Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

У нас нет молока, о котором заявляет наша статистика

21:46 21.02.2011 |

Новини АПК

Татаренко Галина Моисеевна, Денисенков Владимир Михайлович

 

“У нас нет молока, о котором заявляет наша статистика, считает Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины

Вадима Чагаровского, одного из старожилов украинской молочной отрасли, трудно удивить новым “зигзагом” на отечественном молочном рынке. Почти о любой молочной проблеме, впрочем, как и об очередном новом рецепте ее лечения, Вадим Петрович с полным правом может говорить: “я же предупреждал…”, “я же предлагал…”.

Прошедший год оказался богатым на зигзаги. Рынок пережил рекордное удорожание молочного сырья, а украинский потребитель — рекордный рост цен на молокопродукты (см. БИЗНЕС №36 от 06.09.10 г., стр.71, 72, №1-2 от 17.01.11 г., стр.69-71).

Украина стала импортировать белорусское сливочное масло и польский сыр (см. БИЗНЕС №5 от 31.01.11 г., стр.58), снова поредело отечественное молочное стадо, а худо-бедно работавшая система поддержки животноводов благодаря зуду реформаторства властных мужей к 2011 г. оказалась парализованной (см. БИЗНЕС №7 от 14.02.11 г., стр.66, 67). Чем не повод для нового разговора.

 

— Как вы оцениваете итоги 2010 г. на украинском рынке молока и молокопродуктов?

 

— Если сравнить нашу молочную отрасль с подобными отраслями стран СНГ, то Украина по технологиям, инновациям, модернизации и маркетинговым решениям заметно их опережает. Однако в последние два года украинский рынок находится в состоянии стагнации.

В 2009 г. мы произвели на 7% меньше молочной продукции, чем в 2008 г., а в 2010 г. — на 3% меньше, чем в 2009 г., хотя, несмотря на кризис, катастрофического падения потребления молочных продуктов в Украине не произошло. Сейчас рынок замер в ожидании изменений.

— Каких именно изменений вы ждете?

Последние пять лет в разных странах наблюдается активный процесс консолидации молочных рынков. Например, в Дании более 80% рынка контролирует шведский кооператив Arla Food. В Нидерландах около 60% рынка принадлежат голландской компании Campina. Крупнейший мировой консолидатор в молочной отрасли — французская компания Lactalis.

Она достаточно успешно развивается в Европе и в мире, всего у нее 125 предприятий, в том числе и в Украине. А поскольку, как я уже отмечал, украинская молочная отрасль на постсоветском пространстве наиболее продвинута технологически и рыночно, глобальные тенденции затронут ее в первую очередь.

То есть украинский рынок также в ближайшие год-два ожидают дальнейшая консолидация и ужесточение конкуренции. Об этом свидетельствуют и такие события, как слияние компаний Danonе и Unimilk в России и приобретение компанией PepsiCo компании Wimm-Bill-Dann.

— Думаете, PepsiCo будет развивать молочный бизнес?

— Конечно. И теперь Wimm-Bill-Dann совместно с PepsiCo — это уже совершенно другая компания, и ее стоимость также совершенно другая, более высокая. Это расширяет возможности для привлечения средств, квалифицированного персонала, а также улучшает позиции на рынке.

То есть для компании этот факт очень положительный. Эта сделка отразится и на украинском рынке. Более того, я бы отметил, что приобретение компанией PepsiCo молочного оператора повысило стоимость очень многих молочных активов.

После заключения этой сделки они начали резко расти. В том числе и активы компании “Милкиленд”, которая в 2010 г., на мой взгляд, достаточно удачно выбрала время для выхода на IPO.

— Как эти процессы скажутся на различных сегментах рынка?

— В сегменте цельномолочной продукции (ЦМП) в Украине нет такой консолидации рынка, как, например, во Франции или Нидерландах. У нас пять ведущих игроков в этом сегменте — четыре мультинациональные компании (Wimm-Bill-Dann — PepsiCo, Lactalis, Danonе и Unimilk) и украинская компания “Галичина”, которые совместно не контролируют даже 40% рынка.

Оставшиеся 60% рынка у 80 компаний. В других сегментах молочного рынка ситуация иная, так как они в разной степени структурированы и консолидированы. Если, например, в сегменте ЦМП сражаются пять титанов, то в сегменте сливочного масла таких игроков пока нет, и в ближайшие год-два они там не появятся.

Он им пока неинтересен. В сегменте сгущенных молочных консервов вообще царит технологический беспредел. Никто из крупных компаний им не интересуется и в ближайшее время на него не придет. А вот сегмент сыров обещает много интересного.

Консолидация в нем еще выше, чем в сегменте ЦМП, поскольку три компании — “Молочный альянс”, “Альмира” и “Милкиленд” — занимают более 50% рынка. Но именно сюда могут прийти новые интересные игроки.

Там уже работают две французские компании: это Bell, которая приобрела “Шостку” (ОАО “Шосткинский ГМК”.Ред.), и Bongrain, которая купила “Звенигородку” (ОАО “Звенигородский сыродельный комбинат”. — Ред.).

— Кстати, эти компании уже довольно давно в Украине, но никак себя не проявили. Можно ожидать их активизации?

— Bongrain на украинском рынке с 1998 г. Я когда услышал, что эта компания купила Звенигородский комбинат, то подумал, что они взорвут украинский рынок. Однако производство так и остались на уровне переработки 80-90 т молока в сутки.

Возможно, Bongrain задался целью пока просто присутствовать на украинском рынке, создав форпост, с которого можно дальше развиваться, когда будет принято решение о масштабной экспансии.

Глядя на происходящее сейчас на рынке сыров с компанией Bell, можно прогнозировать, что если бы кто-либо хотел сегодня купить у нее этот бизнес в Украине, то она бы его продала. Например, компания Lactalis, недавно построившая под Москвой завод плавленых сыров.

Тем более что в свое время этот актив (Шосткинский ГМК.Ред.) Lactalis уже намеревалась купить, а Bell его перекупил, предложив на $5 млн больше. Кроме того, немецкой компании Hochland, которая также построила в России завод по производству плавленых сыров, нужна сырьевая база. Она вела переговоры с компанией “Клуб сыра” о приобретении Каневского сырзавода.

Lactalis также ведет переговоры с одной из украинских компаний о покупке ее активов. То есть изменения в сегменте сыров будут. К счастью для украинских молокопереработчиков, пришедшие к нам компании страдают одной болезнью — они к нам экспортируют топ-менеджеров (болезнь, характерная не только для молокопереработчиков и даже не только для промышленности.Ред.).

Для нас это хорошо, потому что пока их топ-менеджеры разбираются с украинской спецификой, проходит два-три года. А за это время они уже хотят вернуться назад.

Сторінка 1 з 3 | Наступна сторінка
За матеріалами: БИЗНЕС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
42,1257
 0,0472
0,11
EUR
1
43,3684
 0,0484
0,11

Курс обміну валют на 16.01.25, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,0870  0,04 0,10 42,8067  0,11 0,25
EUR 43,4259  0,01 0,03 44,2222  0,06 0,13

Міжбанківський ринок на 17.01.25, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,1400  0,04 0,09 42,1500  0,05 0,11
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес