Фінансові новини
- |
- 14.05.24
- |
- 22:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Автомобиль - не роскошь, но кредит - проблема (Желающих купить машину рост цен не остановит)
09:11 02.03.2004 |
Отечественный рынок купли - продажи автомобилей переживает "смутные времена". Причина кроется в изменениях порядка налогообложения доходов граждан. С 1 января доход, полученный гражданином при продаже легкового автомобиля, облагается 13 - процентным налогом. В связи со вступлением в силу соответствующих законодательных и нормативных актов многие желающие расстаться с подержанным авто или, наоборот, стремящиеся обзавестись им призадумались. По официальным данным, популярные марки легковых автомашин буквально за месяц подорожали почти на 10%. А целый ряд "обходных маневров", использовавшихся ранее при оформлении операций купли - продажи, потеряли практический смысл:
Не заплатишь - не поедешь
Если рассматривать ситуацию объективно, по - своему правы и автолюбители, и законодатели: продажа авто повышает годовой доход налогоплательщика. Но, с другой стороны, гражданин, продающий свою машину, совершает отнюдь не прибыльную сделку: как правило, "подержанный" автомобиль продается для того, чтобы приобрести другой, более дорогой.
Правда, внимательные аналитики нашли хоть какой - то, но выход из ситуации. Чтобы не платить подоходный налог, нужно продавать машину не через биржу, а через государственного нотариуса. В этом случае уплате подлежит лишь пошлина в размере 5% стоимости и сбор в пенсионный фонд в размере 3%. На этой почве в нотариальных конторах возникли очереди, которые будут расти по мере осознания населением того момента, что машины дешеветь не будут.
Налогообложение доходов от продажи авто - не единственный сюрприз нового закона. Изменениям подлежат и сделки, оформленные по генеральной доверенности. По всей вероятности, владельцы транспортных средств будут вынуждены отдать в бюджет те же пресловутые 13%. Причем государство в первую очередь обратит внимание именно на доверителя, который раньше мог продать автомобиль, не поставив в известность государство. Проблемы "частников" не означают, что представители дилерских компаний могут удовлетворенно потирать руки. Государственные мужи не обошли вниманием и их бизнес, оставив за чертой привлекательности для клиента ранее выгодную возможность trade - in, то есть вариант обмена старого авто на новое.
На авторынки такая ситуация повлияла завораживающе - продажи сократились практически на 50% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Продавцы и покупатели все еще надеются, что депутаты рассмотрят возможные дополнения, облегчающие их судьбу. К слову, фирмы, занимающиеся продажами в кредит, пострадали меньше: по данным представителя одной из таких компаний, покупательская заинтересованность действительно сократилась, но всеобщего "остывания" пока не наблюдается.
Ставки шалят
Отдельная тема - кредиты на покупку авто, ставшие популярным подспорьем автолюбителей. Спрос на них достиг пика в декабре 2003 года, а начиная с января 2004 - го существенно снизился. Связано это с целым рядом проблем. В том числе - с введением в действие новых законодательных актов и с традиционно низким спросом на кредиты в зимний период, высокими процентными ставками и т. д. Ставки повысили все крупные операторы рынка, только одни чуть больше, другие чуть меньше. В среднем планку подняли на 0,25 - 0,5%, и сейчас она составляет в гривнях 17 - 20%, в долларах и евро 12,5 - 14,5% в зависимости от срока кредита. Таким образом, средняя "шкала" по автокредитам на сегодняшний день на 1 - 2% больше, чем была в середине 2003 года, но эксперты не склонны считать, что это серьезно отразится на их популярности. Правда, начиная с февраля текущего года некоторое снижение ставок постепенно оживляет рынок автокредитования. Да и предложений банков по - прежнему много, есть из чего выбрать.
"Для небольшого кредита ($5 - 7 тыс.) разница в ставке 14 или 16% непринципиальна, - считает банкир Ярослав Колесник. - Удорожание автомобиля в этом случае составит лишь $100 - 200, что не будет серьезно тормозить тенденцию роста популярности таких кредитов". Кроме того, отмечает финансист, на рынок будет оказывать влияние предложение одного крупного банка - нерезидента, ставки которого остались на уровне прошлогодних. По его мнению, такая позиция финучреждения будет "оттягивать вниз" весь рынок. Ярослав Колесник уверен, что в основном ставки банков изменились несущественно. "Первая банковская десятка" все равно пытается сохранить "лицо" и отвоевать клиента, притом что ситуация с ресурсами оставляет желать лучшего. Что касается банков - нерезидентов, то структура их пассивов существенно отличается от структуры пассивов аналогичных украинских учреждений. Это, с одной стороны, позволяет удерживать ставки на более низком уровне, но с другой - зарубежные банки не являются крупными операторами данного рынка, поэтому регулировать сегмент автокредитования фактически не могут.
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что проблема автокредитования неразрывно связана с макроэкономическими проблемами. Так, наряду с увеличением объемов потребительского кредитования наблюдался отток депозитов физических лиц, что привело к разрыву по ликвидности у крупных украинских банков. В связи с этим, по мнению банкиров, отсутствие ресурсов вынудило многие банки провести новогодние акции по привлечению вкладов населения на короткие сроки под более высокие проценты, что привело к повышению стоимости кредитных ресурсов, и это, несомненно, касается и автокредитования. "Действительно, ситуация на рынке кредитования физических лиц круто изменилась, причем еще в декабре прошлого года", - комментирует начальник центра индивидуального бизнеса одного из крупных банков Андрей Радченко.
Маленькие хитрости большого бизнеса
Причастные к обсуждаемому рынку лица отмечают, что повышение налогов стимулирует желание населения от них укрыться. Одним из способов является занижение реальной цены автомобиля. В принципе, подобная уловка практиковалась и раньше (знатоки утверждают, что ее "стоимость" составляет от $100 до $300), но сейчас она может приобрести повальный характер. И, соответственно, вызвать ответную реакцию регистрирующих и фискальных органов, которая выльется в массовую переоценку продаваемых транспортных средств.
Второй нюанс заключается в том, что продажа транспорта через автосалоны становится практически невыгодной. Дело в том, что фирма будет обязана удержать с продавца налог в размере 13%. И значительная масса "парноколесных" устремится на базары. Забавно, но некоторые покупатели, уже осуществившие сделку, удивляются, почему у них не удерживают налог сразу или не требуют при регистрации показать соответствующую квитанцию. При этом они, вероятно, забывают, что проверять уплату 13% будут при сдаче налоговой декларации зимой 2005 - го. А обнаружение неуплаты влечет за собой штраф в размере 15% налога (досчитываемый дополнительно к самому налогу).
Еще два момента, о которых было сказано выше, стоит обсудить подробнее. Во - первых, генеральная доверенность. Теперь налоговая будет следить за их выдачей еще пристальнее, поскольку собственник автомобиля, оформляющий его на другого человека, является потенциальным налогоплательщиком. Во - вторых, оценка. В нынешней ситуации она становится чрезвычайно важной процедурой, в первую очередь для определения суммы фискальных платежей. Оценка проводилась и ранее: уже давно в зависимости от цены машины уплачивается сбор в Пенсионный фонд, а осуществляют ее и выдают официальный документ дипломированные специалисты - оценщики. Чтобы правильно установить реальную стоимость автомобиля, они используют специализированные каталоги, в которых собрана средняя цена подержанных и новых машин на украинском рынке. При желании оценщик может существенно занизить декларируемую стоимость машины (по нескольким параметрам: большому пробегу, плохому техническому состоянию и т. д.). Но тогда его работу проверят налоговики и при наличии доказательств "злоумышленного" занижения стоимости с "фискального уклониста" могут взыскать дополнительные платежи.
Вместо послесловия
Что будет дальше? По всей вероятности, рекорд, поставленный автодилерами по продаже новых автомобилей в конце прошлого года (в том числе и по продаже в кредит), побить в этом году не удастся. Но думать, что народ станет меньше ездить и покупать средства передвижения, не стоит. Ставки кредитов постепенно стабилизируются и к середине года вернутся на уровень прошлогодних. Более того, заинтересованность банков в данном виде кредитования не уменьшится, вследствие чего аналитики прогнозируют пусть даже незначительный рост автокредитования в этом году.
Олеся БАГНЮК