Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контекст": Кабмин не считает реалистичным бюджет-2003

17:57 22.01.2003 |

Економіка

Пока парламентарии озабочены тем, каким образом подправить бюджет - 2003 в соответствии с пожеланиями президента, при этом причинив минимальный урон экономике, правительство занято выполнением основного финансового закона. Из - под пера кабминовских чиновников вышло постановление о мобилизации доходов в госбюджет в первом квартале года. В последнее время подобные документы стали практически традиционными. Равно как и низкий их эффект, о чем свидетельствуют результаты выполнения бюджетов минувших лет. Похоже, схожая участь ожидает и бюджет этого года.

Сразу после утверждения бюджета - 2003 правительство особо отмечало реалистичность документа как одно из первых достижений нового Кабмина. Однако невыполнение бюджета прошлого года дало кабинету Януковича повод не полагаться исключительно на то, что написано пером, т.е. на букву закона, а уже с начала года приложить дополнительные усилия к выполнению доходной части бюджета. Тем более что ВР утвердила доходы бюджета в размере 50 млрд. грн., тогда как Кабмин был более осмотрителен, предлагая установить этот показатель на уровне 47 - 49 млрд. грн.). Кроме того, законодатели неожиданно, уже при "готовом" бюджете, увеличили минимальную зарплату, не предложив источников выполнения своего решения.

Озадаченный необходимостью решения непростого вопроса поиска денег, Кабинет министров утвердил постановление N39 от 16 января, в котором зафиксированы меры по мобилизации доходов в госбюджет в I квартале текущего года.

Документ содержит расписанный по месяцам план мобилизации в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и погашения задолженности. Всего за первый квартал Государственная налоговая администрация и профильные министерства должны перечислить в казну 5,8 млрд. грн., из которых около 1 млрд. - от государственных предприятий. Для усиления платежной дисциплины предусмотрена ответственность руководителей предприятий за невыполнение планов бюджетных поступлений.

Положительным моментом документа аналитики назвали отказ от списания налоговой задолженности. Напомним, согласно закону "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 10 января 2002 г., налогоплательщикам - должникам списали 24,1 млрд. грн. платежей и реструктуризировали 4,5 млрд. грн. По словам координатора проектов Института конкурентного общества Ксении Ляпиной, списание долгов ставит предприятия в неравные условия и ухудшает дисциплину налогоплательщиков. В частности, платежная дисциплина малого и среднего бизнеса значительно выше, чем у крупных предприятий. Не секрет, что "тяжеловесы" располагают более широкими возможностями лоббирования своих интересов. В результате на протяжении ряда лет им ежегодно списывали часть задолженности, что влекло потери доходов госбюджета и создавало ситуацию, когда предприятия предпочитали накапливать задолженность в расчете на ее списание.

Ныне же, возможно, такой практике положат конец. Будучи еще главой ГНАУ, первый вице - премьер и министр финансов Николай Азаров заявлял, что списание задолженностей недопустимо, особенно по НДС. Поэтому решение правительства взыскать налоговые долги с предприятий эксперты считают логичным. Впрочем, в отдельных случаях задолженность вызвана объективными причинами, как то невозмещение НДС. Поэтому само по себе постановление вряд ли комплексно решит проблему задолженности, отметила аналитик Международного центра перспективных исследований Татьяна Ильяшенко.

Отдельного внимания авторов правительственного документа заслужили предприятия торговли, реализующие высоколиквидные товары (читай - подакцизные товары, в частности табачные и алкогольные изделия), а также предприятия общественного питания и сферы услуг. С них ГНАУ должна взыскать на 5% больше налогов и сборов, чем за I квартал 2002 года.

В принципе, разговоры о необходимости наведения порядка в торговле велись на правительственном уровне давно. Но прямое указание увеличить поступления, по мнению экспертов, является образчиком рецидива мышления по схеме плановой экономики. Кроме того, на розничную торговлю и без того приходится наибольшая доля поступлений по налогу на прибыль предприятий, хотя прирост добавленной стоимости в этом секторе минимален.

Что до причин обеспокоенности правительства по поводу выполнения бюджета, то к сезонным моментам (последствия невыполнения прошлого бюджета) добавились и новые. На 2003 приходится пик выплат по внешнему долгу Украины - около $1 млрд. по основной сумме плюс порядка $500 млн. процентов. Наибольший объем выплат приходится именно на первые месяцы года. Так что, помимо стремления усилить бюджетную дисциплину (проценты выплачиваются из расходной части бюджета), уже в ближайшем будущем КМ не избежит выхода на внешние рынки заимствований.

Кроме того, как уже писал "Контекст", реалистичность бюджета - 2003 немало подорвана увеличением минимальной зарплаты. Возможно, приняв рассматриваемое постановление, правительство дало понять, что, несмотря на оптимистичные заявления, оно все же критически оценивает перспективы выполнения бюджета - 2003.

Таким образом, Кабинет министров озаботился выполнением бюджета уже в январе - самом начале года. Заметим, что мобилизация поступлений в госказну является целью, к которой в первую очередь стремится каждое новое украинское правительство. Так, одним из первых постановлений кабинета Анатолия Кинаха был документ как раз аналогичного содержания. Впоследствии же усилия были сведены на нет. В частности, и после того, как появился упомянутый выше закон о списании налоговой задолженности.

Говоря о перспективах выполнения бюджета - 2003, наблюдатели отмечают: изначально этот документ был, в принципе, реалистичным, но повышение минимальной зарплаты поставило его выполнение под угрозу. В целом, эксперты продолжают настаивать на том, что принятие каких бы то ни было постановлений о мобилизации доходов не заменит необходимости проведения налоговой реформы. Поэтому и нынешний год придется, похоже, завершать очередными пожарными мерами либо новыми заимствованиями.

Дмитрий Горюнов

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на сьогодні, 10:56
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9582  0,03 0,08 39,5025  0,05 0,12
EUR 42,1375  0,11 0,27 42,9400  0,08 0,18

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,0300  0,10 0,27 39,0550  0,10 0,27
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес