Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

К идее увеличить сроки возврата валютной выручки стоит отнестись с разумной осторожностью

11:25 04.06.2007 |

Фінанси

Недавно тема валютной выручки в плане ее возврата в страну вновь привлекла к себе внимание. На этот раз речь идет о возможной либерализации этого процесса в части нормативных сроков возврата. Минэкономики выступило с инициативой увеличения вдвое временного отрезка, за который валютная выручка должна возвращаться в Украину: сейчас это 90 дней после экспорта товаров и услуг, которые предлагается продлить до 180 дней. Инициаторами данных изменений выступают Минэкономики и его глава Анатолий Кинах, а также "группа поддержки" в лице промышленников и предпринимателей. В качестве аргумента профильный министр совершенно справедливо заметил, что в России срок возвращения валютной выручки составляет 180 дней, а в Турции - 365 дней.

Как выяснилось, Минэкономики подходит к вопросу творчески: ожидается, что срок возврата валютной выручки экспортеров будет увеличиваться в зависимости от особенностей реализации продукции, технологического цикла и географии поставок. Кстати, еще до Минэкономики данный вопрос рассматривал и глава ГНАУ Анатолий Брезвин, который в середине апреля предложил дифференцировать сроки возврата экспортной валютной выручки в зависимости от вида деятельности экспортера и типа производимой им продукции (что, с точки зрения автора, выглядит логичнее).

В настоящее время порядок осуществления расчетов в иностранной валюте является одним из наиболее регулированных экономических процессов в нашей стране. Он регламентируется Законом Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", Указом Президента Украины "О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, находящихся за ее пределами", приказами Министерства экономики Украины "О применении специальных санкций к субъектам предпринимательской деятельности", "О применении специальной санкции - временной приостановки внешнеэкономической деятельности к отечественным субъектам хозяйственной деятельности", "О применении специальной санкции - режима индивидуального лицензирования внешнеэкономической деятельности на территории Украины к иностранным субъектам хозяйственной деятельности". Специально привожу перечень законодательных и нормативных актов - от их названий явно пахнет какими - то карательными мерами, больше присущими режиму чрезвычайного положения. Не пора ли действительно пересмотреть подход к проблеме?

Итак, что же конкретно вкладывается в этот вопрос? Согласно статье 1 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки погашения задолженности, указанные в контрактах, но не позднее чем через 90 календарных дней.Исключения делаются для экспортеров фармацевтической продукции и производителей космического оборудования. Для таких предприятий срок возврата валютной выручки продлен до 180 и 500 дней соответственно. Превышение указанных сроков требует получения специальной лицензии Нацбанка Украины.

Насколько серьезны санкции за нарушение срока возврата экспортной выручки? Пожалуй, их стоит объективно признать существенными. Нарушение указанных сроков влечет за собой взыскание пени в размере 0,3% от суммы невозвращенной выручки в иностранной валюте. Кроме этого, предусмотрено взыскание пени в размере 0,3% от невовремя возращенной суммы за каждый день просрочки.

Но и это еще не все. В качестве санкций тем, кто не возвращает в установленный срок валютную выручку, в Украине предусмотрено применение специальных санкций Минэкономики Украины - временного приостановления внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности или применение специальных санкций Минэкономики Украины - применение специального режима индивидуального лицензирования внешнеэкономической деятельности (понятно, что отнюдь не облегченного). Но и это еще не все. Так, различные государственные налоговые инспекции вправе непосредственно взимать пеню с резидентов Украины по результатам документальных проверок. Кроме этого, еще и Национальный банк Украины может применить к предприятию режим индивидуального лицензирования внешнеэкономической деятельности.

Согласитесь, не слишком радужные перспективы "рисует" нарушителю сроков возврата валютной выручки нынешнее законодательство. Поэтому считаю, что в целом предложения Минэкономики носят прогрессивный и либеральный характер. Но у этой проблемы есть и другая сторона.

Экономический рост в Украине еще не стал достаточно устойчивым. Пока его отличает "ступенчатый характер": фаза стабилизации чередуется с фазами быстрых темпов развития и его снижения. В значительной мере экономический рост осуществляется благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, которая может измениться, что негативно повлияет на торговый и платежный баланс Украины, ухудшит ее международную платежеспособность.

В этих условиях замораживание сегодня на зарубежных банковских счетах экспортеров значительной части их валютной выручки может быть и нецелесообразным. Обусловлено это рядом причин. Назовем, по крайней мере, две основные. Первая - отсутствие международной конвертируемости гривни как валюты. На нее нет спроса за рубежом: она продается за иностранную валюту только внутри страны. В связи с этим возникает необходимость, чтобы валютная выручка обязательно поступала в страну и попадала прежде всего на валютный рынок. Если она в значительных объемах будет оставаться на зарубежных банковских счетах экспортеров, тогда (даже при положительном торговом и платежном балансе) на внутреннем валютном рынке может возникнуть нехватка долларовых средств. В этом случае курс гривни по отношению к доллару и евро может начать падать.

Вторая причина - отсутствие в Украине саморегулирующейся модели рыночной экономики, нарастание объемов выплат внешних долгов, возможное (и даже наблюдаемое) сокращение положительного сальдо торгового баланса. Значительное снижение обязательной продажи валютной выручки экспортеров, которое может произойти в силу существенного увеличения сроков возврата валютной выручки, потребует поиска других механизмов для поддержания равновесия на валютном рынке, придания стабильности национальной валюте и формирования валютных резервов. Сейчас в Украине таких механизмов нет. Более того, давайте усложним ситуацию и представим, что вследствие инициатив Минэкономики может произойти резкое сокращение возврата валютной выручки. Как с этим бороться? Самый надежный способ обеспечения своевременного поступления валютной выручки - внесение покупателем - нерезидентом предоплаты за экспортируемый товар (работу, услугу). Однако это далеко не всегда возможно.

Насколько реальны описанные выше негативные моменты увеличения срока возврата валютной выручки украинскими экспортерами? Полагаю, что недооценивать их не стоит. Более того, не стоит этого делать в нынешних условиях стабильно ухудшающегося платежного и торгового балансов. Да и вполне вероятное очередное увеличение в относительно ближайшее время стоимости газа для нашей страны может поставить перед правительством новые задачи, одна из которых будет состоять в аккумулировании определенного количества иностранных денежных знаков (в безналичной форме) для оплаты за голубое топливо. Как быть, если именно на этот временной отрезок придется пик к тому времени уже законодательно разрешенной отсрочки возврата валютной выручки? Да, конечно, можно воспользоваться валютными резервами Нацбанка. Но идеальный ли это вариант? Уверен, что нет.

То есть, с точки зрения автора, проблема нуждается в дополнительном серьезном изучении. В конце концов, кто - то может реально и ответственно спрогнозировать объем пусть и временного, но обязательно образующегося в какой - то момент "разрыва" в объемах возврата валютной экспортной выручки в Украину? Не говоря уж о том, что этот "момент" может наступить в самое неподходящее время. А к тому, что никто не просчитывал, стоит относиться вдвойне осторожно. Более того, этот серьезный шаг по либерализации сроков возврата может кое - кого из предпринимателей ввергнуть в неоправданную эйфорию - некоторые особо смелые не будут вообще возвращать экспортную выручку.

Еще один важный аспект рассматриваемого вопроса. Можно ли искать скрытый смысл увеличения сроков возврата валютной выручки в стремлении к снижению предложения иностранной валюты, поступающей в Украину, которая частично выкупается Нацбанком и следствием чего является избыточная гривневая ликвидность? Вероятно, нет серьезных оснований так говорить. Хотя бы потому, что НБУ уже больше года ничего не сообщает о том, как сложно ему выкупать на межбанковском рынке поступления "экспортных" долларов и евро.

Да, правы, конечно же, и те, кто считает, что масштабное поступление валютной выручки в страну вследствие значительного положительного сальдо платежного баланса приводит не только к существенному росту валютных резервов, но и к образованию избыточной гривневой ликвидности. Поэтому необходимо формировать механизмы, способные направлять "избыточные" деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. Создание же системы финансирования реального сектора украинской экономики за счет избыточной гривневой ликвидности - задача, разумеется, непростая. Но его "запуск" - единственно нормальный путь решения этой проблемы.

Поэтому полагаю, что бессмысленно говорить о "лишних деньгах" в экономике, остро нуждающейся в финансировании. Думаю, что возвращаемая валютная выручка может способствовать продолжению экономического роста в Украине. В силу этого, думаю, что к предложению увеличить сроки возврата валютной выручки стоит отнестись с разумной осторожностью. По крайней мере, попросить предоставления обоснованных расчетов.

Вячеслав БУТКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес