Фінансові новини
- |
- 09.01.25
- |
- 13:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Кiевскiй ТелеграфЪ": Для промышленно-финансовых групп настает время тратить деньги
17:36 26.08.2003 |
История создания промышленно - финансовых групп (ПФГ) уходит своими корнями в начало прошлого века, когда в развитых странах Европы и США закончился период первоначального накопления капитала и наступило время тратить деньги. Если экстраполировать написанное на наши условия, то можно сделать обоснованное предположение, что подобный период окончания первоначального накопления капитала сейчас проходит в Украине. Не случайно ПФГ стали такой же отличительной чертой нашего полукапиталистического существования, как и праздничные распродажи в фирменных магазинах, нищие в подземных переходах и шестисотые "Мерседесы" с "мигалками" возле парламента. Почему мы вдруг заинтересовались этой темой? Потому что наполнение доходной части бюджета налогами, благосостояние граждан, участие страны в международном разделении труда, экономическая конкурентоспособность, наконец, авторитет государства теперь в значительной степени зависят от мощи национальных ПФГ.
Закажи себе правительство
В учебниках экономики словосочетание "финансово - промышленная группа" трактуется как "совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании группы для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта, эффективность производства, создание новых рабочих мест и т. п.".
Правда, о рабочих местах капиталисты в цилиндрах образца XIX века думали, пожалуй, в последнюю очередь. Как и нынешние боссы транснациональных компаний, в которые, благодаря глобализации, превратились отдельные ПФГ. В общем, все было банально и технологично. Лет полтораста назад в умах "продвинутых" западных буржуа стали зарождаться мысли о производственной кооперации и разделении труда, а также о привлечении крупных банков к непосредственному участию в финансовом обеспечении производственных процессов. Банки скупали акции заводов, заводы модернизировались, расширялись и уже сами могли заводить себе "карманные" банки; все это создавалось, сливалось и поглощалось, превращаясь в нечто необъятное. Особенно активно вышеупомянутые процессы стали идти во второй половине минувшего века.
К началу нового тысячелетия в мире закрепилась общепринятая формула: "главное, не в какой стране ты живешь, а в какой корпорации работаешь". И действительно: крупнейшие ПФГ по своему экономическому и финансовому потенциалу сопоставимы, а порой и превосходят промышленный и финансовый потенциал многих заметных на политической карте мира держав. Наверное, неловко это говорить в дни празднования Независимости Украины, но (исходя из нашего бюджета) мы находимся где - то между концернами Volkswagen, Nippon Life Insurance и Siemens, занимающими соответственно 19 - ю, 20 - ю и 21 - ю ступеньки в рейтинге 50 крупнейших транснациональных корпораций мира. А доходы первой пятерки ПФГ планеты - General Motors, Wal - Mart Stores, Exxon Mobil, Ford Motor и DaimlerChrysler - исчисляются сотнями миллиардов долларов. Неудивительно, что гигантские ПФГ являются объектом международной политики - ведь по характеру принимаемые ими решения сравнимы с деятельностью государств.
Более того, практически все крупнейшие финансово - промышленные группы, которые действуют на территории многих стран и называются транснациональными корпорациями, нередко определяют происходящее в этих государствах. То есть можно сказать, что известный лозунг "Что хорошо для "Дженерал Моторс", то хорошо для Америки" несколько устарел. В данный момент то, что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо еще и для Канады, Мексики, Бразилии, Аргентины, Перу, Турции и многих других стран, в которых вышеназванная компания имеет свои интересы. И попробуйте возразить! Цена глобальных интересов компаний довольно часто "весит" больше, чем "экономическая независимость" какого - то государства вместе со всеми его полезными и бесполезными ископаемыми. Поэтому не стоит недооценивать участие ПФГ в политических процессах "интересных" им стран. Они не только пробивают нужные им решения в политическом истеблишменте, но и активно участвуют в избирательных процессах, финансируя партии или отдельно взятых политиков. А иногда даже оплачивают государственные перевороты или, на худой конец, назначение нужных им людей на ответственные правительственные посты. Иногда мощные ПФГ "заказывают" себе исторические решения, влияющие на судьбы многих стран. Скажем, знаменитый европейский конгломерат Forti - структура с годовым оборотом в 438 млрд. (!) евро, скупившая 50 самых респектабельных банков и страховых компаний мира - по сведениям западных журналистов, пролоббировал введение единой европейской валюты. Для удобства внутренних расчетов. И это не самое крутое "лоббистское" достижение в истории ПФГ.
Прибыль по законам стаи
Во всем мире ПФГ создаются по отраслевому признаку и формируются в виде вертикально либо горизонтально интегрированных структур. Практически все они являются многоотраслевыми компаниями, деятельность которых, с одной стороны, диверсифицирована, с другой же стороны, компании, входящие в структуру по роду своей деятельности, представляют некий замкнутый производственный цикл. Нередко "группообразующей" структурой, вокруг которой собираются предприятия, является банк, который выступает собственником или управляющим акциями этих предприятий. Взаимодействие денег и проммощностей при этом взаимовыгодно. Предприятия - члены ФПГ хранят свои средства на счетах в соответствующем банке, что позволяет ему иметь солидный запас кредитных ресурсов. Для предприятий выгода состоит в том, что доступ к этим ресурсам, а также процедура получения займов в значительной мере облегчены.
Здесь, конечно же, имеются серьезные отличия отечественных ПФГ от зарубежных. Нередко в украинской практике банк - участник группы создается исключительно как финансовый институт, главной целью которого является обеспечение платежей и финансирования текущей и долгосрочной деятельности партнеров по группе. Такие банки у нас в стране принято называть "карманными". Обычно они сосредоточивают свои основные усилия на вышеприведенном и со стороны выглядят "однобокими" узкоспециализированными банками, полностью зависимыми от результатов деятельности других участников группы.
Естественным является и факт участия в "экономической стае" страховых компаний. В мире это весьма распространенное явление - без страхования ответственности и грузов не состоится ни одна сделка. И страховая компания в данном случае имеет гарантированных клиентов. Кроме того, при помощи страховой компании в условиях нашей страны нередко проводятся операции, позволяющие корректировать объем прибыли и даже "обналичку". Возможно, поэтому крупные отечественные ПФГ начали в последнее время активно скупать страховые компании.
Одним из важнейших положительных моментов функционирования ПФГ является именно их диверсифицированность. Известно, что мировая экономика имеет волнообразную структуру развития, и в случае ухудшения конъюнктуры на каком - то одном рынке есть возможность переориентировать свою деятельность на другие рынки, сохранив доходность операций. Из этого вытекает одно из существенных преимуществ ПФГ - централизованное планирование и руководство, которое позволяет не иметь особых проблем со сбытом произведенной продукции у большинства из ее участников. Это также позволяет варьировать такими важными понятиями, как себестоимость и цена произведенной продукции. Ведь в данном случае ценообразование имеет один общий центр принятия решений и, соответственно, позволяет регулировать рентабельность тех или иных предприятий, входящих в группу, - в зависимости от экономической целесообразности и конъюнктуры рынка. Существует даже специальное понятие "трансферные цены" (намеренно завышенные или намеренно заниженные). Это цены, по которым происходят расчеты между компаниями, являющимися членами одной группы.
В отечественных условиях подобные "профессиональные признаки" нередко имеют негативные последствия. Например, многие сведущие "отраслевики" знают о положении дел на предприятиях энергетики. Там наметился серьезный "ценовой крен" в пользу поставщиков сырья. То есть входящие в ПФГ предприятия, генерирующие электроэнергию и приобретающие необходимое для этого сырье, рассчитываются за него по заранее обусловленным завышенным ценам. Данная ситуация приводит к тому, что основная прибыль образуется у поставщика необходимого топлива. Генерирующая же компания имеет сверхвысокую себестоимость произведенной электроэнергии, что, в свою очередь, ведет к высокой ее цене при продаже конечным потребителям, а также позволяет апеллировать к соответствующим государственным органам на предмет оказания помощи "тонущим" производителям. При этом такая помощь периодически оказывается, как правило, за счет бюджета, то бишь практически из кармана налогоплательщиков.
Враги и друзья "слонов"
В принципе, не стоит воспринимать финансово - промышленную группу как нечто замкнутое и обнесенное гипотетическим забором, наподобие транснациональной производственной тюрьмы строгого режима. Во всем мире нормальной считается практика, когда предприятие - член ПФГ, производящее продукцию, которая не является конечной, может обеспечивать этой продукцией не только потребности связанного с ним родственного потребителя, но и реализовывать излишки на открытом рынке. А может, и не реализовывать, создавая таким образом сложную ситуацию для конкурентов. Или, что еще интереснее, все - таки продавать, но по ценам, которые не позволят конкуренту иметь желаемый уровень рентабельности. И чем больше ПФГ, тем меньше ему приходится надрываться, чтобы давить конкурентов. Ведь конкуренты плохи одним: они мешают группе монополизировать рынок и реализовывать продукцию по эксклюзивно выгодным ценам. В общем, конкуренты и налоги - главные враги "транснационалов". Но борьба с этими "вредителями" ведется вполне успешная.
Не секрет, что в цивилизованном мире чем больше компания, тем меньше налогов она платит. Говоря дипломатичнее, централизация руководства и общего индикативного планирования в рамках ПФГ позволяет заниматься так называемой минимизацией налогов. И это особо применимо к отечественным условиям. Тут и возможность варьирования ценами и себестоимостью, и активное использование льготных режимов налогообложения отдельных отраслей, инвестиций либо территорий. Кстати, о территориях. Еще одной удобной чертой пээфгэшного бизнеса является возможность регистрировать предприятия в тех странах, где более лояльный фискальный режим (часто - в офф - шорах). И там же фиксировать проведение основной доли финансовых операций.
Наконец, одним из наиболее привлекательных моментов в деятельности ПФГ является то, что они обладают мобильными свободными финансовыми ресурсами, которые могут быть оперативно "переброшены" на то направление деятельности, которое необходимо развивать или с точки зрения оптимизации деятельности группы, или обеспечения ее бесперебойного функционирования вообще. Либо туда, где светят самые высокие доходы. Также крупнейшие ПФГ обладают практически неограниченными возможностями по привлечению как банковских кредитов, так и облигационных займов. Нередко их рейтинги в качестве заемщика вполне могли бы значительно превышать кредитные рейтинги государств, в которых они зарегистрированы. Правда, существует негласное правило, согласно которому рейтинг компании не может быть выше рейтинга страны, которую она представляет.
Впрочем, принцип "чем больше шкаф, тем он громче падает" применим и к экономическим гигантам. Когда их бизнес рушится, он тянет на дно не только миллионы акционеров, но и таких же внушительных партнеров. Яркий пример - банкротство энергетического трейдера Enron Corp., которое привело к разорению нескольких всемирно известных компаний: аудиторских, инвестиционных, страховых:
Под солнцем родины
В Украине промышленно - финансовые группы изначально рассматривались как политический фактор сближения с Россией, а не как экономический комплекс, который пробивался бы на мировой рынок, нежно расталкивая плечами "старших дядей". Неудивительно, что в 1995 году проект одноименного закона рассматривался три дня в перманентно скандальной обстановке. В результате из проекта, который должен был стимулировать создание межгосударственных объединений предприятий на принципах горизонтальной интеграции, получился довольно убогий конечный продукт с сильно "кастрированным" разделом о налоговых льготах и требованием регистрировать ПФГ в Кабмине.
Но нет худа без добра.
Сторонники "групповухи" решили добиться своего любым способом и пролоббировали изменения в Закон "О банках и банковской деятельности": финучреждениям разрешили скупать неограниченное количество акций предприятий (до этого приобретенные акции не должны были превышать 10% уставного фонда банков). Именно эта норма вызвала к жизни создание промышленно - финансовых "титаников": таких же непотопляемых с виду, но весьма уязвимых объединений интересов, мозгов и власти. По предварительным подсчетам, в Украине действуют около 10 отечественных империй и несколько филиалов международных. Последние ведут себя как наблюдатели, еще не определившие, нужна им эта территория или нет. А наши с шумом (как слоны в посудной лавке) делят сферы влияния, рынки и оставшиеся интересные промобъекты. На политику они пока влияют мало хотя бы потому, что их успешное функционирование полностью зависит от снисходительности фискальных служб, а часто и правоохранительных органов. Рано или поздно они станут перед выбором: влиться в какую - нибудь транснациональную корпорацию или, оставаясь сугубо украинскими по духу и офф - шорными по месту регистрации, драться за место под солнцем родины до последнего миллиона:
Вячеслав БУТКО, Артем БОБРОВ