/доллар, но никому об этом не сообщили. Однако в марте тогдашний министр экономики Сергей Терехин публично рассказал о том, что в среднем за год стоит ожидать курс гривни на уровне 5 - 5,1 гривни/доллар, а к концу года американская валюта будет стоить около 4,7 гривен. В результате в Украину массово потянулся иностранный спекулятивный капитал. Нерезиденты в огромных количествах заводили и продавали валюту, вкладывая полученную гривню в различные инструменты. Самые рисковые из них покупали акции, хотя большинство предпочли положить средства на депозиты в отечественные банки или приобрести государственные облигации. Основной заработок должно было принести удорожание гривни.
Изначально Минфин радовался активной покупке госбумаг и резкому снижению доходности (с 12% годовых в январе до 5% в апреле), ведь госбюджет недовыполнялся. В апреле от размещения гособлигаций удалось получить 3,7 млрд гривен под 5 - 6,5% годовых. За счет части этих средств Минфин досрочно погасил процентные облигации внутреннего госзайма (ПОВГЗ) на 3,1 млрд гривен, которые находились в портфеле НБУ. Неоднозначность операции была в том, что все доходы, получаемые из казны по этим бумагам, Нацбанк едва ли не в тот же день переводил обратно в бюджет. И вот этот условно бесплатный долг заменили платным - теперь проценты получают нерезиденты.
Одно время Нацбанк устраивал сумасшедший приток валюты в страну, ведь он пополнял растраченные во время оранжевой революции резервы. Однако когда в марте ему пришлось эмитировать гривню в обмен на 1,5 млрд долларов, а в апреле - еще на 1,1 млрд долларов, надо было что - то делать - денежная масса росла уж слишком стремительно.
21 апреля официальный курс гривни к доллару опустился с 5,19 до 5,05. Глубина ревальвации составила 2,7% за день и 4,8% с начала года. Единственный ощутимый плюс всей этой операции - отсечение притока иностранного спекулятивного капитала. Сергей Яременко по - прежнему уверен, что такого же эффекта можно было достичь противоположным маневром - легкой девальвацией, при этом отечественная экономика не потеряла бы несколько процентов своей конкурентоспособности.
После укрепления нацвалюты вложения нерезидентов в ОВГЗ прекратились. Они перестали заводить валюту, и уже в июне сальдо интервенций НБУ оказалось отрицательным. Июль стал последним месяцем, когда проводились первичные аукционы по продаже ОВГЗ. Бумаги под 7 - 8% годовых принесли около 300 млн гривен, после чего Минфин отказался от размещения внутренних долговых инструментов до конца года.
Следующие интересные события на рынке случились уже осенью. Произошла долгожданная либерализация торговли валютой не межбанковском рынке. На стыке августа и сентября НБУ представил серию постановлений, в которых изменил порядок проведения конвертационных и форвардных операций. Банкам действительно давалась большая свобода действий, хотя развернуться на полную мощь мешал 1,5 - процентный сбор в Пенсионный фонд с операций покупки безналичной валюты. Либерализация торговли дала свой эффект: валютный рынок стал самостоятельно балансироваться. С сентября и до конца года НБУ практически не проводил интервенций, чаще всего ограничиваясь объявлением коридора 5/5,06 гривны/доллар - при выходе котировок за его пределы нацбанк тут же готов был вмешаться. Хотя происходило это крайне редко.
Дальше в страну в больших объемах стала поступать экспортная выручка и деньги под приватизацию и покупку украинских активов на вторичном рынке. В рамках повторной приватизации "Криворожстали" пришли 4,8 млрд долларов. Эта сумма значительно пополнила резервы НБУ, зарядила правительство оптимизмом и скрыла дыру в прямых иностранных инвестициях в Украину, вызванную взиманием НДС с оборудования, которое ввозится в страну в качестве взносов в уставные фонды компаний.
И при отставке правительства Тимошенко, и при массовой выдаче кредитов в конце года удалось избежать микрокризисов. Далеко не все деньги население понесло на товарный рынок - многое досталось банкам. Достаточно сказать, что средства на депозитах за год выросли на 50 млрд гривен, или 60%. Благодаря этому удалось избежать очень высокой инфляции, хотя цены все - таки довольно быстро росли.
В новый год банковская система вошла в состоянии изобилия денег. Остатки на корсчетах на начало января составляли 17,2 млрд гривен. В этом году такого денежного изобилия не будет: текущий счет платежного баланса станет отрицательным и баланс рынка зависит от готовности инвесторов и дальше вкладывать в украинские недостаточно оцененные активы. Если в 2005 году стерилизация была главной задачей НБУ, то в этом на первый план должно выйти рефинансирование.
За прошедший год капитализация ценных бумаг на ПФТС выросла вдвое - до 147,3 млрд гривен. Объемы торгов также более чем удвоились (до 14,5 млрд гривен). Произошли значительные изменения в структуре торгов. Гегемонию рынка корпоративных и муниципальных бумаг сменил рынок государственных ценных бумаг. К концу года у этого сегмента появился достойный конкурент - рынок акций. Очевидно, этому способствовал интерес портфельных инвесторов к украинским активам, а также успешное осуществление IPO трех украинских компаний (пусть и зарегистрированных за рубежом) на Лондонской фондовой бирже. В конце года внутреннее IPO смогла провести компания "Ритейл Груп", управляющая сетью супермаркетов "Велика Кишеня.
Индекс ПФТС за 2005 год вырос на 35,7% - до 352,97 пунктов. Это много меньше, чем в 2004 году - тогда в декабре индекс резко вырос на волне энтузиазма после оранжевой революции. В прошлом году максимальная доходность переместилась во второй и третий эшелон котируемых в ПФТС ценных бумаг (в основном, это предприятия коксохимии, горно - металлургического комплекса и нефтепереработки). В частности, котировки акций предприятий коксохимической промышленности выросли в разы. Лидерами по динамике роста котировок предложения в 2005 году стали акции Нижнеднепровского трубопрокатного завода, Северного ГОКа и "Криворожстали". Рекордсмены по котировкам спроса - "Криворожсталь", "Донбассэнерго", "Западэнерго", Северный ГОК и Укрсоцбанк.
Аналитики оценивают возможность роста рынка акций в 2006 году темпом до 60%. При условии стабильной политической ситуации некоторые предприятия могут подорожать и в большей степени. В то же время, организованный рынок акций останется узким, поскольку торговцы работают с бумагами, оставшимися на нем после приватизации, а не запущенными с целью привлечения капитала. В 2006 году можно ожидать некоторого перераспределения интереса инвесторов от акций системообразующих отраслей (химия, металлургия, машиностроение) к новичкам фондового рынка (пищевая промышленность, розничная торговля, недвижимость, банковский сектор и паевые инвестиционные фонды). Значительным спросом будут пользоваться активы компаний, специализирующихся на обслуживании физлиц. Это банки и крупные розничные торговые сети.
Сергей Лямец, Виктория Ковалева