Фінансові новини
- |
- 18.11.24
- |
- 23:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Кто будет контролировать систему денежных переводов в Украине?
10:30 08.10.2007 |
На прошлой неделе Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг провела публичное обсуждение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законы Украины". Необходимость его разработки вызвана тем, что сегодня не урегулирован вопрос, какой именно орган должен контролировать деятельность по переводу средств. Госфинуслуг предлагает, чтобы органом государственного регулирования денежных переводов был Национальный банк Украины.
Объемы средств, ежегодно переводимых частными и юридическими лицами, во всем мире постоянно растут - примерно на 9% в год. Еще два года назад этот рынок оценивался Всемирным банком в $230 млрд. Доходы от этого бизнеса в Украине, по сравнению с прошлогодними показателями, выросли в 2,5 раза. В связи с этим увеличилось и количество компаний по предоставлению услуги денежных переводов.
Согласно Закону "О платежных системах и переводе средств в Украине", денежное перечисление можно осуществлять с помощью 23 различных систем, которые управляются как банками, так и небанковскими финансовыми структурами. Одним из старейших участников рынка является "Укрпочта", получившая в соответствии с Законом "О почтовой связи" разрешение на проведение такой финансовой операции.
В результате сложилась ситуация, когда один вид деятельности регулируется тремя (извините за тавтологию) регуляторами - НБУ, Госфинуслуг и Минтранссвязи. Госфинуслуг вносит в реестр и контролирует работу компаний, Нацбанк выдает лицензии, а Минтранссвязи опекает подведомственную ему "Укрпочту".
Для рядового потребителя данной услуги эти нюансы не имеют особого значения: посредством какой бы системы ни передавались деньги, каждая из них заинтересована в своем проценте. Однако по мнению первого заместителя главы Госфинуслуг Андрея Литвина, "такое положение вещей содержит потенциальную опасность возникновения регуляторного арбитража и усложняет реализацию единой государственной политики".
Попросту говоря, в разработанном законопроекте Госфинуслуг предлагает передать все полномочия по государственному лицензированию и регулированию денежных переводов Национальному банку Украины.
Комментируя предложение Комиссии, Литвин сделал акцент на том, что сегодня львиная доля всех денежных переводов в Украине осуществляется посредством именно банковских учреждений. А значит, НБУ, контролируя работу платежных систем, должен взять на себя больше полномочий по регулированию этого рынка.
Вроде все логично: один вид деятельности - одна организация для его патроната. Но еще полгода назад, пытаясь продвинуть этот законопроект, Госфинуслуг натолкнулась на сопротивление Минтранса и Нацбанка.
Минтранс впоследствии изменил точку зрения и на данный момент поддерживает стремление Комиссии "ликвидировать функциональный разрыв". Правда, с тем условием, что в Госфинуслуг учтут замечания, высказанные относительно законопроекта еще весной, и разрешат вопрос неравных условий деятельности для операторов почтовой связи и других участников рынка денежных переводов. Неравенство заключается в том, что денежные операции банков и небанковских финансовых структур, согласно законодательству, не облагаются НДС, в то время как почта вынуждена "отстегивать" государству за каждый денежный перевод, произведенный ею.
Национальный же банк по прошествии времени не только не изменил своей позиции, но еще больше укрепился в нежелании брать на себя чужие заботы. Характерно прозвучало объяснение исполнительного директора по вопросам платежных систем и расчетов НБУ Виктора Кравца: "Да, ситуация такова, как ее обрисовали. Однако я ее особо комментировать не буду, ведь если рискнуть и конкретно высказать наше мнение, то на этом закончится все обсуждение".
Формально Нацбанк объясняет свою позицию так: мол, изменения в предложенный Госфинуслуг законопроект вносить нецелесообразно, поскольку концентрация управления денежными переводами повлечет за собой изменения в 9 - 10 законах, которые регламентируют принципы этой деятельности. Начиная с Закона "О платежных системах и переводе средств в Украине" и заканчивая законодательством о налогообложении, придется полностью ломать ту систему, которая успешно действует на протяжении многих лет. Причем не факт, что в будущем не придется менять законодательство снова.
Правда, в неофициальных беседах банкиры заявляют, что Нацбанк не хочет иметь лишнюю головную боль, поскольку сама по себе тема с переводами ему не интересна. В Центробанке вообще бытует мнение, что банки должны заниматься только крупными операциями. А мелочь типа частных переводов - сбросить финансовым компаниям.
Кравец объяснил это так: "Сегодня наши банки универсальны и проводят абсолютно все финансовые операции. Однако чем дольше они работают, тем уже становится их специализация. Рано или поздно процесс перечисления денег, не требующий открытия персонального счета, полностью отойдет к компетенции небанковских финансовых учреждений, как это произошло в Германии, Бразилии и многих других странах. За последние полтора года к нам обратились 17 субъектов хозяйственной деятельности, которые хотели бы осуществлять процедуру денежных переводов. Но следует задуматься о том, не придется ли НБУ через пару лет контролировать в этой сфере исключительно не - банки?".
Ассоциация украинских банков (АУБ) также не в восторге от предложенного законопроекта: "Последствия изменения регулятора могут плохо отразиться на деятельности по переводу средств", - однозначно заявил директор Информационно - аналитического центра АУБ Владимир Кучерук. Признавая, что денежными переводами сегодня занимаются 10 украинских банков (из которых два имеют международные платежные системы), он сделал акцент на том, что ни один из банков не позиционирует себя как систему денежных переводов. И наши, и западные инвесторы все чаще делают выбор в пользу небанковских структур, если же процесс регуляции перейдет в руки Нацбанка, симпатии регулятора будут на стороне банковских учреждений. Это "зарубит" конкурентов, повлечет отток инвестиций и приостановит процесс интеграции в Европу.
Что касается основных участников рынка - компаний, занимающихся денежными переводами, - то они готовы смириться и с нынешней системой "троевластия". Лишь бы Нацбанк давал им лицензии. Но, увы, именно из - за неурегулированности вопроса они часто слышат отказ. Именно поэтому на рынке сейчас работают только пять компаний. Желающих же намного больше. Однако до принятия изменений в закон им придется подождать...
Алина ПОЛИЩУК