Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контракты": Совершенствуя борьбу с грязными деньгами, правительство, ссылаясь на требования FATF, пытается взять под контроль всю страну - от рядовых покупателей квартир до политических деятелей

13:41 12.11.2003 |

Фінанси

Официальный Киев намерен в феврале 2004 года - на следующем заседании Международной организации по борьбе с отмыванием (FATF) - вывести Украину из "черного списка" не сотрудничающих с FATF государств. Для достижения этой цели властям предстоит, во - первых, убедить международных экспертов в эффективности запущенных в Украине летом этого года механизмов противодействия отмыванию. А во - вторых, - привести национальные антиотмывочные нормативы в соответствие сорока обновленным (на июньском заседании FATF в Берлине) и восьми специальным рекомендациям. Пакет изменений к законодательству правительство уже передало на рассмотрение ВР.

Диспозиция

FATF, как известно, не является наднациональным органом, и его рекомендации, являясь общепризнанным международным базовым стандартом в сфере борьбы с отмыванием, не обязательны к исполнению. Более того, разные страны имеют разные правовые и финансовые традиции, а значит, не могут внедрять идентичные механизмы для достижения высших целей. FATF развитые государства уважают, но не всегда чтят. И то, что FATF неоднократно выдвигала претензии к США и Швейцарии, но так и не рискнула поднять вопрос о включении этих стран в "черный список" - лучшее подтверждение тому, что организация "знает свое место".

Украина - не Швейцария (мягко говоря). Украина пока только хочет доказать свое сотрудничество FATF и выйти, таким образом, из одного "черного списка" с островами Кука, Египтом, Гватемалой, Индонезией, Мьянмой, Науру, Нигерией и Филиппинами. Период введения финансовых санкций (декабрь - февраль 2003 - го) отдельными странами - членами FATF еще свеж в памяти украинских экспортеров и банкиров. Эксперты FATF также вряд ли успели забыть не поддающуюся разумному переводу на английский первую редакцию Закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в той части, где участники украинского финансового рынка попытались обезопасить себя от чрезмерной активности контролирующих инстанций.

Гонка за лидером

Сравнивая тексты изменений к законам и кодексам Украины, предлагаемых Кабмином, с усовершенствованными постулатами FATF, кажется, что на этот раз стороны не должны иметь претензий друг к другу. Если, конечно, законодательные наработки Кабмина не провалит ВР. А такой вариант, учитывая температуру дискуссии в процессе февральской коррекции закона, возможен.

Главным яблоком парламентско - правительственного раздора может стать предложение Кабмина внести политических деятелей и их родственников в категорию потенциальных отмывателей. Субъектам первичного финмониторинга предписано, в частности: а) "внедрить процедуры установления факта принадлежности" клиентов к политикам; б) обеспечить внутри организации порядок "получения разрешения руководителя... на установление деловых отношений" с такого рода клиентурой; в) "применять меры для определения источников происхождения доходов таких особ" и, вообще, относиться к политикам - бизнесменам с "особенным вниманием". Совершенно очевидно, что убедить замешанных на бизнесе политиков в том, что идея у Кабмина возникла благодаря рекомендациям FATF, а не по случаю приближающихся президентских выборов - задача не из простых.

Кроме того, FATF рекомендует (а правительство согласно) существенно расширить число и, соответственно, масштабы первичного уровня финмониторинга. Новопосвященным разведчикам (торговцам недвижимостью, драгметаллами, нотариусам, адвокатам, аудиторам) предложено в обязательном порядке не только проводить идентификацию потребителей своих услуг, но и информировать государство о сомнительных операциях клиентов. Причем тот факт, что FATF в своих рекомендациях не требует от юристов и бухгалтеров "сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация была получена при обстоятельствах, когда они обязаны придерживаться требований профессиональной тайны", Кабмин обошел. В любопытном Украинском государстве все вопросы по этому поводу намерены регулировать правительственными(!) постановлениями.

В свете рекомендаций FATF потенциально усиливается контроль над субъектами негосударственного мониторинга: "Информация уполномоченного органа (Госдепартамента финмониторинга. - Ред.) касательно нарушений... может служить основанием для проведения соответственным государственным органом проверки субъекта". Интересно так же и то, что размеры самого уполномоченного органа (УО) со временем могут разрастись. FATF просто рекомендовала поставить контроль над сомнительными операциями на должный уровень. А Кабмин придумал, что "для выполнения своих полномочий он (УО. - Ред.) может создавать и ликвидировать территориальные подразделения". Под этим же соусом на базе УО решили воплотить мечту налоговых инспекторов: создать "Единую государственную информационную систему", куда "субъекты государственного финансового мониторинга и другие государственные органы обязаны" сливать "информационные ресурсы". Потом, надо полагать, будет как в песне: большому кораблю - большое плавание и такие же полномочия.

В рамках рекомендаций FATF Госдепфинмониторинга намерен "давать разъяснения касательно нормативно - правовых актов в сфере предотвращения и противодействия" отмыванию. Разъяснять кому - то что - то, а не продуцировать качественные законы - хроническая болезнь украинских ведомств. Но еж ужу не помеха: разъяснения Госдепа не будут касаться "актов государственных органов, которые осуществляют регулирование и надзор над субъектами первичного финансового мониторинга".

Впрочем, финансовой разведке будет что разъяснять. Как, к примеру, на первичном уровне финмониторинга распознать происхождение денег, сокрытых от налогообложения - от продажи семечек или наркотиков они взялись? Приятно, конечно, что национальные антиотмывочные нормативы не относят уклонение от налогов к предикативным (предшествующим) отмыванию преступлениям. Но как, позвольте, будет распоряжаться информацией Госдепфин, когда узнает, что обычная квартира куплена за деньги, не указанные в налоговой декларации? А если в этой квартире поселятся террористы? В странах Западной Европы проблему решили просто: установили пороговое различие между финансовой махинацией и уклонением от уплаты налогов. В США уклонение от налогов отнесли в разряд уголовно - наказуемых и, соответственно, предикативных отмыванию преступлений.

Кстати, у самих финансовых разведчиков жилищных проблем в свете борьбы с отмыванием быть не должно: изменения дают им право на "обзаведение домашним хозяйством на срок до 20 лет с погашением 50% полученного займа за счет бюджетных средств". Это - еще круче, чем рекомендует FATF. Ведь работа украинских разведчиков - аналитиков ожидает нервная: "в случае смерти или инвалидности" работника УО на службе, "ему или его наследникам" гарантированы выплаты из госбюджета. В целом, согласно рекомендациям FATF, борьба с грязными деньгами обещает быть выгодной для государства и, прежде всего, самих разведчиков. В закон предлагаются ввести следующий пункт: "средства и/или имущество, которые были... конфискованы... по делу о легализации (отмывании)... и подлежат возврату в Украину или иностранное государство, распределяются в соответствии с международными соглашениями касательно распределения конфискованных активов или доходов от размещения этих активов. Средства, полученные Украиной по международному соглашению, засчитываются в спецфонд госбюджета и используются... на финансирование мероприятий борьбы с легализацией... в порядке, определенном Кабмином".

Налоговики финансовой разведки

ФИО Нынешняя должность Ранее занимаемая должность
Гуржий Сергей Григорьевич Первый замминистра финансов - председатель Госдепартамента финансового мониторинга Заместитель председателя ГНАУ
Диесперов Валерий Валентинович Первый заместитель председателя Госдепартамента финансового мониторинга Начальник управления налоговой милиции ГНАУ в г. Киеве
Жминько Виктор Николаевич Первый заместитель председателя Госдепартамента финансового мониторинга Руководитель управления главка налоговой милиции
Янушевич Ярослав Владимирович Заместитель председателя Госдепартаментафинансового мониторинга Заместитель начальника Главногоуправления налогового аудита ГНАУ
Клюшке Станислав Николаевич Заместитель председателя Госдепартаментафинансового мониторинга Советник премьер - министра Украины
Эволюция системы финансового мониторинга в Украине
Действующее законодательство* Проект изменений
Субъекты первичного уровня финмониторинга
Банки, страховые компании, платежные организации, эквайринговые и клиринговые учреждения, биржи всех видов, ИСИ, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, игорные заведения и др. Добавлены: торговцы недвижимостью (риэлторы), торговцы драгметаллами и драгкамнями, нотариусы, адвокаты, юрисконсульты, аудиторы, компании по управлению активами, бухгалтерские консультации.
Субъекты государственного уровня финмониторинга
Госдепартамент по финансовому мониторингу, НБУ, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг Добавлены: Минфин, Минюст, Госкомзем.
Операции, подпадающие под обязательный финмониторинг
Сумма на 80 000 грн и выше, соответствующая одному из следующих признаков: - транзакция на анонимный (номерной) счет за границу или в оффшор; - купля - продажа дорожных чеков; - транзакции при участии NCCT - резидентов; - перечисление наличных средств за границу; - транзакция (открытие счета) в пользу третьего лица; операции по счетам "молодых (до 3 месяцев) компаний; - обмен банкнот на банкноты другого номинала; - покупка ценных бумаг за наличные и т. д. Расширены без принципиальныхизменений. Добавлено положение о порядке уведомления государства субъектами первичного финансовогомониторинга об операциях, связанных с террористической деятельностью.
Операции, подпадающие под внутренний финмониторинг
1. Путанный характер и отсутствие экономического смысла: - согласие на меньший процент или большую комиссию, чем предельно установлено банком; - желание клиента провести операцию по отличной от законодательных норм и внутренних правил схеме; - внесение существенных изменений в ранее согласованную схему; - предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить. 2. Несоответствие финансовой операции деятельности юрлица и его уставным документам. 3. Выявление неоднократного осуществления операций, дающих основания считать их схемой ухода от финмониторинга Практически без изменений.
Обязанности субъектов первичного уровня финмониторинга
- Проводить идентификацию клиента. - Выявлять, регистрировать сомнительные операции. - Предоставлять в течение 3 рабочих дней информацию (в том числе и коммерческую) на запросы органов госфинмониторинга; хранить на протяжении 5 лет информацию о потенциально сомнительных операциях и т. д. Принципиальные дополнения: внедрить "процедуру установления предоставлять информацию на государственный уровень факта принадлежности личности к (не позже 3 рабочих дней). политическим деятелям; - внедрить порядок получения внутреннегоразрешения руководства на установлениеделовых отношений с политиками; - принимать меры по определению источников доходов политических деятелей и т.п.
Полномочия Госдепартамента по финмониторингу (УО)
- сбор, обработка, анализ информации об операциях, подпадающих под обязательный финмониторинг; - создание единой информационной системы; - сотрудничество с международными организациями; - участие в разработке нормативно - правовых актов; - получение от местных органов власти, субъектов хозяйствования информации; - сотрудничество с другими органами власти, передача, при наличии оснований, информации правоохранительным органам и т. д. Принципиальные дополнения: - информация УО является основанием для проверки субъекта; - предоставление информации другим субъектам госфинмониторинга (перечень данных определяется совместно); - создание территориальныхподразделений; - разъяснения антиотмывочного законодательства (исключая акты других органов госвласти).
*Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
Kомментарий юриста

Дмитрий КУТАХ, управляющий партнер "РГС - Российская адвокатская группа":

- В Украине перегибы под маркой борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, уже имеют место. Законопроект, предложенный Госдепартаментом по финансовому мониторингу, таит в себе новые опасности. Так, возложение на бухгалтеров, аудиторов, адвокатов и так далее обязанности определять сомнительность операций клиента и, тем более, сообщать об этом в какие - либо органы, не только противоречит Конституции, духу и смыслу законов "Об аудиторской деятельности", "Об адвокатуре", "Об информации", но и подрывает основы понятий адвокатской, коммерческой, нотариальной и банковской тайны. Например, любой адвокат может быть допрошен в качестве свидетеля по делу своего клиента и, соответственно, "выбит" из уголовного дела.

Вызывает озабоченность попытка "под шумок" протащить в статью 205 Уголовного кодекса "Фиктивное предпринимательство" новации относительно использования субъекта предпринимательской деятельности созданного "с целью прикрытия незаконной деятельности... ". На практике, если вдруг контрагент перестал сдавать отчеты в налоговую, то отстаивать правомерность отнесения налоговых накладных в кредит по НДС будет недостаточно. Вы автоматически становитесь субъектом ст. 205 УК, а если штрафы по НДС все - таки взыскали и они превышают 3400 гривен, то автоматически попадаете и под ч. 2 статьи 205 (лишение свободы от трех до пяти лет). В целом, предложенный законопроект фактически создает еще одну правоохранительную структуру с наделением ее широкими полномочиями. Это неизбежно будет использовано для дальнейшего ужесточения фискальной политики государства, создаст предпосылки для использования данного органа в политической борьбе и использования данного инструмента для уничтожения бизнеса конкурентов.

Чего стоит направление рядового запроса, например, в Германию, относительно проверки на причастность украинского и немецкого деловых партнеров к отмыванию денежных средств со ссылкой на возбужденное в Украине уголовное дело? Наверняка - конец сотрудничеству немецкой стороны с украинским контрагентом. Принятие законопроекта в том виде, в каком он предлагается, без надлежащей реформы правоохранительных органов, либерализации фискального законодательства и организации контроля над соответствующими структурами со стороны гражданского общества приведет к существенному ограничению прав украинских налогоплательщиков и может повлечь значительные злоупотребления со стороны фискальных органов.

Немного истории

Создание FATF и начало борьбы с грязными деньгами совпало с развалом СССР и периодом первичного накопления капитала в постсоветских странах. Украина к "большой мировой стирке" официально подключилась в конце прошлого года в результате жесткого "шантажа" финансовыми учреждениями стран - членов FATF.

Единство противоположностей

Президент Ассоциации банков кантона Женева (Швейцария) Франсуа Жиллерон вспоминает, что "после падения берлинской стены" в Швейцарию и Бельгию, Голландию и Лихтенштейн "приехало много "русландов" (россиян, украинцев, казахов и т. д. - Ред.) с громадными суммами" и таким же желанием разместить их в западноевропейских банках. Банкиры вклады охотно принимали и чистотой их "генеалогии" поначалу особенно не интересовались. Причем, как европейские финансисты, так и украинские дельцы действовали в начале 1990 - х в рамках законодательств своих стран.

Существенные расхождения начались в середине 1990 - х, когда государства Западной Европы, в контексте предложений FATF, принялись ужесточать контроль над законностью происхождения и движением финансовых потоков. На постсоветском пространстве (исключая Прибалтику) передел государственной собственности, операции с металлом, нефтью и газом, также вышли на качественно новый уровень. Жиллерон утверждает, что "когда западные банкиры предпринимали действия с целью узнать происхождение капиталов", то в ответ на запросы они "получали заведомо ложную информацию".

Тем не менее крупные банки Западной Европы от игры с клиентами - выходцами из постсоветских стран отказались не сразу: антиотмывочное законодательство имело определенные прорехи. В Швейцарии, скажем, сообщать о нормативно определенных сомнительных операциях банки обязали только в 1998 году (до этого сомнительность транзакции финансовые учреждения определяли на свое усмотрение). Отдельные банкиры, по словам Жиллерона, дабы выяснить личность клиента и его финансовую чистоплотность, отправляли своих агентов в страны Центральной Азии и Восточной Европы. Что, в общем - то, сути дела не меняло. В 1996 году, после шумихи в западной прессе вокруг дел об отмывании, Европа практически отказалась от капиталов, принадлежащих резидентам бывшего СССР.

Не отмывай, да не судим будешь

В том же 1996 - м "40 рекомендаций" FATF впервые были пересмотрены "с целью отображения типов отмывания, которые эволюционируют". Усовершенствованные постулаты стали конкретнее и получили признание более 130 государств как международный базовый стандарт в сфере борьбы с грязными деньгами. В то же время FATF оставила правительствам свободу выбора инструментария борьбы с отмыванием, предложив четкие критерии определения сомнительных операций. Такими критериями стали: транзакции денег, вырученных от нелегальной торговли оружием, людьми, наркотиками, крупных финансовых махинаций и прочие нехорошие вещи.

Банковские счета политических деятелей из Украины, России, Казахстана, Нигерии и других не очень развитых государств оказались под угрозой "замораживания" в Швейцарии, Бельгии, Лихтенштейне и т. д. Особенно старалась женевская прокуратура. По подозрению в отмывании, как рассказывал перед окончанием своей каденции кантональный генпрокурор Бернар Бертоса, были остановлены операции по счетам секретаря СНГ Павла Бородина, нигерийского диктатора Абаша Энучи ($600 млн), экс - премьера Пакистана Беназиры Бхутта, экс - президента Мексики и "порядка $100 млн, принадлежащих премьеру и президенту Казахстана". Некоторые из деятелей впоследствии получили в Швейцарии приговор.

В 1997 году женевская прокуратура возбудила дело против украинского экс - премьера Павла Лазаренко. Официальная мотивация - Павел Иванович нарушил швейцарские законы. Он, по словам Бертосы, не пытался, как его российский тезка, "открыть в Швейцарии счета собственноручно". Лазаренко, как в частных беседах убеждали компетентные люди, якобы превысил скорость на швейцарской границе, после чего у него возникли ославившие Украину паспортные проблемы. Порядка $30 млн "имени Лазаренко" были заблокированы в Швейцарии, а суммы в пять раз большие Генпрокуратура Украины до сих пор разыскивает по всему миру. Бертоса, кстати, полагает, что они уплыли "в направлении Карибского бассейна и Северной Америки".

Хорошая мина

В свете борьбы с отмыванием пример Лазаренко можно считать хрестоматийным дважды. Во - первых, потому что, по словам Бертосы, деньги экс - премьера прокручивались сразу через 20(!) швейцарских банков. Во - вторых, этот случай продемонстрировал общественности, что в Швейцарии: а) "есть такие деньги, которые заблокированы до принятия решения украинскими властями"; б) "есть такие, которые требуют американские компании и компании Багамских островов". Цена пункта "а", как утверждал Бертоса, $5 млн ("плюс" к тем $10 млн, которые Швейцария уже экстрадировала в Украину). Пункт "б" - это $15 млн, судьба которых зависит от договоренности Украины и США. Любопытно, что и в первом, и во втором случае Украине было предложено доказать "грязность" происхождения денег Лазаренко.

Примечательно и то, что в делах Павла Ивановича не обошлось без участия швейцарских банков и американских компаний. Равно как и то, что по делу "высокопоставленных казахов" Бертоса "информировал американские власти": мол, на сомнительные счета "деньги переводились рядом американских нефтяных компаний". Никто, конечно, не намекает на сопричастность Швейцарии и США к махинациям в Украине и Казахстане. Напротив, все дружно признают эффективность борьбы с грязными деньгами в Швейцарии. Ведь, как ни крути, а именно там были раскрыты многие громкие дела (например, о продаже военного оборудования Францией на Тайвань, контрабанде наркотиков северо - американскими организациями и так далее). Но "совпадение" это все же весьма и весьма пикантно.

Игра на мизере

По экспертным оценкам FATF, общий объем мировых потоков капиталов сомнительного происхождения колеблется от $500 млрд до $1,5 трлн в год. Если верить информации ГНАУ, то с 1996 - го по 2001 - й из Украины за рубеж нелегально "ушло" порядка $20 млрд. Директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко определял масштабы оттока абсолютной ликвидности из страны скромнее - около $2 млрд в год. Последние данные Администрации Президента останавливаются на 1 млрд грн.

В любом случае, удельный вес Украины в мировом океане грязных денег ничтожно мал. А относительная слабость банковской системы страны и ее, мягко говоря, непривлекательный инвестиционный климат - лучшая гарантия того, что отмывать грязные деньги в Украине вряд ли кто - то станет. Это, впрочем, не помешало FATF на пленарном заседании в сентябре 2001 - го включить Украину в "черный список" государств и территорий (NCCT), не способствующих борьбе с отмыванием. Это резонансное событие и оказалось отправной точкой в борьбе с отмыванием для украинского политикума. Государство, относительно спокойно пережившее истории с размещением денег золотовалютных резервов НБУ на Кипре и выплатами остарбайтерам за счет выпуска ОВГЗ, под сильным прессом FATF, наконец, осознало: борьба с грязными деньгами неизбежна. Иначе любые транзакции с украинской территории будут априори считаться сомнительными. Так родилась идея создания финансовой разведки.

Первой "в разведку" устремилась налоговая. Для успешного выполнения разведфункций, убеждали чиновники ГНАУ, у уважаемого органа был и опыт, и информационная система (создаваемая, в том числе, и за счет программ внешнего кредитования Украины). Инициатива ведомства была воспринята в штыки. Следующая идея, получившая поддержку экс - председателя НБУ Владимира Стельмаха - учредить финразведку "под крышей" СНБОУ, возглавляемого на тот момент генералом Евгением Марчуком - также канула в Лету. Интересы сошлись на Минфине, структурой которого в январе 2002 года и стал Государственный департамент финансового мониторинга.

Пока финансовые разведчики "входили в курс дела" и раздували щеки для важности, финансовые учреждения нескольких стран - членов FATF в декабре 2002 - го рекомендовали применить к Украине контрмеры. Основная причина - органичное неприятие международных норм гласными и негласными законами полурыночной украинской экономики. Суммарный ущерб от контрмер, действовавших до 12 февраля текущего года, официально оценен не был. Победа за отмену санкций признана за премьером Виктором Януковичем и первым вице - премьером Николаем Азаровым. По сути, полемика с FATF, раздутая затем до размеров пиар - кампании, стала презентацией дееспособности нового коалиционного правительства, которому очень скоро вновь придется повторить "подвиг": убедить ВР в необходимости принятия соответствующих законопроектов, а FATF доказать, что Украина достойна развиваться вне "черного списка".

Антиотмывочные нормы Украины

Нормативный акт Статьи, которые предлагает изменить (дополнить) правительство*
Уголовный кодекс т. 205 (ч.1); ст. 209 ("Примечания)
Уголовно - процессуальный кодекс Ст. 112 (ч.3)
Кодекс об административных правонарушениях Ст. 255 (п.1 ч.1)
Закон "О государственной статистике Ст. 21 (ч.1); ст. 255
Закон "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" Ст. 29 (ч.1); ст 32 (ч.2); п.4 Р. VIII Заключительных положений
Закон "О страховании Ст. 40 (ч.4)
Закон "О кредитных союзах Ст. 21 (ч.5)
Закон "О борьбе с терроризмом Ст. 1; ст. 4 (ч.3); ст. 5
Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем Практически каждая статья
*Согласно законопроекту "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по вопросам предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризмаволюция "черного списка
Эволюция "черного списка" Государства, не выполняющие рекомендации FATF, могут быть занесены в "черный список" стран и территорий, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием грязных денег (Non - cooperative Countries and Territories).

Июнь 2000 FATF впервые обнародовала "черный список", куда вошли: Багамы, Каймановы острова, Доминика, острова Кука, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниу, Панама, Филиппины, Россия, Сент - Китс и Невис, а также Сент - Винсент и Гренадины.

Июнь 2001 Багамы, Каймановы острова, Лихтенштейн и Панама "уступают" место в списке Египту, Гватемале, Венгрии, Индонезии, Мьянме и Нигерии.

Сентябрь 2001 К "черному списку" присоединяют Гренаду и Украину.

Июнь 2002 Венгрия, Израиль, Ливан, Сент - Китс и Невис выведены из списка.

Октябрь 2002 "Черный список" покидают Доминика, Маршалловы острова, Ниу и Россия.

Февраль 2003 Из списка выходит Гренада.

Июнь 2003 Теперь вне списка оказываются Сент - Винсент и Гренадины.

Ноябрь 2003 Сегодня в "черном списке" 9 государств: острова Кука, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины и Украина.

Досье Международная организация по борьбе с отмыванием грязных денег (Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) создана в июле 1989 года в Париже по инициативе лидеров "семерки" наиболее экономически развитых стран - США, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Италии и Канады. Тогда же было решено, что каждые пять лет организация будет уточнять и дополнять свои цели и задачи и проводить ежегодно три закрытых (без допуска прессы) плановых заседания (в сентябре - октябре, феврале и июне).

1990 год. FATF утвердила международный базовый стандарт определения критериев сомнительных операций и назвала их "40 рекомендаций".

1996 год. "40 рекомендаций" впервые отредактированы.

Октябрь 2001. FATF подготовила восемь специальных рекомендаций, касающихся борьбы с финансированием терроризма.

Июнь 2003. "40 рекомендаций" усовершенствованы вновь.

Сегодня в состав FATF входит 31 государство и 2 международные организации, а также более 20 наблюдателей. Президентом FATF (с 1 июля 2003 - го) является генеральный директор Министерства финансов Швеции Клас Норгрен.

Номенклатура предикативных преступлений по FATF*

* участие в организованной преступной группе и рэкет

* терроризм, в том числе финансирование терроризма

* торговля людьми и организация нелегальной миграции

* сексуальная эксплуатация

* незаконная торговля наркотиками и психотропными веществами

* незаконная торговля оружием

* незаконная торговля ворованными вещами

* коррупция, взяточничество и мошенничество

* подделка валюты, "пиратство" товаров

* убийство, нанесение телесных повреждений

* преступления против окружающей среды

* воровство людей, незаконное лишение свободы

* грабеж, воровство, контрабанда, вымогательство

* использование поддельных документов

* инсайдерные торговые операции и рыночные манипуляции

Государства, согласно рекомендациям, вправе расширять перечень

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на сьогодні, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес