Фінансові новини
- |
- 26.11.24
- |
- 20:37
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
На «кризисном совещании» у Путина ничего не решили
11:56 23.09.2015 |
Совещание по бюджетным проектировкам в открывшемся только вчера новом представительском корпусе резиденции Путина в Ново-Огарево закончилось без результатов: решено лишь, что дефицит бюджета России в 2016 году не превысит 3% ВВП. Впрочем, по данным газеты "КоммерсантЪ", к совещанию Минэкономики представило совершенно новую идею запуска экономического роста уже в 2016 году. Это - политика укрепляющегося рубля, который должен оставить в стране часть уходящих из нее капиталов. По расчетам подчиненных Алексея Улюкаева, эта и ряд других проинвестиционных мер должны запустить рост ВВП на 2,4% уже в 2016 году, а в 2018 году экономика должна вырасти в целевом сценарии на 4,4%.
Владимир Путин вчера собрал в Ново-Огарево основных участников бюджетного процесса с тем, чтобы выявить все развилки, возникшие в ходе попыток сверстать проект казны-2016. Состав приглашенных демонстрировал полную концентрацию властей на решении этой задачи: руководство правительства, администрации президента, ЦБ, парламента, Счетной палаты. Был даже бизнес - в лице главы "Роснефти" Игоря Сечина.
Развилок усилиями Минфина и соцблока Белого дома к совещанию набралось рекордное количество. Владимиру Путину вскоре предстоит выбрать, как индексировать пенсии - на 4-5% (исходя из возможностей) или на 12% (как обещано, по инфляции). Надо также решить, можно ли взять у нефтяной отрасли еще 600 млрд руб. налогов за счет пересмотра формулы НДПИ - притом что сам президент провозгласил мораторий на рост фискальной нагрузки. Ждут также высшего решения неразрешимые усилиями самих ведомств проблемы накопительной части пенсии и повышения пенсионного возраста. Есть еще темы допустимого предела расходования Резервного фонда, проблем с полным выполнением майских указов и всех поручений президента, сокращения расходов на госаппарат, отмены пенсий для работающих пенсионеров и так далее.
Владимир Путин в открытой части совещания обозначил лишь одно принятое им решение: дефицит бюджета-2016 не должен превышать 3% ВВП. Поскольку и в этом году Минфин ожидает ровно столько же, это означает, что при околонулевом приросте ВВП и таких же, как сейчас, доходах, базирующихся на тех же $50 за баррель, расходы казны-2016 должны остаться на уровне нынешнего года. Иными словами, в ожидании отскока нефти бюджет предлагается на год заморозить и ждать лучших времен. Именно это - оставить расходы на уровне 15,2 трлн руб. неделю назад предлагал глава Минфина Антон Силуанов. Вчера по окончании совещания он уточнил: "Будет несколько больше". Подводя итоги совещания, министр сообщил: все развилки, кроме пенсионного возраста, обсуждались, ни по одной решения нет. По словам Антона Силуанова, президент всех выслушал, совещания будут еще. Из более или менее определенного - макропрогноз на 2016 год: цена нефти для расчета бюджета, по словам господина Силуанова, оставлена на уровне $50 за баррель, инфляция на конец этого года - 12,2%.
Между тем похоже, что именно макропрогноз, составленный в Минэкономики, был одной из главных, но необъявленных новостей совещания у Владимира Путина - в последней версии документа, составленного в ведомстве Алексея Улюкаева (она есть в распоряжении "Ъ"), есть определенные намеки на то, что правительство может делать с экономическим ростом.
Напомним, в предыдущей версии прогноза Минэкономики уточнялся базовый сценарий: в нем нефть в 2016 году стоила в среднем $50 за баррель, в 2017 году - $55, в 2018-м - $60. В новой, видимо, уже окончательной версии базовая переменная бюджетного процесса вновь уточнена: на 2016 год цена на нефть составляет, как и объявил министр финансов, $50 за баррель, на 2017-й - $52, на 2018-й - $55. Даны расчеты бюджета по консервативному сценарию, при котором нефтяные цены до 2018 года держатся на уровне $40 за баррель. Однако для тех же условий, что и базовые, расписан и новый сценарий - целевой.
Практика "целевых сценариев" в том или ином виде в Минэкономики существовала в 2007-2013 годах: такой сценарий является прогнозом, условием реализации которого объявляется некоторый набор действий, который надлежит совершить Белому дому в предстоящий период. Этим "целевые сценарии" Минэкономики отличаются от "оптимистических", которые, как правило, содержат какое-то допущение (приток капитала, снятие санкций), от правительства не зависящее.
Целевой сценарий на 2016 год описан в проекте пояснительной записки ведомства Алексея Улюкаева достаточно общими и не всегда соответствующими табличным данным Минэкономики словами. Основа концепции, в изложении замминистра Алексея Ведева - "повышение эффективности экономики на основе стимулирования инвестиционного спроса за счет сокращения текущего потребления": то есть на словах предлагается ограничить рост расходов домохозяйств. Впрочем, Минэкономики лишь выглядит кровожадным и антисоциальным: если в 2016 году в базовом варианте снижение реальных располагаемых доходов населения составляет 0,1%, то в целевом предполагается рост на 0,3%, в 2017 году - на 3% (в базовом - на 1,9%), в 2018 году - на 3,3% (в базовом - на 2%).
При этом лишь часть эффекта приходится на чуть более низкую, чем в базовом варианте, инфляцию 2016-2018 годов целевого варианта прогноза. "Антиинфляционная политика" правительства РФ, рекомендуемая как одно из средств реализации неявного "плана Улюкаева", описана в терминах, которые чаще звучат из уст помощника президента Андрея Белоусова. Это "меры, обеспечивающие предложение товаров и услуг, развитие конкуренции, в том числе в системе товаропроизводящих сетей, направленные на сокращение звеньев в цепи посредников между производителями и продавцами, устранение монополизма и сговора в установлении цен": вряд ли в Минэкономики не знают, что активное вмешательство в ритейл и спецоперации Федеральной антимонопольной службы ранее роста ВВП не добавляли, скорее наоборот.
Предлагаемая временная заморозка реальных тарифов госмонополий, объявленная еще одной мерой для запуска роста, на деле таковой в логике Минэкономики не является - поскольку эти действия едины для всех трех сценариев прогноза. Целевой сценарий также не предполагает каких-то жесткостей в отношении госрасходов на бюджетозависимую часть населения: так, реальные доходы пенсионеров в нем до 2018 года в среднем не растут и не падают, в целом прогноз не создает ощущения и зависимости сценариев от объема бюджетных расходов.
Между тем при реализации этого сценария предполагается переход от спада ВВП в 2015 году к росту уже в 2016 году - на 2,4%, с последующим ростом на 3,3% в 2017 году и 4,4% в 2018 году. Базовый сценарий ничего интереснее, чем 2,3% роста ВВП, после выборов в 2018 году, не предлагает. Ключевой момент в целевом прогнозе - инвестиции: они растут в нем на 4,3% уже в 2016 году, на 7,1% в 2018 году и на 8,7% в 2018 году (в базовом в 2016 году они еще падают на 1,5%, потом вяло растут - на 2,4% в год).
Главное отличие целевого прогноза Минэкономики - это укрепление рубля. Де-факто ведомство Алексея Улюкаева предлагает как минимум не препятствовать естественному после обвала 2014-2015 годов укреплению рубля до 2018 года (см. график), осуществляя одновременно политику привлечения в первую очередь частных инвестиций. Неизвестно, заключается ли идея Минэкономики в том, чтобы посредством некоей специфической бюджетной политики укреплять рубль или, наоборот,- плавающий рубль должен укрепиться по итогам мероприятий правительства по привлечению инвестиций. Важно то, что целевой сценарий Минэкономики предполагает политику крепкого рубля (2% роста реального курса в 2016 году, 5,3% в 2017 году и 4,8% - в 2018 году) как фактор поддержки инвестиций в быстрое и отчасти дирижируемое правительством наращивание несырьевого экспорта из России.
Это - новая и необычная для правительства идея. По существу, ведомство Алексея Улюкаева утверждает: при сохранении жесткой денежно-кредитной политики и относительно твердом рубле и у российских, и у иностранных инвесторов появится интерес к быстроокупаемым инвестициям в несырьевые секторы экономики. Занятость в целевом варианте прогноза Минэкономики растет, динамика внутреннего спроса в 2016-2018 годах немного помогает этим производствам продавать часть продукции на внутреннем рынке. Без сомнений, само по себе укрепление рубля на низкой инфляции не приведет к притоку капитала (нетто-отток в целевом сценарии лишь уменьшается к 2018 году до $50 млрд), однако сама по себе идея может работать. Тем более что сильных альтернатив ей у Белого дома нет - а стандартной альтернативой всегда было ослабление денежно-кредитной политики в интересах традиционных экспортеров.
Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :