Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Украинский капитализм: каким он будет?

11:15 13.06.2005 |

Економіка

Будущего как физического мира нет. Но есть наши возможности, мотивы и воля.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ ПЕРЕХОДА

Дискуссия о том, какой должна быть новая экономическая модель национальной экономики Украины, длится примерно столько же, сколько лет самой украинской независимости. На "старте" этой дискуссии ни у кого не вызывал сомнение тот факт, что Украина является индустриальной державой, способной включиться в международное разделение труда в качестве конкурента - производителя продукции с высокой добавленной стоимостью.

ВПК и космическая промышленность, авиа - и судостроение, тяжелое и легкое машиностроение, тяжелая металлургия и химическая промышленность составляли своеобразное "индустриальное ядро", особенностью которого было наличие полноценного производства конечного продукта. По оценкам экспертов - экономистов, "индустриальное ядро" обеспечивало Украине место в двадцатке ведущих производящих стран мира, т.е. тех, кто продвигал на мировой рынок конечную продукцию национального производства.

Собственно, задачей "Большого перехода" от социалистической к рыночной экономике было изменение принципов экономической деятельности при сохранении геоэкономического потенциала и "профиля" индустрии. Проще говоря, развитие института частной собственности посредством приватизации и включение промышленных комплексов в новые системы (национальные и транснациональные компании) - средство и инструмент, но не цель модернизационных реформ в Украине в постсоветский период.

Выход на мировые рынки в условиях внутренних трансформаций привел к стихийной смене модели - от индустриальной к сырьевой. В первое десятилетие реформ эта смена воспринималась как явление временное, связанное со сложностями структурных преобразований, отставанием модернизации, поиском внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, способных профинансировать модернизацию и повысить конкурентоспособность "индустриального ядра".

Вместе с тем, как гласит житейская мудрость, ничего не бывает более постоянного, нежели временное. Сырьевая специализация украинского крупного капитала оказалась выгодным делом. Во - первых, производство сырья (металл, химическая продукция) не требовало высоких стартовых вложений. Во - вторых, стоимость лоббизма и провайдинга на мировых рынках - намного ниже, чем аналогичные траты на продукцию с высокой добавленной стоимостью. И третье, наверное, самое важное - сырьевая специализация Украины как нового субъекта мирового рынка была воспринята производящими странами куда более благосклонно, нежели амбиции Украины затоварить мировой рынок своей авиа - и космической продукцией, военной техникой и космическими ракетами.

Государственную машину также устраивала ситуация, когда все издержки по экономическому планированию и долгосрочным стратегиям взял на себя молодой крупный капитал сырьевого типа: деньги в бюджет приносит и снижает риски по долгосрочным инвестиционным программам. Из года в год правительства всех призывов пересчитывали доход от экспортеров сырья и энерготрейдеров, откладывая капиталоемкие программы по модернизации "индустриального ядра" на потом. Речь даже не идет о целевом государственном инвестировании, а скорее о государственном менеджменте, который бы способствовал реализации долгосрочных модернизационных программ с участием всех типов капитала. В рамках модернизационных задач такое загадочное понятие как "инновация" вообще превратилось в политическое заклинание, усыпляющее бдительность рядового гражданина.

Сухой остаток этих умозаключений: по состоянию на 2005 год в структуре экспорта доминирует металлургическая продукция (более 40%). Экспортная сельхозпродукция также преимущественно сырьевого и полуфабрикатного типа. Доля машиностроения занимает порядка 20%, а услуг - 15% (преимущественно - транспортировка энергоносителей).

2005 год в этом отношении может стать переломным. Высокая энергозатратность и инновационная консервативность "сырьевой модели" фактически гарантируют ее кризис в ближайшие год - два.

Смена конъюнктуры и высокий уровень конкуренции на рынке металлов, где появились новые игроки с продукцией с более высокой добавленной стоимостью (Китай) и рост цен на энергоносители (нефть, газ) могут стать катализатором кризиса (бюджет, спад внутреннего инвестирования, "схлопывание" внутреннего рынка), переходящего в системный структурный обвал всей национальной экономики. Эти риски дополняются и субъективной стороной - реприватизационными процессами, которые начались в связи со сменой власти и вторичным переделом собственности в Украине.

К чему это может привести в ближайшей перспективе?

А) Низкая рентабельность, а в последующем - и убыточность "сырьевой модели" делают невозможным прибыльность и всей национальной экономики. Высокая зависимость от внешних энергоресурсов, поставляемым по мировым ценам (нефть, газ, ТВЭЛы для атомных станций) будет требовать постоянных высоких расходов как со стороны государства (бюджет и бюджеты госкомпаний), так и со стороны приватного крупного капитала. Единственный источник, обеспечивающий "худой" баланс, - рабочая сила. Значит, повышения уровня эксплуатации труда не избежать, и низкий уровень доходов с неизбежностью станет нормой во всех отраслях экономики. Труд остается единственным внутренним ресурсом для накопления необходимой прибыли в условиях низкорентабельной или убыточной экономики.

Б) Снижение конкурентоспособности сырьевой промышленности на фоне крайне низкого инвестиционного потенциала (проще - финансовой состоятельности) частного капитала в Украине приведет к "сбрасыванию" собственности (промышленных предприятий) иностранным компаниям. Региональные компании - конкуренты или системные ТНК, ориентированные на расширение производства и сфер влияния, готовы ко "вторичному переделу" и будут играть только на понижение цены объектов. Причем, в этом случае реприватизация, объявленная Новой властью в 2005 году, - лишь один из способов интернационализации собственности. Одновременно с этим отечественные "сырьевики" - владельцы добывающих компаний и экспортоориентированных производств, как минимум, будут заинтересованы в привлечении к управлению собственностью иностранных профильных кампаний, а как максимум - к "сбрасыванию" объектов и реинвестированию в более гарантированные активы (отрасли, ориентированные на внутренний рынок, земля, недвижимость, рекреационный бизнес, связь и коммуникации). В любом случае это приведет к снижению инвестиционных предложений для "индустриального ядра": иностранным компаниям это малоинтересно, а "свои" не готовы к такому типу бизнеса.

В) Перераспределение "сырьевого" сектора национальной экономики, ставшего скелетом "сырьевой модели" в последние годы, приведет к прямой зависимости экономики от внешних стратегий развития, прежде всего корпоративных стратегий отдельных ТНК. Учитывая фактический провал модернизационной политики в последнее десятилетие, национальное правительство будет не в состоянии продуктивно влиять на геоэкономическую перспективу Украины, оставаясь лишь в роли распорядителя социальных бюджетных программ и локальных компенсационных мер (дотации АПК, реструктуризация угольной промышленности, завершение обязательного капстроительства, заложенного в предыдущие правительственные программы). "Индустриальное ядро" в таких условиях будет обречено на медленную реструктуризацию, перепрофилирование и распродажу по оставшимся в живых технологическим цепочкам ("Южмаш" - производитель троллейбусов, - это символическое выражение краха "индустриального ядра").

УКРАИНА КАК ПРОВАЙДЕР ВНЕШНИХ СТРАТЕГИЙ

"Вторичный передел" собственности в условиях кризиса "сырьевой модели" стимулирует и без того острую геоэкономическую конкуренцию за влияние на украинскую экономику. Конкуренция разворачивается в нескольких плоскостях:

емкий внутренний рынок Украины - товары и услуги (включая связь), технологии и оборудование, инфраструктура;

индустриальные объекты и земля - как компонент корпоративных стратегий региональных компаний и ТНК, связанных с расширением производственных цепочек и вынесением собственного производства в другие страны;

энергетика и транспортная инфраструктура - как геоэкономический ресурс в геополитической игре за влияние на ЕС.

Третья плоскость сейчас приобретает ключевое значение в рамках смены модели развития национальной экономики.

"Индустриальное ядро", технологически привязанное к прошлому разделению труда, доставшемуся странам СНГ от СССР, оказалось не в состоянии "прирасти" новыми емкими рынками сбыта. Локальные программы продвижение своей продукции не имеют стратегического значения (пример - пакистанский танковый контракт). Участие космической индустрии в программе "Си Ланч" - скорее исключение из правил, лишь подтверждающее эту грустную истину. Программные президентские и правительственные заявление последних пяти лет о расширении рынков сбыта для "индустриального ядра" и о вхождении в мировое разделение труда в качестве страны т.н. "индустриальной группы" так и остались пожеланием государственного менеджмента, далекого от практики национальных промышленных стратегий.

В свою очередь крупный сырьевой капитал, столкнувшись с рисками исчерпания ресурса основных фондов национальной сырьевой индустрии и острой политической конкуренцией за "вторичный передел", избрало стратегию вывоза капитала в знакомые им сектора экономики соседних стран (корпоративные стратегии ИСД и СКМ), или ищут способ "сбросить" часть активов своим иностранным партнерам (группа "Интерпайп", др.).

В условиях эволюционного "лишения" Украины статуса индустриальной державы, ее последовательно втягивают в компенсаторные внешние стратегии в роли транзитного государства - провайдера внешних стратегий.

Разворачивается нешуточная конкуренция двух крупных геоэкономических игроков - РФ и США - за инфраструктурный и энергетический ресурс Украины.

Россия в лице национального правительства и лояльного частного капитала заинтересована в вовлечении Украины в качестве участника собственной энергетической стратегии: консолидация оставшихся геоэкономических активов стран - производителей и стран - транзитеров (месторождения газа и нефти, трубопроводы и их техническое обеспечение) и выстраивание долгосрочной политики по обеспечению энергоресурсами стран ЕС. Неслучайно поэтому созданный год назад газотранспортный консорциум был ограничен лишь форматом украино - российского участия, а украинский проект Одесса - Броды планировалось использовать в реверсном направлении.

Несмотря на неудачу в переговорном процессе по включению в газотранспортный консорциум германского капитала, Германия (один из остовов "Старой Европы") заинтересована в сохранении и стабильной работе украино - российского альянса, гарантирующего эффективность энергетического сотрудничества стран ЕС с Россией и другими странами СНГ. Именно сквозь эту призму следует расценивать и новую 2 - миллиардную кредитную линию, которую получила Украина в 2005 году по линии "Нефтегаз Украины".

Второй компонент, непосредственно связанный с украинской энергетикой, - максимальное использование имеющихся и создание новых мощностей по производству конечной продукции энергетики - электроэнергии - в качестве стратегического экспортного ресурса для ЕС. Приватизация облэнерго и производящих компаний и в перспективе - наращивание производства за счет строительства новых электростанций (в т.ч. - газотурбинных, ориентированных на российский газ) являются технологическими элементами этой стратегии. Учитывается и зависимость украинских АЭС от российского ядерного топлива. Именно поэтому долгое время под давлением внутреннего и внешнего лобби тормозился и даже блокировался проект создания замкнутого цикла по производству ядерного топлива в Украине.

В этом смысле проект ЕЭП, "связывающий" ключевые страны СНГ, и наличие у РФ долгосрочных обязательств с Туркменией, стали органичными политическими компонентами новой энергетической и геоэкономической стратегии России. Украина как обладатель труб, портов, мощной энергетики, транспортных коммуникаций - должна была сыграть роль одного из ключевых ее "провайдеров".

Российско - европейское сотрудничество, опирающееся на долгосрочные интересы России на энергетическом рынке ЕС, и интересы "Старой Европы" в России (прежде всего, Германии), создает геостратегическую угрозу для США и ведущих сырьевых ТНК. Диапазон угроз широк: от укрепления европейской экономики за счет эксклюзивного энергетического партнерства с Россией и ее сателлитами в СНГ - до реформы НАТО и создания полноценного и самостоятельного европейского государства с комплиментарным окружением в Восточной Европе, Евразии и Средиземноморье.

Собственно, политика "сдерживания ЕС" стала одной из главных забот США в последнее десятилетие. Блокирование Ирака и мобилизация НАТО в военных операциях, создание "санитарного пояса" вокруг Евразии и использование "цветных революций" в качестве инструмента геополитического сдерживания России, продвижение ТНК в среднеазиатскую сырьевую зону и реализация проекта нефтепровода Баку - Джейхан (американские компании - поставщики энергоресурсов в европейские порты) - разноуровневые звенья одной цепи.

В рамках политики "сдерживания", ее энергетической и геополитической компонентой становится и Украина. Во всяком случае, есть основания для реконструкции возможной логики вовлечения Украины и ее национальной экономики (вернее, той ее части, которая актуальна) в эту геостратегию.

Аверсное использование нефтепровода Одесса - Броды - хоть и важная, но лишь малая часть данной стратегии. Куда больший интерес представляет готовность американских компаний войти в украинскую энергетику. Намерение закупать в США ядерное топливо для атомных станций выглядят пока как амбиция украинского руководства окончательно и бесповоротно диверсифицировать поставки ядерного топлива (даже если это топливо будет на 40% дороже российского, если верить сообщениям СМИ). Нельзя исключать, что стратегический интерес США может состоять в более полноценном участии в модернизации украинской энергетики (скажем, посредством помощи в строительстве предприятий по производству ядерного топлива и участии в приватизации генерирующих мощностей). В таком случае, американские компании через несколько лет получат шанс стать крупными экспортерами электроэнергии из Украины в ЕС: готовый и дорогой конечный продукт, способный снизить выгоды ЕС от наращивания поставок энергоносителей и России.

Эту же задачу будет решать и аверсный вариант Одесса - Броды, где вероятность работы американских нефтяных компаний, имеющих свою долю в разработках казахской нефти и в КТК, высока.

Ставка на "американизацию" украинской энергетики может быть выгодна и украинской власти, поскольку плотное партнерство с американскими корпорациями гарантирует политическую поддержку и более продуктивное продвижение на европейские рынки.

Логичным в этом плане выглядит и желание США ускоренно вовлечь Украину в структуры НАТО: расширение НАТО на Восток тормозит реформаторские настроения в Европе и одновременно высвобождает Украину из - под прямого политического влияния России. Конфликтность и геостратегическая консервативность такого развития мало волнует США, и кажется, не особенно заботит украинское национальное правительство.

Иррациональный форсаж по вступлению Украины в ВТО, без учета новых геоэкономических угроз и интересов национальных производителей, может превратить национальную экономику из субъекта в заложника международного и регионального разделения труда. Во всяком случае, на "восточном фронте" торговые конфликты будут гарантированы, начиная с цен на энергоносители и заканчивая расширением списка изъятий и исключений в торговле с РФ и другими странами ЕвразЭС. Попытка противопоставить ЕЭП и ГУАМ как альтернативных региональных зон свободной торговли - тема для дипломатов - гурманов, но не для серьезного геоэкономического анализа и прогнозирования.

Не исключен вариант и вовлечения американского капитала в частичную реабилитацию той части "индустриального ядра", которая вписывается в стратегию "сдерживания ЕС". В частности, конкретная высокотехнологичная отрасль - космическая - может быть интересна США как в качестве субподрядчика новых космических и ракетных программ, включая ПРО. Но это - отдельная тема для разговора.

В статье не ставилась цель дать полноценный геополитический прогноз вариантам развития событий. В данном случае важен общий политико - экономический вывод: Украина утрачивает последние шансы на самостоятельную реабилитацию "индустриального ядра" и втягивается в чужие, компенсационные для национальной экономики, стратегии развития. И проблема даже не в том, с кем из ведущих геополитических игроков Украина будет играть дальше, а в том, что сам выбор ограничен плачевными экономическими перспективами и отсутствием воли, желания и понимания национальных элит в отношении развития страны - субъекта и экономики - конкурента.

ОТ ЗАСТОЯ ЧЕРЕЗ ОТСТОЙ - К НОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ?

Нынешняя политическая клоунада с "внутренними врагами" и "внешними угрозами" оказалась настолько убедительна, что окончательно сняла с политической повестки вопрос о стратегиях развития национальной экономики и ее "индустриального ядра".

Компенсаторная модель геоэкономического развития в форме со - участника внешних энергетических и геоэкономических стратегий - это тот максимум, на который способна политическая и бизнес - элита. Вместе с тем, угроза деиндустриализации в сфере высокотехнологичного производства и "колонизация" сырьевого сектора могут вызвать негативный социальный эффект сродни событиям в России в 1914 - 1916гг.

Формирование осознанных классовых признаков в условиях грядущего системного кризиса национальной экономики (2006:) способно перевести "оранжево - буржуазную" революцию в революцию социальную. Но мало захватить "Зимний", надо знать, что в нем делать. Кто проинвестирует эту революцию и использует, а кто в состоянии предотвратить эту угрозу - пока вопрос открыт.

P.S. Совсем недавно участники "Украинского клуба" обратились к правительству Украины с просьбой ответить на 10 вопросов, связанных с выработкой геоэкономической стратегии развития украинской экономики (см. "День" от 6 апреля 2005 г.). В частности: По каким критериям правительство оценивает развитие страны? Какие страны, экономические сообщества правительство определяет как стратегических геоэкономических партнеров Украины и какие геоэкономические проекты рассматриваются правительством как приоритетные до 2010 года? Планирует ли правительство обеспечить участие национальной экономики в европейском распределении труда, товаров, капиталов и услуг до вхождения Украины в ЕС, и на какие ниши европейского рынка правительство будет ориентировать украинскую экономику? Какие стимулы планирует задействовать правительство для создания новых "точек роста" ("точек прорыва") национальной экономики? С какими рисками сталкивается национальная экономика при вхождении Украины в ВТО, и каким образом правительство планирует минимизировать эти риски? Каким образом и в течение какого периода времени правительство планирует перейти к инновационной модели развития, основанной на науке и высоких технологиях? Сколько полных циклов производств (например, авиакосмическая отрасль, судостроение и т. п.) Украина имеет сегодня и какие из них правительство обеспечит до 2010 года? По всей видимости, правительству не до вопросов.

Андрей ЕРМОЛАЕВ,

директор Центра социальных исследований "София", соучредитель "Украинского клуба"

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на 10.05.24, 10:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4328  0,13 0,34 39,9820  0,14 0,36
EUR 42,3788  0,16 0,39 43,1064  0,15 0,35

Міжбанківський ринок на 10.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8100  0,29 0,73 39,8350  0,30 0,75
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес