Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Срок на реформу: как изменится управление украинской ГТС в 2019 году

 Мария Цатурян, заместитель главного редактора РБК-Украина

Для украинской газотранспортной системы 2019 год - решающий. От того, удастся ли правительству и НАК "Нафтогаз Украины" провести ключевую реформу компании - анбандлинг, во многом зависит возможность привлечь иностранные инвестиции для ГТС и сохранить транзит российского газа по территории Украины после завершения действия текущего контракта с "Газпромом". Для достижения этих целей газотранспортные активы с 1 января 2020 года должны управляться новым независимым оператором, получившим одобрение и украинского отраслевого регулятора, и европейских партнеров. Как реформируется структура "Нафтогаза", и какие задачи должны быть решены до конца этого года - в материале РБК-Украина.

До конца этого года НАК "Нафтогаз Украины" предстоит завершить одну из ключевых реформ, о старте которой в Украине было объявлено еще четыре года назад. Речь идет об отделении из структуры НАКа газотранспортных активов (анбандлинге) и передаче функций по транзиту газа от "Укртрансгаза" новому независимому оператору ГТС - компании "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ).

Анбандлинг предусмотрен профильным законом о рынке газа и евродирективами Третьего энергетического пакета ЕС. Согласно европейскому законодательству, активы по транспортировке, добыче и поставке газа не могут быть сосредоточены в руках одного собственника. Анбандлинг будет считаться успешно завершенным, когда МГУ получит подтверждение своего независимого статуса от украинского отраслевого регулятора и Секретариата Энергетического сообщества ЕС.

В декабре РБК-Украина публиковало интервью с главами наблюдательных советов НАКа Клэр Споттисвуд и МГУ Вальтером Больцем. Поводом для общения стало заявление компании МГУ об отсутствии сотрудничества с "Нафтогаз Украины" и опасениях, что газовая компания не готова передавать новому оператору управление ГТС. Тогда главы обоих набсоветов заверили издание, что сумели преодолеть разногласия, и рассчитывают, что после успешного завершения анбандлинга Украине удастся привлечь европейские компании в качестве партнеров ГТС.

О том, что "процесс анбандлинга затягивается", в конце прошлого года заявил и глава Секретариата Энергосообщества Янез Копач: "Было много планов "Нафтогаза", но все они устарели. Анбандлинг должен быть проведен таким образом, чтобы оператор ГТС мог получить сертификацию (подтверждение независимого статуса оператора, - ред.) до конца следующего года, пока не закончился действующий транзитный контракт. Только это обеспечит стабильность и долгосрочность нового транзитного контракта".

На каком этапе сейчас анбандлинг "Нафтогаза"?

Согласно отчету, который в конце прошлого года представили топ-менеджмент и главы набсоветов НАКа и МГУ, участники процесса по-прежнему обсуждают возможные модели анбандлинга и планы по его реализации. НАК "Нафтогаз" в структуре своей дочерней компании "Укртрансгаз" создал филиал под названием "Оператор ГТС", в котором намерен до конца года сосредоточить все газотранспортные активы, подлежащие передаче новому оператору - МГУ - с 1 января 2020 года. Параллельно, выполняя утвержденный Кабинетом министров еще в 2016 году план анбандлинга, НАК планирует создать отдельного оператора для управления подземными газовыми хранилищами.

Пока это также филиал в структуре "Укртрансгаза", которому планируется передать активы стоимостью 169 млрд гривен. В НАКе необходимость выделения активов ПХГ в отдельную компанию ранее объясняли тем, что потенциальных инвесторов могут отпугнуть возможные судебные разбирательства со структурами олигархов Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа из-за порядка 15 млрд кубометров "спорного газа в хранилищах". Кроме того, в интервью РБК-Украина глава набсовета "Нафтогаза" Клэр Споттисвуд заявила, что "для осуществления транзита газа оператору ГТС не нужны подземные хранилища" и подтвердила планы компании разделить газотранспортный бизнес и ПХГ, оставив последние в структуре "Нафтогаз Украины", по крайней мере "до решения проблемных вопросов".

Почему анбандлинг нельзя осуществить уже в этом году?

Летом 2016 года, утвердив план анбандлинга отдельным постановлением №496, Кабинет министров рассчитывал, что передать ГТС новому оператору "Нафтогаз" будет должен через 30 дней после окончания судебного разбирательства с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже. Решение по "транзитному" иску трибунал вынес в конце февраля 2018 года, поэтому чиновники ожидали завершения анбандлинга к апрелю. Но украинской стороне не удалось добиться решения арбитров, которое бы позволило "Нафтогазу" передать свои права и обязательства по транзитному контракту другой компании. Сейчас НАК может это сделать лишь с письменного согласия "Газпрома", а российский монополист настаивает на том, чтобы компания "Нафтогаз" оставалась стороной контракта, блокируя тем самым процесс анбандлинга. Сроки действия контрактов от 2009 года на транзит и поставку российского газа истекают 31 декабря 2019 года.

Как ГТС будут передавать новому оператору?

Нормы Третьего энергопакета ЕС предполагают несколько моделей анбандлинга. До сих пор НАК заявлял о том, что будет следовать той, которая предусматривает разделение компании по структуре собственности - ownership unbundling. Она подразумевает, что газотранспортные активы будут переданы другой компании из структуры НАКа, и новый независимый оператор ГТС - Transmission System Operator - будет отвечать за осуществление транзита.

Впрочем, в конце декабря прошлого года "Нафтогаз" заявил, что рассматривает, в том числе и возможность реализации другой модели анбандлинга, которая также предусмотрена европейским законодательством - ISO (Independent System Operator). В случае ее реализации газотранспортные активы остаются в структуре "Нафтогаз Украины", но их управление будет передано другой компании-оператору. "Какая модель будет выбрана - ownership unbundling или ISO - не важно. Этот выбор предстоит сделать украинскому правительству", - заявила в декабре глава набсовета "Нафтогаза" Клэр Споттисвуд.

Для выбора оптимальной модели НАК привлек консалтинговую компанию Ernst & Young, которая представила пять вариантов разделения "Нафтогаза": два из них по модели ownership unbundling, три - ISO. Несколько сценариев ІSO - анбандлинга подразумевают сохранение НАКом контроля над транзитными активами. При этом глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев заверил, что впоследствии правительство может "изменить ISO-модель на ownership".

"Я не верю, что сейчас, на первых порах новый оператор будет в состоянии осуществлять в полной мере свою деятельность без обсуждения ключевых вопросов с "Нафтогазом"", - заявил он в декабре, представляя отчет по проведению анбандлинга. Важно понимать, что помимо Кабинета министров, которому предстоит выбрать и утвердить одну из моделей проведения анбандлинга, Верховной раде придется одобрить ряд серьезных изменений в профильное законодательство, которым регулируется рынок газа.

Какая главная цель разделения "Нафтогаза"?

И в "Нафтогазе", и в МГУ рассчитывают, что анбандлинг в соответствии с нормами европейского законодательства позволит новому оператору ГТС привлечь в качестве партнеров по управлению западные компании. Андрей Коболев ранее неоднократно заявлял, что, таким образом, помимо инвестиций в газотранспортный бизнес, Украина сможет заручиться "поддержкой и доверием европейских стран к Украине как к надежному транзитному маршруту российского газа". Рада возможность привлечь иностранных партнеров для управления ГТС предусмотрела еще в августе 2014 года. Тогда был принят закон, позволяющий привлекать иностранные компании или их консорциум в капитал системного оператора ГТС на условиях 49% (речь идет об управляющем пакете, а не о приватизации). Свои предложения Украине уже прислали словацкая компания Eustream, итальянская Snam, консорциумы Нидерландов и Франции - Gazunie и GRTgaz, немецкая - Verbunddnelz Gaz AG, а также польская, румынская, бельгийская, испанская и греческая газовые компании-операторы. Учитывая, что европейские страны - крупнейшие потребители российского газа, для "Газпрома" участие их компаний в работе ГТС может стать весомым аргументом для продолжения транзита по украинской территории. Пока же "Газпром" открыто заявляет о намерениях транспортировать газ в Европу без участия Украины, построив вторую ветку газопровода "Северный поток" (мощностью 55 млрд кубометров) и завершить строительство части "Турецкого потока" (32 млрд кубометров).

Готовы ли европейские компании инвестировать в украинскую ГТС ?

В августе 2018 года западные операторы газотранспортных систем объединились в Консорциум партнеров. Речь идет как минимум о семи компаниях, которые ранее заявили, что заинтересованы участвовать в управлении украинской газовой магистралью. В интервью РБК-Украина глава набсовета МГУ Вальтер Больц пояснил, что сейчас участники Консорциума подписывают соответствующее соглашение и обсуждают вопросы транзита с "Нафтогазом" и МГУ. "Благодаря участию такого Консорциума вероятность того, что долгосрочный контракт на транзит газа с "Газпромом" будет подписан, возрастает. Если европейские компании-операторы станут партнерами по управлению украинской ГТС, они помогут убедиться в том, что актив управляется правильно, что тарифы на транзит покрывают затраты, и все необходимые инвестиции осуществлены", - пояснил изданию Больц.

По словам главы набсовета НАКа Клэр Споттисвуд, Консорциум пока готов оказывать украинской стороне консультационную поддержку, помочь с поиском квалифицированных кадров и активно участвует в обсуждении процесса анбандлинга. "Я надеюсь, что они будут заинтересованы инвестировать в газотранспортные активы после проведения анбандлинга. Но сейчас очевидно, что эти компании пока не готовы выходить в Украину с инвестициями", - заявила она в интервью изданию.

"Никто из них (участников Консорциума, - ред.) не готов сейчас потратить миллиарды на покупку доли украинской ГТС. Но я думаю, они действительно заинтересованы в управлении этим активом, помочь с инвестированием обоснованной суммы (может не напрямую) в модернизацию газотранспортной системы", - уточнил Вальтер Больц. По его словам, сейчас международные партнеры ожидают подписания всеми сторонами обязательного к выполнению контракта (binding agreement, - ред.) "Это обяжет обе стороны - НАК и МГУ - создать нового оператора газотранспортной системы до конца 2019 года", - пояснил он.

На каком этапе переговоры Украины, ЕС и России о транзите газа по ГТС?

В прошлом году трехсторонние встречи на уровне экспертных консультаций проходили в Брюсселе дважды - в июле и сентябре. Причем, по словам Андрея Коболева, осенью переговоры проходили без участия российской стороны - тогда представители "Газпрома" встречу проигнорировали. Очередной раунд запланирован на 21 января, о чем сообщил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович. Впрочем, и в этот раз встреча вряд ли будет конструктивной. Вчера российский "Газпром" заявил, что взаимоотношения с "Нафтогазом" и обсуждение нового контракта о транзите газа после 2019 года "будут зависеть главным образом от решения спорных вопросов, восстановления баланса интересов и симметрии в обязательствах сторон в рамках действующих контрактов".

При этом "Газпром" не считает, что трехсторонние встречи "имеют статус переговоров между компаниями". В ответ в "Нафтогазе" заявили, что в украинской компании "восстановление баланса отношений" понимают исключительно как выполнение решений Стокгольмского арбитража, которые обязывают российского монополиста придерживаться действующего контракта. А это значит, что "Газпром" "должен выплатить "Нафтогазу" 2,7 млрд долларов за транзит, до 2020 года - транспортировать по территории Украины не менее 110 млрд кубометров газа и по заявке НАКа поставлять топливо по цене, "сниженной до уровня цен на немецком рынке (хабе)".

Кроме того, летом прошлого года "Нафтогаз" подал новый "транзитный" иск в Стокгольмский арбитраж, оценив свои претензии на сумму в 12 млрд долларов. Причина - потенциальные убытки украинской газотранспортной системы, если "Газпром", построив газопроводы в обход Украины, откажется от транзита по ГТС и не выполнит свои обязательства по действующему контракту. "Фактически мы говорим российским коллегам: если вы строите и не хотите транспортировать, то компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться, пересмотреть или изменить его", - заявил Коболев в интервью "5 каналу".

В чем основные риски для Украины?

У страны осталось не так уж много времени, чтобы определиться с моделью анбандлинга, принять необходимые законодательные изменения и подготовиться к разделению "Нафтогаза". Это требует слаженной работы правительства, парламента, регулятора, НАКа и МГУ. До сих пор львиная доля драгоценного для страны времени тратилась на выяснение отношений между всеми участниками процесса. В результате четких ответов на вопросы о том, по какой схеме будет проходить анбандлинг, какими функциями все же будет наделен новый оператор ГТС, когда запустится полноценный рынок газа и может ли страна рассчитывать на иностранные инвестиции, до сих пор нет.

Это, в свою очередь, не способствует укреплению доверия к Украине у европейских партнеров, которые, с одной стороны, заинтересованы в транзите российского газа по украинской трубе, с другой - участвуют в проектах "Газпрома" по строительству альтернативных украинской ГТС газопроводам. При этом в НАКе рассматривают несколько сценариев развития ситуации после 2019 года, в том числе отсутствие нового контракта с "Газпромом", значительное сокращение объемов транзита по нашей территории в ближайшие несколько лет, и как следствие - "нулевой транзит". В таком случае, страна не только лишиться порядка 3 млрд долларов ежегодной платы за транзит газа, но и будет вынуждена оптимизировать свои газотранспортные мощности.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9875
 0,0035
0,01
EUR
1
43,6334
 0,0120
0,03

Курс обміну валют на вчора, 10:28
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,7962  0,20 0,48 42,3696  0,08 0,20
EUR 43,5123  0,04 0,10 44,2931  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,0200  0,04 0,10 42,0450  0,05 0,13
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес