Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Автомобиль - не роскошь, но кредит - проблема (Желающих купить машину рост цен не остановит)

09:11 02.03.2004 |

Фінанси

Отечественный рынок купли - продажи автомобилей переживает "смутные времена". Причина кроется в изменениях порядка налогообложения доходов граждан. С 1 января доход, полученный гражданином при продаже легкового автомобиля, облагается 13 - процентным налогом. В связи со вступлением в силу соответствующих законодательных и нормативных актов многие желающие расстаться с подержанным авто или, наоборот, стремящиеся обзавестись им призадумались. По официальным данным, популярные марки легковых автомашин буквально за месяц подорожали почти на 10%. А целый ряд "обходных маневров", использовавшихся ранее при оформлении операций купли - продажи, потеряли практический смысл:

Не заплатишь - не поедешь

Если рассматривать ситуацию объективно, по - своему правы и автолюбители, и законодатели: продажа авто повышает годовой доход налогоплательщика. Но, с другой стороны, гражданин, продающий свою машину, совершает отнюдь не прибыльную сделку: как правило, "подержанный" автомобиль продается для того, чтобы приобрести другой, более дорогой.

Правда, внимательные аналитики нашли хоть какой - то, но выход из ситуации. Чтобы не платить подоходный налог, нужно продавать машину не через биржу, а через государственного нотариуса. В этом случае уплате подлежит лишь пошлина в размере 5% стоимости и сбор в пенсионный фонд в размере 3%. На этой почве в нотариальных конторах возникли очереди, которые будут расти по мере осознания населением того момента, что машины дешеветь не будут.

Налогообложение доходов от продажи авто - не единственный сюрприз нового закона. Изменениям подлежат и сделки, оформленные по генеральной доверенности. По всей вероятности, владельцы транспортных средств будут вынуждены отдать в бюджет те же пресловутые 13%. Причем государство в первую очередь обратит внимание именно на доверителя, который раньше мог продать автомобиль, не поставив в известность государство. Проблемы "частников" не означают, что представители дилерских компаний могут удовлетворенно потирать руки. Государственные мужи не обошли вниманием и их бизнес, оставив за чертой привлекательности для клиента ранее выгодную возможность trade - in, то есть вариант обмена старого авто на новое.

На авторынки такая ситуация повлияла завораживающе - продажи сократились практически на 50% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Продавцы и покупатели все еще надеются, что депутаты рассмотрят возможные дополнения, облегчающие их судьбу. К слову, фирмы, занимающиеся продажами в кредит, пострадали меньше: по данным представителя одной из таких компаний, покупательская заинтересованность действительно сократилась, но всеобщего "остывания" пока не наблюдается.

Ставки шалят

Отдельная тема - кредиты на покупку авто, ставшие популярным подспорьем автолюбителей. Спрос на них достиг пика в декабре 2003 года, а начиная с января 2004 - го существенно снизился. Связано это с целым рядом проблем. В том числе - с введением в действие новых законодательных актов и с традиционно низким спросом на кредиты в зимний период, высокими процентными ставками и т. д. Ставки повысили все крупные операторы рынка, только одни чуть больше, другие чуть меньше. В среднем планку подняли на 0,25 - 0,5%, и сейчас она составляет в гривнях 17 - 20%, в долларах и евро 12,5 - 14,5% в зависимости от срока кредита. Таким образом, средняя "шкала" по автокредитам на сегодняшний день на 1 - 2% больше, чем была в середине 2003 года, но эксперты не склонны считать, что это серьезно отразится на их популярности. Правда, начиная с февраля текущего года некоторое снижение ставок постепенно оживляет рынок автокредитования. Да и предложений банков по - прежнему много, есть из чего выбрать.

"Для небольшого кредита ($5 - 7 тыс.) разница в ставке 14 или 16% непринципиальна, - считает банкир Ярослав Колесник. - Удорожание автомобиля в этом случае составит лишь $100 - 200, что не будет серьезно тормозить тенденцию роста популярности таких кредитов". Кроме того, отмечает финансист, на рынок будет оказывать влияние предложение одного крупного банка - нерезидента, ставки которого остались на уровне прошлогодних. По его мнению, такая позиция финучреждения будет "оттягивать вниз" весь рынок. Ярослав Колесник уверен, что в основном ставки банков изменились несущественно. "Первая банковская десятка" все равно пытается сохранить "лицо" и отвоевать клиента, притом что ситуация с ресурсами оставляет желать лучшего. Что касается банков - нерезидентов, то структура их пассивов существенно отличается от структуры пассивов аналогичных украинских учреждений. Это, с одной стороны, позволяет удерживать ставки на более низком уровне, но с другой - зарубежные банки не являются крупными операторами данного рынка, поэтому регулировать сегмент автокредитования фактически не могут.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что проблема автокредитования неразрывно связана с макроэкономическими проблемами. Так, наряду с увеличением объемов потребительского кредитования наблюдался отток депозитов физических лиц, что привело к разрыву по ликвидности у крупных украинских банков. В связи с этим, по мнению банкиров, отсутствие ресурсов вынудило многие банки провести новогодние акции по привлечению вкладов населения на короткие сроки под более высокие проценты, что привело к повышению стоимости кредитных ресурсов, и это, несомненно, касается и автокредитования. "Действительно, ситуация на рынке кредитования физических лиц круто изменилась, причем еще в декабре прошлого года", - комментирует начальник центра индивидуального бизнеса одного из крупных банков Андрей Радченко.

Маленькие хитрости большого бизнеса

Причастные к обсуждаемому рынку лица отмечают, что повышение налогов стимулирует желание населения от них укрыться. Одним из способов является занижение реальной цены автомобиля. В принципе, подобная уловка практиковалась и раньше (знатоки утверждают, что ее "стоимость" составляет от $100 до $300), но сейчас она может приобрести повальный характер. И, соответственно, вызвать ответную реакцию регистрирующих и фискальных органов, которая выльется в массовую переоценку продаваемых транспортных средств.

Второй нюанс заключается в том, что продажа транспорта через автосалоны становится практически невыгодной. Дело в том, что фирма будет обязана удержать с продавца налог в размере 13%. И значительная масса "парноколесных" устремится на базары. Забавно, но некоторые покупатели, уже осуществившие сделку, удивляются, почему у них не удерживают налог сразу или не требуют при регистрации показать соответствующую квитанцию. При этом они, вероятно, забывают, что проверять уплату 13% будут при сдаче налоговой декларации зимой 2005 - го. А обнаружение неуплаты влечет за собой штраф в размере 15% налога (досчитываемый дополнительно к самому налогу).

Еще два момента, о которых было сказано выше, стоит обсудить подробнее. Во - первых, генеральная доверенность. Теперь налоговая будет следить за их выдачей еще пристальнее, поскольку собственник автомобиля, оформляющий его на другого человека, является потенциальным налогоплательщиком. Во - вторых, оценка. В нынешней ситуации она становится чрезвычайно важной процедурой, в первую очередь для определения суммы фискальных платежей. Оценка проводилась и ранее: уже давно в зависимости от цены машины уплачивается сбор в Пенсионный фонд, а осуществляют ее и выдают официальный документ дипломированные специалисты - оценщики. Чтобы правильно установить реальную стоимость автомобиля, они используют специализированные каталоги, в которых собрана средняя цена подержанных и новых машин на украинском рынке. При желании оценщик может существенно занизить декларируемую стоимость машины (по нескольким параметрам: большому пробегу, плохому техническому состоянию и т. д.). Но тогда его работу проверят налоговики и при наличии доказательств "злоумышленного" занижения стоимости с "фискального уклониста" могут взыскать дополнительные платежи.

Вместо послесловия

Что будет дальше? По всей вероятности, рекорд, поставленный автодилерами по продаже новых автомобилей в конце прошлого года (в том числе и по продаже в кредит), побить в этом году не удастся. Но думать, что народ станет меньше ездить и покупать средства передвижения, не стоит. Ставки кредитов постепенно стабилизируются и к середине года вернутся на уровень прошлогодних. Более того, заинтересованность банков в данном виде кредитования не уменьшится, вследствие чего аналитики прогнозируют пусть даже незначительный рост автокредитования в этом году.

Олеся БАГНЮК

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6799
 0,0603
0,15
EUR
1
42,8305
 0,0810
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5054  0,08 0,20 40,0558  0,07 0,18
EUR 42,5617  0,13 0,30 43,2979  0,14 0,33

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7050  0,14 0,37 39,7350  0,10 0,26
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес