Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Олимпекс": Что происходит с ценами на зерновые?

10:11 15.08.2001 |

Новини АПК

На прошедшей неделе произошло то, чего так опасались аграрные чиновники и сельхозпроизводители: цены на зерновые за пару дней обвалились на 15 - 20 и более грн. и продолжают падать. Более всего цены упали на пшеницу, продовольственную и фуражную, а также на фуражный ячмень.

Основными причинами падения внутренних цен стали:

1. Быстрое нарастание валовых объемов зерна в результате уборки. Сухая и жаркая погода, наблюдавшаяся в Украине в июле и начале августа, с одной стороны, благоприятствовала ходу уборочной кампании, с другой стороны, вынудила хлеборобов ускорить ее темпы, чтобы избежать осыпания и потерь зерна. В результате на конец 1 - й декады августа в Украине было намолочено более 30 млн. т зерновых в бункерном весе с 80% запланированных к уборке площадей. Темпы уборки в этом году вдвое превышают прошлогодние. Даже если учесть, что в нетто - весе объемы зерна будут процентов на 10 ниже, чем в бункерном весе, и реальные объемы зерна не всегда соответствуют рапортам официальной статистики, все равно собранные объемы уже значительно превышают скромные показатели валового сбора прошлого кризисного года в 24,5 млн. т.

Быстрое поступление на рынок собранного зерна и резкое сезонное увеличение его внутреннего предложения вызвали затруднения с реализацией заготовленных объемов у сельхозпроизводителей. Многие хозяйства в этом году не испытывали острой нужды в материально - технических ресурсах для проведения уборки и у них не было необходимости сразу по уборке расчитываться за поставки ГСМ, как это было в прошлом. Но существует масса других причин, по которых хозяйства реализуют выращенный урожай, едва собрав зерно. Им необходимо возвращать кредиты, полученные в банках весной. Далее - на носу уборка свеклы, кукурузы и подсолнечника, и еще и осенняя посевная. А это требует получения новых средств, более долгосрочных кредитов, увеличиваются и затраты на их обслуживание, а многие хозяйства исчерпали весной свои кредитные возможности. Поэтому для таких хозяйств все же выгоднее реализовать зерно сейчас, пусть и по невысоким ценам, чем ждать, когда цены на него вырастут (как скоро и насколько значительно?) или когда месные власти введут какие - либо ограничения на реализацию зерна или его движение. Не у всех хозяйств есть достаточные складские помещения, а на элеваторы многие из них в силу объективных причин зерно предпочитают не везти.

Однако, есть еще одна причина, которая для многих хозяйств играет чуть ли не ключевую роль в принятии решения реализовывать зерно сразу после уборки и по относительно невысоким ценам: возможность продать зерно "прямо сегодня" и за наличные.

Поэтому, как ни рекомендуют местные власти сельхозпроизводителям воздержаться от продажи зерна сразу после уборки, экономика многих хозяйств заставляет их поступать именно так. Массовая реализация зерна хозяйствами в короткие сроки после уборки урожая - один из основных сезонных факторов снижения внутренних цен на зерновые.

2. Запрет на отгрузки зерна по ж/д в адрес черноморских портов (так назыв. конвенция). В настоящий момент практически все порты Черного и Азовского морей приостановили приемку зерна на свои элеваторы ввиду перегруженности последних. Работает только Ильичевск.

Так как экспорт (точнее, экспортные цены) в этом году - основной ценообразующий фактор, то его фактическая остановка и привела к резкому падению (пусть и временному) экспортного спроса и снижению цен предложения. Практически все крупные западные компании приостановили закупку ячменя и тем более пшеницы с поставкой в августе, ожидая начала нормальной работы портов по приемке зерновых.

Имея определенный опыт работы в специфических украинских условиях с точки зрения логистики и стремясь вывезти из страны как можно большие объемы зерна до того, как мировая цена сезонно упадет, крупные западные компании, работающие на украинском рынке, предпочитают грузить большие суда (типа "панамакс") объемом 30 - 50 тыс. т. К тому же, расходы на транспортировку зерна на таком судне относительно невысоки. Но загрузка таких судов без создания проблем порту возможна лишь через новый экспортный терминал в Ильичевском порту. Опыт показывает, что в других портах это может привести к блокированию работы порта.

Учитывая, что емкость портовых элеваторов в других портах невысока (т. к. это все - таки перевалочные элеваторы), а клиентов на каждом элеваторе бывает довольно много (до десятка), причем не все из них выполняют запланированную погрузку судна в срок, создается ситуация, когда при полностью загруженном портовом элеваторе ни один из клиентов не имеет в наличии судовой партии и не имеет возможности ее аккумулировать на элеваторе. Это приводит к блокированию работы порта с суши скопившимися вагонами, которые подвозят для клиентов порта зерновые. Во избежание подобной ситуации и был введен запрет на отправку вагонов в адрес портов.

Одесский порт пошел на эксперимент - на погрузку большегрузных судов на рейде. Это несколько облегчило ситуацию, однако, затруднило работу порта уже в акватории небольшими суденышками, подвозящими зерно на загружаемое судно. Кроме того, перевалка зерна с борта на борт - не такая уж и простая операция. Работа же некоторых портов по прямому варианту (выгрузка вагонов прямо в трюм судна) также замедляет работу порта, поэтому сейчас мало где используется.

Таким образом, одна из основных проблем украинских портов, точнее, портовых элеваторов - низкая пропускная способность и медленная скорость выгрузки зерна из элеватора, а самих портов - в отсутствии эффективного управления зерновыми потоками и непродуманная политика в отношении выдачи квот на перевалку зерна через порт. Поэтому неудивительно, если в этом сезоне, при столь большом валовом сборе зерна, черноморские порты (кроме Ильичевска) будут периодически закрываться, а крупные западные покупатели на этот период будут снижать свои закупочные цены, что будет отражаться на ценовой ситуации на рынке в целом.

Мы считаем, что нынешнее падение цен может быть сглажено (т. е. цены либо перестанут снижаться либо восстановятся), когда хотя бы один из основных черноморских портов Украины начнет функционировать нормально. Вероятно, цены на ячмень в ближайшей перспективе могут повыситься относительно достигнутого минимума, однако, на прогноз роста цен на фуражную пщеницу мы смотрим более пессимистично.

3. Отсутствие платежеспособного внутренннего потребления. Действительно, в настоящее время эффективный спрос и на продовольственное, и на фуражное зерно со стороны внутренних потребителей еще не сформировался. Основная причина - отсутствие финансирования закупок и ожидание дальнейшего падения цен. Государственные структуры, не имея достаточно собственных средств для проведения зерновых закупок, как правило, лишь декларируют свои относительно высокие закупочные цены. И ГАК "Хлеб Украины", и Госрезерв обещают купить у сельхозпроизводителей несколько миллионов тонн зерна, однако, реальных закупок не видно. Причина - отсутствие финансирования подобных закупок и более того - отсутствие решения, кто возмет на себя покрытие расходов между высокой закупочной ценой и более низкой рыночной. А ведь именно подобные массированные скупки зерна на внутреннем рынке - один из основных эффективных рыночных механизмов поддержания внутренней цены. Соседняя Россия вплотную подошла к разработке механизма интервенционных закупок зерна, о чем сейчас много пишется в местной прессе. До тех пор, пока подобный механизм не будет разработан и внедрен в Украине, чиновники ничего не смогут сделать для того, чтобы защитить украинских сельхозпрозводителей (а заодно и свою отчетность) от резких колебаний внутренних цен на сельхозпродукцию.

Мукомольные предприятия и КХП также находятся в раздумии относительно своих закупочных цен. Некоторые предприятия еще имеют запасы муки из зерна прошлого урожая, большинство предприятий ограничены в оборотных средствах, а потому не могут купить сразу много зерна и сразу же за него расчитаться. Они покупают зерно небольшими партиями, нередко по более высоким, чем сформировавшиеся на рынке, ценам, однако, с отсрочкой платежа. Разумеется, объемы закупок мелькомбинатов и КХП в настоящее время невелики и пока не могут существенно повлиять на внутреннее ценообразование, однако, со временем, с ростом внутреннего спроса на продукты переработки зерна их роль возрастет. Именно нерешительные закупки продовольственной пшеницы этими предприятиями - основная причина падения внутренних цен на этот товар.

Напомним, что в нынешнем году валовой сбор пшеницы 3 кл. невелик - примерно 10 - 15% от всего производства пшеницы в 2001 г. Это порядка 1,8 - 2,7 млн. т при годовом потреблении продовольственного зерна на уровне 6,5 - 7 млн. т. Разумеется, в нынешнем сезоне основным продовольственным зерном будет пшеница 4 кл., а цены на пшеницу 3 кл. будут относительно высоки. Однако, в настоящее время и они продолжают снижаться ввиду отсутствия экспорта и массовых внутренних закупок. Если экспорт и происходит, то в крайне незначительных объемах в некоторые страны СНГ. Мукомольные же предприятия закупают пшеницу небольшими партиями, ожидая дальнейшего падения цен на зерно. Действительно, если в начале уборки внутренние цены на пшеницу 3 кл. достигали 700 - 750 грн./т с НДС, EXW, то сейчас нередки предложения сельхозпроизводителей о реализации пшеницы 3 кл. по ценам 450 - 500 грн./т. Разумеется, период низких цен на пшеницу 3 кл. продлится недолго, однако, учитывая, что ее предложение нарастает и достигнет пика во второй половине августа, падение цен в ближайшей перспективе продолжится.

Комбикормовые заводы также пока нерешительны в закупке сырья. Поголовье скота в последние года заметно сократилось, сократилось и производство комбикормов. В нынешнем же году, в условиях низких внутренних цен на фуражные зерновые, многим хозяйствам выгоднее скормить выращенное зерно собственному скоту, поэтому пока, при наличии достаточных объемов зерна в хозяйствах, закупки комбикормов и, соответственно, сырья для их производства малы.

Активнее ведут себя на рынке спиртзаводы. Сама экономика отрасли позволяет этим предприятиям сейчас закупать зерновые. Однако, в масштабах Украины их закупки незначительны и, хоть и имеют влияние на формирование внутренних цен на фуражные зерновые, по его силе значительно уступают закупкам экспортеров. Еще раз напомним, что экспорт в нынешнем сезоне - основной ценообразующий фактор на рынке фуражных зерновых Украины. Поэтому факт временной остановки закупки фуражных зерновых экспортерами оказал решающее воздействие на падение внутренних цен.Все причины падения внутренних цен можно объединить одной фразой:

предложение значительно превысило спрос. Некоторые специалисты считают, что падение цен было спровацировано рядом крупных западных покупателей с целью воздействия на внутренних конкурентов, однако, нам кажется, что просто произошло стечение обстоятельств в комбинации описанных нами причин. В любом случае, неразвитость инфраструктуры зернового рынка, прежде всего, в лице портовых терминалов, транспортных коридоров, товарных бирж (как институтов ценообразования, а не спотовой реализации зерна), государственных агентов и т. д., и т. п. - вот те факторы, которые значительно усугубили ситуацию.

По данным собственного ценового мониторинга, в настоящее время внутренние цены спроса на фуражные зерновые находятся на след. уровне:

фуражный ячмень - 360 - 390 грн./т с НДС, EXW, пшеница 6 кл. - 310 - 330 грн./т (или даже ниже).

Т. к. многие из продавцов еще не отреагировали на падение цен, цены предложения заметно выше:

фуражный ячмень - до 420 грн./т, фуражная пшеница - до 360 грн./т.

Экспортные цены спроса также снизились:

фуражный ячмень - $81/т max CPT порты Черного моря, фуражная пшеница - $70/т max CPT порты Черного моря.

Цены спроса на базисе поставки FOB порты Черного моря следующие:

фуражный ячмень - $87 - 89/т, однако, спрос крайне низкий; фуражная пшеница - $79 - 80/т (только Ильичевск и Одесса и только партии 20 - 30 тыс. т).

Спрос на поставки в августе практически отсутствует, на пшеницу имеется не раньше чем на конец сентября.Как мы указывали выше, в перспективе мы прогнозируем восстановление внутренних цен на ячмень. В то же время цены на фуражную пшеницу сохранятся на низком уровне. С октября - ноября может начаться сезонный рост цен на эти культуры в связи с сокращением внутреннего предложения зерновых.

Информационная служба компании "Олимпэкс Лтд"

Н. Верницкий

За матеріалами: ОЛИМПЭКС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на сьогодні, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес