Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Банкротство Януковича: почему Украину ждет смена власти

Борис Грозовский

экономический обозреватель Forbes.ru

Виктор Янукович заблудился в трех экономических соснах. Ради обогащения и укрепления личной власти он пожертвовал инвестиционным климатом Украины. Пытаясь удержать благосклонность населения - влез в долги и растратил резервы. Чтобы расплатиться по кредитам - не стал подписывать торговое соглашение с Европой. Экономика Украины находится в тяжелом кризисе, который перерастает в финансовый. Это сделает выживание режима Януковича невозможным.

Отказ подписать торговое соглашение с Евросоюзом и применение силы в отношении участников протестных акций привело к быстрой эрозии политического доверия в Украине. Режим Виктора Януковича, разочарование в котором и без того росло, начал семимильными шагами приближаться к своему финалу.

Пора подводить итоги.

В основе развернувшегося в Киеве противостояния лежат политические мотивы. Но одновременно в стране начинается системный финансовый кризис. Отсрочить его могут лишь кредиты, которые Украине не хочет давать ни МВФ, ни Россия.

МВФ, на игле которого Украина сидит с 2008 года, выдвигает условиями кредита освобождение курса гривны, заморозку зарплат и пенсий, повышение цен на газ. Это самоубийственный для Януковича сценарий, но альтернативы не видно. Получить денег от ЕС в качестве платы за интеграцию команда Януковича рассчитывала лишь в силу непрофессионализма. Деньги от Китая проблемы не решают - это долгосрочные проекты. Условием российских кредитов могли бы стать сотрудничество с Таможенным союзом и военно-промышленная кооперация. Это тоже самоубийственный для Януковича сценарий - прямой путь к досрочным выборам.

Сугубо необходимостью срочно взять в долг объясняется отказ правительства Украины подписывать соглашение с ЕС. Кредиты нужны для поддержания бюджета и предотвращения девальвации гривны. Европейским маневром Янукович хотел сделать сговорчивее Владимира Путина и удержать экономическую стабильность до выборов 2015 года. Но даже если Россия даст денег, этот финт теперь не пройдет. Рядовое соглашение о торговле с Европой стало для украинцев символом другой жизни: общественного и экономического устройства, основанного не на блате, привилегиях и откатах, а на честных и одинаковых для всех правилах игры.

Экономический кризис

Украинская экономика переживает полноценный кризис. ВВП в первом полугодии 2013-м упал на 1.3%, промышленность за 10 месяцев - на 5,2%. Экономического роста нет с весны 2012 года. Два года не растут цены - и потребительские, и промышленные. Замедляется рост заработных плат и доходов населения. В январе-ноябре выпуск автомобилей упал на 39,8%, стальных труб - на 22%. На стимулирование спроса - и потребительского, и инвестиционного у правительства нет денег. Украинский экспорт в январе-сентябре упал на 6,5%. С 2005 года страна ни разу не заканчивала год с положительным текущим сальдо. В этом году импорт за 9 месяцев превысил экспорт на 15,5%, в 2012 году - на 15.9%.

Исправить ситуацию могла бы девальвация гривны на 15-25%. Она повысит конкурентоспособность украинских товаров и туризма, снизит привлекательность импорта. Но этот шаг грозит проблемами бюджету и банкам. Население почувствует, что с экономической политикой что-то не так. Поэтому экономическая команда Януковича сделала стабильность гривны основной своей целью, предпочитая сокращение резервов Нацбанка коррекции валютного курса.

С конца 2010 года международные резервы Украины снизились почти наполовину: с $34,6 млрд до $18,7 млрд. А курс гривны к доллару с 2009 года почти не менялся. Стабильность гривны прибавляет Януковичу несколько процентов популярности, но лишает экономику конкурентоспособности, а финансовую систему - устойчивости. Дефицитный текущий счет можно балансировать притоком инвестиций и займов. Но прямые иностранные инвестиции и раньше были небольшими, а в первом полугодии сократились в 2,7 раза, до $1,4 млрд.

Наращивать дальше внешний долг Украина тоже не может. За 2006-2012 годы совокупный долг вырос почти вчетверо - с $39,6 млрд до $135,1 млрд (прошлогодний ВВП - $176 млрд). Внешний долг в 1,5 раза превышает даже рекордный прошлогодний экспорт (аналогичный показатель у России - 1,35). С весны 2012 года, когда остановился экономический рост, почти прекратился и рост внешнего долга. Государству в долг больше не дают, а корпорации и банки увеличивать займы в условиях подступающей девальвации не рискуют.

Кризис украинской экономики имеет несколько внешних и внутренних причин.

1) Низкие цены на черные металлы. В январе-сентябре 2013 года экспортная выручка от продажи металлов уменьшилась на 9,6% по сравнению с этими месяцами 2012 года. Металлы - около трети украинского экспорта. Рассчитываемый МВФ индекс цен на них с начала 2011 года упал на 30%. Цена на железную руду сейчас на 27% ниже, чем в начале 2011 года, а алюминия - на 34%.

2) Сверхвысокая цена на российский газ. Украина покупает газ дороже, чем Европа. Это результат дружбы Юлии Тимошенко с Путиным, приведшей к подписанию невыгодного для Украины соглашения. Определяемая по нему цена газа в этом квартале составит $410 за тысячу кубометров (и это с учетом скидки в $100) - на уровне восточноевропейских стран или чуть дороже. В Армении российский газ стоит $189, в Белоруссии - $163. За это соглашение Тимошенко расплачивается тюрьмой. Усилия по сокращению потребления газа, наращиванию его добычи в стране и налаживанию поставок реверсом из Европы дают медленный эффект.

Вопреки формальной логике, злополучное соглашение, при подготовке которого Путин, по словам украинского газового олигарха Дмитрия Фирташа, всех обыграл, а Тимошенко ему подыгрывала, оказалось невыгодным и для России. Грабительские условия загнали украинских партнеров «Газпрома» в долговую яму, они задерживают платежи, требуют плату за транзит российского газа в Европу авансом. Зимой поставки газа в Европу находятся под угрозой срыва. А в долгосрочном плане Украина стремится слезть с российской газовой иглы (поставки уже сокращены вдвое) и когда-нибудь этого добьется.

3) Чрезмерная государственная нагрузка на экономику. Совокупная нагрузка (бюджеты государства и регионов, пенсионный и соцфонды) приближается к 50% ВВП. Налоговая нагрузка распределена неравномерно: льготируются малый бизнес, сельское хозяйство, металлургия, нефтехимия. Налоги на зарплату составляют 36% - сильнейший стимул их избегать. В условиях стагнации экономики региональные бюджеты за январь-ноябрь недополучили 7,5% доходов, а госбюджет - 10%. Инвестиции уже срезаны - текущие расходы составляют 95% трат бюджета. Приходится занимать.

Госдолг Украины вроде бы не велик - всего 17,2% ВВП. Однако с учетом региональных властей и госгарантий он приближается к 35% ВВП. В последние 9 лет бюджет средний размер дефицита - 2,8% ВВП.

Недоверие правительству столь велико, что при нулевой инфляции украинский Минфин вынужден привлекать средства в гривнах по ставке 14,3% годовых, а в долларах - 7,75%. Кредиты приходится брать в дружественных банках: борьбы на аукционах не наблюдается. Остальные банки заняты изысканием денег для желающих выйти в кеш клиентов. Иначе начнется банковская паника. Внешним долгом проблема не исчерпывается: с 2011 года правительство вынуждено занимать в валюте и на внутреннем рынке (в первом полугодии - чуть больше половины займов). Поэтому девальвация резко увеличит долговые расходы бюджета.

В энергетике, как в России до кризиса 1998 года, господствуют неплатежи. Госбюджет должен местным бюджетам, они - предприятиям тепло- и водоснабжения. Эти организации должны поставщикам энергии, а те, по цепочке, - поставщикам газа. Не имея денег, Янукович пытается развязать эту цепочку за счет векселей с 5%-ной доходностью. Это попытка снизить долги, избегая масштабной эмиссии гривны, ведущей к девальвации. Такой подход не улучшает финансового состояния предприятий и снижает их платежи в бюджет. Растет задолженность по зарплате бюджетникам и чиновникам.

В ноябре правительство разрешило пенсионному фонду выплачивать пенсии за счет привлекаемых в коммерческих банках кредитов. Налицо все черты финансовой пирамиды.

Бюджетные трудности не мешают госорганам и судам закупать дорогую мебель, а местным властям - помогать бизнесменам вывести землю из-под налогообложения. Треть бюджета футбольного Евро-2012 была разворована. Средняя зарплата в Украине - $403, при этом донецкая прокуратура в расчете на одно рабочее место обходится налогоплательщикам в $1597 ежемесячно. Проворовавшиеся на закупке итальянских каштанов для Крещатика чиновники киевской горадминистрации, будучи уличены, оформили себе поездку в Италию: проверять, кто подменил каштаны.

Прокормить неэффективное и разросшееся как раковая опухоль государство, в котором чиновники шикуют больше, чем олигархи, Украина не в состоянии.

4) Неблагоприятный деловой климат. В рэнкинге восприятия коррупции Transparency International Украина на 144-м месте из 177, а Россия - на 127-м. Нравы и обычаи чиновников, не успевших наесться, застряли в середине 1990-х. Нормы поведения бюрократии задаются политическим руководством страны. Оно в случае Украины занято приватизацией самых красивых участков под Киевом и в Крыму, огораживанием их гигантскими заборами и построением за ними дворцов.

Все это портит деловой климат. Высокие налоги, которые необязательно платить. Жестокие законы, которые по знакомству можно не выполнять. Риски отъема собственности с участием правоохранительных органов. Госзакупки - исключительно у родных, близких и знакомых. Необъективная судебная система. Гигантское влияние чиновников на любой бизнес. Плохо работают все госуслуги для бизнеса - получение разрешений, лицензий, аренды. «Весь малый и средний бизнес - прокурорский, - говорит участник одного из обследований бизнеса, проведенного CASE Ukraine. - Если нет прокурорского прикрытия - его отберут».

Права Лилит Геворгян, аналитик IHS Global Insight: «Нынешние проблемы Украины не связаны с выбором между про- или антиевропейской политикой. Это результат многих лет неправильного управления экономикой, популизма нынешнего и прежнего [Тимошенко - Б.Г.] правительств, невозможности преодолеть коррупцию, монополистическую структуру экономики и выстроить независимую судебную систему».

Финансовый кризис

Плачевное состояние экономики буквально в эти дни перерастает в финансовый кризис. У него будет три компонента: долговой, валютный и банковский.

В 2014 году Украина должна вернуть МВФ $3,7 млрд, в т. ч. $1,2 млрд - в первом квартале. В апреле надо платить $1 млрд по евробондам. Всего на 2014 год Украине нужно не меньше $7,3 млрд только чтобы рефинансировать долг, а за два ближайших года, по расчетам Bloomberg, выплатить придется почти $17 млрд. Поэтому, как говорил первый вице-премьер Сергей Арбузов, Украина и пытается занять $10 млрд.

За 11 месяцев этого года Украина выплатила по внешнему долгу $4,7 млрд. Внешние рынки заимствований для страны практически закрыты. Накапливает долги «Нафтогаз». Доходность госбумаг, погашаемых в 2014 году, с началом акций протеста выросла до рекордных 21,2%, а погашаемых в 2023 году - до 10,9% годовых. Страховка от дефолта Украины взлетела на 4-летний максимум. Пока Янукович гордо говорит, что кредит МВФ ему нужен не на любых условиях.

Несколько дней - и такой возможности у него не будет.

Инвесторы уверены, что предстоит серьезная реструктуризация госдолга. Правительство пока в этом не сознается. Возможно, 2014 год будет начат без утвержденного Верховной радой госбюджета. Его финальный вариант до сих пор не опубликован, а предыдущие были основаны на нереалистичных макроэкономических предпосылках.

Уже неделю украинцы, увидевшие неизбежность девальвации гривны, не могут обменять сбережения на доллары и евро по официальному курсу. Курс гривны на межбанковском рынке (8,28 грн за $1) все дальше отрывается от официального (7,99). 3-месячные форвардные контракты оценивают стоимость гривны в середине марта в 8,87 за $1. Ликвидность в гривнах быстро испаряется - Нацбанк пускает все доступные средства на удержание гривны от девальвации.

Все больше опасений вызывает состояние банков. Стабильность гривны до начала осени сыграла с вкладчиками злую шутку. За январь-октябрь депозиты населения в банках выросли на 18% ($8 млрд), до 429 млрд грн ($53,7 млрд). При этом 94% прироста пришлось на гривны - дедолларизация в развивающихся странах всегда идет особенно активно перед кризисом. Очевидно, вкладчики вскоре начнут жалеть о своих решениях, что грозит полноценным набегом на банки. Им уже не хватает ликвидности: ставки по межбанковским операциям овернайт, еще в июне составлявшие 2%, взлетели до 20,8% годовых. За прошлую неделю отток средств из системы депозитов, по слухам, составил около 5 млрд грн - около 1,2%.

Вскоре Нацбанк будет вынужден ввести, как в 2008-2009 годах, временные ограничения на снятие средств в банках и мораторий на отзыв срочных депозитов. Но за пару кварталов зимы 2008/2009 даже в таких условиях банковская система лишилась четверти депозитов. Депозиты населения составляют 34,5% банковских пассивов. Ресурсов удержать ситуацию без девальвации у Украины нет: если в конце 2008 года резервы Нацбанка вдвое превышали объем гривневых депозитов (которые население желало обменять на валюту), то сейчас у граждан на гривневых счетах денег в 1,5 раза больше, чем у Нацбанка в валютных резервах. В таких условиях вполне вероятное снятие даже 10% депозитов приведет к полноценному коллапсу банковской системы. К счастью для банков, лишь 20% депозитов населения бессрочные. Но у компаний на таких счетах 57% средств в банках ($27 млрд).

Нацбанку придется включать печатный станок, обеспечивая банки ликвидностью. Но 20%-ная девальвация - очень плохой сценарий для бюджета: резко увеличатся расходы на выплату долга. Вырастет дефицит у «Нафтогаза», госдолг может достичь 45% ВВП, правительству придется ввести режим жесткой экономии.

На пути в Европу Украине придется пройти через жесточайший бюджетный и финансовый кризисы. Результатом должно стать выстраивание новых правил игры. Прокормить государство-паразит, высасывающее из экономики половину соков, страна не в состоянии. Так что Майдан - попытка переучредить государство на новых основаниях - это вполне рациональное экономическое поведение. Иначе с дороги, ведущей к пропасти, не свернуть.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,5956
 0,0054
0,01
EUR
1
43,8626
 0,0609
0,14

Курс обміну валют на сьогодні, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2628  0,06 0,13 41,9200  0,09 0,20
EUR 43,6125  0,22 0,50 44,3804  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6100  0,00 0,00 41,6400  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес