Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Property Times": Готовы ли страховые компании инвестировать в ипотеку?

12:37 23.06.2005 |

Любовь Привалова

Недавно Кабинет Министров Украины предложил четыре источника финансирования Государственного ипотечного учреждения, которое будет реализовать программу массового строительства жилья для граждан страны. Один из них - развитие ипотечного кредитования населения за счет резервов страховых компаний. В проекте определено, что до 20% средств из своих резервов страховые компании обязаны инвестировать в ипотечные сертификаты. По мнению экспертов, предложение финансировать Государственное ипотечное учреждение за счет резервов страховых компаний нецелесообразно, - они не являются собственностью компаний и сформированы для выполнения обязательств страхователей перед своими клиентами.

Как считают специалисты Лиги страховых организаций Украины, предложенное нововведение противоречит не только профильному украинскому законодательству, но и мировой практике в целом. Кроме того, предоставление дешевых ипотечных кредитов за счет страховых резервов может пошатнуть доверие клиентов к механизму страхования и привести к торможению развития этого рынка. Поэтому в данном случае государство может рекомендовать, а не вменять в обязанность страховым компаниям вкладывать средства из страховых резервов в те или иные активы.

Практика показывает, что в стабильной западной экономике инвестирование в ипотеку действительно реально. Ведь страховые компании часть своих резервов стараются направлять в надежные активы. Такими активами, в частности, является ипотека.

Насколько это будет работать в нашей стране, где еще не сформированы институциональные основы, сегодня сказать достаточно трудно. Эта система, считают многие специалисты, сможет воплотиться в жизнь со временем, когда наши страховые компании приобретут опыт работы с таким достаточно диверсифицированным продуктом, который требует наличия специального банка, специально обученных людей.

Механизм реализации программы не согласован

Владимир АНТОНЕНКО,

представитель правления ЗАО СК "МС ПАРТНЕР", ген. директор Украинской ассоциации торговцев ценными бумагами

Страховые компании в нашей стране относятся к категории финансовых учреждений, регулирование деятельности которых является прерогативой государства. Но, как правило, законодательные акты регулятивного характера, такие как положения о формировании страховых резервов СК, определяют финансовые инструменты и максимальный процент страховых резервов, которые могут быть размещены в тот или иной вид финансовых инструментов.

Поскольку развитие ипотечного кредитования предполагает обеспечение населения дешевыми кредитами, ожидать высоких доходов от инвестиций в ипотечные сертификаты не приходится. При этом устанавливать обязательно высокий процент (до 20%) размещения в один финансовый инструмент недопустимо. В развитых странах ипотечные сертификаты - высоколиквидный финансовый инструмент.

Какова будет ликвидность этого инструмента на нашем фондовом рынке, трудно сказать.

Несомненно, появление ипотечных сертификатов будет способствовать развитию фондового рынка. Из четырех предложенных Кабинетом Министров источников финансирования Государственных учреждений наиболее значимый, на мой взгляд, - продажа земли несельскохозяйственного назначения. Жесткое регуляторное вмешательство государства в страховой рынок, который находится в стадии завоевания доверия клиентов к такому распространенному во всем мире рынку финансовых услуг, может пошатнуть это доверие, особенно у частных инвесторов и застрахованных лиц.

Я "за" успешную реализацию программы массового строительства жилья для граждан страны, но механизмы ее реализации должны быть эффективны и хорошо согласованы с общими тенденциями развития экономики и, в частности, развития различных финансовых институтов, к которым относятся и страховые компании. Необходимы опыт и практика.

Необходим опыт

Константин ШПАК,

главный экономист отдела риск - менеджмента ДП "Кастл Девелопмент"

Сегодня страховой рынок и рынок коммерческой недвижимости находятся на начальных этапах своего развития, и многие их участники еще не имеют опыта сотрудничества друг с другом, хотя позитивные тенденции последних лет нельзя не отметить. Все чаще страховые компании инвестируют свои средства в ипотеку, тем самым, обеспечивая соответствующую доходность своих вложений при умеренном уровне риска. Тем не менее, долевое участие в строительстве при прямом инвестировании гораздо более рискованно, нежели вложение в ипотечные ценные бумаги, где вероятность потерь делится на пул из множества различных строительных проектов. Ипотечные ценные бумаги, обладая высокой ликвидностью и надежностью, могут стать довольно привлекательной формой размещения страховых резервов, основная цель которых - зашита интересов страхователя.

На мой взгляд, при такой динамике, которую продемонстрировал страховой рынок в прошлом году (сумма страховых резервов увеличилась более чем в два раза), трудно переоценить перспективы развития участия страховых компаний в программах массового строительства жилой недвижимости. И хотя на сегодняшний день суммарный страховой резерв, который может быть выделен под ипотечные ценные бумаги, не покрывает потребности в финансировании жилой недвижимости, сам опыт участия страховщиков своими резервами в развитии ипотечного кредитования может в значительной мере улучшить инвестиционный климат и повысить ликвидность ипотечных сертификатов.

На наш взгляд, использование резервов страховых компаний как источника финансирования жилищных программ оправдано, так как значительно улучшит условия развития жилищного строительства и обеспечит надежную защиту самих резервов (для будущих выплат страхователям).

Обязательности быть не может

Галина ТРЕТЬЯКОВА,

председатель правления ЗАО "УАСК "Аска - Жизнь"

Страховые компании по страхованию жизни прекрасно осознают, что ипотечные ценные бумаги являются "длинным", консервативным, хорошим инструментом с точки зрения стабильного его "поведения" во время финансовых кризисов в стране. Но обязательности быть не может. Для того чтобы ипотечные ценные бумаги стали сверхликвидными, нужен вторичный рынок их оборота. В Украине он еще не сформирован. Поэтому, как бы мы их не хвалили, они являются достаточно неликвидными для сегодняшнего состояния украинского фондового рынка. А, следовательно, компании должны очень тщательно мониторить свои обязательства и размер таких бумаг в своем портфеле. Это напрямую связано со структурой "длительности" портфеля. Если у компаний по страхованию жизни в структуре страхового портфеля много 20 - летних пенсионных договоров, то тогда и ипотечных бумаг может быть больше. Если превалируют короткие договора (меньше чем 10 лет), то обеспечение их ипотечными бумагами с 15 - 30 - летними сроками является некорректным.

Если государство заставит купить 20% ипотечных бумаг относительно неликвидного характера, то компании, у которых в портфеле много коротких договоров, рискуют быть разорены. Государство не отвечает по обязательствам страховщика, а страховщик - по обязательствам государства. А это норма Закона "О страховании". Как в этом случае государство, заставляя компании, собирается выполнять их обязательства? Как минимум, нужно изменить Гражданский кодекс, Закон "О страховании", и государство должно поручиться, что если оно обяжет компании нести такую нагрузку на себе, то в этом случае оно будет отвечать и по обязательствам страховщика.

Но заставлять это делать, администрировать это в обязательном порядке - недопустимые вещи для демократического государства с рыночной экономикой.

Ипотека - дело добровольное

Максим МЕЖЕБИЦКИЙ,

заместитель председателя правления ЗАО СК "ВЕСКО"

Я полагаю, что идея правительства по поводу обязательного размещения страховых резервов в государственные ипотечные ценные бумаги, по меньшей мере, абсурдна.

Во - первых, в соответствии с действующим законодательством страховые резервы сегодня не являются собственностью страховой компании, они принадлежат страхователям. Основное предназначение этих резервов - выплаты страховых возмещений. Поэтому резервы должны размещаться в высоколиквидные и надежные активы. Но могу сказать, что государственные ценные бумаги не являются на сегодняшний день таковыми. Кроме того, их доходность будет чрезвычайно низка, учитывая то, под какие ставки будут выдаваться кредиты.

Во - вторых, недвижимость является высокорисковым активом, поэтому во всем мире, как правило, страховым компаниям запрещают размещать в недвижимость более 10% резервов. И, наконец, в - третьих, вышеуказанное предложение противоречит европейским принципам размещения страховых резервов, а именно - государство - член ЕС не должно выдвигать требований к страховой организации в части инвестирования в определенные виды активов.

Цивилизованный подход, по крайней мере, предполагает не обязанность, а возможность размещать часть страховых резервов в ипотечные ценные бумаги. Если государственная ипотечная компания выпустит бумаги, интересные для потенциального покупателя, мы, естественно, их приобретем. Все остальное будет зависеть от привлекательности этого инструмента, его доходности, надежности, а также ликвидности.

Я придерживаюсь мнения, что сегодня ни в коем случае нельзя допустить, чтобы снова повторилась история с государственными ценными бумагами, в которых обязывали держать резервы коммерческие банки. Озвучиваемые тогда мотивы для подобного "резервирования", если вспомнить, по большому счету тоже были благими.

Ликвидность ипотечного сертификата спорна

Валерий ПРУДЬ,

заместитель председателя правления ЗАО СК "Раритет"

На мой взгляд, государство на сегодняшний день вправе определять перечень активов, которыми страховщики могут формировать страховые резервы. Следует отметить, что Законом Украины "О страховании" определено, что 20% активов могут составлять объекты недвижимости (но это не должно превышать 10% в одном объекте). Но здесь есть обязательное условие - эта недвижимость должна принадлежать компании. Тем самым абсолютно правильно был определен ликвидный актив, которым можно было "рассчитаться" на случай крупной выплаты. Ликвидность такого актива как ипотечный сертификат достаточно сомнительна (возможно, я и ошибаюсь).

Я считаю, что механизм покупки страховой компанией ипотечного сертификата для физического лица (а ведь ипотека предполагает строительство жилья для физических лиц) с целью сформировать страховые резервы прозрачным быть не может, потому что это является формой кредитования физических лиц. Я придерживаюсь мнения, что более приемлемой будет выдача кредитов "лайковыми" страховыми компаниями своим страхователям.

На основании же всего вышеизложенного считаю, что размещение страховых резервов в ипотечные сертификаты может быть только возможностью страховой компании, а не "обязаловкой" (собственно, так требует Закон Украины "О страховании"). А кто сказал, что страховые компании будут вкладывать средства в низкодоходные проекты?

Если это не будет обязательным условием в данном вопросе, то всяческие благие намерения правительства привлечь деньги страховых компаний намерениями так и останутся. Если это все же станет обязательным условием, то наш еще несформированный страховой рынок может сильно сократиться. Так что речь идет не о доверии клиентов, а, собственно, о выживаемости страховых компаний.

Финансирование ипотеки не продумано

Игорь АРЦИМОВИЧ,

председатель наблюдательного совета страховой компании "НОВА"

Государство вправе принуждать инвестировать в ипотеку только средства резервов, формируемых для выплат по обязательному государственному страхованию. Остальные резервы страховщиков предназначены для выплат клиентам, таким образом, это не средства страховых компаний, а временно находящиеся в управлении страховщиков средства страхователей, за сохранность и ликвидность которых страховщики несут перед ними юридическую ответственность. Доходы же от управления этими средствами являются во всем мире практически единственным источником финансирования деятельности самих страховых компаний, так как сами по себе страховые операции стремятся к нулевой доходности.

Предоставление дешевых ипотечных кредитов за счет страховых резервов может пошатнуть доверие клиентов к механизму страхования. Особенно учитывая опыт "Госстраха", с его до сих пор не возвращенными долгами, а также незаслуженно низкий уровень доверия подавляющей массы населения к страхованию и страховщикам. Мы долгие годы пытаемся (и будем продолжать это делать) воспитать у населения привычку страховаться и разобраться в сущности этого понятия, и любые истерические попытки что - то отрегулировать, срочно улучшить и отобрать денег у страховых компаний будут только вредить.

Эта система, может быть, и возможна у нас. Ведь была реальной система, когда банки заставили покупать ОВГЗ, которые потом не погасили вовремя и реструктуризовали, вследствие чего разразился сильнейший банковский кризис в 1998 г. Можно припомнить много разных реальных систем, которые работали, начиная с 1917 г. К сожалению, если такие системы вводились в действие принудительно, без учета интересов всех субъектов - участников, то эффективно функционировать они не могли.

Думаю, что непродуманно и скоропостижно вводимую систему финансирования ипотеки в Украине ждет немало трудностей.

Решение должно быть добровольным

Борис САВИЧЕНКО,

первый заместитель председателя правления, директор департамента имущественного страхования УИСК "Инвестсервис"

Страховые компании в целом приветствуют создание Государственного ипотечного учреждения (ГИУ) как связующего звена между кредиторами, выдающими ссуды на покупку жилья под его же залог, и потенциальными инвесторами (пенсионными фондами, инвестиционными компаниями, страховыми компаниями и др.). Такое посредничество направлено на повышение уровня ликвидности банков - кредиторов. Ипотечные кредиты, выдаваемые банками, - долгосрочные. Банки же формируют кредитные ресурсы за счет депозитов физических и юридических лиц, срок размещения которых в основном - меньше одного года. При снятии вкладов банк может столкнуться с реальной угрозой банкротства. При рефинансировании банков за счет "длинных" денег, полученных от размещения ценных бумаг, ликвидность банков существенно возрастает. Все это, по прогнозам специалистов, призвано привести к уменьшению процентных ставок для заемщика и, как следствие, к быстрому развитию рынка ипотечного кредитования. Ипотечные ценные бумаги будут иметь неоспоримое преимущество перед другими, в первую очередь, потому, что они обеспечены реальным имуществом - жильем, приобретенным в кредит. Кроме того, один из активных разработчиков концепции функционирования ГИУ, работающий по линии Мирового банка, консультант Минфина Дуглас Раймонд прогнозирует, что доходность по ипотечным облигациям установится на 0,25 - 0,5% выше, чем по долгосрочным ОВГЗ. По мнению второго разработчика, исполнительного директора Украинской национальной ипотечной ассоциации Сергея Волкова, альтернативы по соотношению надежности и доходности ипотечным бумагам не будет. Но все эти плюсы должны быть приняты участниками рынка добровольно.

Страховые компании должны сами взвесить все "за" и "против" и добровольно принять решение об инвестировании ГИУ путем приобретения ипотечных облигаций.

За матеріалами: Unecport.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на 10.05.24, 10:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4328  0,13 0,34 39,9820  0,14 0,36
EUR 42,3788  0,16 0,39 43,1064  0,15 0,35

Міжбанківський ринок на 10.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8100  0,29 0,73 39,8350  0,30 0,75
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес