Фінансові новини
- |
- 05.12.24
- |
- 04:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Повышение кредитного рейтинга Украины сэкономит бюджетные средства
15:10 26.11.2003 |
В начале ноября стало известно, что агентство Moodу's повысило рейтинг обязательств Украины в иностранной валюте с В2 до В1. Ранее аналогичные шаги предприняли и другие международные рейтинговые агентства (см. таблицу). Таким образом, Украина с помощью выпуска своих еврооблигаций сможет занимать на международном рынке средства под значительно более низкий процент, чем ранее. По мнению экспертов, для Украины на сегодняшний день реально привлечь средства под 7 - 8% годовых в валюте.
Повышение рейтингов Украины выбивает аргументы из рук противников нынешнего правительства. Особенно нечего сказать и нынешнему главному оппозиционеру Виктору Ющенко. Напомним, в бытность господина Ющенко главой Нацбанка, а затем шефом Кабмина рейтинги нашей страны находились на крайне низких уровнях (в зоне "С", что соответствует "мусорным бумагам"). Однако "реформаторов" во главе с Виктором Ющенко такое положение дел никогда не смущало.
Более того, в актив тогдашнего главы НБУ даже было занесено получение внешнего заимствования через японскую инвестиционную компанию "Номура" под 17% годовых. Хотя, во - первых, под такие проценты даже беднейшие африканские государства не берут кредиты, поскольку считают их грабительскими. А во - вторых, "Номура" среди деловых кругов Страны восходящего солнца имеет репутацию, мягко выражаясь, не очень чистой компании. Пару лет назад японские спецслужбы в рамках борьбы с "отмывом" вычистили из "Номуры" деньги местной мафии - "якудзы". Интересно, что также имели место скандалы с подкупом этой фирмой должностных лиц в разных странах мира: меня, например, это наводит на мысль о неслучайности кредитного соглашения под 17%.
Что же касается возмущения ряда экономистов и политиков, которые не понимали, зачем Украина берет средства под столь высокие проценты, то им доходчиво объясняли, что рейтинги у нас низкие, и под меньший процент денег нам никто не даст, поскольку у нас низкие рейтинги. Не исключено, что удобство "рейтинговой отмазки" подвигало чиновников Минфина и Нацбанка к неторопливости в вопросе присвоения Украине более высоких рейтингов. Иначе слухи об "откатах" за размещение облигаций под 13 и 17% давно потеряли бы актуальность. Но только с приходом нынешнего правительства к вопросу повышения рейтингов стали относиться как к элементу государственной политики. При этом нынешний Минфин не рвется на рынок внешних заимствований, продавая значительно меньше, чем мог бы, и уделяя внимание прежде всего дешевизне заимствований.
Помимо этого, кабинет Виктора Януковича пытается разгребать завалы, созданные его предшественниками. И хотя эта информация не афишируется, но известно, что Министерство финансов выкупало свои еврооблигации в тот момент, когда их котировки падали. Сейчас вследствие благоприятной экономической ситуации в нашей стране котировки еврооблигаций самые высокие за всю историю независимости, поэтому не имеет большого смысла выкупать их. Особо нужно отметить влияние высоких рейтингов облигаций (номинированных в иностранной валюте) на рынок внутренних заимствований.
Когда в Украине проходили первые аукционы по облигациям внутреннего госзайма (ОВГЗ), процентная ставка по ним доходила до 240% (!) годовых. Притом что во времена банкирства Ющенко облигации были очень короткие: банки их обычно покупали максимум на 6 - 9 месяцев. Таким образом, бесперебойно работала машина по перекачке государственных денег в негосударственные карманы. Смысл схемы был прост: Минфин выпускал ОВГЗ, которые на первичных аукционах частично приобретали коммерческие банки, а частично - Нацбанк. Затем коммерческие банки могли брать в НБУ кредиты под залог своих ОГВЗ. Учетная ставка тогда, кстати, была чуть ли не в 3 - 4 раза ниже процентов ОВГЗ (в 1997 г. максимум 35%, в то время как доходность ОВГЗ зашкаливала за 100%).
Получалось хитро: банк брал кредит у государства в лице Нацбанка под 35% годовых, отдавал его государству же (Минфину) под 120% годовых, получал ОВГЗ под их залог и вновь брал кредит в НБУ под 35% годовых и т. д. и т. п. "Великий патриот" Ющенко в этом деле "облегчения бюджета" Украины принимал самое деятельное участие.
Таким образом, к тому времени, когда приходил момент погашения облигаций, они уже были использованы по меньшей мере один раз для получения кредитных ресурсов коммерческими банками. Иногда по весьма сомнительным проектам. Но самое интересное было в момент погашения, когда коммерческие банки получали 150 - 200% годовых, что называется, на ровном месте. Таким образом, проведя нехитрую операцию, банки удваивали и утраивали первоначально понесенные расходы на покупку ОВГЗ за счет государства, а в это время государственный бюджет не мог расплатиться по зарплатам, пенсиям и прочим социальным выплатам.
Эпопея с ОВГЗ длилась почти три года: вплоть до "черного понедельника" в августе 1998 - го. За это время миллиарды бюджетных денег через механизм ОВГЗ были перекачаны как в коммерческие банки, так и на счета многочисленных "иностранных инвесторов", которые активно играли в облигационные игры. При этом в качестве аргумента, почему ставки размещения облигаций находятся на столь высоком уровне, приводился все тот же низкий рейтинг облигаций, номинированных в иностранной валюте, который присваивали ведущие рейтинговые агентства мира. Например, то же Moodу's.
Интересная деталь: после того как в августе 1998 года пирамида ОВГЗ рухнула, никто так и не поставил вопрос об ответственности руководства Минфина и Нацбанка за опустошение валютных резервов и "пирамидальные игры". Угадайте с трех раз: что послужило железным доводом невиновности идеологов ОВГЗ? Правильно, все те же низкие рейтинги. Дескать, низкое значение рейтингов подтвердилось практически дефолтом Украины по внутренним обязательствам, поэтому цена облигаций не могла быть ниже. Теперь же, когда рейтинг повышен, есть все основания говорить о снижении стоимости обслуживания внутреннего долга, что должно сэкономить немало бюджетных средств.
Получается, что значение кредитных рейтингов в украинской экономической истории выходит далеко за пределы вопросов внешних заимствований. Если же говорить о перспективе, то нынешнее правительство, весьма неохотно берущее деньги в долг, на самом деле в заемных деньгах не очень - то и нуждается. В случае, если возникнет такая необходимость, оно легко получит эти средства под достаточно низкий процент. Чему и способствуют постоянно повышающиеся инвестиционные рейтинги Украины.
Владимир ЦХВЕДИАНИ