Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Сегодня наконец-то увидит свет значительная часть картин из так называемой "коллекции "Градобанка", арестованной судом более шести лет назад за долги

14:24 19.05.2004 |

Україна

Почти 150 лучших полотен выставят в Киеве в Центральном доме художника благодаря усилиям Нацбанка Украины, который является хранителем этих ценностей, признанных национальным достоянием. Однако дальнейшая судьба коллекции по - прежнему остается в тумане, несмотря на многолетние старания державных мужей.

ШЕДЕВРЫ ПРОТИВ ДЕНЕГ

Как же картины оказались под арестом? Почивший в бозе "Градобанк" обратился к Нацбанку с просьбой о кредите под залог собранной им в течение 1991 - 1996 гг. коллекции из почти 800 произведений искусства: в основном картин, а также немного икон и скульптуры. Величину займа нам узнать не удалось, дескать, коммерческая тайна. Однако с большой степенью достоверности можно предположить, что в долг у главного банка страны (читай - у государства) "позычили" не менее $2,5 млн и не более $4 млн. Дело в том, что приглашенные независимые эксперты, которых возглавлял доктор искусствоведения, он же председатель национальной Комиссии по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей, Александр Федорук, оценили передаваемые в залог 785 экспонатов (примерно 80% от всего собрания) почти в $5 млн по ценам 1996 г., о чем был составлен подробнейший акт, заверенный всеми подписями специалистов. Кроме Федорука, ими были замдиректора (в то время) Художественного музея Ирина Горбачева, профессор театрального института им. Карпенко - Карого Дмитрий Горбачев, искусствовед Галина Нечипорко, большинство - обладатели соответствующих ученых степеней. (Столь подробно об экспертах упомянуто оттого, что ходит масса вздорных слухов, в том числе и на самом высоком уровне: дескать, никаких документов, подтверждающих стоимость картин, не было, да и саму коллекцию в Нацбанке уже чуть ли не разворовали: растащили "по дачам", заменили подделками. - Авт.) А исходя из того, что сумма выдаваемого кредита обычно составляет половину, ну, максимум, 80% стоимости залогового имущества, и получим вилку в $2,5 - 4 млн.

Можно спорить о том, собирались ли в "Градобанке" в принципе возвращать кредит (особенно в свете последующих их махинаций с деньгами украинских остарбайтеров, исчезнувших в неизвестном направлении), тем более, что, по словам главного искусствоведа - дизайнера НБУ Аллы Янович, современным авторам платили за их работы приличные деньги. Добавим впрочем: которые стремительно обесценивались в период купонокарбованцевой гиперинфляции, свирепствовавшей в середине 90 - х. В любом случае "ценители искусства" из "Градобанка" водночасье весьма выгодно для себя (к тому же законно, в отличие от ситуации с остайбартерскими дойчмарками!) избавились от коллекции. А Нацбанк не только остался без одолженных денег, но и заимел конкретную "головную боль".

Взглянем на документы. 28 мая - 1 июня 1998 г. хозсуд Киева вынес решение о перенесении взыскания задолженности по кредиту, взятому "Градобанком", на находящуюся в залоге у НБУ его коллекцию живописи. Это значило: картины должны были уйти с молотка. Однако вмешалась Верховная Рада. Специальными постановлениями в 1998, затем в 2001 гг. коллекцию признали национальным достоянием, которое продаже не подлежит и должно быть передано в государственную часть Музейного фонда Украины. А убытки Нацбанка от невозврата выданного под ее залог кредита постановили постепенно возмещать из казны, начиная с 2002 г.

ШАГАЛ, ДАЛИ И ПИКАССО "ПРЯЧУТСЯ" В ХРАНИЛИЩЕ НБУ

- Где же находилась все эти годы коллекция "Градобанка" и какова ее художественная ценность? - спросили мы у Аллы Янович.

- Учитывая, что кредит возвращен не был, картины и другие произведения искусства по - прежнему сберегаются в центральном хранилище Нацбанка, под это выделено 200 кв. м. В его помещениях, предназначенных для хранения денег, условия практически идеальные: там поддерживается постоянная температура и влажность. Там находятся все переданные нам в залог 785 экспонатов за исключением 40 работ, вывешенных в самых представительских местах главного здания НБУ на ул. Институтской. К сожалению, нам запрещено экспонировать на выставках что - либо до тех пор, пока фактически не будет определен окончательный хозяин произведений. Когда они принадлежали "Градобанку", было несколько выставок в Украинском доме, Национальном художественном музее. Коллекцию хорошо знали и высоко оценивали специалисты, ибо картины для нее отбирал известный в Украине искусствовед Эдуард Дымшиц. Покупали их как непосредственно у современных - наших и зарубежных - художников, так и у коллекционеров и владельцев. Это собрание ценностей можно разделить на:

- украинское классическое искусство, период с XVII по первую половину XX в.;

- украинское современное искусство, с 60 - х по 90 - е гг. XX в.;

- зарубежное классическое искусство (европейское), где можно выделить собрание французской графики;

- российское классическое искусство.

Есть также немного иконописи, декоративно - прикладных изделий. Поймите: мы не показывали все это не потому, что не хотели, а оттого, что есть запрещающее решение суда. Дабы выставить теперь часть лучших работ в Центральном Доме художника в Киеве, получено специальное разовое разрешение.

- А потом их - снова в хранилище?

- Увы... А ведь мы уже давно неоднократно обращались в Верховную Раду с просьбой принять закон, по которому картины остались бы в НБУ. Тогда Нацбанк смог бы популяризировать эту коллекцию. Для этого есть возможность оборудовать отдельное здание на ул. Институтской. Более того, учитывая, что ценности необходимо изучить и систематизировать, я думаю, в НБУ нашли бы на это средства. Дело в том, что любое произведение искусства без провенанса (истории его появления и перемещения из рук в руки) и атрибуции (от латинского attributio - приписывание: установление автора художественного произведения или времени и места его создания) мало что стоит. К сожалению, Дымшиц в свое время просто физически был не в состоянии все это сделать из - за огромного объема работ. Особо следует заняться изучением коллекции французской графики, она единственная в Украине. Там собраны работы Марка Шагала, Дали, Пикассо, Брака, Ренуара, Матисса и многих других, всего 52 листа.

- Какая польза Нацбанку от коллекции?

- Только престиж. По закону НБУ не может заниматься коммерческой деятельностью.

- Существует ли в мире практика, что центральные банки стран имеют собрания шедевров?

- Да. К примеру, Центробанк Италии приобретает на аукционах предметы классического итальянского искусства. Там же делают покупки и главные банки Германии, Англии, других европейских стран.

ВЫСТАВКА В ДОМЕ ХУДОЖНИКА: ОТ КЛАССИКИ ДО АВАНГАРДА

- Что собой представляет экспозиция выставки?

- Для нее отобрано 149 полотен, ни графики, ни скульптур нет. Выставка называется "Искусство XIX - XX веков" и состоит из трех разделов. Первый составляют работы известных художников конца XIX - начала XX вв. Н. Ге, С. Васильковского, Н. Пимоненко (будет экспонироваться его ставшее классикой полотно "Гуси домой" - лирическое, красивое, написанное очень свежо), С. Свитославского, С. Жуковского, И. Шишкина, П. Волокидина, И. Труша. Во второй вошла украинская живопись советского периода, преимущественно реалистической традиции, в первую очередь - пейзаж, натюрморт, портрет. Назову несколько имен: Т. Яблонская, чьи произведения, кстати, выставлены в Третьяковке, С. Григорьев, О. Шовкуненко, С. Шишко. Отдельное место занимают акварели и рисунки 10 - х гг. XX в. А. Богомазова, чей масштаб мышления и влияние на последующие поколения художников ставят его в ряд великих представителей мирового авангарда. Много работ современных художников - 60 - 90 гг. Это авторы, которые в значительной мере определяли главную интригу художественной жизни последнего 15 - летия. Одних из них объединило стремление к живописной абстракции, других - попытки синтезировать местные художественные традиции с идеологией актуального в то время трансавангарда. Отсюда один из терминов этого явления - "украинский трансавангард", по поводу которого шли острые дискуссии.

РУКА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО? КАК СКАЗАТЬ...

Конечно, честь и хвала Национальному банку, но все же: почему, несмотря на постановления парламента, коллекция до сих пор была укрыта от "широкого загалу"? И когда она станет доступной каждому желающему?

Вот мнение по этому поводу заместителя директора Национального художественного музея Украины Марии Задорожной.

- Прекрасно, что Национальный банк таким способом старается привлечь внимание власть имущих к проблемам украинской культуры. В то же время замечу: при всем уважении к коллегам - искусствоведам НБУ, коллекция "Градобанка" должна занять свое место в Национальном художественном музее. У нас гораздо больше возможностей для ее изучения и атрибуирования. Средства на это изыскать сможем. В "здании со львами" (музей НХМ) уже отремонтированы помещения для этого собрания картин, многие из которых нуждаются в реставрации. Кстати, вопрос их атрибуции гораздо серьезнее, чем кажется. В свое время решением прокуратуры нам были переданы еще 70 экспонатов, принадлежавших "Градобанку". Так вот, подлинность примерно 20% из них под вопросом. Работы старые, это очевидно, но кто их автор на самом деле? В частности, это касается рисунков, приписываемых Тарасу Шевченко. В таких делах нужна осторожность, дабы не опозориться, выставив непроверенные работы. Только после того, как они будут атрибуированы, это собрание произведений искусства может быть названо коллекцией. Впрочем, наиболее ценным полотнам, принадлежность которых кисти того или иного художника не вызывает сомнений, сразу найдется место в экспозиции. Сегодня кровь из носу необходимо достроить здание на Институтской, 3, которое давно предназначено для нужд НХМ. Когда музей туда переедет, можно будет освободить старое "здание со львами" на Музейном переулке, давно требующее серьезного ремонта, а после его реставрации - значительно расширить экспозицию за счет запасников музея.

УЛИТА ЕДЕТ ИЛИ НУ, ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

Недавно Президент ветировал принятый почти четырьмястами голосов депутатов Закон "О передаче коллекции изобразительного искусства АО "Градобанк" в государственную собственность". Причина - по мнению главы государства, на сегодняшний день неизвестна истинная ценность коллекции (ведь не секрет, что с годами произведения искусства дорожают), а значит не ясно, сколько денег казна должна передать Нацбанку как возмещение убытков от невозврата кредита, а сколько - вернуть прежним владельцам коллекции. В связи с чем Л. Кучма так предлагает дополнить ст. 5 закона: "В случае, если стоимость коллекции изобразительного искусства АО "Градобанк" превышает задолженность этого АО Нацбанку, Кабмину предусмотреть в проекте Закона Украины о госбюджете на 2005 год средства для возмещения соответствующей части стоимости коллекции ее собственнику и обеспечить в установленном порядке такое возмещение".

С юридической точки зрения подобная постановка вопроса возражений не вызывает. Если до конца года проведут новую экспертизу коллекции, НХМ получит ее в свое распоряжение, НБУ наконец - то отдадут деньги и в госбюджет - 2005 заложат средства "для завершения строительства нового корпуса Национального художественного музея Украины по ул. Институтской, 3, в г. Киеве и на реконструкцию наявного помещения". (Цитата из ветированного закона. - Авт.). А вот насчет практической реализации есть большие сомнения. Если, по словам, г - жи Задорожной, подлинность части картин вызывает сомнения, придется выбирать одно из двух: либо закрыть на это глаза, а постфактум, после их изучения (выплатив прежде деньги как за подлинники) признать, что держава в очередной раз прогадала, либо завязнуть в рутинной работе по атрибуции той части работ, которая относится к XIX - началу XX вв. Да и средства на это после ветирования закона возьмутся неизвестно откуда. Как говорится, улита едет, а шедевры по - прежнему укрыты от взоров народа...

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Из господ журналистов, пожалуй, только ленивый не писал о позорище в центре Киева: недостроенном здании на ул. Институтской, 3, которое уже давно могло бы стать основой Национального художественного музея. По поводу чего, кстати, в свое время был издан и Указ Президента, и ряд других документов. Поэтому можно сказать твердо: сей вопрос не созрел, а давно перезрел. И увязывать его решение с пересчетом картин "Градобанка" как минимум странно: деньги на завершение долгостроя надо изыскать, хоть пойдя с шапкой по миру. Ведь за державу обидно...

Выставка пройдет с 19 по 25 мая в Центральном доме художника (Киев, ул. Артема 1 - 5), вход бесплатный.

Александр ПАНЧЕНКО

За матеріалами: Cегодня
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на сьогодні, 10:56
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9582  0,03 0,08 39,5025  0,05 0,12
EUR 42,1375  0,11 0,27 42,9400  0,08 0,18

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,0300  0,10 0,27 39,0550  0,10 0,27
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес