Фінансові новини
- |
- 16.05.24
- |
- 01:52
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Экономические известия": Зампред главы НБУ Александр Савченко утверждает, что курсовой стабильности угрожает приток спекулятивного капитала в Украину
11:29 22.09.2005 |
Вчера Национальный банк отчитывался перед депутатами о реализации в текущем году денежно - кредитной политики. Одной из наиболее важных ее составляющих является валютно - курсовая политика. И поскольку в этом году на поприще курсообразования происходили жаркие баталии между чиновниками правительства и НБУ (вплоть до взаимных обвинений и демонстративных увольнений), общественность озадачилась - чего ожидать в дальнейшем. "ЭИ" удалось первыми пообщаться на эту тему с новым "валютчиком" Нацбанка - заместителем председателя правления НБУ Александром Савченко.
- Какой будет политика НБУ на валютном рынке в ближайшее время?
- Валютная политика - это прерогатива правления Национального банка, которое сейчас проводит действия, направленные, прежде всего, на обеспечение стабильности гривни, а также стабильности банковской системы и цен. Совет НБУ определил ориентир курса гривни к доллару - 5,0 - 5,2. В принципе, правление Нацбанка согласно с таким ориентиром. Однако более определенно о курсе гривни к доллару и другим валютам можно будет говорить только после утверждения закона "О Государственном бюджете Украины на 2006 год".
- Необходимо ли сейчас украинской экономике осуществлять переход от фиксированного к плавающему курсу? И почему?
- Если говорить о модели курсовой политики, то правление склоняется в долгосрочной перспективе перейти к плавающему курсу, по мере создания предпосылок к такому переходу. Прежде всего, это формирование настоящей рыночной среды, готовность правительства и бизнеса оперативно и адекватно реагировать на мировую конъюнктуру цен, изменение рынков сбыта и других факторов мировой экономики. Когда мы говорим о плавающем курсе, речь идет не только о ревальвации. Если тенденцию снижения темпов роста ВВП и экспорта в ближайшее время не удастся переломить, то в среднесрочной перспективе может возникнуть вопрос и о девальвации гривни. Сейчас, по нашему мнению, курс гривни к доллару точно уравновешивает спрос и предложение валюты. Что будет дальше, в значительной степени зависит от экономической политики нового правительства и политической стабильности в стране.
- Насколько важна сейчас либерализация валютного рынка?
- Либерализация уже началась. Валютный рынок мы должны развить до такой степени, чтобы участие в нем НБУ стало, скорее, исключением из правил. Саморегулируемый рынок будет фактором повышения эффективности экономики в целом. Важный вопрос - скорость и глубина либерализации. Здесь не все зависит от Национального банка. Например, существование такого феномена как налог на покупку валюты (сбор в Пенсионный фонд. - Ред.). По нашему мнению, он не только препятствует либерализации, но и существенно деформирует валютный рынок и даже валютный курс!
- А правительство уже готово отменить этот налог?
- Сбор должен быть отменен. Нацбанк постоянно ведет об этом переговоры с Минфином. В бюджете на будущий год запланировано снижение сбора в ПФ вдвое - до 0,75%. Останется ли эта норма в документе - будет зависеть от депутатов.
- Скажите, когда станут возможными спекулятивные операции на межбанковском валютном рынке?
- Все должны понимать, что Нацбанк не может и не будет стимулировать спекулятивные операции на межбанковском рынке. Спекулянт, как правило, играет против правительства и центрального банка. Ведь его основная цель - получить прибыль в течение короткого промежутка времени. Те деньги, которые зарабатывает спекулянт, часто теряет государство или стратегический инвестор. И поэтому задача центрального банка - сделать прибыль спекулянтов как можно меньшей. Но, с другой стороны, обойтись без спекулянтов на финансовом рынке невозможно - они являются обязательным элементом рынка.
- Спекулянты настолько сильно угрожают стабильности гривни?
- Достаточно сильно. Например, незадолго до того как Национальный банк ревальвировал гривню, в Париже состоялась конференция, на которой крупнейшие валютные спекулянты Европы обсуждали, в какие финансовые инструменты вкладывать "короткие" деньги в Украине. Но НБУ опередил спекулянтов, ревальвировав гривню. В противном случае в Украину "влили" бы еще около $2 млрд., и тогда уровень инфляции был бы уже не 6,7%, а как минимум 16%. С конференции эти инвесторы уезжали не в лучшем настроении.
- Но, ревальвируя национальную валюту, с одной стороны, удержали инфляцию, а с другой - ослабили позиции экспортеров:
- Ревальвация не так уж сильно повлияла на экспортеров. Ведь в структуре нашего экспорта преобладают товары, в себестоимости которых до 70% занимают затраты на энергоносители. А мы их импортируем. Значит, при ревальвации экспортеры снизили затраты на производство своей продукции. Против экспортеров гораздо сильнее сыграла конъюнктура на внешних рынках. При падении цен на металлопрокат на 30 - 40% ревальвация гривни на 3 - 4% экспортеров практически не затронула.
- Какие рычаги валютной политики являются наиболее важными для НБУ, на Ваш взгляд?
- Валютная политика есть составной частью денежно - кредитной или монетарной политики, поэтому у них общие рычаги. Правление рассматривает возможность усилить влияние таких инструментов как операции с ценными бумагами на открытом рынке и изменение ставки рефинансирования коммерческих банков, в том числе и для финансирования реального сектора экономики. В долгосрочной перспективе именно эти инструменты регулирования денежной массы должны стать основными. Они в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике и европейским традициям.
- А повышать резервные требования к банкам больше не будете?
- Правление отдает себе отчет во всех "плюсах" и "минусах" этого инструмента: еще один шаг, и повышать резервные требования к банкам будет уже практически невозможно, потому что это ограничивает доходность их операций и рост регулятивного капитала, а также приводит к удорожанию кредитов. В свою очередь, дорогие деньги ведут к росту стоимости товаров и услуг.
- Как сейчас обстоят дела с контролем над утечкой капитала за границу?
- Сейчас массовой утечки капиталов из Украины, как таковой, не наблюдается. Есть попытки расчетов без уплаты отчислений в Пенсионный фонд или неуплаты налогов вообще, или легализации доходов, полученных преступным путем, при перечислении денег за границу. Вместе с ГНАУ, прокуратурой и другими правоохранительными органами Национальный банк будет пресекать такие операции в рамках действующего законодательства. Сейчас курсовой стабильности, как это ни парадоксально, угрожает не бегство капитала за границу, а, наоборот, приток спекулятивного капитала в Украину. Для этого и было временно внедрено (на полгода) 20% - ное резервирование иностранных кредитов и депозитов на срок до шести месяцев.
К тому же, Национальный банк планирует в среднесрочной перспективе упростить валютообменные операции, снять некоторые бюрократические ограничения. В противном случае сначала расчеты за наши товары и услуги, а потом и рынки (и не только капиталов) будут перемещаться за границу, где для них уже созданы более благоприятные условия, в первую очередь в США и Великобританию, во вторую - в Польшу и Россию.
- А что с золотовалютными резервами? Если возникнет дефицит валюты, Нацбанк готов их тратить?
- Наши международные резервы растут быстрыми темпами - 151,7% с начала года - и на 31.08.05 составили $14,45 млрд. Они размещены в основном в иностранной валюте ($14,21 млрд.) и монетарном золоте ($0,22 млрд.). В режиме плавающего курса такой размер резервов, в принципе, соответствует всем международным требованиям и свидетельствует о правильной курсовой политике. Если, к примеру, делать расчеты для фиксированного курса, то резервы надо нарастить минимум до $20 млрд. Сейчас золотовалютных резервов достаточно, чтобы профинансировать объемы критического импорта в течение 3,8 месяца (при пороговом значении три месяца). Поэтому если курсовая ситуация развернется "вспять", Национальный банк готов продавать валюту из своих резервов. Но при достижении порогового значения нужно быть готовыми к девальвации гривни.
Персона
Александр Владимирович Савченко родился 4 мая 1958 г. Окончил Киевский институт народного хозяйства по специальности "Промышленное планирование". Доктор экономических наук. В 1990 - 1993 гг. работал заместителем председателя правления НБУ. С 1997 г. - предправления банка "Аустрия Кредитанштальт Украина", с октября 1999 г. - председатель правления ОАО "Международный коммерческий банк". 16 сентября Советом НБУ назначен на должность заместителя председателя правления НБУ (ответственный за валютно - курсовую политику) вместо уволившегося в августе 2005 г. Сергея Яременко.
Александр ДУБИНСКИЙ, Татьяна ЯРОШЕНКО