Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 15:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"AAA": Вступление Украины в ВТО: выживут ли агрохолдинги?
16:34 21.04.2004 |
Развитие процессов глобализации, предполагающих, в первую очередь, углубление взаимозависимости экономик различных стран как следствие роста транснациональных перемещений товаров, услуг и капитала, а также интенсивного обмена информацией и технологиями, сыграло предопределяющую роль в выборе Украиной курса на интеграцию в общеевропейское экономическое пространство.
Реализация такого курса предполагает постепенное и дифференцированное по секторам открытие украинских рынков, а также коренные изменения во внутренней политике государства.
Обязательным условием для реальной, а не декларированной интеграции Украины в ЕС является вступление во Всемирную организацию торговли (ВТО). Близость этого момента заставляет в который раз задуматься над проблемами и перспективами развития аграрного сектора, как наиболее уязвимой и недореформированной части экономики.
У данного вопроса существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим вначале минусы этого процесса и общие слабые моменты нашего сельского хозяйства в целом.
Несформированность инфраструктуры аграрного рынка и правил работы на нём, а также отсутствие последовательной позиции государства и чёткого видения дальнейших перспектив развития отрасли ставит АПК в наименее выгодные стартовые условия. Непродуманное регулирование аграрных рынков, неэффективная ценовая поддержка сельского хозяйства (например, индикативные цены на сахар), а также ориентация на средние показатели в отрасли - среднюю урожайность культур, средний уровень рентабельности и прибыльности, по сути, только мешают развиваться сильным и прибыльным предприятиям, в то же время ничего существенного не давая слабым.
Ведение сельскохозяйственных работ экстенсивными методами может привести в ближайшие годы к существенному росту себестоимости сельхозпродукции, что повлечёт за собой снижение её конкурентоспособности, как на мировых, так и на внутренних рынках. Одним из факторов роста себестоимости является необходимость обновления основных средств производства, в частности сельхозтехники. То же самое можно сказать и о перерабатывающей отрасли, где энергоёмкое производство с большими затратами не позволяет выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам.
Второй проблемой, необходимость решения которой назреет в Украине в недалёком будущем, станет падение урожайности как следствие сильного истощения почв, к которым привело неэффективное хозяйствование. Так, два важнейших закона: по охране почв и государственному контролю над использованием земли были приняты Верховной Радой лишь в 2003 г.
Низкий уровень агрономической культуры наших аграриев проявляется не только в отсутствии определённых специальных знаний и недостаточной информированности, но и в своего рода халатности, списываемой отчасти на нехватку денежных средств. Чем иначе можно объяснить наличие в наших экономически сложно прогнозируемых условиях наравне с сильными и перспективными агроструктурами, способными получать урожаи на уровне среднеевропейских, слабых и убыточных хозяйств, рассчитывающих лишь на государственные дотации и списание долгов.
Благодаря чётко выдержанным технологиям выращивания растений, своевременной и в полном объёме подкормке последних минеральными удобрениями, качественному посевному материалу, а также выдержанному севообороту почв, такие агрокомпании будут не просто успешно функционировать после вступления нашей страны в ВТО, а окажутся в выигрыше. В то время как неэффективные хозяйства ожидает банкротство с последующей ликвидацией, либо смена собственника и перепрофилирование.
Таким образом, для агропромышленного сектора Украины вступление страны в ВТО можно сравнить с эффектом шоковой терапии, которая в краткосрочной перспективе может вызвать ряд негативных последствий. Так, в случае получении статуса страны с рыночной экономикой, Украине придется в течение шестилетнего периода после вступления в ВТО, сократить на 20% объёмы финансирования из госбюджета мер "жёлтой корзины" или обеспечить это финансирование в размере не более 5% стоимости валовой сельхозпродукции. К мерам "жёлтой корзины" относятся наиболее распространённые в нашей стране методы поддержки сельского хозяйства, а именно: дотации аграриям, льготное кредитование сельхозпроизводителей за счёт бюджета, списание долгов, закупка у производителей товаров по ценам, превышающим рыночные, предоставление аграриям товаров и услуг по ценам ниже рыночных. Такие ограничения на мероприятия "жёлтой корзины" ударят в первую очередь по мелким и средним сельхозпроизводителям и в меньшей степени затронут крупные агрохолдинги.
Ещё одной трудностью, с которой предстоит столкнуться украинским аграриям уже сегодня, является соблюдение страной членом Всемирной торговой организации жёстких требований санитарного и фитосанитарного контроля. Причём их применение должно в одинаковой степени касаться как внешних, так и внутреннего рынков. Такое ужесточение приведёт к гибели слабых хозяйств, так как повлечёт дополнительные затраты и увеличение себестоимости продукции. Однако, следует отметить, что в долгосрочной перспективе введение новых стандартов сыграет положительную роль для тех украинских сельхозпроизводителей, которые смогут вовремя перейти к интенсивным методам хозяйствования, повысив при этом качество продукции и сделав её конкурентоспособной.
Необходимо также учесть тот факт, что фитосанитарные и ветеринарные меры, наряду с контролем безопасности продуктов питания, информационно - консультативным обслуживанием, научными исследованиями разрешено финансировать из бюджетных средств без ограничений, поскольку они не нарушают правил конкуренции ВТО. Такие меры, как не направленные на поддержку объёмов производства и цен непосредственных производителей относятся к мерам "зелёной корзины".
Следует отметить, что увеличение бюджетного финансирования мер "зелёной корзины" в странах с переходной экономикой, к которым можно отнести и Украину, повлекло за собой фактическое развитие сельской местности. Иными словами, в результате соблюдения норм и правил, установленных ВТО такие страны как Польша, Чехия, Словения кардинально изменили видение проблем аграриев. Такое перераспределение бюджетных средств из области дотаций в область общеотраслевой социальной поддержки в конечном итоге даст широкие положительные результаты.
Параллельно с трансформацией направлений бюджетного финансирования сельского хозяйства произойдут коренные изменения "правил игры" и на внутреннем рынке в целом. В первую очередь, это коснётся перемен в тарифном и нетарифном регулировании экспортно - импортных операций, а именно: следствием вступления Украины в ВТО станет уменьшение ввозных тарифов одновременно с ростом квот на импорт продукции. Другими словами, увеличивая размер ввозных квот по сниженным фиксированным тарифам, государство постепенно открывает свой внутренний рынок импортным товарам, сырью и услугам.
Упрощённый доступ импортной сельхозпродукции на внутренние рынки Украины, связанный со снижением уровня ввозных пошлин, приведёт к снижению конкурентоспособности наших товаров и в дальнейшем к потере рынков. Так, по прогнозам Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, присутствие национального сельхозпроизводителя на внутреннем рынке может сократиться на 30 - 40%. В то же время, аграрии обладают определённым запасом времени для уменьшения рисков, вызванных новыми условиями ведения бизнеса. При этом выиграет тот, кто первым проведёт модернизацию производства, снизив тем самым себестоимость конечного продукта и улучшив его качество, получив так называемые конкурентные преимущества. В свою очередь, быстрое переоснащение производства под силу только крупным компаниям, имеющим в наличии достаточное количество свободных оборотных средств. Такие структуры способны как реинвестировать собственные средства, так и привлечь капитал извне на наиболее выгодных для себя условиях.
Однако, рассматривать приобретение Украиной членство во Всемирной торговой организации лишь с точки зрения открытия внутреннего рынка будет весьма однобоко. Необходимо также учесть преимущества, получаемые страной членом ВТО. К ним, в первую очередь, следует отнести наличие соответствующих прав для защиты интересов как страны в целом, так и отдельно взятых национальных компаний на западных рынках путём применения установленных правил ведения бизнеса и использованию действующего механизма урегулирования торговых споров.
Также к положительным моментам вступления Украины в ВТО относится увеличение степени открытости мировых сельхозрынков для украинских производителей. Следует отметить, что преимущества либерализации торговли распространяются в основном на отрасли с господствующей ценовой конкуренцией, к каковым относится и сельское хозяйство. Однако, даже при снижении тарифов, из - за высоких требований к качеству продукции возможностью выхода на внешние рынки будут обладать лишь агрохолдинги . Подтверждением этого может служить тот факт, что для выхода на рынки ЕС правительство Польши своим постановлением запретило перерабатывающим предприятиям закупать молоко с ферм, на которых содержится менее 14 коров, поскольку молоко полученное на мелких фермах, не соответствует стандартам качества принятым в ЕС (Урядовый курьер, 20.01.2000г., ї10, с.5).
В целом Украина, как страна с преимущественно экспортной ориентацией сельхозпроизводства, может оказаться в более выигрышном положении.
Что же касается наиболее перспективных направлений деятельности в сельском хозяйстве, то к ним можно отнести выращивание зерновых и масличных культур, а также переработка последних. По оценкам учёных, украинские земли очень плодородны и при благоприятных погодных условиях, использовании современной техники и соблюдении соответствующих агротехнологий потенциальный сбор зерна может составить около 80 млн. тонн. В то же время, внутреннее потребление зерновых гораздо меньше и по разным оценкам составляет порядка 32,0 млн. тонн, из которых около 5,5 - 6,0 млн. тонн является продовольственным зерном. За исключением некоторых лет, внутренние потребности в зерновых Украина обеспечивает собственными силами, а объёмы экспорта из года в год растут.
Такая ситуация порождает излишек зерновых, который может способствовать сохранению низкого уровня внутренних цен, тем самым создавая благоприятные возможности для экспортёров. С другой стороны, при постепенном снижении экспортных пошлин и при отсутствии должного контроля и эффективного управления экспортом со стороны правительства, объёмы экспорта будут расти, а внутренние цены - повышаться. В то же время открытость украинского рынка для западных зернотрейдеров будет способствовать установлению ценового баланса, от которого конечный потребитель останется в выигрыше. Вероятно, что после вступления в ВТО, экспорт зерновых из Украины в частности в ЕС не сократится.
При этом на экспортном рынке у Украины есть целый ряд конкурентных преимуществ, а именно: выгодное географическое положение, небольшие расстояния перевозок, а также развитая инфраструктура. Однако, указанными преимуществами смогут воспользоваться только крупные компании, которым под силу выдержать высокий уровень качества и однородности партии зерна (партия менее 3 - х вагонов является убыточной для украинских зерновых трейдеров, а менее 2 - 3 суден - для зарубежных).
Сходная ситуация сложилась и на рынке семян подсолнечника, где у Украины появился шанс стать мировым лидером. Правда, во избежание истощения почв, при выращивании подсолнечника необходимо чётко придерживаться правил севооборота. Учитывая наличие высокой экспортной пошлины на семена подсолнечника (на уровне 17%), целесообразным является производство подсолнечного масла для реализации на внутреннем и на внешнем рынках, а также получение шрота преимущественно с целью дальнейшего экспорта.
В свете сокращения мировых посевных площадей под подсолнечником, наряду с постоянно растущим спросом в странах ЕС на продукты его переработки каких - либо проблем, после приобретения членства в ВТО, для украинских трейдеров и переработчиков данной культуры не предвидится. При стабильных урожаях Украина сможет экспортировать только в Европу от 500 тыс. до 800 тыс. тонн семян ежегодно. При этом экспорт подсолнечного масла может вырасти до 650 - 700 тыс. тонн.
Кроме того, со стороны государства производители семян подсолнечника и подсолнечного масла получили серьёзную поддержку в виде высокой ввозной пошлины. Так, согласно Консолидированному предложению Украины в рамках вступления в ВТО, размер связанной среднеарифметической ставки ввозной пошлины на жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты их переработки, а также готовые жиры уменьшится с 16,74% в 2003г. до 14,92% до 2005г. включительно.
Ещё одной традиционной для Украины культурой является сахарная свекла, ситуация с которой намного сложнее. Предложения Украины по изменению тарифных ставок в группе сахар и кондитерские изделия из сахара открывают внутренний рынок импортному белому сахару. Так размер действующей среднеарифметической ставки 28,13% до 2005г. планируется снизить более чем в 2 раза до 13,06%.
Это притом, что по сравнению с 1990г. валовой сбор сахарной свеклы, по данным Госкомстата, снизился в 3 раза, а его урожайность - на 1/3. Это связано с отсутствием у аграриев средств, необходимых для внедрения эффективных технологий выращивания свеклы. При этом большинство сахарных заводов функционируют с минимальной, а зачастую и с отрицательной рентабельностью. Учитывая низкую себестоимость тростникового сахара, в последние годы резко вырос ввоз в Украину сахара - сырца для переработки, что привело к существенному сокращению площадей под сахарной свеклой. В сложившейся ситуации выращивание последней является убыточным. Для примера, ввоз в Украину 260 тыс. тонн сахара - сырца эквивалентен сокращению посевных площадей под сахарной свеклой на 114 тыс. га и сокращению производства сахарной свеклы на 2140 тыс. тонн.
Следует также отметить тот факт, что Украина согласна взять на себя обязательства, после вступления в ВТО, по установлению квоты на ввоз тростникового сахара - сырца в объёме 200 тыс. тонн и увеличению её до 260 тыс. тонн в течение трёх лет, при ставке импортной пошлины 2%. Сахар сырец, ввозимый сверх квоты, вероятнее всего будет облагаться по ставке 50%, однако без минимальной границы в EUR300 за тонну.
Несмотря на то, что в рамках ВТО существуют специальные меры по защите внутреннего рынка, Украине не удастся сохранить сегодняшнюю степень закрытости собственного рынка. К таким защитным мерам относятся введение дополнительной импортной пошлины, но не более 1/3 от уровня обычной ставки и сроком только до конца текущего, с момента введения дополнительной пошлины, года. Но даже при наличии законного права ввести дополнительную пошлину, государству необходимы расчёты по цене CIF - порт импортёра за последние три года. То есть, после вступления Украины в ВТО, даже при наличии законного права на введение дополнительной пошлины на сахар или сахар - сырец, такое введение может произойти только на 4 - й год.
При декларировании Украиной среднего годового производства белого сахара в объёме 1,450 млн. тонн, в страну, по международной практике, может быть ввезено без введения дополнительных пошлин до 400 тыс. тонн белого сахара. Однако, по данным Департамента статистики ВТО и Министерства сельского хозяйства США, внутреннее потребление сахара в Украине составляет более 2,180 млн. тонн в год. Следовательно, Украина может не иметь законных оснований для введения дополнительной пошлины при импорте до 650 тыс. тонн белого сахара.
Количество импортируемого белого сахара может быть сокращено благодаря дополнительному ввозу сахара - сырца. Но при суммарном превышении внутреннего производства и импорта над внутренним потреблением до 10%, дополнительная пошлина всё равно не вводится.
Подтверждением сказанного выше служит опыт стран, специализирующихся на выращивании сахарной свеклы. После вступления в ВТО в них произошла коренная реструктуризация сахарной отрасли, в результате которой от половины до 2/3 рынка стал занимать очищенный тростниковый сахар. Так в Европе этот показатель составляет 50% - 55%, в США - около 45%.
В сложившейся ситуации шансы не просто выжить, но и прибыльно работать, имеют крупные корпорации, владеющие замкнутым циклом по выращиванию и переработке свеклы, а также сбыту сахара. Для успешного функционирования и завоевания лидирующих позиций на рынке им необходимо модернизировать производственные процессы на своих заводах и инвестировать средства в современные технологии выращивания свеклы. К тому же каждый сахарный завод должен быть обеспечен собственными посевными площадями для достаточного снабжения производства сахарной свеклой. И все же при этом целесообразно дозагружать мощности переработкой ввозимого сахара - сырца для последующего экспорта конечного продукта.
Обобщая всё сказанное, отметим, что приобретение Украиной членства во Всемирной торговой организации окажет различное влияние на отдельные сегменты АПК.
За счёт облегчения доступа на рынки других стран, наибольшие выгоды получат сегменты, обладающие высоким экспортным потенциалом, например: выращивание зерновых и масличных.
К наиболее проблемной следует отнести сахарную отрасль. Где снижение уровня степени защиты внутреннего рынка может привести к серии банкротств и частичному перепрофилированию ряда предприятий.
В данных условиях выгодным может быть только работа по схеме вертикальной интеграции, когда одна структура обеспечивает и сырьё, и его переработку, и сбыт готовой продукции. При этом следует учесть, что для получения конкурентных преимуществ модернизацию производственных мощностей и внедрение передовых агротехнологий следует провести в короткие сроки.