Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Война в Карабахе: интересы Путина и «окно возможностей» для Армении и Азербайджана

23:42 28.09.2020 |

 Виталий Портников / #Буквы

Лучший выход из ловушки Карабаха - осознать, кому конфликт выгоден самом деле, кто десятилетиями является бенефициаром этого первого территориального конфликта на постсоветском пространстве. А бенефициаром является именно Москва.

Новая эскалация между Армению и Азербайджаном, уже вторая за последние месяцы и более опасная, чем предыдущая, снова напоминает нам, что никаких замороженных конфликтов не бывает. Что каждый замороженный конфликт беременный войной. Что прекращение огня и режим тишины, даже если о нем договариваются на очень высоком уровне и при международном посредничестве, рано или поздно перерастает в новые обстрелы и может привести к новой войне. Нам это надо помнить именно потому, что Кремль выстроил в Донбассе именно карабахский конфликт с военной точки зрения, конфликт так называемой низкой интенсивности.

Именно в таких конфликтах огонь может прекратиться, а затем снова начинаться с еще большей силой. Могут погибать военнослужащие и мирные жители. И так может продолжаться десятилетиями. Это идеальная ловушка и русские хорошо знают об этом, потому что создали такую ​​ловушку для Армении и Азербайджана. И обе страны нуждаются в России для того, чтобы из этой ловушки выйти - по крайней мере, так могут считать в Ереване и Баку. Хотя лучший выход из ловушки Карабаха - осознать, кому конфликт выгоден самом деле, кто десятилетиями является бенефициаром этого первого территориального конфликта на постсоветском пространстве.

А бенефициаром является именно Москва. Россия является официальным союзником Армении и гарантом того, что это государство не будет уничтожено соседями, с которыми она десятилетиями, если не столетиями не может найти взаимопонимание - Турцией и Азербайджаном. Однако одновременно Москва находится в теплых отношениях с Азербайджаном и создает надежду, что рано или поздно она «закроет глаза» и позволит Баку без серьезных военных последствий для себя вернуть контроль над азербайджанскими территориями, которые с начала девяностых годов находятся под фактическим контролем Армении.

Так было с первого дня этого конфликта. Даже не с конца 80-х,, а с 20-х годов прошлого столетия, когда территории с преимущественно армянским этническим населением оказалісь в составе Азербайджанской ССР, потому что большевистская Россия, которая оккупировала и Армению, и Азербайджан, нуждалась тогда поддержке братской для азербайджанцев Турции. А поскольку независимые Армения и Азербайджан вели войну за эти территории, неоконченная война вернулась в первые годы горбачевской перестройки. И тогда, кстати, Москва поддерживала не армян, а азербайджанцев - отрицательно отнеслась к самой идее передачи Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР, арестовала членов комитета «Карабах», этой первой некоммунистической политической формации в Советском Союзе, обвиняла армян в росте националистических настроений.

Но когда такие настроения начали расти и в Азербайджане и в этой стране потерпели поражение местные коммунисты, Москва выбрала Армению. Совсем не из большой любви к армянскому народу, Кремлю на него наплевать, а потому что возникла угроза, что Азербайджан сам сможет распорядиться своей нефтью и выйдет из сферы влияния Кремля. Карабахский конфликт стал тогда для Москвы инструментом влияния на азербайджанское общество, надеждой на то, что к власти придут пророссийские силы, которые отдадут страну под кремлевское покровительство.

Этот план оказался успешным только частично. Поражение в Карабахе действительно маргинализировало азербайджанских национал-демократов, заставило президента страны и лидера Народного фронта Абульфаза Эльчибея отречься от власти. Но одновременно Москве не удалось сделать руководителем страны свою марионетку. К власти в Баку пришел бывший многолетний руководитель Советского Азербайджана и член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, которого в свое время даже видели среди наследников Леонида Брежнева. Именно этот опытный государственник с чекистским прошлым выстроил в Азербайджане авторитарный семейный режим, способный маневрировать между Западом, Турцией и Россией и игнорировать азербайджанское общество.

Однако Армения стала заложницей своей победы. Ибо ее выживание и контроль над Карабахом зависели от союза с Россией. Это привело к маргинализации армянских национал-демократов. Основатель комитета «Карабах» и первый президент Армении Левон Тер-Петросян тоже отрекся от власти - кстати, отрекся именно тогда, когда уже был близок к нахождению компромисса по Карабаху с Алиевым.

Москва доверила Армению тем, кто точно ее бы не подвел и полностью зависел от ее ласки - бывшим карабахским полевым командиром Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну, которые и стали вторым и третьим президентами Армении. Эти люди построили в стране коррумпированный маргинальный режим, который одновременно, в отличие от азербайджанского, ни был способен полностью игнорировать собственное общество. Но и сопротивляться Москве тоже не мог. Доказательством этого стал отказ Саргсяна от подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом после встречи с Владимиром Путиным и последующее вступление Армении в Евразийский экономический союз.

Однако затем в Армении произошло то, чего до сих пор не произошло Азербайджане (но еще может) - своя «цветная революция», которая лишила власти кланы, которые руководили страной после отставки Тер-Петросяна и привела на высшую должность в стране, любимца протестующих Николу Пашиняна. Пашинян- не просто чужой человек для Владимира Путина, он еще и тот, кто посягает на воздействие и безопасность друзей Путина. Так, уже который месяц находится между тюрьмой и свободой второй президент Армении и первый президент самопровозглашенного Карабаха Роберт Кочарян. И, несмотря на то, что Путин продолжает личные контакты с Кочаряном, Пашинян будто не замечает этих сигналов российского правителя и не осознает их последствий для себя и для своей страны.

А президент Азербайджана, наследник своего отца Ильхам Алиев - замечает. И может считать, что изменение статус-кво в Армении, самостоятельное решение армянского народа о том, кто будет править в этой стране, может создать для него окно возможностей. Что в случае вспышки войны между Армению и Азербайджаном кто бы ни был реально ее инициатором (ведь это не имеет большого значения, в конфликте низкой интенсивности в любой момент режим тишины может быть нарушен), Россия не будет активно вмешиваться на армянской стороне и позволит Азербайджану восстановить контроль над частью своих территорий - если не над самим Карабахом, так над так называемым поясом безопасности, азербайджанскими территориями, которые окружают Нагорно-карабахскую автономную область, превращают ее в анклав, где нет общих границ с Арменией - так и было задумано большевиками. А может, и над самим Карабахом, если повезет. Ведь зачем России помогать Пашиняну?

И действительно - зачем? Надо понимать, что с объективной точки зрения Москва сегодня заинтересована не в победе Армении, а в победе Азербайджана, хотя бы частичной. Потому что это будет еще еще одним доказательством того, что все эти Майданы, все эти попытки избрать себе руководство, которое не согласовано с Кремлем, могут в результате привести только к национальному краху и упадку. Москва доказывала это в Грузии во время российско-грузинской войны. Москва доказывала это в Украине после Майдана, когда оккупировала Крым и Донбасс. Почему бы не доказать это и в Армении, тем более, не своими руками? Вопрос здесь в том, какие масштабы армянского поражения запланировали в Кремле - сейчас или во время следующего этапа конфликта. Идет ли речь о контроле над кольцом безопасности или над всем Карабахом или даже о появлении азербайджанских войск на территории самой Армении, даст ли это России возможность непосредственно выступить в роли ее защитника, сегодня трудно сказать. Тем более, что кремлевские планы далеко не всегда воплощаются в жизнь так, как они написаны в кабинетах.

Не всегда именно потому, что в Кремле способны просчитать свои действия, действия руководителей стран, которые находятся в кремлевский ловушке, даже западных лидеров или президента Турции. Но никогда не способны просчитать, как будут реагировать народы.

Именно поэтому Москве не удалось превратить в марионеточное государство Азербайджан. Именно поэтому в Москве проглядели момент, когда окончательно прогнил клановый режим в Армении. Именно поэтому в Москве вряд ли осознают, как будут реагировать на настоящую войну обычные армяне и азербайджанцы. Ведь каждая война выявляет в национальных настроениях то, чего ни один политический прогнозист или этнолог не может предсказать. Тем более, что в Кремле вообще игнорируют народы, там верят только в деньги и силу.

Что предсказать можно, так это то, что до того времени, пока Азербайджан и Армения не будут способны урегулировать проблемы, которые есть даже не между этими странами, а между этими народами, они будут оставаться в кремлевский ловушке и их развитие - не просто как стран, а как народов, будет оставаться под вопросом. Азербайджанцев и армян может спасти не победа одной страны над другой, а только добрососедстве и готовность вместе, без России, восстанавливать будущее своего непростого региона. Только эта готовность уничтожит российскую возможность манипулировать Арменией и Азербайджаном и превращать народы этих стран в участников спектакля в театре своих геополитических амбиций.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на вчора, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес