Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему Masterсard оставила Visa в Украине далеко позади

 Руденко Виктория / FinClub

Международная платежная система Visa решила спасти свои позиции в Украине, где она уже едва занимает треть рынка, и переманила топ-руководителя Mastercard. Смена лидера на украинском рынке произошла не за один день, поэтому лишь кадровыми решениями вернуть утраченные позиции системе Visa невозможно. FinClub проанализировал, почему Visa потеряла свою долю и как Mastercard стала локомотивом рынка безналичных платежей.

Кадровые рокировки

Сегодня Вера Платонова возглавила деятельность компании Visa в 17 странах Евразии. Ради поста старшего вице-президента, директора регионального подразделения Visa по странам СНГ и Юго-Восточной Европы (CISSEE) она вернулась в компанию, где уже работала в 2007-2010 годах. Чтобы войти в руководство Visa СЕМЕА, Вера Платонова еще в конце сентября покинула конкурирующую платежную систему, ведь с 2013 года она была генеральным директором представительства Masterсard Europe в Украине, Молдове, Грузии и Центральной Азии.

Компания Masterсard новым генеральным директором представительства Masterсard Europe в Украине выбрала Ингу Андрееву, которая с 2013 года курировала работу с клиентами системы. Для Инги Андреевой руководить украинским офисом Masterсard не в новинку - она начала им управлять в начале 2018-го, когда Вера Платонова ушла в декретный отпуск. И хотя последние пять лет карьеры Инга Андреева отдала Masterсard, у нее был опыт работы и в компании Visa.

Подобный хэдхантинг у международных платежных систем является обычной практикой. CEO Visa Альфред Келли был президентом прямого конкурента - компании American Express Co.

Провальная отчетность

Официально Visa переманила Веру Платонову из-за ее «опыта в области создания сильных команд и долгосрочных партнерских отношений в платежном секторе». Но реальные причины интереса Visa к «наработкам» украинского офиса Masterсard проясняет обнародованная в конце августа статистика НБУ. Оказалось, что международная платежная система Mastercard - абсолютный лидер украинского рынка: к 1 июля 2018 года банки выпустили 39,7 млн карт именно этой платежной системы (66,08%), только 19,7 млн карт Visa (32,8%) и всего 0,63 млн карт украинской национальной платежной системы «Простір» (0,05%), которая ранее называлась НСМЭП.

Активных карт, по которым клиенты совершили хотя бы одну транзакцию за три месяца, в обороте меньше, но и тут Mastercard удерживает монопольную долю: у нее в Украине 24,1 млн карт (68,3%), тогда как у Visa - 10,7 млн карт (30,4%), а 0,4 млн карт - у «Простір» (1,3%). По доле проведенных безналичных операций Mastercard занимает 67,1% рынка, а по объему - 67,6%.

Это нестандартная ситуация, поскольку на глобальном рынке Visa является лидером по объему транзакций (56%). Лишь по количеству карт она не на первом месте, но проигрывает вовсе не Mastercard: китайская платежная система UnionPay к 2015 году выпустила более 50% карт в мире. Выпуск «китайских» карт начнется и в Украине - такие планы вынашивает система UnionPay.

Деньги любят тишину

Каким образом Visa, которая раньше была бесспорным лидером в Украине, утратила свою монопольную долю на рынке и теперь вдвое «меньше», чем Mastercard? Обе компании сдержанно прокомментировали эти данные. «Мы не раскрываем долю на рынке. Украина является одним из приоритетных рынков для Visa, компания инвестирует во внедрение в Украине инновационных платежных технологий. В партнерстве с украинскими банками мы успешно запустили Google Pay, Apple Pay и Garmin Pay, продолжаем совершенствовать решения для бесконтактных платежей на транспорте, совместно с НБУ проводим масштабную кампанию по повышению финансовой грамотности населения», - ответили FinClub в пресс-службе Visa. В компании уверяют, что Visa работает над увеличением доли безналичных платежей в потребительском и бизнес-сегментах, поэтому «с учетом того, что на безналичные платежи приходится 44% от общего объема операций по картам, на пути к безналичной экономике на платежном рынке хватит места для всех».

В Mastercard свой успех объяснили FinClub «успешной бизнес- и маркетинговой стратегией». «Она сфокусирована на развитии ключевых карточных продуктов и сервисов для массового, премиального сегментов и бизнес-аудитории, развитии сети приема платежей, бесконтактной технологии и smart city решений с большой социальной значимостью, электронной коммерции, денежных переводов и цифровых кошельков, а также уникальных преимуществ для держателей карт», - сказала гендиректор представительства Masterсard Europe в Украине Инга Андреева.

Платежная система говорит об инвестициях в развитие платежного рынка, хотя суммы также не называет, и об активной работе с банками и торговыми партнерами. «За последние два года мы запустили более 500 совместных проектов и промо-кампаний для развития безналичных оплат», - сказала она. Среди своих заслуг Mastercard называет проведение большого количества программ лояльности и построение инфраструктуры безналичных платежей, в том числе в общественном транспорте. Mastercard первой запустила прием безналичных платежей в киевском метрополитене. Второй в метро зашла «Простір», а система Visa последней внедрила эту услугу для клиентов.

Многолетний тренд

Банкиры не горят желанием комментировать конкуренцию платежных гигантов за украинских потребителей, поскольку очень ценят получаемые от международных платежных систем бонусы и индивидуальные условия сотрудничества. Однако не секрет, что доля Visa в Украине планомерно снижается как минимум уже семь лет. Например, за первые шесть месяцев 2012 года ее доля снизилась сразу на 6 п.п. - с более чем 60% до 54,86%. Тогда Mastercard занимала 33,25% рынка.

Собеседник, знакомый с правилами Visa, вспоминает, что тарифная политика международной платежной системы, как правило, единая для стран региона. Но особенностью Украины было то, что, несмотря на огромное количество банков-эмитентов и банков-эквайеров (до кризиса 2013-го было почти две сотни банков), рынок был очень концентрированным. Основными игроками тогда были ПриватБанк, Ощадбанк и Райффайзен Банк Аваль. Они крупнейшие эмитенты и сейчас.

Катализаторами падения доли Visa и усиления позиций Mastercard стали несколько событий. Еще в 2010 году банки передали в Антимонопольный комитет Украины расчеты, согласно которым с 2006 по 2010 год тарифы международных платежных систем выросли в два-три раза. АМКУ потребовал от двух систем снизить тарифы. Уже весной 2011-го Visa заявила о том, что по требованию АМКУ опустила на 10% тарифы на обслуживание и выпуск карт. Но тарифы упали на непопулярные услуги, тогда как тарификация массовых услуг не изменилась, либо даже выросла.

В 2012 году отношения между Visa и банками обострились: система изменила тарификацию снятия наличных в банкоматах других банков и использования кредитных карт. «Такое решение стало «холодным душем» для некоторых учреждений, которые выпустили продукты на картах одной системы, а их рентабельность вдруг ухудшилась», - говорили тогда участники рынка.

В тот год с 1 июня на рынке появилась карта Debit MasterCard с комиссией при снятии наличных в банкоматах других банков в 2 грн, а 10 июня система Visa снизила interchange по всем картам с 1%+3 грн до 0,5%+2 грн. Банкиры тогда жаловались, что ПриватБанк, владеющий крупнейшей сетью банкоматов, ввел лимиты снятия денег. Для владельцев платежных карт MasterCard Debit устанавливалась нулевая комиссии при снятии средств в любых банкоматах. Благодаря этому на базе MasterCard Debit стали выпускаться зарплатные карты, которые потеснили бюджетные карты Visa Electron и Maestro от Mastercard. Это событие переориентировало зарплатных клиентов с платежных карт Visa на Mastercard: возможность снятия средств без комиссии в любых банкоматах зачастую становилась решающим фактором при выборе платежной системы.

При этом ПриватБанк отказался от выпуска карт Visa и начал предлагать клиентам лишь карты Mastercard. Это стало потрясением для рынка, ведь в середине 2012 года на клиентов этого банка приходилось 45% всех активных карт в стране. «Такой демарш стал ощутимым для Visa, но не критичным. После непродолжительного времени ПриватБанк все же возобновил выпуск карт», - вспоминает один из участников рынка. ПриватБанк сейчас даже более важен для платежных систем, ведь 56% всех активных карт сейчас находится именно в кошельках у клиентов госбанка.

«Во всем мире банки компенсируют ставку interchange, например, размером комиссии с торговца. Но в Украине в то время торговцы и так не горели желанием устанавливать терминалы и платить комиссию банкам, а банки агрессивно выстраивали свои сети, поэтому не готовы были потерять потенциальных клиентов и лишиться части прибыли. В то же время политика корпораций не предусматривала индивидуальных подходов в каждой из стран присутствия», - поясняет собеседник FinClub. Комиссии международных платежных систем неоднократно становились «яблоком раздора» не только в Украине, но и в США. В этом году, например, системы Visa, MasterCard и ряд банков США должны доплатить ритейлерам $900 млн за завышенные комиссии.

Развитие без стратегии

Собеседник FinClub отмечает, что позиции Visa в Украине ослабил хаос в самой корпорации. «Все началось в 2007 году, когда Visa провела IPO. До этого Украина подчинялась офису в Лондоне, но после IPO европейское подразделение компании стало независимым и охватывало только страны Евросоюза. Украина перешла в подчинение Visa Inc.», - говорит он. После этого у украинского подразделения сменилось несколько «главных офисов» и их руководителей. «Сложно выстраивать долгосрочную стратегию, когда ты подчиняешься сначала Лондону, потом - Москве, потом - Сингапуру, где у тебя за пару лет сменилось несколько руководителей. В Украине рынок в то время активно развивался, количество клиентов банков росло, банки стремительно наращивали эмиссию платежных карт. В таких условиях нельзя было не развиваться: объемы Visa росли, потому что рос рынок. Но как таковой стратегии развития не было», - рассказал финансист.

С 2009 по 2015-й представительство Visa в Украине возглавляла Светлана Георбелидзе (в компании Visa она работала с 2003 года), но покинула этот пост по личным обстоятельствам. Сначала за киевский офис отвечала генеральный менеджер Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Менди Лэмб, а в декабре его возглавил экс-глава правления Кредобанка Дмитрий Крепак.

Здоровая конкуренция

Банки отказались официально комментировать эту тему, но неофициально признали: Mastercard продолжит наращивать долю рынка, несмотря на произошедшие кадровые изменения. «Mastercard в последние годы стал более мобильным, инновационным, легче идет на контакт с банками, предлагает интересные бонусные решения для клиентов, поэтому интерес к ним продолжит оставаться высоким», - считает глава карточного подразделения банка с иностранным капиталом.

После подчинения украинского офиса напрямую Visa Inс. принятие индивидуальных решений стало более забюрократизированным. Если раньше обе платежные системы выступали против ко-брендов с локальными платежными системами, то в Беларуси Mastercard смогла запустить подобный проект. Более того, главной задачей Mastercard является увеличение доли рынка и наращивание объемов эмиссии, тогда как перед Visa стоит задача увеличить количество транзакций по карте.

«Visa инвестировала средства в построение платежной инфраструктуры в Украине с нуля. Теперь же она заняла выжидательную позицию. Основную работу по выстраиванию бесконтактной инфраструктуры делает Mastercard», - сказал другой банкир. «Mastercard стала первопроходцем безналичных платежей в общественном транспорте: решения для оплат картами и гаджетами с NFC работают как в подземном, так и наземном транспорте Киева, Львова и других городов. Только в киевском метро осуществлено более 37 млн транзакций с помощью платежных карт и устройств», - говорит Инга Андреева.

Ключові теги: Visa, MasterCard
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес