Фінансові новини
- |
- 16.05.24
- |
- 08:56
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Ведомости": Европа открыла границу для генетически модифицированных продуктов (Фермерам и агропромышленным компаниям по всему миру придется вносить существенные изменения в стратегию своего бизнеса)
09:49 22.04.2004 |
Европа, долгое время остававшаяся неприступной крепостью для генетически измененных продуктов, все же решилась либерализовать их ввоз. Это означает, что фермерам и агропромышленным компаниям по всему миру придется вносить существенные изменения в стратегию своего бизнеса, а некоторым европейским потребителям начать привыкать к новой диете. Немодифицированных продуктов будет становиться все меньше.
Теперь любой продукт, в котором содержится 0,9% или больше ГМ - ингредиентов, должен продаваться в упаковке, сообщающей об этом. Торговые фирмы, продающие товар в Европе, обязаны проследить происхождение каждого ингредиента - от грядки до прилавка.
Европа с ее высокой покупательной способностью крайне притягательный рынок для производителей ГМ - продуктов, но завоевать его будет нелегко. В отличие от всего остального мира, свыкшегося с измененными продуктами, европейские потребители не расстаются с недоверием к ним. Сильным сдерживающим фактором являются и экологические организации, прежде всего Greenpeace. ЕС и раньше допускал продажу ГМ - продуктов в своих странах, но под давлением зеленых их поставки были сведены до минимума. Сейчас таких продуктов будет больше, но европейцев еще надо убедить покупать их.
Доля ГМ - продуктов в общей массе производящихся в мире продуктов стремительно растет. Например, уже больше половины сои, которая используется в широком спектре продуктов, - генетически модифицированная. Мировой рынок ГМ - продуктов, по некоторым оценкам, составил в пошлом году $4,75 млрд.
Американские сельхозпроизводители жалуются на то, что теряют потребителей из - за увеличения на рынке доли ГМ - продуктов. Фермеры в развивающихся странах сопротивляются их введению, даже если это помогает повысить производительность и победить голод - они боятся потерять европейский рынок. Очевидно, что потребителей, не приемлющих ГМ - продукты, в любом случае останется достаточно.
"В конце концов возникнет вопрос, хватит ли немодифицированных продуктов на всех желающих", - говорит представитель Nestlе Франсуа - Ксавье Перру.
Некоторые противники ГМ - продуктов уже почуяли выгоду. Власти округа Мендосино в Калифорнии решили совместить приятное с полезным: они запретили выращивать модифицированные зерновые и скот и заявили, что это сделает местную продукцию более конкурентоспособной, прежде всего в Европе. Похожие меры готовятся принять и другие округа и целые штаты.
Некоторые из продовольственных гигантов не спешат завалить рынок ГМ - продуктами, принимая в расчет предубеждения европейцев, но готовы начать поставки в любой момент. Так, в Unilever ГМ считают перспективным направлением, но пока продукцию в Европу не завозят. Германская Metro пока не предлагает ГМ - продукты, но подготовленное Greenpeace соглашение об отказе продавать их не подписала, потому что рассматривает такую возможность в будущем.
В лобовую атаку против Greenpeace, который уже пообещал устроить демонстрации противников модифицированных продуктов на улицах европейских городов, пока пошел только их ведущий производитель - американская Monsanto. Она нанесла первый удар, за несколько месяцев до введения новых правил начав поставлять в Европу пиво Kenth с ГМ - ингредиентами - чтобы прощупать почву. Greenpeace всеми силами пытался сорвать акцию, его активисты преследовали грузовики с пивом и печатали листовки, призывающие игнорировать его. Но даже сами представители зеленых признаются, что стоит европейцам начать привыкать к ГМ - продуктам - и битва будет проиграна. (WSJ, Кирилл Корюкин)
Скотт Миллер