Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости   RSS подписка

Топ-новости   RSS подписка

Финансовые новости   RSS подписка

Финансы   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Банки и банковские технологии   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимость   RSS подписка

Новости экономики   RSS подписка

Экономика   RSS подписка

Топливно-энергетический комплекс   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Агропромышленный комплекс   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Право   RSS подписка

Статистика   RSS подписка

Зарубежные новости   RSS подписка

Мир   RSS подписка

Ближнее зарубежье   RSS подписка

Региональные новости   RSS подписка

Украина   RSS подписка

Киев   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Это интересно   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Криминал   RSS подписка

Транспорт   RSS подписка

Управление бизнесом   RSS подписка

Маркетинг и реклама   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Аналитика   RSS подписка

Финансовый рынок   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимостьRSS подписка

Экономика   RSS подписка

ТЭК (газ и электроэнергия)   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Агропромышленный рынок   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Международная аналитика   RSS подписка

Страны ближнего зарубежья   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Пресс-релизы

Новости компаний   RSS подписка

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанковском валютном рынке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанковского валютного рынка

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

11:49 13.08.2018 |

Нефть и безнин

 

Главная проблема - продажа бензина. Технологическая схема переработки, заложенная во времена СССР, дает повышенный выход этого продукта. Тогда как современный рынок все больше требует дизельного топлива и сжиженного газа.

Диктатура производителя сменилась диктатурой потребителя, требующего качества топлива и легенды. В этом деле преуспели зарубежные НПЗ и их украинские партнеры - автозаправочные сети. В то же время отношение к отечественному продукту остается настороженным. Острая конкуренция требует поиска подходов к торговым сетям. Вместе с тем в позиции производителей прослеживается убеждение, что покупатели должны сами выстроиться в очередь. Отсюда и попытки изменить рынок, административно ограничив конкуренцию.

В Украине на сегодняшний день работают два производителя нефтепродуктов - Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) «Укртатнафта», контролируемый группой «Приват» Игоря Коломойского, и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) госкомпании «Укргаздобыча» (входит в группу НАК «Нафтогаз Украины»). Равноценными эти предприятия назвать нельзя: по итогам первого полугодия 2018-го первый завод занимал 36% рынка бензина и 11,5% рынка дизтоплива, второй - 6,4 и 1,5% рынка соответственно. Как видим, позиции по бензину более чем уверенные, но этого недостаточно (см. рис. 1).

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

Именно бензин можно считать главным препятствием на пути увеличения загрузки НПЗ, в частности, «Укртатнафты», как крупнейшего производства. На протяжении первого полугодия завод был буквально залит бензином (по данным нескольких источников, запасы достигали 40 тыс. т), что заставило снизить загрузку до минимального уровня переработки - 5 тыс. т нефти в сутки. По ходу сезонного увеличения потребления запасы удалось распродать. Но всем очевидно, что сильно нарастить переработку завод не сможет, пока не решит проблему со сбытом избыточного продукта.

Немало бензина и у Шебелинского ГПЗ, которому тоже пришлось вовремя похлопотать, чтобы пристроить свои объемы. Крохотный по сравнению с «Кременчугом» завод нарисовал неплохую дорожную карту продаж для своих «больших» коллег, которым пока явно не хватает резвости и куража.

Мы вас найдем

Трейдеры говорят, что продать можно любой объем, сложнее - продать хорошо. Учитывая перманентный перелив внутреннего рынка, сбытовики госкомпании усиленно мониторят внешний рынок и не столько товарных продуктов, сколько компонентов. В зависимости от конъюнктуры Шебелинский ГПЗ оперативно меняет номенклатуру производства, отправляя на экспорт «бензиновые» компоненты. В 2018 г. половина потенциального бензина в виде риформата и бензолсодержащей фракции ушли за рубеж. Крупнейшим получателем этой спецноменклатуры является всемирно известный трейдер Vitol.

На внутреннем рынке главным «врагом» госпроизводителя остается его суровое прошлое. Вплоть до 2016-го шебелинский нефтепродукт имел нарицательное значение, поскольку его качество традиционно находилось на нижней границе действующих норм. Из-за «Шебелинки» правительство несколько лет переносило внедрение более современных требований к нефтепродуктам. Сравнительно небольшие вложения позволили выйти на качество Евро-5 в 2016 г.

Намного сложнее оказалось доказать рынку, что качество изменилось. Эта работа ведется до сих пор. Для этого «Укргаздобыча» провела PR-программу как для трейдеров, так и для конечных потребителей. Весной текущего года «Укргаздобыча» презентовала собственный топливный бренд Shebel, незамедлительно заключив контракт на поставку с крупнейшей столичной сетью KLO, который также предусматривает большую маркетинговую поддержку своего топлива. Сейчас производитель ведет переговоры с другими региональными сетями.

В июне «Укргаздобыча» и немецкий химический концерн BASF заключили долгосрочный контракт о поставках пакета присадок, разработанных специально для автомобильного топлива Shebel.

«Наша цель - предоставить потребителю топливо премиального качества по адекватной цене. Весь объем продукции, которую мы выпускаем, будет иметь характеристики, аналогичные брендовым маркам в топ-сетях АЗС. Уверен, что украинский потребитель останется доволен автомобильным топливом с улучшенными характеристиками», - заявил директор по коммерческим вопросам АО «Укргаздобыча» Сергей Федоренко.

Но пристроить все объемы на АЗС получится лишь со временем. Немалую часть продукта приходится продавать оптом. Здесь «Укргаздобыче» также пришлось выстроить систему продаж, которая сегодня является наиболее эффективной. Через Украинскую энергетическую биржу компания проводит торги не только по спотовым (срочным), но и по долгосрочным контрактам. Все торги проходят в электронном формате. Сегодня аккредитованы 350 участников. Их число обеспечивает более чем высокую конкуренцию и исключает какие-либо согласованные действия. Результат налицо: в 2018-м цены на шебелинские бензины достигли уровня основного конкурента - белорусских НПЗ.

Этим поиски потребителей в «Укргаздобыче» не ограничиваются. В штате компании работают менеджеры по продажам, задачей которых являются поиск и разъяснительная работа с конечными потребителями. В госкомпании считают, что маржа оптовых трейдеров ей не помешает.

В плену иллюзий

У большой «Укртатнафты» с бензином большие проблемы. В первом полугодии 2018-го завод выпустил 338 тыс. т бензина (на 1,85% больше, чем годом ранее), из которых оценочно 240 тыс. т ушло в «систему» - розничную сеть группы «Приват», крупнейшую в стране (бренды «Укрнафта», ANP, «Авиас» и т.д.). Таким образом, ежемесячно необходимо было продавать около 16 тыс. т, что сопоставимо с шебелинскими объемами. Но даже столь незначительный объем заставил кременчугский завод отказаться от планов по увеличению загрузки. Ведь для НПЗ затоварка - это, прежде всего, замороженные оборотные средства, а с ними, говорят на рынке, у «Привата» в последнее время проблемы.

Симптоматичный нюанс: никто точно не знает, сколько бензина выпускает «Укртатнафта». В октябре 2014 г. завод прекратил отчитываться перед Минэнергоугольпромом и Государственным комитетом статистики. Не вызывает доверия и информация, ежегодно размещаемая в системе раскрытия информации по фондовому рынку. Неважно от кого завод прячет цифры - от государственных служб или от конкурентов, но это может быть хорошей иллюстрацией особенностей всего бизнеса группы «Приват», который зачастую отбивает желание иметь с ним дело. В этом и есть еще одна веская причина сложной ситуации со сбытом бензина. Всю свою жизнь группа занималась закупкой и производством топлива для собственной розничной сети, а теперь избыток продукта заставляет идти на рынок, где нужно беседовать с конкурентами. А с ними крупнейший игрок рынка привык конфликтовать, а не сотрудничать.

Коммуникация с рынком осложняется тем, что после национализации Приватбанка Игорь Коломойский перевез в Женеву всю кадровую верхушку нефтяного бизнеса во главе с Михаилом Киперманом и Евгением Кричевским. В наш век информационных технологий расстояние вроде и не помеха, но практика показывает, что качество общения и понимания ситуации кардинально иное.

А поговорить есть о чем. Для всех потенциальных клиентов «Приват» - это прежде всего конкурент в рознице. Покупать топливо у главного конкурента, подвергать себя риску и в один прекрасный день остаться без топлива - желания нет. Тем более продавец очень непростой.

«У них семь пятниц на неделе. Договоренности часто пересматриваются как по объемам, так и по цене. Каждый шаг менеджеры на заводе согласовывают с Женевой. Зачастую элементарный вопрос растягивается на несколько дней», - говорит один из директоров сети АЗС.

На этом фоне «Укргаздобыча» выглядит крайне выгодно. Но главное, что такие ситуации происходят не часто, поскольку контракты выполняются беспрекословно. Аналогично ведут себя и другие крупные поставщики бензина - польский «Орлен» и «Белорусская нефтяная компания».

Здесь показателен опыт работы с «Кременчугом» сети WOG, которая закупает небольшие объемы бензина (до 10% своих розничных продаж). По информации участников рынка, чтобы обезопасить себя от неожиданностей, сеть заручилась гарантиями неких «уважаемых людей», которых «Приват» не должен «кинуть».

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

«Приват» пытается копировать практику продаж внутренних и внешних конкурентов, но пока получается не очень. С 2017-го завод пробует работать по долгосрочным формульным контрактам. Но, как показывает прошедший год, особых успехов нет. Главное достижение - контракт с «Альянс Ойл Украина», которая эксклюзивно обеспечивает топливом сеть Shell. Оценочно доля кременчугского бензина в розничной реализации международного бренда в нашей стране в 2018-м превышает 60%. Сотрудничество настолько тесное, что «Укртатнафта» даже изыскала для этого клиента объемы дизельного топлива - невероятный дефицит, идущий только на станции «Привата». На украинских заправках Shell кременчугское дизтопливо занимает более трети объемов (другое дело, что эти объемы как по бензину, так и по ДТ не очень велики).

Второй и, пожалуй, последний заметный терм-контракт работает с оптовой компанией «Альянс Энерго Трейд». Успешность работы с последней, а также опыт WOG подсказывают один из методов улучшения продаж - привлечение сторонних оптовых компаний, которые могли бы выступить посредниками между «Приватом» и рынком. Одной из таких структур могла бы стать компания из структуры «Нафтогаз Украины», что, безусловно, добавило бы контрагентам уверенности в торговом партнере.

Сопоставление производственных возможностей «Кременчуга» и сбытовых сетей показывает, что для успешных продаж бензина «Привату» необходимо договариваться с крупнейшими автозаправочными сетями - ОККО, WOG, AMIC, Glusco, «БРСМ-Нафта», Socar. Но для этого нужно предложить лучшие условия, чем в их текущих контрактах, и железобетонные гарантии поставок. Если договориться о 25-процентном снабжении бензином перечисленных сетей, можно увеличить годовую переработку на 600 тыс. т нефти, или на те же 25% к 2017 г. (или до 3 млн т). Автоматически появились бы и объемы дизельного топлива, которые те же сети с удовольствием бы приобрели (см. рис. 2). «Приватовцы» это понимают, но пока очень вяло приглашают пообщаться в Женеву, не делая особо любопытных предложений. А так «слона» не продашь...

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

«Однажды мир прогнется под нас»

Но «Приват» не был бы «Приватом», если бы не захотел сыграть по-крупному. Наряду с вялыми и некомфортными переговорами с конкурентами «приватовцы" не оставляют попыток поменять правила под себя.

Интересной инициативой стало предложение «Укртатнафты» изменить ставки акцизных сборов на моторные топлива с целью повышения привлекательности бензина. Его главным врагом является сжиженный газ, на который за последние четыре года перешло более 30% потребителей бензина. Причина - цена газомоторного топлива вдвое меньше.

Предложенная «балансировка» акцизов, как называет свою инициативу «Укртатнафта», вряд ли кого-то заставит перейти обратно на бензин, но несколько снизит привлекательность перехода на сжиженный газ. Слабым местом является предложение повысить акциз на ДТ, что ударит по перевозчикам (см. табл.). Характерно, что предложение крупнейшего игрока готовы поддержать крупнейшие розничные сети, которые также ускоренно теряют продажи бензина.

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

Весной 2018-го «Укртатнафта» написала заявление в Минэкономразвития с требованием ввести квоты и пошлины на импорт нефтепродуктов из России и Беларуси, а фактически - закрыть поставки. Но заявление оказалось настолько сырым и непроработанным, что Комиссия по международной торговле отказала «Укртатнафте» в спецрасследовании. Однако есть признаки того, что это была лишь разведка боем, и работа в этом направлении продолжается в недрах министерства. Не исключено, что новые ограничительные меры могут коснуться только белорусов - главных конкурентов украинских НПЗ, за которыми в текущем году 45% рынка.

Параллельно «Приват» через подконтрольный менеджмент «Укрнафты» атакует Кабмин с требованиями пересмотреть механизм формирования цен на украинскую нефть, которая в 2017 г. обеспечила 60% загрузки «Укртатнафты». Если вкратце, то реализация этой инициативы приведет к потере полугосударственной «Укрнафтой» около 1 млрд грн в год, которые якобы автоматически должны повысить конкурентоспособность «Кременчуга» (хотя более вероятен вариант, когда деньги по проторенной дороге уйдут в «приватовские» офшоры).

Судьба украинской нефтепереработки находится в руках группы «Приват». Но позиция крупнейшего игрока до конца неясна. Налицо утрата былого куража и креативности вместе с нежеланием сильно тратиться на модернизацию своих активов. Возможно, накладывает свой отпечаток в целом ослабление веса Игоря Коломойского после национализации Приватбанка, утраты контроля и работоспособности ряда крупных предприятий, прежде контролируемых группой «Приват». Очевидно также олигархическое тяготение к административному перекраиванию рынка, а также к работе за счет госкомпаний, вместо кропотливой и ежедневной работы с клиентами и потребителями.

По материалам: EnKorr
 

ПО РУБРИКАМ

10:47 18 сентября объем торгов долларом на межбанке увеличился на $54,8 млн до $228 млн

10:42 Доллар стабилен у сентябрьского минимума

09:10 НБУ упростил нерезидентам доступ к покупке госбондов

08:59 Биржи АТР 20 сентября изменяются разнонаправленно на неопределенности в мировой торговле

07:47 Рынок акций США закрылся разнонаправленно, Dow Jones прибавил 0,61%

19.09 На курсовую динамику торгов 19 сентября оказал ситуативный фактор проведения бюджетных платежей

19.09 Депозитные ставки для физлиц 19.09.18

19.09 В сентябре НБУ предоставил возможность банкам получать информацию из кредитного реестра

19.09 Курс доллара США слабо снижается к евро и иене 19 сентября

19.09 НБУ утвердил ряд изменений в регулировании рынка ОВГЗ

19.09 Валютная перезагрузка: НБУ готовит рынок к новым правилам

19.09 18 сентября НБУ выдал банкам рефинансирование 1 млн гривен

19.09 Исследование: «киты» хранят более 55% всех биткоинов

19.09 НБУ продал 18 сентября банкам депозитные сертификаты на 4 111 млн гривен

19.09 НБУ повысил справочное значение курса гривни на 2,68 коп. до 28,1257 грн

08:31 ЕС и Лондон не смогли достичь прогресса в вопросе «Брекзита»

07:58 Вашингтон решил избавить КНДР от ядерного оружия к 2021 году

19.09 Устрой им ад! Авианосец «Гарри Трумэн» пришел, чтобы Путин не наделал глупостей

19.09 Стала известной схема, по которой Россия планирует остановить санкции против себя в ПАСЕ

19.09 В Украине усилен контроль за экспортом товаров военного назначения в Беларусь

19.09 Как Трамп переигрывает китайцев в торговой войне

19.09 Польша предложила разместить у себя постоянную военную базу США

19.09 «Новая газета» указала на несоответствия в доказательствах РФ по MH17

19.09 Сеул и Пхеньян подписали соглашение о денуклеаризации Корейского полуострова

18.09 Китай введет ответные пошлины на американские товары объемом $60 млрд с 24 сентября

18.09 Как Сирия ускользает из рук России

18.09 Минобороны РФ: российский самолет Ил-20 был сбит сирийскими ПВО

18.09 Средняя зарплата на Уолл-стрит достигла десятилетнего максимума

18.09 Суд в Аргентине добивается ареста экс-президента Киршнер

18.09 США вводят новые пошлины на товары из Китая на 200 млрд долларов

18.09 В «Киевавтодоре» заявили, что отныне ремонтники на Южном мосту будут работать всегда

18.09 Минэкономразвития презентовало первый экспортный бренд Украины

18.09 Украина откажется от ямочного ремонта дорог уже через пять лет - глава Укравтодора

17.09 В августе предложение на вторичном рынке недвижимости в Киеве уменьшилось на 4,1% до 17,8 тыс. квартир

17.09 В августе цены на жилье на первичном рынке недвижимости Киева повысились на 3,4% до 24,55 тыс. гривен/кв. м

14.09 Сату Кахконен: Що не так з українською шкільною освітою

12.09 Территориальные автодороги передадут обладминистрациям - Гройсман

12.09 В Украине запустили единый электронный реестр профессиональных медосмотров

12.09 В Украине впервые оценили энергоэффективность жилого дома

11.09 Вакантность в киевских офисах и торговых центрах вернулась на уровень 2007 года. Кризис позади?

11.09 ​Первый магазин IKEA в Украине откроется на Лыбедской в Киеве

10.09 Украинский паспорт стал 24-ым по возможностям в мире

06.09 Киевский метрополитен ввел видеонаблюдение в вагонах метро

06.09 В Киеве сорвался тендер на строительство метро на Виноградарь

06.09 Рада одобрила в первом чтении введение в украинской армии приветствия «Слава Украине»

19.09 Стала известной схема, по которой Россия планирует остановить санкции против себя в ПАСЕ

19.09 Забыв о «Новом курсе». Зачем Тимошенко косплеит Порошенко

18.09 Пленки Мельниченко: Зачем экс-майору намекнули на экстрадицию из США

18.09 Рада поддержала увеличение состава ЦИК до 17 человек - 236 голосов

18.09 Прощай, Охендовский. Зачем Центризбиркому два дополнительных члена

18.09 Луценко снова просит Раду снять неприкосновенность с депутатов от «Оппоблока» Вилкула, Дунаева и Колесникова

18.09 Как в Украине вернули в строй списанные танки Т-72

17.09 Украина вышла на финишную прямую к получению автокефалии православной церкви - Порошенко

17.09 Договорно-правовая база между Украиной и РФ будет переработана, в частности прекратит действие договор по Азову - Климкин

17.09 Порошенко ввел в действие решение СНБО о прекращении договора о дружбе между Украиной и Россией

17.09 Помощник генсека: Украина однажды станет членом НАТО, и неважно, будет ли на этом пути ПДЧ

17.09 Опасное маневрирование. Чем Украина отвечает на российскую агрессию в Азовском море

17.09 Чистка под Пушилина. С кем и с чем новый главарь ДНР идет на «выборы»

17.09 Полураскол. Как Москва «сливает» УПЦ МП и записывает Онурфия в мученики

14.09 Обещания на миллиард евро: что должен сделать Киев, чтобы получить деньги от ЕС

09:16 SEC остановила финансовую пирамиду на $345 млн

19.09 Смартфон Meizu X8 оборудован чипом Snapdragon 710 и экраном с вырезом

19.09 Meizu V8 и Meizu V8 Pro: смартфоны с 5,7" экраном HD+

19.09 Дебют смартфона Meizu 16X: экран без выреза и три камеры

19.09 Представлен смартфон Xiaomi Mi 8 Lite с 6,26" дисплеем и тремя камерами

19.09 Представлен смартфон Xiaomi Mi 8 Screen Fingerprint Edition с подэкранным сканером отпечатков пальцев

19.09 Необычный ботнет уничтожает скрытых криптовалютных майнеров

18.09 Audi представила электрический кроссовер e-tron

18.09 Samsung начнёт оснащать смартфоны боковым дактилоскопическим сканером

18.09 Японский миллиардер облетит Луну на ракете SpaceX

17.09 В Германии запустили первый в мире поезд на водородном топливе

17.09 Марка DS представила компактный кроссовер 3 Crossback

14.09 Глава Huawei пообещал складной смартфон с гибким экраном в течение года

14.09 Раскрыта внешность электричеcкого кроссовера BMW iNEXT

14.09 В Амстердаме предлагают отказаться от авто в рамках эксперимента

04.09 Все больше американских компаний предоставляют молодым отцам оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком

03.09 Можно ли сократить вашу рабочую неделю до одного дня?

31.08 Mastercard передает Google информацию о покупках

20.08 Как развить способность к адаптации с помощью упражнений

20.08 ИИ может стать главной угрозой финансовой стабильности

17.08 6 лайфхаков «коммуникационной гигиены» для эффективного антикризисного менеджмента

16.08 Опубликован рейтинг самых прибыльных профессий в США

15.08 Как выжить на работе и остаться счастливым: пять советов

13.08 Как правильно браться за трудную работу

10.08 Как украинским программистам получать американские зарплаты

10.08 МАМІ: обсяг ринку маркетингових сервісів у 2018 році зросте до 5 317 млн гривень

09.08 Надо ли работодателям избавляться от невыносимых сотрудников

09.08 Как мобильные операторы воюют из-за 3G рекламы

07.08 Украинский рынок медийной интернет-рекламы в 1 полугодии превысил 1 млрд грн

06.08 Как правильно просить коллег о помощи

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно