Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Инвестгазета": Пока регулирующие органы вносят последние штрихи в нормативные акты, потенциальные игроки рынка НПО ищут оптимальные схемы организации "пенсионного" бизнеса

12:21 19.05.2004 |

Фінанси

Частные пенсионные фонды нужны, и их появления с нетерпением ожидает не только рынок, но и население. Обыватель интересуется заманчивыми перспективами обеспеченной старости. Банковская система и корпоративный сектор рассчитывают на НПФ как на источник долговременных инвестиционных ресурсов. И пока регулирующие органы вносят последние штрихи в нормативные акты, потенциальные игроки рынка НПО ищут оптимальные схемы организации "пенсионного" бизнеса.

Солидарная пенсионная система, доставшаяся Украине в наследство от советского прошлого, себя изжила. Она основана на том, что пенсионеры живут за счет трудоспособного населения. Но население Украины с каждым годом стареет, а потому нагрузка на работающих растет. Демографическая ситуация уже сегодня крайне неблагоприятна, когда на 100 работающих приходится около 70 пенсионеров. В итоге существующая система не устраивает никого: работодатели платят много (до 60%), а пенсионеры получают мало (в среднем порядка 150 грн.). Решить эту проблему призвана накопительная (в том числе негосударственная) пенсионная система.

Напомним, что НПФ являются неприбыльными организациями, созданными для накопления средств их участников. В дальнейшем они могут инвестировать эти средства для получения доходов и проведения выплат за счет пенсионных активов. В отличие от солидарной, накопительная пенсионная система предполагает, что каждый ее участник знает, сколько денег на его пенсионном счету. Большинство компаний, заявлявших о своих планах работы в "пенсионном" бизнесе, уже знают, с кем они будут работать, по крайней мере - на первых порах. Некоторые фонды создаются под ФПГ, другие создаются как открытые НПФ, но уже имеют своих клиентов, которые станут в будущем участниками системы. Иными словами, все они ориентированы на некую уже созревшую потенциальную клиентуру.

Если говорить о работе на открытом рынке, то некоторые управляющие компании и будущие администраторы уже начали активную агитацию за создание НПФ в регионах Украины. Они проводят встречи с руководителями предприятий и профсоюзами, на которых объясняют преимущества вложения средств в НПФ. Параллельно компании предлагают предприятиям свои услуги по организации корпоративного фонда, управлению и администрированию активов. В любом случае, многие компании понимают, что поначалу без определенного давления не обойтись. Ведь население еще помнит и фонд "Обериг" с его 150 тыс. прогоревших вкладчиков, и всевозможные трасты, и "пирамиды". Поэтому не факт, что люди добровольно понесут свои кровные в НПФ. И вряд ли большинство граждан будет вникать, что ранее не было ни регулятора небанковских финансовых учреждений, ни соответствующего законодательства.

Вкладчиками НПФ могут стать и госпредприятия. Правда, для этого потребуется разрешение местного совета. Согласно закону об НПФ, часть их активов может быть вложена в ценные бумаги, в том числе внутреннего муниципального займа. Однако местным властям придется помнить о том, что в результате величина налоговых отчислений, в том числе и в местный бюджет, с этих предприятий уменьшится за счет того, что пенсионные вклады не будут облагаться налогом.

Не останутся в стороне от "пенсионных" денег и финансово - промышленные группы. Оптимизация финансовых потоков внутри группы предполагает, среди прочего, использование пенсионных накоплений. Лимиты инвестирования разрешают КУА инвестировать в ценные бумаги предприятия - учредителя фонда до 10% его активов. Кроме того, вскоре Верховная Рада должна принять закон, согласно которому взносы работодателя в корпоративный фонд будут включаться в валовые затраты и не будут облагаться налогом на прибыль. Безусловно, это заинтересует ФПГ, так как позволит минимизировать налоговые выплаты предприятий группы. Но главное, что корпорациям станут доступны длинные и сравнительно недорогие пенсионные деньги, которые можно будет использовать для финансирования проектов с большим (10 - 15 лет) сроком окупаемости. Во всем мире подобные проекты "спонсируются" именно за счет НПФ.

C момента вступления в силу новых "пенсионных" законов прошло уже почти пять месяцев. За это время интерес к частным пенсионным фондам успел наполниться реальным практическим смыслом - многие компании и предприятия начали подготовку к созданию собственных НПФ. Для этого у них есть неплохие стимулы - по экспертным оценкам, привлечение средств только в первый год работы новой пенсионной системы может составить порядка 300 млн. грн.

Как сообщили в Госфинуслуг, на сегодняшний день пакеты документов на регистрацию негосударственных пенсионных фондов подали пять субъектов. Среди них два крупных коммерческих банка - "Аваль" и ВАБанк, а также крупнейший химический концерн "Стирол". Ранее о своем намерении создавать пенсионные фонды заявляли Укрсоцбанк, УкрСиббанк и банк "Надра". Не вызывает сомнений тот факт, что количество желающих со временем будет возрастать.

Причин заинтересованности корпоративного сектора в системе НПО несколько. Во - первых, благодаря большей социальной защищенности сотрудников менеджмент предприятия получит дополнительный инструмент мотивации персонала и кадровой политики. Во - вторых, до 10% активов корпоративного фонда могут быть вложены в ценные бумаги учредителя. У коммерческих банков есть еще один немаловажный аргумент "за" создание НПФ. По закону они могут использовать до 30% активов фонда: 10% инвестировать в свои ценные бумаги, 10% направлять на банковские пенсионные счета, 10% - в банковские металлы.

Впрочем, часть выгод, которые сулит создание частных пенсионных фондов, сопряжена с изменением налогообложения НПФ. В своем большинстве участники рынка уверены, что вопрос налоговых льгот вскоре будет решен. Сейчас в парламенте находится пять законопроектов, призванных урегулировать льготное налогообложение пенсионных отчислений. Все проекты в той или иной форме предусматривают, что взносы работодателя в корпоративный фонд будут включаться в валовые затраты и не будут облагаться налогом на прибыль.

Сейчас в Украине существуюет около 100 пенсионных фондов, созданных до 2004 года. Только 12 из них взяты Госкомиссией на учет. Определяться со своим будущим "старые" фонды могут до июля. Они должны будут выбрать между реорганизацией и ликвидацией. Впрочем, вариантов у "старых" ПФ немного: они не смогут реорганизоваться в такие структуры, как кредитный союз, страховая компания или коммерческий банк. Как отмечают в Госфинуслуг, сейчас рассматривается вопрос о том, что они смогут при желании стать трастами.

На данный момент в Госфинуслуг в качестве финансовых учреждений зарегистрировано семь администраторов НПФ. Это уже несколько больше, чем количество подавших документы фондов. Таким образом, будущие администраторы начали "сезон охоты" на своих потенциальных клиентов в лице НПФ. Сейчас администраторам очень важно во всеуслышание заявить о себе. Ведь многочисленные корпоративные фонды, которые будут открываться на просторах Украины, будут нуждаться в обслуживающих их компаниях. И чем больше пенсионных счетов будет обслуживаться компанией, тем больше у нее будет шансов выдержать конкуренцию рынка. А последняя, согласно прогнозам экспертов, будет достаточно жесткой.

Хотя в действительности конкурентная борьба за рынок негосударственного пенсионного обеспечения началась уже давно. Речь идет о противостоянии между банками и компаниями по управлению активами, а именно - могут ли банки управлять активами НПФ. В итоге сошлись на том, что если банк имеет лицензию на управление активами, то он сможет управлять только корпоративным фондом, единоличным учредителем и вкладчиком которого он является. Чтобы все - таки иметь доступ к другим фондам, банки будут создавать КУА и администраторов "на стороне". Например, КУА "Аваль" учредят клиенты банка, так как он сам не может выступить ее акционером. Таким образом, можно выделить два типа компаний - администраторов. Одни создаются компаниями по управлению активами, другие - учреждаются клиентами банков.

Ключевым преимуществом крупных банков в деле построения НПФ станет их обширная клиентская база. Логично предположить, что клиенты будут больше доверять банкам, с которыми у них сложились деловые отношения. Например, по пути привлечения корпоративных клиентов в свой пенсионный фонд намерен пойти банк "Аваль". Не вызывает сомнений, что негосударственные пенсионные фонды, создаваемые при крупных ФПГ, будут иметь ощутимые преимущества. Они будут быстрее развиваться, аккумулируя средства работников предприятий группы. В противоположной ситуации могут оказаться открытые фонды. Им придется собирать деньги на открытом рынке.

Можно попытаться оценить объем долгосрочных ресурсов, которые способна привлечь система НПО в ближайшие годы. Численность трудоспособного населения Украины - 14,5 млн. чел. В России, где частные пенсионные фонды работают с 1992 года, количество их участников составляет 4,5 млн. чел., что составляет около 1,5 - 2% трудоспособного населения. Предположим, что в Украине эта цифра составит 3%. При средней заработной плате и 15% - ном отчислении из фонда заработной платы система негосударственного пенсионного обеспечения будет аккумулировать 315 млн. грн. в год. Для сравнения: активы отечественной банковской системы на сегодняшний день составляют около 100 млрд. грн. Но в отличие от длинных и дешевых "пенсионных" денег, банковские активы преимущественно представляют собой дорогие и короткие деньги. Впрочем, Украина - не Россия, точнее, принципы построения системы НПО в двух странах существенно отличаются. Поэтому вполне возможно, что отечественные пенсионные фонды будут развиваться динамичней, что позволит им привлекать более значительные объемы средств.

Если учреждение негосударственного пенсионного фонда не требует значительных финансовых ресурсов, то создание КУА и администратора - удовольствие не из дешевых. Только их уставные фонды "потянут" в общей сложности на 600 тыс. евро.

Подготовка пакета документов, необходимых для учреждения корпоративного НПФ, стоит относительно недорого. По словам начальника юридического департамента компании "Довира - Капитал" Владислава Волынца, для создания НПФ на одном предприятии необходимо около 9 тыс. грн. "Наша компания за такую сумму готова выполнить эту работу", - сказал В. Волынец. Председатель правления ВАБанка Юрий Блащук предполагает, что расходы, связанные с образованием корпоративного негосударственного фонда, будут минимальными. "Мы планируем, что аппарат управления пенсионным фондом будет состоять из 3 - 4 человек", - сообщил банкир. Расходы на аренду помещения, устройство рабочих мест, плата администратору за управление активами и администрирование пенсионного фонда могут покрываться за счет доходов пенсионного фонда и размещения активов.

В противоположность фонду создание и работа администратора потребует более значительных средств. Уставный фонд компании - администратора должен составлять 300 тыс. евро. "Создание компании - администратора очень затратно и сопоставимо со стоимостью открытия небольшого банка", - считает член Госфинуслуг Андрей Рыбальченко. В свою очередь, условием для выдачи лицензии на проведение деятельности по управлению активами пенсионных фондов является наличие оплаченного денежными средствами уставного капитала в эквиваленте 300 тыс. евро. Компания, получившая лицензию на осуществление деятельности по управлению активами пенсионного фонда, должна поддерживать размер собственного капитала на уровне не меньше, нежели сумма, эквивалентная 200 тыс. евро. Для компании, которая получила лицензию на осуществление деятельности по администрированию пенсионных фондов, эта сумма составляет 500 тыс. евро. Ко всему прочему, работа администратора требует специального программного обеспечения. Сегодня существуют различные оценки стоимости этого ПО. По словам Андрея Рыбальченко, некоторые украинские производители ПО утверждают, что его стоимость составит не меньше 260 тыс. грн. При этом никто не гарантирует, что через пару лет не придется вновь платить за доработку этих компьютерных программ. "Одним из выходов может быть разработка единых на весь рынок программных продуктов", - считают в Госфинуслуг. В затраты администратора будут входить содержание и аренда офиса, техника, оплата труда персонала, повышение его квалификации. По оценочным расчетам Госфинуслуг, для того чтобы администратор вышел на безубыточную работу, он должен вести счета не менее 35 - 40 тыс. участников НПФ. Средние отчисления при этом должны составлять порядка 50 грн. Впрочем, на пути рентабельной работы администраторов может встать высокий уровень конкуренции на "пенсионном" рынке. "Если поделить количество потенциальных участников НПФ на число желающих стать администраторами и НПФ, то получим довольно "грустные" цифры, - говорит г - н Рыбальченко. - Это означает, что на всех участников не хватит, то есть кто - то останется без клиентов". Можно предположить, что именно этими соображениями руководствовались члены Госфинуслуг, когда предлагали ограничить количество лицензий, выдаваемых компаниям - администраторам. С другой стороны, опыт наших соседей частично подтверждает позицию Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг. Например, хотя в Польше законодательно и не ограничено количество компаний - администраторов, их число со временем сократилось до восьми. К этому привела конкуренция и систематическое ужесточение нормативных требований регуляторов. За свои услуги управляющие компании смогут получать 1 - 2% годовых от стоимости пенсионных активов, компании - администраторы - 3 - 5%. Некоторые потенциальные участники рынка считают, что система оплаты НПФ услуг компаний - администраторов продумана плохо. Несмотря на это, Госфинуслуг предлагает в течение первых пяти лет снизить планку для администраторов до 3,5%. Подразумевается, что это будет служить стимулом администраторам в том, чтобы они находили новых участников НПФ. С другой стороны, такой подход может себя не оправдать и, наоборот, снизит мотивацию по привлечению клиентов. На фоне этих разногласий возникает вопрос о том, хватит ли этих средств для покрытия расходов компаний - администраторов. Вполне возможно, что на рынке будут и такие НПФ, которым удастся привлечь, к примеру, не больше нескольких тысяч участников. В этом случае 5% от аккумулированных средств не покроют расходов администратора. Если же процент будет еще ниже, то на рынке останутся только мощные НПФ - структуры, обслуживающие сотни тысяч участников и способные обеспечить надежность и качество предоставляемых услуг. Возможно, ставку на подобных крупных игроков и делает государство.

Виталий АТАНАСОВ

За матеріалами: ИНВЕСТГАЗЕТА
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5771
 0,1028
0,26
EUR
1
42,8501
 0,0196
0,05

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес