Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 15:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Украинские агрохолдинги отказываются от сахарного бизнеса
12:19 30.11.2012 |
Производить сахар в Украине больше не интересно. Агрохолдинги, оценив эффективность этого бизнеса, приходят к неутешительным выводам и стремятся скорее покинуть сахарный рынок.
Всего полтора года пробыл сахарным магнатом основной бенефициар холдинга «Кернел» Андрей Веревский, которому сахарные заводы достались при покупке холдинга «Укррос». «Наша стратегия - отказаться от сахарного бизнеса, - сказал Андрей Веревский. - Мы продаем сахарные заводы». Если не удастся сбыть одним пакетом, компания будет продавать их порознь. Пока покупателя на четвертый по объему производства сахарный бизнес в стране «Кернел» не нашел. «Может быть, мы сможем сделать это после Нового года», - надеется Веревский.
Выходит из сахарного бизнеса и агрохолдинг Sintal Agriculture. Статус сахарозаводчика для компании Николая Толмачева оказался менее привлекательным, чем сокращение общехозяйственных и административных расходов на 15%, которое было достигнуто после продажи Пархомовского сахарного завода и приостановки работы Конгрессовского сахзавода. В дальнейшем компания намерена сосредоточиться на растениеводстве - Sintal Agriculture реализует проект по орошению около 600 га в Херсонской области.
Игроки, покинувшие сахарный рынок раньше, не испытывают ни малейшей ностальгии по сладкому прошлому. «Вернуться на рынок сахара? О нет!» - восклицает Михаил Корилкевич, семья которого несколько лет назад продала сахарный бизнес вместе с земельным банком Олегу Бахматюку и сосредоточилась на молочном животноводстве. Причины, по которым он не торопится обратно, Корилкевич характеризует кратко: «Проблем на этом рынке хватает».
Список «отказавшихся от сладкого» компаний может расшириться уже в ближайшее время. «Сейчас процентов 70 крупных компаний, у которых есть сахарный бизнес, оценивают целесообразность продолжать им заниматься», - отмечает Владимир Лапа, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса.
Украинский рынок сахара в последние годы стал зеркалом всех самых неприятных для бизнеса тенденций. Тут и ограниченная емкость, и перепроизводство, и жесткое регулирование со стороны государства, и близкие к нулю экспортные перспективы.
«Основная проблема, с которой столкнулись агрохолдинги - это ограниченность рынка сбыта и, как следствие, реальная угроза перепроизводства. Выживают только игроки, имеющие стабильный сбыт, модернизированные заводы с прилегающими землями, пригодными для выращивания сахарной свеклы», - объясняет генеральный директор компании «Сократ Капитал» Константин Лесничий. Сезон 2012/2013 на рынке сахара вновь будет профицитным - объем производства ассоциация «Укрсахар» прогнозирует на уровне 1,8 млн т, что соответствует внутреннему потреблению, при этом переходящие остатки оцениваются в 300 000 т.
Себестоимость производства сахара в текущем сезоне - 5000-5500 грн./т, розничная цена - почти такая же. «На сахарном рынке были сезоны, когда сахар стоил 8 грн./кг, и можно было получить неплохую прибыль, а потом два года фиксировать убыток. Но вопрос в том, кто может выждать, а кто нет, - подчеркивает Лапа. - Если это холдинг, для которого это не профильный бизнес или единичный сахарный завод, то он три раза подумает, стоит ли играть в эти игры». При такой нестабильности цен затраты на производство сахарной свеклы, $1000/га, вдвое выше, чем себестоимость традиционного «зернового» гектара.
Наладить экспортные поставки свекловичного сахара непросто: максимально он востребован на рынках СНГ, а самый емкий из них - Россия - не планирует отменять заградительные пошлины против украинского продукта. В сезоне 2011/2012 Украина поставила на экспорт 164 000 т сахара - рекорд за 10 лет, - но все равно слишком мало, чтобы инвестиции в производство имели смысл.
Покинуть сахарный рынок с прибылью - тоже непросто. «Продать можно активы только очень высокого качества, которых достаточно мало. Например, «Кернел» получил в наследство от «Укрроса» активы, мягко говоря, не самого лучшего качества, и уже достаточно давно пытается их продать», - констатирует Константин Лесничий. По его словам, потенциальных покупателей этих активов можно посчитать на пальцах одной руки. «Никто никуда не спешит в надежде откупить активы дешевле», - говорит эксперт.
Сейчас - не лучший момент для продажи предприятий, соглашается Лапа: «Года два назад сахарные заводы можно было продать, и продать неплохо, а сейчас, при такой конъюнктуре рынка, действительно, могут возникнуть сложности». Расширить круг потенциальных покупателей за счет иностранных компаний вряд ли удастся - им такие активы не интересны из-за высокой конкуренции и низкой рентабельности на рынке.
Дальнейший тренд - концентрация и укрупнение игроков, для которых сахарный бизнес профильный. Крупнейший производитель сахара в стране - «Астрата» - уже несколько сезонов наращивает объемы производства. В 2012 г., прогнозирует компания, производство свекловичного сахара составит около 400 000 т, на 8,1% больше, чем в 2011 г.
Компенсировать объемы ушедших с рынка игроков для оставшихся компаний не составит труда. Им достаточно будет продлить период работы сахарных заводов, который сейчас составляет полтора-три месяца. «Очень большие затраты связаны с самим процессом запуска сахарного завода, поэтому чем длиннее период производства, тем лучше экономика. Проще говоря, если запустить завод и проработать 20 дней, себестоимость будет выше, чем если проработать 50 дней, - поясняет Лапа. - На этом играют белорусы - они сначала перерабатывают свою сахарную свеклу, потом завозят тростник. Сахарные заводы в стране работают до полугода».
По экспертным оценкам, для украинского рынка оптимальное число сахарных заводов, работающих по 80-90 дней в году - 50. Во времена расцвета отрасли их было 120, а сейчас каждый год запускают 60-70. Все еще многовато.
Анна Ковальчук
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :