Фінансові новини
- |
- 09.05.24
- |
- 02:29
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Евробонды с валидолом по безналу (Октябрьское финансовое меню в исполнении ответственных лиц выглядит причудливо)
08:10 17.10.2005 |
В принципе, событий на финансовом рынке страны в первой половине октября хватало. Но четыре из них претендуют на особое внимание. Укрепление доллара. Первое после "оранжевой" революции размещение евробондов на 600 млн. евро. Третий по счету (первый был в марте, второй - в июле) "наезд" со стороны руководителя ГНАУ на банки - налогоминимизаторы. А также предложение Министерства экономики о тотальном переходе на безналичные формы расчетов. Вот о них мы и расскажем подробнее...
Валютные колебания от Стельмаха
Начнем с самого актуального: устойчивости гривни. 3 октября межбанковский валютный рынок преодолел психологический барьер - курс гривни к доллару на "межбанке" превысил официальный курс НБУ (5,05 UAH/USD). Это произошло впервые после 14 июня. На наличном рынке доллар поставил рекорд с момента апрельской ревальвации и уже покупался по 5,1 - 5,15 UAH/USD (к концу периода - на уровне 5,1 UAH/USD).
Что существенно отличает нынешний скачок курса от наблюдавшегося в начале сентября? Тогда основной рост пришелся на увеличение курса продажи, что явно говорило о спекулятивном характере операций. Теперь же плавно росли и курс покупки, и курс продажи, что может свидетельствовать об изменении настроения игроков рынка. Недоверие населения к национальной валюте усиливается, и люди все больше переводят сбережения обратно в доллары. В ближайшее время курс безналичного доллара может выйти на уровень 5,06 - 5,08 UAH/USD, а наличного - стабилизироваться в пределах 5,10 - 5,15 UAH/USD.
При этом Нацбанк поначалу вмешиваться не собирался (по крайней мере, первый в этом месяце его выход с валютными интервенциями произошел 6 октября). Это вполне соответствует недавним заявлениям главы НБУ Владимира Стельмаха о возможности достижения межбанковского курса - 5,2 - 5,23 UAH/USD до конца года. Более того, глава НБУ говорил о том, что пришедшие весной в Украину международные финансовые спекулянты не должны рассчитывать на то, что в начале своих операций они использовали курс 5,23 UAH/USD, а фиксировать прибыль будут по курсу 5,05 UAH/USD, получив дополнительный курсовой доход.
В мировой финансовой практике есть такой термин - "заговаривать рынок". Похоже, это именно тот случай. Если курс гривни останется в пределах 5,10 - 5,15 UAH/USD - это будет позитивным моментом для экспортеров. Более того, вряд ли есть основания для снижения курса гривни ниже 5,2 UAH/USD. Курс сформировался, и могут быть лишь легкие корректировки. В данной ситуации резких движений курса в сторону девальвации делать не стоит. Это опять будет нарушением сложившихся на данном уровне структурных связей. Любая дестабилизация приводит к пересмотру бизнес - проектов и перспектив развития бизнеса. Теперь уже точно можно утверждать, что с учетом ухудшения конъюнктуры на внешних рынках, увеличения стоимости энергоносителей, налоговых и таможенных новаций этого года, апрельская ревальвация гривни была не нужна и стала дополнительным фактором ухудшения условий деятельности отечественных сырьевых и несырьевых экспортеров. Ревальвация была неуместна и привела к тому, что в целом состояние экономики перешло тот критический рубеж, до которого торговое сальдо было еще сбалансированным. В результате темпы роста импорта превышают аналогичные показатели по экспорту. Естественно, для того чтобы слегка успокоить граждан, НБУ сделал заявление - он прогнозирует снижение курса наличного доллара в связи с ожидаемыми значительными поступлениями валюты в Украину и призывает население воздержаться от покупки валюты по завышенному курсу, сложившемуся в последнее время. Предполагаемый источник поступления иностранной валюты - продажа "Криворожстали". Думаю, что это если не лукавство, то существенное приукрашивание ситуации с точки зрения сроков. Средства от продажи металлургического гиганта поступят недели через три, не раньше конца октября - начала ноября. Конечно, НБУ может рассчитывать на поступления от еврооблигаций.
Евробонды от Пинзеника
Пожалуй, важнейшим из финансовых событий было размещение Украиной еврооблигаций на 600 млн. евро. Предполагаемая процентная ставка составляла 5 - 6% годовых. Министр финансов Виктор Пинзеник провел презентацию ценных бумаг в Лондоне, а его заместители - в Цюрихе. 6 октября результаты размещения 10 - летних еврооблигаций превзошли самые оптимистические ожидания - долговые обязательства были проданы с доходностью 4,86% годовых. Министерство финансов утверждает, что объем спроса значительно превысил предложение.
По некоторым данным, объем спроса оказался выше 2 млрд. евро. Удивлению экспертов не было предела. Некоторые из них утверждали, что просто украинские бумаги оказались "в нужном месте в нужное время" - на минувшей неделе заемщики из развивающихся стран не размещались, а инвесторам было необходимо заполнить свой "портфель" определенным количеством соответствующих бумаг. Получается, что, кроме украинских, других не было вообще. Иные специалисты утверждают, что нам повезло еще и с тем, что глава Европейского центробанка Жан - Клод Трише выступил с заявлением о процентной политике вверенного ему финансового учреждения именно на следующий день после размещения украинских долговых обязательств, а иначе нам не видать бы такой ставки.
В принципе, не всегда же нам должно не везти. Однако предлагаю взглянуть на ситуацию с сугубо рациональных позиций. В свете рейтинга Украины эта приятная неожиданность вызывает определенные подозрения (для усиления их приведу доходность аналогичных облигаций "Газпрома" - 4,5% годовых). Выскажу личную точку зрения - облигации могли быть куплены "приближенными" иностранными инвесторами, которым могли быть обещаны преференции при осуществлении финансовых операций в Украине, например, при торговле облигациями внутреннего государственного займа, или послабления при операциях на межбанковском валютном рынке Украины. Об этом же говорят и два следующих факта.
Первый. Три ведущих мировых рейтинговых агентства Fitch Ratings, Standard & Poor's и Moody's оставили суверенный рейтинг Украины в спекулятивном диапазоне - на уровне "ВВ - " (для сравнения: облигации, выпущенные, к примеру, в конце сентября Липецкой областью России, имеют рейтинг, который на 4 уровня выше украинского). Более того, если смотреть на факторы, которые влияют на формирование рейтинга, то они могут иметь тенденцию к ухудшению. Сейчас поддержку рейтингу оказывают такие факторы, как низкие уровни общего государственного долга Украины и чистой внешней задолженности. Поддерживающим фактором по внешним позициям страны является весомый, хотя и снижающийся, профицит текущего платежного баланса и значительные государственные валютные резервы. Есть обоснованные опасения, что оба этих фактора могут сменить направленность. В силу дефицитности бюджета госдолг будет расти. Вынужденная активизация внешних заимствований будет вести к тому же. А из - за ухудшения конъюнктуры основных экспортных рынков (металлургия и химия) и все еще высокого курса гривни, а также в силу активных преференций импорту (политика снижения ввозных пошлин) сальдо внешней торговли уже к концу текущего года из профицитного может превратиться в нулевое (с дальнейшей перспективой перехода в отрицательные значения). Украина же фактически разместила свои еврооблигации с процентной ставкой, применяемой к суверенным заемщикам из России или Словакии, которые по определению обладают гораздо более высоким рейтингом.
Второй. Государственный Укрэксимбанк получил долгосрочный рейтинг "ВВ - " на сертификаты участия в займе, выпущенные банком Credit Suisse First Boston International для предоставления ему кредита на сумму $250 млн. Это логично, так как подобный рейтинг не может быть выше суверенного рейтинга Украины. Не удивляет и тот факт, что доходность этого финансового инструмента составила 6,8% годовых. Странным выглядит лишь то, что еврооблигации Украины имеют доходность в 1,5 раза ниже. А ведь для иностранного кредитора не может быть более надежного заемщика, нежели Укрэксимбанк (он обладает реальными активами за рубежом, которые в случае невозврата кредита могут быть легко арестованы). Фактически облигации Укрэксимбанка не должны отличаться доходностью от государственных облигаций (в крайнем случае, речь должна идти о разнице в 0,5 процентного пункта, но не в 2 процентных пункта).
"Банковский обстрел" Киреева
Вновь прозвучали угрозы банкам со стороны руководителя ГНАУ Александра Киреева. Приблизительный перечень оглашенных им банковских "шалостей" с налогами выглядит следующим образом: выплаты страховых премий в адрес связанных с банками страховых компаний (дочерних структур или акционеров), отчисления на резервы по кредитным операциям, покупки ценных бумаг в "инвестиционных" целях, как и некоторые валютно - обменные операции, которые тоже могут выводиться из - под налогообложения, искусственное завышение расходов и сокрытие доходных статей. По совместным подсчетам Налоговой и Минфина из - за льгот по налогообложению резервных и страховых отчислений банки недоплачивают в казну 250 млн. грн. в год. Цифра рассчитана исходя из ставки налога на прибыль 25% и ориентировочных объемов операций: примерно 600 млн. грн. по резервам и 400 - 500 млн. грн. - по страхованию.
В этом свете, с моей точки зрения, гораздо опаснее тот факт, что страхование финансовых и кредитных рисков практически не используется как реальный инструмент ограничения банковских рисков. В подавляющей массе эти операции носят схемно - оптимизационный характер. Часто банки, имея страховку от кредитных потерь, при наступлении страхового события - невозврата кредита - даже не обращаются за страховой компенсацией. Вместо этого они занимаются реализацией залога и собственными силами возвращают свою задолженность. Причина - страховые взносы ушли к связанной, так называемой "кэптивной", страховой компании. И получить за счет нее страховую компенсацию значило бы просто переложить деньги из одного кармана собственников банка, куда они были заблаговременно спрятаны от налога на прибыль, в другой. Спор между банкирами и налоговиками переместился в иную плоскость - первые утверждают, что ужесточение фискальной политики по отношению к ним существенно снизит их возможности по кредитованию. Представители ГНАУ опровергают это. Автор склонен согласиться с последними.
Более того, полагаю, что одна из причин неустойчивости как раз и кроется в так называемых налоговых дырах. До тех пор пока банки будут иметь возможность подтасовывать свои финансовые результаты в налоговых целях, манипулируя резервами, страховыми платежами, валютно - обменными операциями, реальные результаты таких банков будут неизвестны, а оценка их надежности весьма затруднительна. Но самое тревожное - в том, что подобные действия (систематические публичные обвинения банков в неуплате налогов) могут привести к резкому снижению доверия населения к банковской системе. Летом минувшего года подобные действия российского минфина привели к падению нескольких банков, входивших в число 50 крупнейших в РФ.
Министерский дебют Яценюка
Похоже, о своем банковском прошлом вспомнил и новый руководитель Минэкономики Арсений Яценюк. Только он возглавил ведомство, как был обнародован подготовленный им проект постановления Кабмина о переходе на безналичные формы расчетов. Принятие этого постановления, с точки зрения Минэкономики, увеличит поступления в бюджет за счет более полного налогообложения субъектов хозяйственной деятельности в сфере торговли, ресторанного хозяйства и услуг, уменьшения злоупотреблений в экономике и сокращения государственных расходов на поддержку наличного оборота. Документ содержит перечень предприятий сферы торговли и услуг, которые перейдут на безналичный расчет с потребителями первыми, а также условия и сроки этого перехода. В список предприятий вошли магазины с широким товарным ассортиментом и торговой площадью более 400 кв. м, торгующие бытовой и офисной техникой, мебелью, изделиями из натуральной кожи и меха, ювелирными изделиями, парфюмерно - косметическими товарами, теле - и интернет - магазины, предприятия игорного бизнеса, учреждения общественного питания, в том числе рестораны с количеством мест более 100, АЗС и даже аптеки. Минэкономики предлагает осуществить установку терминалов для безналичных расчетов в Киеве с 1 июля 2006 года, в областных центрах и Севастополе - с 1 января 2007 года, в районных центрах с населением более 25 тысяч человек - с 1 января 2008 года, для остальных районных центров и поселков городского типа - с 1 января 2009 года.
В первую очередь в списке предприятий вызывают удивление две позиции. Очень сложно представить, каким образом перейдут на безналичные расчеты казино? Во - вторых, вряд ли можно признать гуманной попытку заставить рассчитываться пластиковыми карточками в аптеках пенсионеров. Бесспорно, меры по детенезации экономики, да и просто стремление к современным формам расчетов должны приветствоваться. Вот только во всем не мешало бы иметь чувство меры. И не забывать о существующей реальности.
Вячеслав Бутко