Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 15:33
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Решения по электронным проверкам бизнеса будет выносить компьютер Миндоходов, и оспорить их будет практически невозможно
Миндоходов вынесло на общественное обсуждение законопроект о внедрении в Украине камеральных, документальных и фактических электронных проверок. Если законопроект будет принят в текущей редакции, то, по мнению экспертов, бизнес практически полностью лишится возможности обжалования результатов налоговых проверок, доначислений, обоснований таких начислений, потому что все эти действия будут производиться в автоматическом электронном режиме. «При обжаловании таких действий доказать ошибку электронной системы будет сложно», - считает Андрей Фомичев, руководитель практики налогового права АО «Юскутум».
Вопрос процедуры обжалования результатов электронной проверки, судя по всему, меньше всего интересует Миндоходов. Вместо этого министерство целенаправленно идет к реализации своей давней мечты - созданию системы всегосударственной обязательной декларизации доходов, т.е. обязательной декларации доходов не только юридических лиц и частных предпринимателей, но и физических лиц. В фискальном ведомстве уже подсчитали, что всеобщее декларирование доходов принесет бюджету впечатляющие 20-25 млрд.
Пока это только планы. Если всеобщее декларирование ввести сейчас, с учетом текущей законодательной базы, Миндоходов просто физически не справится с обработкой декларацией всех жителей страны. Поэтому в ведомстве Александра Клименко видят выход в автоматизации этого процесса, а новый законопроект как раз готовит законодательную базу под техническую реализацию масштабной идеи министерства. В частности, документом предполагается дополнение п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса, где говорится о том, что проверки могут быть проведены в электронной форме на основании данных, указанных в налоговых декларациях и электронных документах налогоплательщика. Эти данные должны быть представлены средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, а также имеющейся в контролирующих органах информации и других документов.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, двояко оценивает предложенный Миндоходов законопроект: «С одной стороны он значительно упрощает налоговую отчетность. Уменьшается количество бумажных документов и пропадает необходимость делать бесконечные бумажные копии. Это европейский опыт. Сейчас в странах ЕС очень модно «электронная налоговая», используя которую, бизнесмену не нужно общаться с работником налоговой. Внедрение процедуры электронной налоговой проверки можно считать большим успехом в борьбе с коррупцией, поскольку отсутствует личный контакт работника налоговой и бизнесмена».
С другой стороны, эксперт обращает внимание и на новые риски, которые появятся у бизнеса в связи с внедрением электронных поверок. «Риски действительно большие. Нужно пользоваться услугами только профессионального бухгалтера, который бы честно и своевременно контролировал обмен с налоговой электронными документами. Если в электронный отчет случайно вкрадется ошибка, это не будет являться основанием для отмены наложенного штрафа или пени».
Кроме того, если бизнесмен получит в электронном виде акт камеральной проверки, своевременно не заметит и не обжалует спорные моменты, а сроки обжалования пройдут, доказать необоснованность доначислений и сборов будет невозможно. Все это может создать проблемы для многих бизнесменов и бухгалтеров, которые уже привыкли получать из налоговой бумажные акты проверки, а затем долго и усердно беседовать с сотрудником налоговой. Еще не ясно, как законопроект решает проблему не получения бизнесменом в определенные сроки акта проверки по техническим причинам», - указывает на слабые места законопроекта Миндоходов Александр Охрименко.
В свою очередь, Андрей Фомичев говорит, что сейчас благодаря человеческому фактору у бизнеса есть какой-то шанс оспорить результаты проверки бизнеса даже, несмотря на огромную загруженность налоговых инспекторов: «В спорных случаях существует ваша позиция с соответствующей законодательной базой и есть позиция налогового органа в лице ревизора. Поэтому сегодня существует возможность в фискальном органе оспорить действие ревизора. Если же законопроект Миндоходов вступит в силу, принимать решение будет компьютер. В спорных случаях налоговики просто скажут, это же программа выявила нарушения, а программа ошибаться не может».
По словам юриста, даже сейчас между налогоплательщиками и фискальными органами возникают конфликты из-за специфики обработки документов компаний компьютеризированной аналитической базой налогового органа: «Возникают ситуации, когда мы, представляя наших клиентов, приходим в налоговую, и говорим, что результаты обработки отчетных документов компании не соответствуют действительности. А нам отвечают: извините, нам пришла такая аналитика, и согласно этой аналитике ваша компания подозревается в налоговых правонарушениях. Мы должны провести ее проверку».
Поэтому утверждение Миндоходов о том, что законопроект не предусматривает увеличение фискальной нагрузки на налогоплательщиков, хотя формально и соответствует действительности, на практике вполне может разойтись с реальностью.
Всеволод Некрасов
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :