Фінансові новини
- |
- 17.05.24
- |
- 11:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Контракты": Совершенствуя борьбу с грязными деньгами, правительство, ссылаясь на требования FATF, пытается взять под контроль всю страну - от рядовых покупателей квартир до политических деятелей
13:41 12.11.2003 |
Официальный Киев намерен в феврале 2004 года - на следующем заседании Международной организации по борьбе с отмыванием (FATF) - вывести Украину из "черного списка" не сотрудничающих с FATF государств. Для достижения этой цели властям предстоит, во - первых, убедить международных экспертов в эффективности запущенных в Украине летом этого года механизмов противодействия отмыванию. А во - вторых, - привести национальные антиотмывочные нормативы в соответствие сорока обновленным (на июньском заседании FATF в Берлине) и восьми специальным рекомендациям. Пакет изменений к законодательству правительство уже передало на рассмотрение ВР.
Диспозиция
FATF, как известно, не является наднациональным органом, и его рекомендации, являясь общепризнанным международным базовым стандартом в сфере борьбы с отмыванием, не обязательны к исполнению. Более того, разные страны имеют разные правовые и финансовые традиции, а значит, не могут внедрять идентичные механизмы для достижения высших целей. FATF развитые государства уважают, но не всегда чтят. И то, что FATF неоднократно выдвигала претензии к США и Швейцарии, но так и не рискнула поднять вопрос о включении этих стран в "черный список" - лучшее подтверждение тому, что организация "знает свое место".
Украина - не Швейцария (мягко говоря). Украина пока только хочет доказать свое сотрудничество FATF и выйти, таким образом, из одного "черного списка" с островами Кука, Египтом, Гватемалой, Индонезией, Мьянмой, Науру, Нигерией и Филиппинами. Период введения финансовых санкций (декабрь - февраль 2003 - го) отдельными странами - членами FATF еще свеж в памяти украинских экспортеров и банкиров. Эксперты FATF также вряд ли успели забыть не поддающуюся разумному переводу на английский первую редакцию Закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в той части, где участники украинского финансового рынка попытались обезопасить себя от чрезмерной активности контролирующих инстанций.
Гонка за лидером
Сравнивая тексты изменений к законам и кодексам Украины, предлагаемых Кабмином, с усовершенствованными постулатами FATF, кажется, что на этот раз стороны не должны иметь претензий друг к другу. Если, конечно, законодательные наработки Кабмина не провалит ВР. А такой вариант, учитывая температуру дискуссии в процессе февральской коррекции закона, возможен.
Главным яблоком парламентско - правительственного раздора может стать предложение Кабмина внести политических деятелей и их родственников в категорию потенциальных отмывателей. Субъектам первичного финмониторинга предписано, в частности: а) "внедрить процедуры установления факта принадлежности" клиентов к политикам; б) обеспечить внутри организации порядок "получения разрешения руководителя... на установление деловых отношений" с такого рода клиентурой; в) "применять меры для определения источников происхождения доходов таких особ" и, вообще, относиться к политикам - бизнесменам с "особенным вниманием". Совершенно очевидно, что убедить замешанных на бизнесе политиков в том, что идея у Кабмина возникла благодаря рекомендациям FATF, а не по случаю приближающихся президентских выборов - задача не из простых.
Кроме того, FATF рекомендует (а правительство согласно) существенно расширить число и, соответственно, масштабы первичного уровня финмониторинга. Новопосвященным разведчикам (торговцам недвижимостью, драгметаллами, нотариусам, адвокатам, аудиторам) предложено в обязательном порядке не только проводить идентификацию потребителей своих услуг, но и информировать государство о сомнительных операциях клиентов. Причем тот факт, что FATF в своих рекомендациях не требует от юристов и бухгалтеров "сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация была получена при обстоятельствах, когда они обязаны придерживаться требований профессиональной тайны", Кабмин обошел. В любопытном Украинском государстве все вопросы по этому поводу намерены регулировать правительственными(!) постановлениями.
В свете рекомендаций FATF потенциально усиливается контроль над субъектами негосударственного мониторинга: "Информация уполномоченного органа (Госдепартамента финмониторинга. - Ред.) касательно нарушений... может служить основанием для проведения соответственным государственным органом проверки субъекта". Интересно так же и то, что размеры самого уполномоченного органа (УО) со временем могут разрастись. FATF просто рекомендовала поставить контроль над сомнительными операциями на должный уровень. А Кабмин придумал, что "для выполнения своих полномочий он (УО. - Ред.) может создавать и ликвидировать территориальные подразделения". Под этим же соусом на базе УО решили воплотить мечту налоговых инспекторов: создать "Единую государственную информационную систему", куда "субъекты государственного финансового мониторинга и другие государственные органы обязаны" сливать "информационные ресурсы". Потом, надо полагать, будет как в песне: большому кораблю - большое плавание и такие же полномочия.
В рамках рекомендаций FATF Госдепфинмониторинга намерен "давать разъяснения касательно нормативно - правовых актов в сфере предотвращения и противодействия" отмыванию. Разъяснять кому - то что - то, а не продуцировать качественные законы - хроническая болезнь украинских ведомств. Но еж ужу не помеха: разъяснения Госдепа не будут касаться "актов государственных органов, которые осуществляют регулирование и надзор над субъектами первичного финансового мониторинга".
Впрочем, финансовой разведке будет что разъяснять. Как, к примеру, на первичном уровне финмониторинга распознать происхождение денег, сокрытых от налогообложения - от продажи семечек или наркотиков они взялись? Приятно, конечно, что национальные антиотмывочные нормативы не относят уклонение от налогов к предикативным (предшествующим) отмыванию преступлениям. Но как, позвольте, будет распоряжаться информацией Госдепфин, когда узнает, что обычная квартира куплена за деньги, не указанные в налоговой декларации? А если в этой квартире поселятся террористы? В странах Западной Европы проблему решили просто: установили пороговое различие между финансовой махинацией и уклонением от уплаты налогов. В США уклонение от налогов отнесли в разряд уголовно - наказуемых и, соответственно, предикативных отмыванию преступлений.
Кстати, у самих финансовых разведчиков жилищных проблем в свете борьбы с отмыванием быть не должно: изменения дают им право на "обзаведение домашним хозяйством на срок до 20 лет с погашением 50% полученного займа за счет бюджетных средств". Это - еще круче, чем рекомендует FATF. Ведь работа украинских разведчиков - аналитиков ожидает нервная: "в случае смерти или инвалидности" работника УО на службе, "ему или его наследникам" гарантированы выплаты из госбюджета. В целом, согласно рекомендациям FATF, борьба с грязными деньгами обещает быть выгодной для государства и, прежде всего, самих разведчиков. В закон предлагаются ввести следующий пункт: "средства и/или имущество, которые были... конфискованы... по делу о легализации (отмывании)... и подлежат возврату в Украину или иностранное государство, распределяются в соответствии с международными соглашениями касательно распределения конфискованных активов или доходов от размещения этих активов. Средства, полученные Украиной по международному соглашению, засчитываются в спецфонд госбюджета и используются... на финансирование мероприятий борьбы с легализацией... в порядке, определенном Кабмином".
Налоговики финансовой разведки
ФИО | Нынешняя должность | Ранее занимаемая должность |
Гуржий Сергей Григорьевич | Первый замминистра финансов - председатель Госдепартамента финансового мониторинга | Заместитель председателя ГНАУ |
Диесперов Валерий Валентинович | Первый заместитель председателя Госдепартамента финансового мониторинга | Начальник управления налоговой милиции ГНАУ в г. Киеве |
Жминько Виктор Николаевич | Первый заместитель председателя Госдепартамента финансового мониторинга | Руководитель управления главка налоговой милиции |
Янушевич Ярослав Владимирович | Заместитель председателя Госдепартаментафинансового мониторинга | Заместитель начальника Главногоуправления налогового аудита ГНАУ |
Клюшке Станислав Николаевич | Заместитель председателя Госдепартаментафинансового мониторинга | Советник премьер - министра Украины |
Действующее законодательство* | Проект изменений |
Субъекты первичного уровня финмониторинга | |
Банки, страховые компании, платежные организации, эквайринговые и клиринговые учреждения, биржи всех видов, ИСИ, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, игорные заведения и др. | Добавлены: торговцы недвижимостью (риэлторы), торговцы драгметаллами и драгкамнями, нотариусы, адвокаты, юрисконсульты, аудиторы, компании по управлению активами, бухгалтерские консультации. |
Субъекты государственного уровня финмониторинга | |
Госдепартамент по финансовому мониторингу, НБУ, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг | Добавлены: Минфин, Минюст, Госкомзем. |
Операции, подпадающие под обязательный финмониторинг | |
Сумма на 80 000 грн и выше, соответствующая одному из следующих признаков: - транзакция на анонимный (номерной) счет за границу или в оффшор; - купля - продажа дорожных чеков; - транзакции при участии NCCT - резидентов; - перечисление наличных средств за границу; - транзакция (открытие счета) в пользу третьего лица; операции по счетам "молодых (до 3 месяцев) компаний; - обмен банкнот на банкноты другого номинала; - покупка ценных бумаг за наличные и т. д. | Расширены без принципиальныхизменений. Добавлено положение о порядке уведомления государства субъектами первичного финансовогомониторинга об операциях, связанных с террористической деятельностью. |
Операции, подпадающие под внутренний финмониторинг | |
1. Путанный характер и отсутствие экономического смысла: - согласие на меньший процент или большую комиссию, чем предельно установлено банком; - желание клиента провести операцию по отличной от законодательных норм и внутренних правил схеме; - внесение существенных изменений в ранее согласованную схему; - предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить. 2. Несоответствие финансовой операции деятельности юрлица и его уставным документам. 3. Выявление неоднократного осуществления операций, дающих основания считать их схемой ухода от финмониторинга | Практически без изменений. |
Обязанности субъектов первичного уровня финмониторинга | |
- Проводить идентификацию клиента. - Выявлять, регистрировать сомнительные операции. - Предоставлять в течение 3 рабочих дней информацию (в том числе и коммерческую) на запросы органов госфинмониторинга; хранить на протяжении 5 лет информацию о потенциально сомнительных операциях и т. д. | Принципиальные дополнения: внедрить "процедуру установления предоставлять информацию на государственный уровень факта принадлежности личности к (не позже 3 рабочих дней). политическим деятелям; - внедрить порядок получения внутреннегоразрешения руководства на установлениеделовых отношений с политиками; - принимать меры по определению источников доходов политических деятелей и т.п. |
Полномочия Госдепартамента по финмониторингу (УО) | |
- сбор, обработка, анализ информации об операциях, подпадающих под обязательный финмониторинг; - создание единой информационной системы; - сотрудничество с международными организациями; - участие в разработке нормативно - правовых актов; - получение от местных органов власти, субъектов хозяйствования информации; - сотрудничество с другими органами власти, передача, при наличии оснований, информации правоохранительным органам и т. д. | Принципиальные дополнения: - информация УО является основанием для проверки субъекта; - предоставление информации другим субъектам госфинмониторинга (перечень данных определяется совместно); - создание территориальныхподразделений; - разъяснения антиотмывочного законодательства (исключая акты других органов госвласти). |
*Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" |
Дмитрий КУТАХ, управляющий партнер "РГС - Российская адвокатская группа":
- В Украине перегибы под маркой борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, уже имеют место. Законопроект, предложенный Госдепартаментом по финансовому мониторингу, таит в себе новые опасности. Так, возложение на бухгалтеров, аудиторов, адвокатов и так далее обязанности определять сомнительность операций клиента и, тем более, сообщать об этом в какие - либо органы, не только противоречит Конституции, духу и смыслу законов "Об аудиторской деятельности", "Об адвокатуре", "Об информации", но и подрывает основы понятий адвокатской, коммерческой, нотариальной и банковской тайны. Например, любой адвокат может быть допрошен в качестве свидетеля по делу своего клиента и, соответственно, "выбит" из уголовного дела.
Вызывает озабоченность попытка "под шумок" протащить в статью 205 Уголовного кодекса "Фиктивное предпринимательство" новации относительно использования субъекта предпринимательской деятельности созданного "с целью прикрытия незаконной деятельности... ". На практике, если вдруг контрагент перестал сдавать отчеты в налоговую, то отстаивать правомерность отнесения налоговых накладных в кредит по НДС будет недостаточно. Вы автоматически становитесь субъектом ст. 205 УК, а если штрафы по НДС все - таки взыскали и они превышают 3400 гривен, то автоматически попадаете и под ч. 2 статьи 205 (лишение свободы от трех до пяти лет). В целом, предложенный законопроект фактически создает еще одну правоохранительную структуру с наделением ее широкими полномочиями. Это неизбежно будет использовано для дальнейшего ужесточения фискальной политики государства, создаст предпосылки для использования данного органа в политической борьбе и использования данного инструмента для уничтожения бизнеса конкурентов.
Чего стоит направление рядового запроса, например, в Германию, относительно проверки на причастность украинского и немецкого деловых партнеров к отмыванию денежных средств со ссылкой на возбужденное в Украине уголовное дело? Наверняка - конец сотрудничеству немецкой стороны с украинским контрагентом. Принятие законопроекта в том виде, в каком он предлагается, без надлежащей реформы правоохранительных органов, либерализации фискального законодательства и организации контроля над соответствующими структурами со стороны гражданского общества приведет к существенному ограничению прав украинских налогоплательщиков и может повлечь значительные злоупотребления со стороны фискальных органов.
Немного истории
Создание FATF и начало борьбы с грязными деньгами совпало с развалом СССР и периодом первичного накопления капитала в постсоветских странах. Украина к "большой мировой стирке" официально подключилась в конце прошлого года в результате жесткого "шантажа" финансовыми учреждениями стран - членов FATF.
Единство противоположностей
Президент Ассоциации банков кантона Женева (Швейцария) Франсуа Жиллерон вспоминает, что "после падения берлинской стены" в Швейцарию и Бельгию, Голландию и Лихтенштейн "приехало много "русландов" (россиян, украинцев, казахов и т. д. - Ред.) с громадными суммами" и таким же желанием разместить их в западноевропейских банках. Банкиры вклады охотно принимали и чистотой их "генеалогии" поначалу особенно не интересовались. Причем, как европейские финансисты, так и украинские дельцы действовали в начале 1990 - х в рамках законодательств своих стран.
Существенные расхождения начались в середине 1990 - х, когда государства Западной Европы, в контексте предложений FATF, принялись ужесточать контроль над законностью происхождения и движением финансовых потоков. На постсоветском пространстве (исключая Прибалтику) передел государственной собственности, операции с металлом, нефтью и газом, также вышли на качественно новый уровень. Жиллерон утверждает, что "когда западные банкиры предпринимали действия с целью узнать происхождение капиталов", то в ответ на запросы они "получали заведомо ложную информацию".
Тем не менее крупные банки Западной Европы от игры с клиентами - выходцами из постсоветских стран отказались не сразу: антиотмывочное законодательство имело определенные прорехи. В Швейцарии, скажем, сообщать о нормативно определенных сомнительных операциях банки обязали только в 1998 году (до этого сомнительность транзакции финансовые учреждения определяли на свое усмотрение). Отдельные банкиры, по словам Жиллерона, дабы выяснить личность клиента и его финансовую чистоплотность, отправляли своих агентов в страны Центральной Азии и Восточной Европы. Что, в общем - то, сути дела не меняло. В 1996 году, после шумихи в западной прессе вокруг дел об отмывании, Европа практически отказалась от капиталов, принадлежащих резидентам бывшего СССР.
Не отмывай, да не судим будешь
В том же 1996 - м "40 рекомендаций" FATF впервые были пересмотрены "с целью отображения типов отмывания, которые эволюционируют". Усовершенствованные постулаты стали конкретнее и получили признание более 130 государств как международный базовый стандарт в сфере борьбы с грязными деньгами. В то же время FATF оставила правительствам свободу выбора инструментария борьбы с отмыванием, предложив четкие критерии определения сомнительных операций. Такими критериями стали: транзакции денег, вырученных от нелегальной торговли оружием, людьми, наркотиками, крупных финансовых махинаций и прочие нехорошие вещи.
Банковские счета политических деятелей из Украины, России, Казахстана, Нигерии и других не очень развитых государств оказались под угрозой "замораживания" в Швейцарии, Бельгии, Лихтенштейне и т. д. Особенно старалась женевская прокуратура. По подозрению в отмывании, как рассказывал перед окончанием своей каденции кантональный генпрокурор Бернар Бертоса, были остановлены операции по счетам секретаря СНГ Павла Бородина, нигерийского диктатора Абаша Энучи ($600 млн), экс - премьера Пакистана Беназиры Бхутта, экс - президента Мексики и "порядка $100 млн, принадлежащих премьеру и президенту Казахстана". Некоторые из деятелей впоследствии получили в Швейцарии приговор.
В 1997 году женевская прокуратура возбудила дело против украинского экс - премьера Павла Лазаренко. Официальная мотивация - Павел Иванович нарушил швейцарские законы. Он, по словам Бертосы, не пытался, как его российский тезка, "открыть в Швейцарии счета собственноручно". Лазаренко, как в частных беседах убеждали компетентные люди, якобы превысил скорость на швейцарской границе, после чего у него возникли ославившие Украину паспортные проблемы. Порядка $30 млн "имени Лазаренко" были заблокированы в Швейцарии, а суммы в пять раз большие Генпрокуратура Украины до сих пор разыскивает по всему миру. Бертоса, кстати, полагает, что они уплыли "в направлении Карибского бассейна и Северной Америки".
Хорошая мина
В свете борьбы с отмыванием пример Лазаренко можно считать хрестоматийным дважды. Во - первых, потому что, по словам Бертосы, деньги экс - премьера прокручивались сразу через 20(!) швейцарских банков. Во - вторых, этот случай продемонстрировал общественности, что в Швейцарии: а) "есть такие деньги, которые заблокированы до принятия решения украинскими властями"; б) "есть такие, которые требуют американские компании и компании Багамских островов". Цена пункта "а", как утверждал Бертоса, $5 млн ("плюс" к тем $10 млн, которые Швейцария уже экстрадировала в Украину). Пункт "б" - это $15 млн, судьба которых зависит от договоренности Украины и США. Любопытно, что и в первом, и во втором случае Украине было предложено доказать "грязность" происхождения денег Лазаренко.
Примечательно и то, что в делах Павла Ивановича не обошлось без участия швейцарских банков и американских компаний. Равно как и то, что по делу "высокопоставленных казахов" Бертоса "информировал американские власти": мол, на сомнительные счета "деньги переводились рядом американских нефтяных компаний". Никто, конечно, не намекает на сопричастность Швейцарии и США к махинациям в Украине и Казахстане. Напротив, все дружно признают эффективность борьбы с грязными деньгами в Швейцарии. Ведь, как ни крути, а именно там были раскрыты многие громкие дела (например, о продаже военного оборудования Францией на Тайвань, контрабанде наркотиков северо - американскими организациями и так далее). Но "совпадение" это все же весьма и весьма пикантно.
Игра на мизере
По экспертным оценкам FATF, общий объем мировых потоков капиталов сомнительного происхождения колеблется от $500 млрд до $1,5 трлн в год. Если верить информации ГНАУ, то с 1996 - го по 2001 - й из Украины за рубеж нелегально "ушло" порядка $20 млрд. Директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко определял масштабы оттока абсолютной ликвидности из страны скромнее - около $2 млрд в год. Последние данные Администрации Президента останавливаются на 1 млрд грн.
В любом случае, удельный вес Украины в мировом океане грязных денег ничтожно мал. А относительная слабость банковской системы страны и ее, мягко говоря, непривлекательный инвестиционный климат - лучшая гарантия того, что отмывать грязные деньги в Украине вряд ли кто - то станет. Это, впрочем, не помешало FATF на пленарном заседании в сентябре 2001 - го включить Украину в "черный список" государств и территорий (NCCT), не способствующих борьбе с отмыванием. Это резонансное событие и оказалось отправной точкой в борьбе с отмыванием для украинского политикума. Государство, относительно спокойно пережившее истории с размещением денег золотовалютных резервов НБУ на Кипре и выплатами остарбайтерам за счет выпуска ОВГЗ, под сильным прессом FATF, наконец, осознало: борьба с грязными деньгами неизбежна. Иначе любые транзакции с украинской территории будут априори считаться сомнительными. Так родилась идея создания финансовой разведки.
Первой "в разведку" устремилась налоговая. Для успешного выполнения разведфункций, убеждали чиновники ГНАУ, у уважаемого органа был и опыт, и информационная система (создаваемая, в том числе, и за счет программ внешнего кредитования Украины). Инициатива ведомства была воспринята в штыки. Следующая идея, получившая поддержку экс - председателя НБУ Владимира Стельмаха - учредить финразведку "под крышей" СНБОУ, возглавляемого на тот момент генералом Евгением Марчуком - также канула в Лету. Интересы сошлись на Минфине, структурой которого в январе 2002 года и стал Государственный департамент финансового мониторинга.
Пока финансовые разведчики "входили в курс дела" и раздували щеки для важности, финансовые учреждения нескольких стран - членов FATF в декабре 2002 - го рекомендовали применить к Украине контрмеры. Основная причина - органичное неприятие международных норм гласными и негласными законами полурыночной украинской экономики. Суммарный ущерб от контрмер, действовавших до 12 февраля текущего года, официально оценен не был. Победа за отмену санкций признана за премьером Виктором Януковичем и первым вице - премьером Николаем Азаровым. По сути, полемика с FATF, раздутая затем до размеров пиар - кампании, стала презентацией дееспособности нового коалиционного правительства, которому очень скоро вновь придется повторить "подвиг": убедить ВР в необходимости принятия соответствующих законопроектов, а FATF доказать, что Украина достойна развиваться вне "черного списка".
Антиотмывочные нормы Украины
Нормативный акт | Статьи, которые предлагает изменить (дополнить) правительство* |
Уголовный кодекс | т. 205 (ч.1); ст. 209 ("Примечания) |
Уголовно - процессуальный кодекс | Ст. 112 (ч.3) |
Кодекс об административных правонарушениях | Ст. 255 (п.1 ч.1) |
Закон "О государственной статистике | Ст. 21 (ч.1); ст. 255 |
Закон "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" | Ст. 29 (ч.1); ст 32 (ч.2); п.4 Р. VIII Заключительных положений |
Закон "О страховании | Ст. 40 (ч.4) |
Закон "О кредитных союзах | Ст. 21 (ч.5) |
Закон "О борьбе с терроризмом | Ст. 1; ст. 4 (ч.3); ст. 5 |
Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем | Практически каждая статья |
*Согласно законопроекту "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по вопросам предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризмаволюция "черного списка |
Июнь 2000 FATF впервые обнародовала "черный список", куда вошли: Багамы, Каймановы острова, Доминика, острова Кука, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниу, Панама, Филиппины, Россия, Сент - Китс и Невис, а также Сент - Винсент и Гренадины.
Июнь 2001 Багамы, Каймановы острова, Лихтенштейн и Панама "уступают" место в списке Египту, Гватемале, Венгрии, Индонезии, Мьянме и Нигерии.
Сентябрь 2001 К "черному списку" присоединяют Гренаду и Украину.
Июнь 2002 Венгрия, Израиль, Ливан, Сент - Китс и Невис выведены из списка.
Октябрь 2002 "Черный список" покидают Доминика, Маршалловы острова, Ниу и Россия.
Февраль 2003 Из списка выходит Гренада.
Июнь 2003 Теперь вне списка оказываются Сент - Винсент и Гренадины.
Ноябрь 2003 Сегодня в "черном списке" 9 государств: острова Кука, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины и Украина.
Досье Международная организация по борьбе с отмыванием грязных денег (Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) создана в июле 1989 года в Париже по инициативе лидеров "семерки" наиболее экономически развитых стран - США, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Италии и Канады. Тогда же было решено, что каждые пять лет организация будет уточнять и дополнять свои цели и задачи и проводить ежегодно три закрытых (без допуска прессы) плановых заседания (в сентябре - октябре, феврале и июне).
1990 год. FATF утвердила международный базовый стандарт определения критериев сомнительных операций и назвала их "40 рекомендаций".
1996 год. "40 рекомендаций" впервые отредактированы.
Октябрь 2001. FATF подготовила восемь специальных рекомендаций, касающихся борьбы с финансированием терроризма.
Июнь 2003. "40 рекомендаций" усовершенствованы вновь.
Сегодня в состав FATF входит 31 государство и 2 международные организации, а также более 20 наблюдателей. Президентом FATF (с 1 июля 2003 - го) является генеральный директор Министерства финансов Швеции Клас Норгрен.
Номенклатура предикативных преступлений по FATF*
* участие в организованной преступной группе и рэкет
* терроризм, в том числе финансирование терроризма
* торговля людьми и организация нелегальной миграции
* сексуальная эксплуатация
* незаконная торговля наркотиками и психотропными веществами
* незаконная торговля оружием
* незаконная торговля ворованными вещами
* коррупция, взяточничество и мошенничество
* подделка валюты, "пиратство" товаров
* убийство, нанесение телесных повреждений
* преступления против окружающей среды
* воровство людей, незаконное лишение свободы
* грабеж, воровство, контрабанда, вымогательство
* использование поддельных документов
* инсайдерные торговые операции и рыночные манипуляции
Государства, согласно рекомендациям, вправе расширять перечень
Вячеслав ДАРПИНЯНЦ