Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

11:49 13.08.2018 |

Нефть и безнин

 

Главная проблема - продажа бензина. Технологическая схема переработки, заложенная во времена СССР, дает повышенный выход этого продукта. Тогда как современный рынок все больше требует дизельного топлива и сжиженного газа.

Диктатура производителя сменилась диктатурой потребителя, требующего качества топлива и легенды. В этом деле преуспели зарубежные НПЗ и их украинские партнеры - автозаправочные сети. В то же время отношение к отечественному продукту остается настороженным. Острая конкуренция требует поиска подходов к торговым сетям. Вместе с тем в позиции производителей прослеживается убеждение, что покупатели должны сами выстроиться в очередь. Отсюда и попытки изменить рынок, административно ограничив конкуренцию.

В Украине на сегодняшний день работают два производителя нефтепродуктов - Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) «Укртатнафта», контролируемый группой «Приват» Игоря Коломойского, и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) госкомпании «Укргаздобыча» (входит в группу НАК «Нафтогаз Украины»). Равноценными эти предприятия назвать нельзя: по итогам первого полугодия 2018-го первый завод занимал 36% рынка бензина и 11,5% рынка дизтоплива, второй - 6,4 и 1,5% рынка соответственно. Как видим, позиции по бензину более чем уверенные, но этого недостаточно (см. рис. 1).

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

Именно бензин можно считать главным препятствием на пути увеличения загрузки НПЗ, в частности, «Укртатнафты», как крупнейшего производства. На протяжении первого полугодия завод был буквально залит бензином (по данным нескольких источников, запасы достигали 40 тыс. т), что заставило снизить загрузку до минимального уровня переработки - 5 тыс. т нефти в сутки. По ходу сезонного увеличения потребления запасы удалось распродать. Но всем очевидно, что сильно нарастить переработку завод не сможет, пока не решит проблему со сбытом избыточного продукта.

Немало бензина и у Шебелинского ГПЗ, которому тоже пришлось вовремя похлопотать, чтобы пристроить свои объемы. Крохотный по сравнению с «Кременчугом» завод нарисовал неплохую дорожную карту продаж для своих «больших» коллег, которым пока явно не хватает резвости и куража.

Мы вас найдем

Трейдеры говорят, что продать можно любой объем, сложнее - продать хорошо. Учитывая перманентный перелив внутреннего рынка, сбытовики госкомпании усиленно мониторят внешний рынок и не столько товарных продуктов, сколько компонентов. В зависимости от конъюнктуры Шебелинский ГПЗ оперативно меняет номенклатуру производства, отправляя на экспорт «бензиновые» компоненты. В 2018 г. половина потенциального бензина в виде риформата и бензолсодержащей фракции ушли за рубеж. Крупнейшим получателем этой спецноменклатуры является всемирно известный трейдер Vitol.

На внутреннем рынке главным «врагом» госпроизводителя остается его суровое прошлое. Вплоть до 2016-го шебелинский нефтепродукт имел нарицательное значение, поскольку его качество традиционно находилось на нижней границе действующих норм. Из-за «Шебелинки» правительство несколько лет переносило внедрение более современных требований к нефтепродуктам. Сравнительно небольшие вложения позволили выйти на качество Евро-5 в 2016 г.

Намного сложнее оказалось доказать рынку, что качество изменилось. Эта работа ведется до сих пор. Для этого «Укргаздобыча» провела PR-программу как для трейдеров, так и для конечных потребителей. Весной текущего года «Укргаздобыча» презентовала собственный топливный бренд Shebel, незамедлительно заключив контракт на поставку с крупнейшей столичной сетью KLO, который также предусматривает большую маркетинговую поддержку своего топлива. Сейчас производитель ведет переговоры с другими региональными сетями.

В июне «Укргаздобыча» и немецкий химический концерн BASF заключили долгосрочный контракт о поставках пакета присадок, разработанных специально для автомобильного топлива Shebel.

«Наша цель - предоставить потребителю топливо премиального качества по адекватной цене. Весь объем продукции, которую мы выпускаем, будет иметь характеристики, аналогичные брендовым маркам в топ-сетях АЗС. Уверен, что украинский потребитель останется доволен автомобильным топливом с улучшенными характеристиками», - заявил директор по коммерческим вопросам АО «Укргаздобыча» Сергей Федоренко.

Но пристроить все объемы на АЗС получится лишь со временем. Немалую часть продукта приходится продавать оптом. Здесь «Укргаздобыче» также пришлось выстроить систему продаж, которая сегодня является наиболее эффективной. Через Украинскую энергетическую биржу компания проводит торги не только по спотовым (срочным), но и по долгосрочным контрактам. Все торги проходят в электронном формате. Сегодня аккредитованы 350 участников. Их число обеспечивает более чем высокую конкуренцию и исключает какие-либо согласованные действия. Результат налицо: в 2018-м цены на шебелинские бензины достигли уровня основного конкурента - белорусских НПЗ.

Этим поиски потребителей в «Укргаздобыче» не ограничиваются. В штате компании работают менеджеры по продажам, задачей которых являются поиск и разъяснительная работа с конечными потребителями. В госкомпании считают, что маржа оптовых трейдеров ей не помешает.

В плену иллюзий

У большой «Укртатнафты» с бензином большие проблемы. В первом полугодии 2018-го завод выпустил 338 тыс. т бензина (на 1,85% больше, чем годом ранее), из которых оценочно 240 тыс. т ушло в «систему» - розничную сеть группы «Приват», крупнейшую в стране (бренды «Укрнафта», ANP, «Авиас» и т.д.). Таким образом, ежемесячно необходимо было продавать около 16 тыс. т, что сопоставимо с шебелинскими объемами. Но даже столь незначительный объем заставил кременчугский завод отказаться от планов по увеличению загрузки. Ведь для НПЗ затоварка - это, прежде всего, замороженные оборотные средства, а с ними, говорят на рынке, у «Привата» в последнее время проблемы.

Симптоматичный нюанс: никто точно не знает, сколько бензина выпускает «Укртатнафта». В октябре 2014 г. завод прекратил отчитываться перед Минэнергоугольпромом и Государственным комитетом статистики. Не вызывает доверия и информация, ежегодно размещаемая в системе раскрытия информации по фондовому рынку. Неважно от кого завод прячет цифры - от государственных служб или от конкурентов, но это может быть хорошей иллюстрацией особенностей всего бизнеса группы «Приват», который зачастую отбивает желание иметь с ним дело. В этом и есть еще одна веская причина сложной ситуации со сбытом бензина. Всю свою жизнь группа занималась закупкой и производством топлива для собственной розничной сети, а теперь избыток продукта заставляет идти на рынок, где нужно беседовать с конкурентами. А с ними крупнейший игрок рынка привык конфликтовать, а не сотрудничать.

Коммуникация с рынком осложняется тем, что после национализации Приватбанка Игорь Коломойский перевез в Женеву всю кадровую верхушку нефтяного бизнеса во главе с Михаилом Киперманом и Евгением Кричевским. В наш век информационных технологий расстояние вроде и не помеха, но практика показывает, что качество общения и понимания ситуации кардинально иное.

А поговорить есть о чем. Для всех потенциальных клиентов «Приват» - это прежде всего конкурент в рознице. Покупать топливо у главного конкурента, подвергать себя риску и в один прекрасный день остаться без топлива - желания нет. Тем более продавец очень непростой.

«У них семь пятниц на неделе. Договоренности часто пересматриваются как по объемам, так и по цене. Каждый шаг менеджеры на заводе согласовывают с Женевой. Зачастую элементарный вопрос растягивается на несколько дней», - говорит один из директоров сети АЗС.

На этом фоне «Укргаздобыча» выглядит крайне выгодно. Но главное, что такие ситуации происходят не часто, поскольку контракты выполняются беспрекословно. Аналогично ведут себя и другие крупные поставщики бензина - польский «Орлен» и «Белорусская нефтяная компания».

Здесь показателен опыт работы с «Кременчугом» сети WOG, которая закупает небольшие объемы бензина (до 10% своих розничных продаж). По информации участников рынка, чтобы обезопасить себя от неожиданностей, сеть заручилась гарантиями неких «уважаемых людей», которых «Приват» не должен «кинуть».

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

«Приват» пытается копировать практику продаж внутренних и внешних конкурентов, но пока получается не очень. С 2017-го завод пробует работать по долгосрочным формульным контрактам. Но, как показывает прошедший год, особых успехов нет. Главное достижение - контракт с «Альянс Ойл Украина», которая эксклюзивно обеспечивает топливом сеть Shell. Оценочно доля кременчугского бензина в розничной реализации международного бренда в нашей стране в 2018-м превышает 60%. Сотрудничество настолько тесное, что «Укртатнафта» даже изыскала для этого клиента объемы дизельного топлива - невероятный дефицит, идущий только на станции «Привата». На украинских заправках Shell кременчугское дизтопливо занимает более трети объемов (другое дело, что эти объемы как по бензину, так и по ДТ не очень велики).

Второй и, пожалуй, последний заметный терм-контракт работает с оптовой компанией «Альянс Энерго Трейд». Успешность работы с последней, а также опыт WOG подсказывают один из методов улучшения продаж - привлечение сторонних оптовых компаний, которые могли бы выступить посредниками между «Приватом» и рынком. Одной из таких структур могла бы стать компания из структуры «Нафтогаз Украины», что, безусловно, добавило бы контрагентам уверенности в торговом партнере.

Сопоставление производственных возможностей «Кременчуга» и сбытовых сетей показывает, что для успешных продаж бензина «Привату» необходимо договариваться с крупнейшими автозаправочными сетями - ОККО, WOG, AMIC, Glusco, «БРСМ-Нафта», Socar. Но для этого нужно предложить лучшие условия, чем в их текущих контрактах, и железобетонные гарантии поставок. Если договориться о 25-процентном снабжении бензином перечисленных сетей, можно увеличить годовую переработку на 600 тыс. т нефти, или на те же 25% к 2017 г. (или до 3 млн т). Автоматически появились бы и объемы дизельного топлива, которые те же сети с удовольствием бы приобрели (см. рис. 2). «Приватовцы» это понимают, но пока очень вяло приглашают пообщаться в Женеву, не делая особо любопытных предложений. А так «слона» не продашь...

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

«Однажды мир прогнется под нас»

Но «Приват» не был бы «Приватом», если бы не захотел сыграть по-крупному. Наряду с вялыми и некомфортными переговорами с конкурентами «приватовцы" не оставляют попыток поменять правила под себя.

Интересной инициативой стало предложение «Укртатнафты» изменить ставки акцизных сборов на моторные топлива с целью повышения привлекательности бензина. Его главным врагом является сжиженный газ, на который за последние четыре года перешло более 30% потребителей бензина. Причина - цена газомоторного топлива вдвое меньше.

Предложенная «балансировка» акцизов, как называет свою инициативу «Укртатнафта», вряд ли кого-то заставит перейти обратно на бензин, но несколько снизит привлекательность перехода на сжиженный газ. Слабым местом является предложение повысить акциз на ДТ, что ударит по перевозчикам (см. табл.). Характерно, что предложение крупнейшего игрока готовы поддержать крупнейшие розничные сети, которые также ускоренно теряют продажи бензина.

В первом полугодии 2018-го украинские НПЗ не смогли сохранить темп наращивания доли рынка

 

Весной 2018-го «Укртатнафта» написала заявление в Минэкономразвития с требованием ввести квоты и пошлины на импорт нефтепродуктов из России и Беларуси, а фактически - закрыть поставки. Но заявление оказалось настолько сырым и непроработанным, что Комиссия по международной торговле отказала «Укртатнафте» в спецрасследовании. Однако есть признаки того, что это была лишь разведка боем, и работа в этом направлении продолжается в недрах министерства. Не исключено, что новые ограничительные меры могут коснуться только белорусов - главных конкурентов украинских НПЗ, за которыми в текущем году 45% рынка.

Параллельно «Приват» через подконтрольный менеджмент «Укрнафты» атакует Кабмин с требованиями пересмотреть механизм формирования цен на украинскую нефть, которая в 2017 г. обеспечила 60% загрузки «Укртатнафты». Если вкратце, то реализация этой инициативы приведет к потере полугосударственной «Укрнафтой» около 1 млрд грн в год, которые якобы автоматически должны повысить конкурентоспособность «Кременчуга» (хотя более вероятен вариант, когда деньги по проторенной дороге уйдут в «приватовские» офшоры).

Судьба украинской нефтепереработки находится в руках группы «Приват». Но позиция крупнейшего игрока до конца неясна. Налицо утрата былого куража и креативности вместе с нежеланием сильно тратиться на модернизацию своих активов. Возможно, накладывает свой отпечаток в целом ослабление веса Игоря Коломойского после национализации Приватбанка, утраты контроля и работоспособности ряда крупных предприятий, прежде контролируемых группой «Приват». Очевидно также олигархическое тяготение к административному перекраиванию рынка, а также к работе за счет госкомпаний, вместо кропотливой и ежедневной работы с клиентами и потребителями.

По материалам: EnKorr
 

ПО РУБРИКАМ

21:59 Минфин 25 июня добился снижения доходности ОВГЗ на первичных аукционах

17:41 Доллар растет к евро и снижается иене 25 июня на фоне напряженности между США и Ираном

13:26 НБУ решил ввести монеты 5 гривен в 2019 и 10 гривен в 2020

12:35 Объем выполненных стройработ в Украине в мае вырос на 15,7% - Госстат

12:28 Справочный курс гривни вырос на 0,31 коп. до 26,1874 грн

12:22 НБУ решил ввести банкноту 1 000 гривен с 25 октября и вывести из обращения монеты 1,2 и 5 коп. с октября

12:10 Биржи АТР 25 июня закрылись в минусе в ожидании саммита G20

11:30 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 25.06.19

11:13 Курсы валют по карточным операциям на 25.06.19

11:01 НБУ продал 24 июня банкам депозитные сертификаты на 12 млрд гривен

10:51 21 июня объем торгов долларом на межбанке уменьшился на $3,7 млн до $288,8 млн

10:50 Остатки средств на корсчетах банков 25.06.19

10:05 Андреас Антонопулос предупредил о новой волне криптовалютного скама

09:48 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 24.06.19

08:57 Morgan Stanley в связи с подорожанием евробондов Украины сменил предпочтения с «длинных» на «короткие» бумаги

23:01 Делегация РФ выдвинула условие для появления в сессионном зале ПАСЕ

22:56 Доклады ПАСЕ о полномочиях российских депутатов будут готовить проукраинские депутаты

22:43 НАТО: у России есть время до августа, чтобы сохранить договор РСМД

22:30 Третий год блокады Катара: победители и проигравшие

22:19 Война слов. Трамп пригрозил Ирану полным уничтожением

16:34 Китайская APT-группа проникла в сети 10 крупнейших телекоммуникационных компаний

16:04 Верховный суд Австрии разрешил экстрадицию Фирташа в США, окончательное решение за австрийским министром юстиции

11:33 В ПАСЕ оспорены полномочия делегации России, утверждение откладывается на 24 часа

11:27 США жестко накажут три крупнейших банка Китая за нарушение санкций

09:34 Власти Малайзии назвали "крошечной" компенсацию ущерба со стороны Goldman Sachs

08:22 Суд ЕС: Польша нарушила правила законом о судьях

08:17 Швейцария готова отомстить ЕС в вопросе доступа к фондовому рынку

08:04 Китай отказывается покупать загрязненную хлоридами нефть из России

07:55 ПАСЕ приняла резолюцию, позволяющую вернуть российскую делегацию

24.06 США ввели новые жесткие санкции против Ирана и его лидера Хаменеи

24.06 Синод ПЦУ постановил немедленно передать в подчинение митрополиту Епифанию все приходы и монастыри УПЦ (КП) в Киеве

19.06 Кабмин инициирует изменения в Конституцию в части децентрализации

19.06 Установка столбиков перед пешеходными переходами станет обязательной

14.06 4G в киевском метро планируют запустить в конце 2019 года

13.06 С июля в Украине можно будет безвозмездно присвоить адрес недвижимости

13.06 До 2021 года между всеми областными центрами будут качественные дороги - Гройсман

11.06 КП Киевгорразвитие показало, как будет выглядеть Гидропарк в Киеве после реконструкции

11.06 В Киеве построят мусороперерабатывающий комплекс мощностью 700 тысяч тонн в год

11.06 Автобусный лоукостер FlixBus назвал маршруты, которые запустит в Украине

11.06 В Украине повысили требования к качеству асфальта

06.06 Прорвало: «Взорвется» ли Закарпатье «без Москаля» новосозданными ОТО

05.06 В Украине изменили ширину крайних полос на автотрассах

03.06 Островки для снижения скорости на трассах стали обязательными

03.06 «Мост Кличко» усилят супербронированным стеклом

03.06 Новое украинское правописание вступило в силу

23:15 Суд в Киеве отменил переименование Московского и проспекта Ватутина - Вятрович

23:01 Делегация РФ выдвинула условие для появления в сессионном зале ПАСЕ

22:56 Доклады ПАСЕ о полномочиях российских депутатов будут готовить проукраинские депутаты

22:49 Facebook будет тщательнее проверять политическую рекламу в Украине

21:46 КС признал неконституционным избрание для подозреваемых в госизмене и терроризме меры пресечения исключительно в виде ареста

18:12 «Черная бухгалтерия» Труханова: Когда Саакашвили начнет топить Коломойского

17:32 Зеленский назначил Богдана руководителем Офиса Президента

16:04 Верховный суд Австрии разрешил экстрадицию Фирташа в США, окончательное решение за австрийским министром юстиции

15:57 СБУ задержала бизнесмена Амирханяна по подозрению в финансировании свержения власти и блокировании 200 тендеров

14:26 Широкая коалиция. Как Зеленский откроет себе путь к авторитаризму

14:01 Раскола в ПЦУ нет: Что означает решение Синода против Филарета

12:08 Правоохранители открыли дело против Портнова по факту заведомо ложных сообщений о преступлениях Порошенко

11:33 В ПАСЕ оспорены полномочия делегации России, утверждение откладывается на 24 часа

09:44 «Батькивщина» и Всеукраинская Платформа Донбасса договорились о совместных действиях для помощи переселенцам

09:24 Россию вернули в ПАСЕ: Что это означает для Украины

22:49 Facebook будет тщательнее проверять политическую рекламу в Украине

18:06 BMW намерена приблизить на два года запуск 25 новых электромобилей

18:01 Билл Гейтс назвал свою самую большую ошибку

16:34 Китайская APT-группа проникла в сети 10 крупнейших телекоммуникационных компаний

15:52 BMW представила концептуальный автомобиль Vision M Next

13:21 SpaceX впервые поймала часть носового обтекателя ракеты в гигантскую сеть, размещённую на лодке

13:03 Технология сверхбыстрой зарядки мощностью 120 Вт Vivo SUPER FlashCharge представлена официально

10:05 Андреас Антонопулос предупредил о новой волне криптовалютного скама

08:44 Samsung требует от Apple компенсации за нарушение контракта по закупке дисплеев

24.06 Мошенники пытаются нажиться на ажиотаже вокруг криптовалюты от Facebook

24.06 Audi показала гибридный дизельный кроссовер SQ8

24.06 В Volkswagen рассказали о характеристиках аккумуляторов для электрокаров

21.06 Renault рассекретила дешевый семиместный компактвэн Triber

21.06 Представлены смартфоны Huawei Nova 5, Nova 5 Pro и Nova 5i

21.06 Huawei разъяснила вопросы поддержки смартфонов и пообещала выпуск Android Q

21.06 Как добиться, чтобы к вашему мнению прислушались коллеги и начальство

30.05 Как правильно завести служебный роман

24.05 Бизнес-этикет: четыре вредные привычки

15.05 Google начнет зарабатывать на рекламе в приложениях

14.05 Почему начальнику противопоказан перфекционизм

13.05 Роботизация грозит потерей работы в первую очередь женщинам

02.05 15 правил этикета при написании электронных писем

08.04 Как сохранять продуктивность: топ-6 привычек успешных людей

22.03 Почему люди предпочитают руководителей-скептиков

21.03 Топ-10 высокооплачиваемых профессий будущего

18.03 JPMorgan набирает сотрудников через нейробиологические игры

13.03 10 успешных людей, которые не учились в университете

11.03 Facebook теряет молодых пользователей — исследование

07.03 К 2020 году бизнес будет осуществлять половину операций без участия человека

04.03 Facebook судится с китайскими компаниями из-за «накрутки» лайков

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно