Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 11:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Инвестгазета: Правила меняются
14:10 13.11.2002 |
Постановление правительства, вышедшее в свет в конце октября этого года, определило новые правила продажи госпакетов акций предприятий группы "Г". Теперь компания, купившая на конкурсе пакет акций стратегического предприятия, получает в управление еще и государственную долю. При этом покупатель берет на себя жесткие обязательства по эффективному управлению. По мнению разработчиков, такая схема продажи акций позволяет повысить инвестиционную привлекательность объектов приватизации и эффективность управления государственными корпоративными правами
Очевидно, этот документ должен решить проблему предприятий, контрольные пакеты акций которых остаются сегодня за государством: с одной стороны, найти для них эффективных собственников, с другой стороны, существенно увеличить стартовую цену продаваемых пакетов, особенно неконтрольных.По мнению экспертов, этим постановлением государство идет навстречу инвесторам. Интересно, что в покупке могут участвовать и объединения компаний, консолидировавшие свои финансовые ресурсы и опыт эффективного управления, таким образом, круг участников конкурсов существенно расширится. По мнению Александра Пилипенко, директора по корпоративным правам и инвестированию Корпорации "Индустриальный союз Донбасса", в том, что этот документ нужен, нет сомнения. Поскольку в данном случае основной акцент делается не на цене пакета, а на качестве покупателя. Ведь участвовать в конкурсах по продаже пакетов акций размером менее 50% будут иметь право только те компании, которые уже имеют опыт эффективного управления контрольным пакетом акций аналогичного предприятия. Кроме того, они должны производить продукцию или услуги, аналогичные тем, на которых специализируется предприятие, выставленное на приватизацию. По словам г - на Пилипенко, благодаря этому предприятие получает эффективного собственника, который "несет ответственность не только за свой пакет акций, но и за государственный; он в состоянии обеспечить прибыльность обоих пакетов акций и предприятия в целом, поскольку получает полный контроль над объектом, а значит, возможность принимать стратегические решения". Кроме того, считает он, дополнительные условия, выдвигаемые ФГИ к покупателям, должны подвергаться тщательной экспертизе всеми госорганами, отвечающими за приватизационный процесс. Следовательно, не будет создаваться благоприятная почва для судебных тяжб, которые могут возникнуть между приватизационными органами и покупателями, не победившими в конкурсах. С этим согласны и разработчики постановления, которые заложили в нормативный документ пункт, связанный с обязательным согласованием условий конкурса с Кабмином, Минэкономики, Антимонопольным комитетом, и органом, уполномоченным управлять государственными корпоративными правами объекта приватизации. Что касается судьбы объектов приватизации, то некоторые аналитики считают, что это постановление не решит окончательно проблемы предприятий, контрольные пакеты акций которых остаются в госсобственности. Например, по мнению Глеба Вышлинского, заместителя директора Международного центра перспективных исследований, государство должно создать все условия для быстрейшей реализации пакетов, закрепленных в государственной собственности. В частности, он отметил: "Правильнее приватизировать предприятия полностью, не оставлять пакетов в госсобственности. А чтобы избежать проблем в стратегических отраслях, необходимо ставить вопрос о государственном контроле над деятельностью предприятий в этих секторах. Эту проблему нужно решать через госрегулирование и не оставлять собственность за государством". К сожалению, на сегодняшний день мы не можем похвастаться достойным спросом на контрольные пакеты акций предприятий - интерес покупателей к ним по - прежнему низок из - за достаточно высокой начальной стоимости. Именно это и стало причиной появления постановления. Механизм, прописанный в данном документе, позволяет повысить привлекательность пакета за счет возможности получения контроля над инвестируемым объектом. Также потенциальный управляющий госдолей, в случае выполнения им обязательств по договору купли - продажи, при условии продажи госпакета, в будущем имеет возможность выкупить его у государства по рыночной стоимости. Разработчики постановления рассчитывают на то, что такая схема позволит Фонду в дальнейшем гарантированно продать пакет. С одной стороны, потенциальный собственник захочет сохранить контроль над предприятием путем покупки госпакета. С другой стороны, привлекательность пакета в ходе эффективного управления несомненно повысится, что обеспечит Фонду возможность его успешной реализации. Реакцию рынка на выход в свет Постановления Кабмина "Некоторые вопросы повышения инвестиционной привлекательности объектов приватизации" нельзя назвать однозначной. Но в целом аналитики отмечают, что данное постановление является эффективным инструментом повышения привлекательности пакетов, предлагаемых к продаже, и четко определяет правила игры на рынке. Эксперты считают, что, идя навстречу инвесторам в сфере создания более привлекательных условий продажи, государство вправе ужесточать требования к потенциальным покупателям и регламентировать их ответственность за госсобственность, которая передается им в управление.
КомментарииВладислав Кравец, начальник управления ценных бумаг банка "НРБ - Украина":
- Благодаря этому постановлению, государство получит эффективного собственника - инвестора - профессионала, управленца, который будет управлять предприятием, при этом выполнять определенные требования ФГИ, да еще и развивать предприятие. Возможно, уйдут разговоры о необходимости создания агентства по управлению корпоративными правами, и мы не будем тратить деньги на создание очередной госструктуры.
Глеб Вышлинский, заместитель директора Международного центра перспективных исследований:
- Частные собственники будут управлять контрольными пакетами более качественно, чем государство. Если посмотреть на историю украинского управления корпоративными правами, то это история конфликтов: создания одних структур, ликвидации этих структур, неэффективность управления. Мы должны признаться, что украинское правительства сегодня не способно управлять государственными пакетами акций.