Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Целесообразность создания органа регулирования фондового, товарного и небанковского рынков вызывает сомнения

08:12 31.10.2005 |

Фінанси

Идея присоединить Госфинуслуг к ГКЦБФР или ГКЦБФР к Госфинуслуг витала в воздухе власти давно. Однако каждый раз от нее отказывались как от интересного, но несвоевременного проекта. Пока "мариновался" предыдущий вариант реформы, идея трансформировалась. По предварительной информации, рабочая группа при Секретариате Президента по разработке Концепции развития биржевого рынка Украины готовит новый план масштабного слияния. В результате должен получиться некий универсальный государственный орган, регулирующий фондовый, товарный рынки, а также рынок финансовых услуг. Правда, в необходимости существования именно такого регулятора есть некоторые сомнения.

О слиянии Госфинуслуг и ГКЦБФР в этом году говорят не впервые. Норма о создании единого органа регулирования небанковских финансовых учреждений появилась в тексте правительственной программы "Навстречу людям", а чуть позже бывший министр экономики Сергей Терехин сделал официальное заявление об объединении ГКЦБФР и Госфинуслуг. Причем, судя по его словам, объединение это должно было произойти в кратчайшие сроки. Кроме прочего, Терехин тогда заявил, что считает целесообразным включение в состав новой структуры Департамента банковского надзора НБУ.

Участникам рынка такая идея пришлась явно не по душе. Вернее, они, в общем - то, ничего не имели против самой идеи. Более того, даже признали ее "в целом правильной и перспективной". Однако спешку с ее реализацией назвали шагом, мягко говоря, неразумным. Как заявил тогда председатель Госфинуслуг Виктор Суслов, для начала необходимо составить долгосрочную программу создания единого регулятора и провести детальный анализ финансового рынка, а потом уже предпринимать какие - то конкретные шаги. В целом процесс создания единого регулятора, по расчетам Суслова, должен был занять не менее четырех - пяти лет.

К его мнению присоединились президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк, председатель ГКЦБФР Анатолий Балюк, а также представители Нацбанка. Не рекомендовал украинскому правительству спешить с созданием единого регулятора и Всемирный банк.

В конце концов украинское правительство уступило. "Данный вопрос требует дополнительного изучения, и правительство не склонно спешить с принятием такого решения", - заявил министр финансов Украины Виктор Пинзеник. На этом дискуссии вокруг объединения регуляторов на какое - то время затихли.

И вот благодаря рабочей группе при Секретариате Президента по разработке Концепции развития биржевого рынка Украины к этой идее снова вернулись. Сразу следует отметить одно принципиальное различие. Если восемь месяцев назад говорили о создании единого финансового регулятора (такие существуют во многих развитых странах), то теперь речь идет о создании единого государственного органа регулирования фондового, товарного рынков и рынка финансовых услуг. Причем создавать его собираются на основе ГКЦБФР, присоединив к ней Госфинуслуг.

Кроме того, предлагается внести изменения в Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", с помощью которых, в частности, сократить до пяти лет (сейчас семь) срок выполнения обязанностей членами ГКЦБФР и определить основные критерии отбора кандидатур для назначения на должность председателя и членов комиссии.

На данный момент разработаны анкеты для проведения опроса профессиональных участников рынка о качестве функционирования регуляторных органов.

Виды регулирования

В Украине, как и в любом другом государстве, существует три сферы биржевой торговли: фондовая, товарная и валютная. Каждая из этих сфер регулируется своим законодательством. Так, правовой статус товарных бирж определяется Законом Украины "О товарной бирже", фондовых бирж - законами "О ценных бумагах и фондовой бирже" и "О государственном регулировании рынков ценных бумаг в Украине", валютной биржи - постановлением правления Национального банка "Об украинской межбанковской валютной бирже".

Согласно этим законам, каждый из видов бирж регулируется соответствующим органом. Государственное регулирование деятельности фондовой биржи осуществляется ГКЦБФР, валютной биржи - Национальным банком Украины, товарной биржи - Минагрополитики.

Соответственно, для того чтобы "перекроить" регулирование и создать какой - то единый регулятор, нужно внести изменения во все эти законы (а кроме того, есть еще Закон, регулирующий деятельность Госфинуслуг, - "О финансовых услугах и финансовом регулировании рынков финансовых услуг в Украине"). Собственно, этим и собирается заняться рабочая группа при Секретариате Президента. Внести изменения в законы несложно, но нужен ли в Украине именно такой регулятор?

Регулятор, который предлагает сегодня создать рабочая группа, фактически не является ни единым финансовым регулятором (так как, во - первых, в его функции не включен контроль за банковской деятельностью, а во - вторых, включен контроль за товарными биржами), ни неким универсальным биржевым регулятором (ведь в его функции не будет входить регулирование валютной биржи, зато его обязанность - регулирование рынков финансовых услуг, что к биржам никакого отношения не имеет). То есть получается некий гибрид, который будет контролировать часть финансового и часть товарного рынков.

Мнения в отношении него разные. Так, председатель Госфинуслуг Виктор Суслов считает, что если и создавать единый регулятор, то делать его таким, как это принято во всех развитых странах. То есть делать именно единый финансовый регулятор, в функции которого входил бы контроль за банковскими и небанковскими финансовыми услугами, а также контроль над фондовым рынком. Регулировать же товарные биржи, по мнению Виктора Суслова, следовало бы Министерству экономики.

Финансовый аспект

В пользу последней концепции свидетельствует и еще один аргумент - финансовый. Дело в том, что и Госфинуслуг, и ГКЦБФР традиционно имеют очень низкое финансирование. Об этом члены комиссий говорили и в феврале, когда их впервые собирались объединять. На этом же они настаивают и сейчас.

Всем понятно, что реформировать какой - либо регулятор имеет смысл только в том случае, когда этот регулятор сможет эффективно работать и успешно осуществлять свою деятельность. А это возможно лишь при условии достаточного финансирования.

В обеих же комиссиях этот вопрос является больным уже очень давно. Главная же проблема - крайне низкие зарплаты работников комиссий. По словам Виктора Суслова, в год Госфинуслуг теряет от 30 до 40% персонала. В Департаменте страхового надзора эта цифра еще больше. И это неудивительно. Молодые люди приходят в комиссию, работают там какое - то время, набираются опыта и знаний, а затем уходят на рынок, так как зарплаты там в несколько раз больше. Естественно, выстраивать правильную кадровую политику в таких условиях очень сложно.

В ГКЦБФР ситуация ничуть не лучше. Зачем тогда "перекраивать" работу регуляторов, если обеспечить таким образом их более эффективную работу все равно не удастся?

Впрочем, из этой ситуации теоретически тоже есть выход. В той же Госфинуслуг его видят в создании единого финансового регулятора на базе Национального банка. Как известно, Национальный банк финансируется не из бюджета, а за счет собственных доходов. Это доходы от кредитов, которые Нацбанк выдает коммерческим банкам, средства от валютных операций, операций с ценными бумагами, инкассации, доходы от Банкнотно - монетного двора, от эмиссии денег и т. д. и т. п. Все это позволяет ему не просто покрывать все свои расходы, но и отдавать "лишние" деньги в бюджет.

Однако сам Национальный банк от перспективы создания на своей базе единого финансового регулятора не в восторге. Это тоже понятно. Ведь с одной стороны, это дополнительные, причем немалые, расходы. С другой - это и колоссальное увеличение работы, а значит, и ответственности. Ведь на данный момент Национальный банк занимается регулированием работы 165 банков. А если к его функциям добавится только одно регулирование рынков финансовых услуг (регулирование фондового рынка пока не считаем), ему придется "держать под прицелом" еще плюс более полутора тысяч финансовых учреждений.

Впрочем, Всемирный банк предлагал Украине и еще один выход. В странах с рыночной экономикой, где уже созданы единые регуляторы финансовых рынков, они обеспечиваются не из госбюджета, а за счет так называемых "платежей надзора" - это плата финансовых учреждений за содержание своего регулятора, которая позволяет оплачивать работу в регуляторах лучших в стране специалистов финансового сектора. Если бы "платежи надзора" были введены в Украине, возможно, всем регуляторам удалось бы стать финансово благополучными. Однако это предложение в свое время было отвергнуто как такое, которое вызовет новую волну коррупции. А проблема создания более эффективного регулятора до сих пор так и не решена.

Ирина СВЕТИКОВА

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на вчора, 10:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4328  0,13 0,34 39,9820  0,14 0,36
EUR 42,3788  0,16 0,39 43,1064  0,15 0,35

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8100  0,29 0,73 39,8350  0,30 0,75
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес