Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"В Украине отмывают сотни миллионов долларов", - отмечает представитель Казначейства США при Минфине Украины ЭРИК СТОУНСАЙФЕР

10:01 03.11.2004 |

Фінанси

Хотя самое страшное в отношениях Украины и FATF уже позади, в этой сфере еще остались нерешенные вопросы. О проблемах украинской системы борьбы с отмыванием денег рассказывает американский эксперт, принимавший непосредственное участие в становлении этой системы

- Действительно ли в Украине отмывают деньги или включение в черный список было неким "уроком"?

- Деньги отмывают везде. Просто в одних странах они появляются, в других - становятся "чистыми". Мне кажется, Украина относится к первой группе, как и Россия. Тут немало криминальных видов деятельности, много явлений, связанных с распадом СССР, например, приватизационные схемы и другие способы изъятия государственных активов малочисленными группами. Зачастую это осуществлялось незаконно, поэтому и требовалось отмывание.

- Но названное вами больше походит на теневую экономику, нежели на отмывание, обычно ассоциирующееся с терроризмом, проституцией, наркоторговлей:

- Думаю, всего этого у вас тоже достаточно (смеется), торговля оружием, проституция - все на месте. К сожалению, Украине присущи некоторые уникальные явления наподобие торговли женщинами за рубеж. Так что у вас вполне типичные проблемы плюс некоторые особенные. В денежном выражении я слышал оценки на уровне сотен миллионов долларов.

- Вам известные конкретные схемы отмывания, в которые была вовлечена Украина, когда ее в этом уличили?

- Нет. Но даже если бы знал, я бы с вами не поделился такой информацией. Но могу описать две так называемые типологии, т.е. основные виды отмывания. Первая: создается некий бизнес, под прикрытием которого все и происходит, и отмытые деньги выдаются за доход этой компании. Также применяется наличность. Иногда приходится прибегать к переводу средств за рубеж как оплату за якобы импортированные товары или услуги. Второй тип включает схемы вывода активов из - под попечительства государства, как в случае вашего бывшего премьер - министра, который сейчас находится в США. Есть и другие, более экзотические схемы, как страхование и перестрахование. Если описывать подробно, у вас просто не хватит места в газете (смеется). Кстати, в Украине составлены неплохие типологии.

- В конце 2002 года FATF рекомендовала своим членам ввести санкции против Украины. Почему США не последовали рекомендациям?

- Казначейство США разработало свой механизм определения стран черного списка. Украина была в этом списке почти 2 месяца. Американским банкам рекомендовали не иметь дела с украинскими банками и компаниями. Фактически Украина стала персоной нон грата для нашего бизнеса, причем США были первыми, кто пошел на такой шаг. Остальные страны выжидали, и к счастью, Украина вовремя подкорректировала свой закон о борьбе с отмыванием и избежала многих неприятностей. Правда, Нигерия тогда вообще избежала санкций, в связи с чем Украина выглядела не в лучшем свете.

- Осуществляется ли мониторинг Украины сейчас, когда и санкции, и пребывание в черном списке уже позади?

- После того, как вы покинули список, еще год продолжается мониторинг, чтобы удостовериться, что прогресс продолжается. Причем мне хотелось бы видеть больший уровень активности FATF, визит их миссии сюда. В целом система борьбы с отмыванием денег в Украине работает, хотя некоторое функционирование отдельных ее фрагментов оставляет желать лучшего. Напомню, что система включает уровень отчетности. Собирается информация, проверяются подозрительные операции. Дальше информация передается в орган финансового мониторинга, который ее обрабатывает. С этим всем система прекрасно справляется. Однако на следующем этапе дела должны передаваться правоохранительным органам, но Генпрокуратура недостаточно активна в доведении дел до логического конца. Пусть все остальное работает как часы, но если никого не сажают в тюрьму, система бесполезна. Я думаю, когда миссия FATF в январе посетит Киев, основной упор будет сделан именно на этом.

- А остались ли проблемы законодательного плана?

- Нет пределов совершенству. В этом году на повестке дня было две проблемы. Во - первых, необходимо было придать Госфинмониторингу независимый статус. Также следовало улучшить условия его работы, чтобы снизить вероятность использования сотрудниками полномочий не по назначению. Кроме того, Запад поддерживает норму, в соответствии с которой глава Комитета будет назначаться на длительный срок и сниматься только в четко обозначенных случаях - это был правильный ход. Второе, что надо сделать - имплементировать пересмотренные 40 рекомендаций FATF.

- В чем заключаются новые рекомендации?

- Например, расширен список людей, которые должны отчитываться о сомнительных операциях - в него включены адвокаты, бухгалтеры, риэлторы и другие. Нововведения касаются также уровня полномочий органов финансового мониторинга. Общая идея - залатать дыры, которые существовали в прежних стандартах борьбы с отмыванием. Причем это касается всех сегментов финансового рынка. Так, Госфинуслуг пытается бороться с отмыванием в сфере небанковских финансовых учреждений. Нацбанк уже провел качественную работу по имплементации закона. Что касается ГКЦБФР, ей еще предстоит немало работы. Предыдущее руководство Комиссии недостаточно активно работало в этой сфере, нынешнее, похоже, будет заниматься этой проблемой.

- Основное звено в цепочке отмывания - все - таки банки. Что еще необходимо усовершенствовать в этой сфере?

- Банки сообщают о сомнительных операциях, тогда как на самом деле интерес представляет сомнительная деятельность. А это "две большие разницы". Протоколирование подозрительных транзакций имеет смысл при условии, что вся информация, на основе чего могут появиться подозрения, содержится в одной - единственной транзакции. Однако в сложных схемах отмывания некий перевод денег из точки "А" в точку "Б" не обязательно может быть подозрительным. Но вместе серия подобных и других транзакций может стать таковой. К примеру, люди могут дробить большие суммы на несколько мелких, и это еще самый простой вариант. Чтобы распутать клубок, обычно требуется установить взаимоотношения между компаниями, с чем в Украине проблемы. Однако согласно действующему украинскому закону о борьбе с отмыванием, банки не обязаны проверять серии операций. На Западе этот механизм уже действует: мы требуем идентификации конечных адресатов финансовых потоков.

- А как насчет чрезмерного вмешательства государства в дела бизнеса?

- Любое вмешательство государства в права граждан должно быть результатом некого баланса. Конечно, всегда есть возможности для злоупотреблений, причем это касается не только Украины, но и Европы, и США. В конце концов, если кому - то из властных структур в Украине необходима некая информация, он мог получить ее и до принятия закона о борьбе с отмыванием. А закон сделал процедуру ее получения более официальной, ведь любой запрос документируется. С другой стороны, финансовый мониторинг не будет работать, если у соответствующих органов нет должных полномочий. И Украина либо принимает участие в борьбе с отмыванием и делает это по международным стандартам, либо нет. Вы пошли по первому пути. Коррупция - это уже другая проблема. Когда принимался закон, было много шумихи. Многие опасались, что финансовый мониторинг будет инструментом обогащения или борьбы с политическими оппонентами. Но сейчас жалобы поступают только от банков: то есть не от тех, чьи операции проверяются, а кто занимается самим мониторингом. Никаких признаков систематических злоупотреблений в системе финансовой разведки нет.

- Не могли бы вы сравнить Украину и Россию?

- Проблемы с отмыванием денег в этих странах абсолютно идентичны. До Украины я два года работал в России, и вновь заняться становлением системы финансового мониторинга здесь мне было необычайно легко. Более того, игроки также одинаковые. После 70 лет "совместного проживания", между Украиной и Россией установились и сохраняются не только легальные, но и нелегальные экономические связи. Поэтому очень важно, чтобы страны тесно взаимодействовали в сфере борьбы с отмыванием. Системы финансового мониторинга, законодательство - все это идентично, недостает только оперативного сотрудничества, что придет со временем. Просто РФ сразу создала систему, поэтому избежала санкций и даже стала членом FATF.

- В этом было много политики?

- Когда Украина и Россия попали в черный список, на то были объективные причины. С исключением из списка другая ситуация. В России политика была задействована на двух уровнях. Во - первых, Путин жестко настаивал на скорейшем создании системы мониторинга. Во - вторых, он правильно определил, что Запад может не поверить сообщениям об успехах в этом деле. В том числе, поэтому мы там и работали, отчитываясь, что происходит на самом деле. Кстати, я был задействован в переписке между президентами. А основное политическое давление было по поводу просьбы приезда миссии FATF ранее, чем было изначально запланировано. Но ничего неправильного в этом нет, так как на момент визита миссии имплементация системы мониторинга была уже завершена.

То же самое касается и Украины. Я занимался тем, что отчитывался перед Западом о прогрессе Украины чуть ли не ежедневно. Дело в том, что большинство экспертов FATF обычно задействовано в своей стране. За другими странами они следят лишь в ходе конференций и пленарных заседаний. Все, что они помнят - это статус страны во время предыдущей встречи, так что информирование очень важно. Создание системы финансового мониторинга в Украине было быстрым. Иначе ваша страна вполне могла оставаться в черном списке еще полгода, как прогнозировалось многими экспертами. Кстати, не включи FATF Украину и Россию в черный список, вряд ли они столь активно занимались бы этой проблемой. Не то чтобы им было все равно, но мотивация в противном случае была бы явно недостаточной.

- Может, России раньше выбраться из списка помог ядерный статус?

- Нет. Наоборот, геополитическое значение обоих стран привело к тому, что мировое сообщество требовало от них по максимуму. Могу привести, например, Израиль и Египет, которых также исключили из черного списка. Я изучал становление системы финансового мониторинга в этих странах и могу сказать, что они выполнили лишь самый необходимый минимум требований. И этого оказалось достаточно. В свою очередь, Россия и Украина внедрили совершенно новые модели финансовой разведки, которые, как мне кажется, даже лучше, чем на Западе. Они могут стать фундаментом для нового поколения финансовой разведки, и я активно продвигаю эту идею. Я думаю, Украине, России и США нужно более тесно сотрудничать в этой сфере. Кстати, главным образом отмывание происходит в Соединенных Штатах. Итак, развитие у вас финансового мониторинга вынудит США совершенствовать свою систему. Ведь Штаты не захотят быть вторыми - это своего рода конкуренция.

- А каково будущее самой FATF?

- Эта организация работает в сфере разработки политики и законодательства уже 6 лет. Можно сказать, что эта "собака" уже дрессирована. Теперь необходимо сосредоточиться на операционном уровне. На мой взгляд, новая миссия FATF - составить новые рекомендации и стандарты, согласно которым страны будут взаимодействовать между собой на операционном уровне. Необходимо определить, какие функции будут выполнять органы финансовой разведки, и как они будут обмениваться со своими аналогами в других странах и сотрудничать по конкретным делам. Если всего этого не сделать, мы и в дальнейшем будем иметь все те проблемы, которые есть сейчас.

- Почему в этом году мандат FATF был продлен на 8 лет, а не на 5, как обычно?

- На то было две причины. Согласно старым стандартам взаимной оценки, чтобы оценить страну, было довольно двух недель. Однако этот процесс был недостаточно прописан и стандартизирован, как хотелось бы. В ответ на это МВФ разработал новую методику оценки. Однако новая процедура - сложный и громоздкий процесс, который может занять год. Учитывая, что в мире насчитывается почти 200 государств, сложно представить себе, что с помощью такой невероятно сложной методики удастся проверить весь мир быстрее, чем за 20 - 30 лет. Таким образом, метод оценки необходимо улучшить и сократить. Во - вторых, мне кажется, продление связано с тем, что, несмотря на наличие хороших законов о борьбе с отмыванием, все еще существуют большие проблемы. Их причины кроются в недоработках на операционном уровне. Ведь люди отмывают деньги с использованием международных схем. Но когда деньги пересекают границу - физически или в электронном виде - то и след простыл. Поэтому страны должны сотрудничать почти в режиме реального времени. Наладить это - следующая серьезная задача FATF.

- Вы не усматриваете опасности в таком тотальном контроле?

- Нет. Взять, например, Интерпол, когда его создавали, все думали примерно так же. Однако ничего страшного не произошло, никто не боится этой структуры. То же самое будет с антиотмывочными сетями, наподобие той, которая сейчас под предводительством России создается в СНГ. У нее будет возможность вести ограниченную базу данных, намного более широкие возможности сотрудничать по конкретным делам. Но определять, какой информацией делиться, будут сами страны, а не какая - то внешняя структура.

Дмитрий ГОРЮНОВ

За матеріалами: ИНВЕСТГАЗЕТА
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6799
 0,0603
0,15
EUR
1
42,8305
 0,0810
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5054  0,08 0,20 40,0558  0,07 0,18
EUR 42,5617  0,13 0,30 43,2979  0,14 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7050  0,14 0,37 39,7350  0,10 0,26
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес