Фінансові новини
- |
- 06.11.24
- |
- 02:21
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Мировая торговля: Чего стоит либерализация
11:29 17.08.2005 |
Если списание долга и гуманитарная помощь традиционно рассматриваются как главное средство поддержать беднейшие страны Африки и других депрессивных регионов мира, то либерализация торговли считается универсальным средством помощи всему развивающемуся миру.
Представители международных организаций, таких как Всемирный банк, убеждают всех, что либерализация - не только необходимое условие развития, но и мощный двигатель. В недавнем отчете банка говорится, например, что снижение торговых барьеров может ускорить экономический рост, создать стимулы для повышения производительности труда, помочь созданию рабочих мест и снижению уровня бедности во всем мире.
В докладе говорится: "может помочь", - но весь дух его говорит: "обязательно поможет". С этим согласны и правительства богатейших стран, и организаторы кампаний вроде концерта Live8. Только об этом наборе мер как единственном средстве помочь бедным и развивающимся странам и говорили лидеры "большой восьмерки", приезжавшие на недавний саммит в Шотландию. Консенсус основан на предположении, что в случае снижения барьеров на экспорт в развитые страны доходы развивающихся стран резко увеличатся.
Не панацеяНо эмпирические данные, к сожалению, в этом не убеждают. Даже данные самого Всемирного банка говорят о том, что снятие барьеров на экспорт из развивающихся стран в развитые принесет лишь очень небольшие дополнительные доходы. Если барьеры будут сняты к 2015 г., то совокупный рост ВВП всей группы развивающихся стран составит 0,6%. По - настоящему выиграют только около десятка стран, а многие даже и прямо проиграют от либерализации в ключевых секторах. Когда в начале этого года прекратило действие Соглашение по мультиволокнам, с 1974 г. регулировавшее мировую торговлю текстилем и одеждой, экспортеры текстиля большинства развивающихся стран стали жертвой суперэффективных китайских производителей, заглатывающих один рынок за другим.
Более того, отмена субсидий экспорта на Западе может ударить по странам, которые ввозят много субсидированного товара. Вот если снять торговые барьеры, существующие в самих развивающихся странах, это действительно может помочь их экспорту. Однако оценки масштабов этого выигрыша делаются в отрыве от учета некоторых очень значительных издержек, например потерь поступлений от пошлин. Эти потери придется возмещать, повышая налоги, к примеру подоходный или налог с продаж.
И еще: если бы теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо была бы всегда верна, то люди и капитал, выброшенные рынком из неэффективной отрасли, тут же находили бы себе применение в другой, более эффективной. Но эта теория предполагает полную занятость, т. е. отсутствие транзитных издержек. То есть она предполагает, что проблемы нет, когда проблема есть.
Итак, потенциальные дивиденды развивающихся стран от либерализации торговли сильно преувеличены. Но есть сферы, загоняемые в тень разговорами о либерализации, изменения в которых могли бы оказаться для развивающихся стран более выгодными.
Что может помочь
Например, усовершенствование соглашения ВТО об интеллектуальной собственности в его применении на развивающихся рынках. Власти развивающихся стран вынуждены принимать у себя законы о патентах и копирайте, написанные по американскому образцу. Несмотря на всю либеральную риторику, это протекционистский инструмент для западных компаний. "Третьим" странам приходится непропорционально много платить за лекарства, программное обеспечение и фильмы. Эти издержки, возможно, сводят на нет выигрыши от либерализации торговли.
Еще одна возможность для реформ, которую упускают из виду, когда концентрируют все внимание на либерализации торговли, связана с некоторыми преимуществами развитых стран. Генеральное соглашение по тарифам и торговле позволяет, в частности, США отказываться от принципа многосторонности и прибегать к преференциальным торговым соглашениям. А результатом таких соглашений становятся зоны, где есть влиятельный центр и некоторое количество зависимых от него рынков. Развивающиеся страны, включенные в зону, оказываются в этом случае в подчиненном положении, а те, которые не включены, лишаются выгод такого эксклюзивного сотрудничества.
Третьей целью должна стать международная монетарная система. Ведь ее нестабильность вынуждает правительства развивающихся стран накапливать у себя гораздо более серьезный объем золотовалютных резервов относительно ВВП, чем это приходилось делать развивающимся странам в послевоенные десятилетия. Необходимость держать большие резервы означает невозможность альтернативного инвестирования этих ресурсов.
Кажется слишком очевидным, что организаторы кампаний по борьбе с мировым расслоением должны призывать богатые страны к снятию барьеров для экспорта из развивающихся стран. И что развивающиеся страны в ответ тоже должны раскрыться для свободной торговли. К сожалению, одно это не решит всех проблем. Впрочем, нельзя терпеть и другую крайность - полное попустительство развитым странам с их многочисленными барьерами для ввоза товаров из развивающегося мира. Проблемы мировой торговой политики слишком сложны, чтобы уместиться в один лозунг: "Либерализуйте торговлю!" (FT, 11.08.2005)
Роберт Хантер - Уэйд
профессор политэкономии Лондонской школы экономики; автор книги "Управление рынком. Экономическая теория и роль правительств в процессе индустриализации в Восточной Азии" (Governing the Market: Economic Theory and the Role of Government in East Asian)Industrialisation)