Фінансові новини
- |
- 11.01.25
- |
- 06:42
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": К вопросу о создании национального финансового резерва
08:58 24.10.2005 |
В конце прошлой недели Президент Украины Виктор Ющенко заявил о том, что в Украине будет создан национальный финансовый резерв для преодоления возможных рыночных проблем. Ничего особо сенсационного в этой инициативе нет. Одной из черт украинского менталитета является запасливость: для встречи во всеоружии непредвиденных бед и просто для собственного спокойствия и уверенности. Но последнее время нам как - то не удается предвидеть разнообразные кризисы - от хлебного до топливного. Поэтому надо что - то делать. Вопрос, что именно...
Причины избегать последствий
Говорить в деталях о национальном финансовом резерве как государственном органе пока трудно, потому что Виктор Андреевич очертил лишь внешние контуры структуры. "Сегодня мы говорим о создании национального резерва, финансового резерва, чтобы у правительства было несколько миллиардов гривен, - сказал он. - Чтобы у нас была защищенная бюджетная система, система инвестиций, пенсий, заработной платы и так далее. Я уверен, что больше жить так, как Украина жила до этого, когда она не имела ни на неделю резерва нефти, газа или финансовых ресурсов, или хлеба, зерна, или сахара, когда государственные резервы девальвированы, распылены, нельзя".
Концептуально Президент прав. Нельзя не согласиться и с мнением, что значительная часть резервов практически отсутствует "из - за разных манипуляций правительственных учреждений". И что государство должно обеспечить надежность своего существования, и поэтому это было одной из задач, поставленных на последнем заседании Кабинета министров. Возникает лишь один вопрос: почему о финансовом резерве заговорили именно сейчас?
Полагаю, для поднятия этого вопроса было достаточно причин. Во - первых, природные катаклизмы, которые пока неподвластны человеку. Ураганы "Катрина" и "Рита", обрушившиеся недавно на США, нанесли стране материальный ущерб на сумму от $70 млрд. до $130 млрд. Во всяком случае, так полагают в Бюджетном бюро американского Конгресса. Меньшие по масштабам тайфуны продолжают хозяйничать в Юго - Восточной Азии и Центральной Америке.
Во - вторых, запредельный рост цен на энергоносители, в том числе и как следствие буйства стихий, почти наверняка заморозит рост мировой экономики, оказавшейся неготовой к таким неприятностям. Это обстоятельство может поставить под вопрос возрождение украинского экспорта, главного источника ВВП.
В - третьих, не исключено, что на заявление Президента оказала влияние весть о недавнем сокращении золотовалютных резервов Нацбанка по итогам сентября на $194,39 млн., вызванном платежами по обслуживанию внешнего долга. Заметим, что в течение последнего года объем нацбанковских "закромов" неуклонно рос.
Как экс - глава Нацбанка, Виктор Андреевич наверняка помнит напряженный сентябрь 1998 - го, когда гривня под прессингом валютного кризиса, пришедшего из России, "худела" день ото дня, кредиторы из МВФ тянули время, а в резервах НБУ было хоть шаром покати:
В - четвертых, по данным Минагрополитики, в этом году производство зерновых будет убыточным из - за увеличения топливной составляющей в себестоимости по сравнению с прошлым годом с 16,4 до 28%. То есть нынче себестоимость производства 1 тонны зерновых составляет около 522 грн. (более $100), и это делает производство убыточным.
Кроме того, Минагрополитики прогнозирует дефицит продовольственного зерна в 2006 - 2007 гг. Главные причины грядущей нехватки продовольственного зерна мы уже называли в предыдущих публикациях - уменьшение посевных площадей и засуха. В этой связи Минагрополитики намерено увеличить страховые запасы семян, закладку в семенной фонд, чтобы обеспечить вал зерна на уровне не менее этого года, поскольку есть опасность недополучить семена для посева озимых в следующем году. Между тем в конце сентября Всеукраинская ассоциация пекарей заявила о нехватке продовольственного зерна уже в этом сезоне. По ее расчетам, для производства хлеба высокого качества необходимо как минимум 6 - 7 млн. тонн продовольственного зерна, в то время как, по данным Госинспекции по контролю качества сельскохозяйственной продукции и мониторинга ее рынка, на 26 сентября в наличии было около 2,3 млн. тонн.
Наконец в - пятых, Президента мог подстегнуть сезонный фактор, генетическая память о подготовке к зимовке, скрупулезной ревизии необходимых запасов, дающих гарантию безбедно пережить сложное время.
Чужой опыт
В отличие от украинской запасливости, имеющей бытовые корни, мировой опыт носит более "организованный" характер и имеет достаточную для изучения историю. В частности, в ряде стран - поставщиков нефти на мировой рынок уже несколько десятилетий назад были созданы фонды, регулярно подпитываемые из доходов от нефтеэкспорта. Цель подобных резервов - обеспечить страны средствами для социальных программ, а также смены прежнего вида деятельности в случае истощения запасов черного золота. Львиная доля средств этих фондов сегодня расходуется на получение образования молодежью региона Персидского залива.
США, неоднократно потрясаемые нефтекризисами и "коварством" стран - членов ОПЕК, были вынуждены создать стратегический запас черного золота. Интересно заметить, что, наряду с выполнением основной, страховочной функции, "нефтезакрома" Америки решают вторую важнейшую задачу: известие о появлении нефти из стратегического резерва США на рынке мгновенно снижает пыл "быков" - спекулянтов, делая черное золото более доступным. Именно этот прием в значительной степени смягчил последствия ураганов "Рита" и "Катрина": общее число уничтоженных стихией нефтяных и газовых платформ в Мексиканском заливе составило 108, а еще 53 значительно поврежденные платформы могут начать работу лишь в следующем году.
Примеру США в части создания стратегических нефтезапасов последовали Евросоюз и Китай. Впрочем, сегодня Поднебесная отложила наполнение своей "емкости" до лучших времен: по мнению китайцев, этим следует заняться при более низких ценах на черное золото.
Интересен опыт наших соседей - россиян, создавших так называемый стабилизационный фонд, аккумулирующий сверхдоходы от нефтеэкспорта. Напомним, еще в 2001 г. Владимир Путин дал задание тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову начать формирование такого фонда. В 2002 - 2003 гг. некое подобие финансового резерва получило наименование Стабилизационного фонда (СФ). В нем аккумулировались все остатки на счетах федерального казначейства, которые составляли сверхдоходы российского бюджета, получаемые за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Стало быть, СФ синтезировался как раз для того, чтобы вычленить из бюджетного потока чисто конъюнктурные доходы, откладывая средства на "черный день".
Отличие его от финансового резерва, во - первых, в четко определенных источниках формирования, а во - вторых, в строгом порядке расходования средств. Кстати, источником наполнения Стабфонда стало превышение ценой российской нефти Urals некоего порогового значения. Кроме того, туда пойдут средства из налога на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в части, превышающей уровень, определенный указанной пороговой ценой.
Следует отметить один важнейший нюанс, с одной стороны, облегчивший задачу российскому кабмину в части формирования СФ, с другой - несколько "расслабивший" тамошнюю экономику сегодня (РФ экспортировала в январе - сентябре 2005 года 179,6 млн. т нефти, что на 8,8% больше, чем в прошлом году, однако темпы промпроизводства находятся на минимальном за 8 последних месяцев уровне). Напомним, в недалеком прошлом нефть была дешевле нынешней раз в 7. В 1999 г. баррель Urals стоил около $9. Натурально, в последефолтном состоянии (1998 г.) для России это был изрядный удар. Поэтому мысли о возможном ухудшении внешнерыночной конъюнктуры резко стимулировали строительство "закромов".
Сегодня один из наиболее острых вопросов, обсуждаемых правительством РФ, - как тратить, куда направлять активы СФ? Диапазон предложений по этому поводу очень широк: от обеспечения пенсионеров достойным уровнем жизни и досрочной выплаты внешних долгов до инвестиций в высокие технологии и развитие энергосбережения. Несомненно, в "обслуживании" СФ неизбежны злоупотребления, что в известной степени "оправдывается" его нынешними размерами (триллионы рублей), однако саму полезность и своевременность этого института никто не отрицает.
Перспективы и неясности
Прежде всего укажем на одно крайне неприятное обстоятельство, звучащее по - одесски примерно так: "Она такая умная, как моя жена потом". Или: "На охоту ехать - собак кормить". Иначе говоря, автору непонятно, почему назревшая проблема создания резерва - эдакого буфера, смягчающего удары стихий и прочих неприятностей, - была затронута только сегодня? Аккурат в разгар противодействия этих самых неприятностей победному росту отечественной экономики.
Признаюсь, первой реакцией на президентскую инициативу был вопрос: "А из каких, извините, источников будет "питаться" финансовый фонд на фоне очевидной стагнации украинской экономики, проблем на внешних рынках и роста цен на энергоносители?".
Почему этим не занимались двумя годами ранее, когда наш ГМК наращивал металлоэкспорт и производство? Причем последнему отнюдь не мешала отмена пресловутых налоговых льгот для отрасли. Впрочем, как говорил последний президент СССР, главное - начать...
Второй неясностью деятельности организации, формирование которой почти началось, является опасность дублирования функций уже существующего Госрезерва.
Наконец в - третьих, нормальная и своевременная идея о страховочных запасах может быть легко испорчена конкретным исполнением. К сожалению, опыт у нашей страны есть, причем достаточно свежий. Напомним так называемый "бакалейный" кризис, потрясший Украину в июне - июле 2003 г.
Тогда цены на муку, крупы, макароны и сахар выросли до 50%.
Странным в те дни было поведение Кабмина, который в основном ограничился тем, что уговаривал торговцев не поднимать цены и сделал товарные интервенции с изрядным опозданием. Кроме того, поражала "слепота и глухота" кабминовских чиновников, "в упор" не замечавших предупреждений аналитиков - экспертов еще в феврале! Достаточно было лишь ознакомиться с динамикой чересчур уж активного зернового экспорта в 2002 г. Короче говоря, грубое администрирование едва не угробило продовольственный рынок окончательно.
Отсюда и следует вполне обоснованное опасение автора, сомневающегося в эффективном и, главное, оперативном функционировании новой организации. Впрочем, не исключено, что подросшие и уже набравшиеся опыта молодые кадры сумеют не повторить ошибок прежних функционеров Госрезерва и перестраховщиков из Кабмина эпохи Виктора Януковича.
Александр Дмитренко