Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Бизнес": Предметы искусства - привлекательный, но рисковый объект инвестирования. (Как уменьшить риски)

11:33 22.10.2003 |

Фінанси

Знатоки утверждают, что настоящий арт - рынок сформировался в середине 60 - х годов прошлого века. В 80 - е годы в мире наблюдалась настоящая лихорадка инвестиций в арт - предметы, в результате многие из них, особенно произведения современного искусства, оказались переоценены. Результат не заставил себя ждать. В 1990 - 1995 гг. произошел обвал рынка - цены на многие предметы упали в несколько раз и на некоторые из них не вернулись на прежний уровень и по сей день.

Несмотря на это, вложения в предметы искусства считаются в мире одними из самых привлекательных, но очень рисковых.

Игорь Метелицын, президент сети галерей London Contemporary Art - EEB, говорит, что понизить риски можно, если придерживаться трех главных правил:

* цена должна быть справедливой. За каждым предметом искусства должен стоять институт цены, который продавец обязан предъявить покупателю;

* продавец должен дать покупателю прогноз инвестиционной емкости (перспективы роста цены) приобретаемого предмета;

* приобретенная вещь должна быть ликвидной.

По понятным причинам украинский арт - рынок находится еще в дозачаточном состоянии. Выполнить все три вышеназванных условия очень трудно, но в какой - то мере можно. Об этом мы и написали.

ВОЙТИ В СРЕДУ

Сколько в стране коллекционеров произведений искусства, статистике неизвестно. Знатоки утверждают, что людей, которые пытались или пытаются заниматься коллекционированием, не так уж и мало. Но серьезных коллекционеров (у кого действительно стоящие коллекции) можно перечесть по пальцам. В большинстве же случаев коллекции являют собой набор неравноценных предметов. И нередко бывает, что люди просто "начиняют" дорогие жилища дешевым китчем. А это вряд ли можно назвать вложением денег.

Последуйте совету искусствоведа Натальи Сухолит: "Не стоит торопиться или поддаваться стадному чувству - мол, такая вещь есть у моего шефа, значит, и мне надо купить аналогичную". Искусствовед уверена, что будущий коллекционер "прежде всего, должен четко определиться, что ему надо. Приобретать произведения искусства наобум - это все равно, что играть в рулетку".

Учредитель компании "Арт - Блюз" и галерист в одном лице Юрий Комельков придерживается того же мнения: не стоит спешить тратить деньги, нужно "долго присматриваться: походить по галереям, музеям, где представлены работы художников". А пока будешь присматриваться, обязательно познакомишься с галеристами, художниками, искусствоведами, коллекционерами, которые помогут разобраться, "что есть настоящее искусство, а что - китч".

Иными словами, нужно войти в художественную тусовку и стать "своим". Только так можно узнать и понять инфраструктуру арт - рынка, разведать его секреты. Узнать, к кому можно обращаться за консультацией, а кого обходить десятой дорогой. Каковы цены на произведения искусства. Где их приобретать.

Человек вне художественной тусовки очень сильно рискует. Рискует теми самыми деньгами, которые собирается вложить в произведения искусства.

"Немало бизнесменов пробовали заняться коллекционированием, - говорит антиквар, президент ООО "Кияночка" Игорь Понамарчук. - Случалось, что они находили экспертов "с улицы", советовавших им приобретать антикварные вещи у своих дружков, которые на рынке антиквариата пользуются весьма сомнительной репутацией. Заканчивались такие истории плачевно: бизнесмен на каком - то этапе понимал, что накупил "не того" и не по "тем ценам". То есть неудачно вложил деньги".

Но даже если человеку повезет и он сумеет приобрести настоящее произведение искусства (скажем, на аукционе), то не факт, что позже удастся его выгодно продать. Если он "свой", то сможет обратиться непосредственно к коллекционерам и сторговаться. А если он из "чужаков", то вынужден будет иметь дело с посредниками (галеристами, антикварами, дилерами), которые заинтересованы побольше заработать на продаже. Так что в этом случае коллекционеру "с улицы" вряд ли можно рассчитывать на прибыль. Скорее всего, он от такой продажи только потеряет, считает Наталья Сухолит.

То есть, как ни крути, а будущему коллекционеру нужно "влиться" в художественную среду. И, конечно же, ему нужны хорошие и порядочные консультанты (которые разбираются в искусстве и ценах и не обманывают).

"В Киеве есть несколько профессионалов, которые могут подсказать, как грамотно вложить деньги в произведения искусства", - считает Игорь Понамарчук. Их следует искать среди антикваров, галеристов, искусствоведов, художников, музейных работников. Думается, если коллекционер будет "в среде", то сумеет сориентироваться, кому из консультантов отдать предпочтение.

Федор Зернецкий:

"Ежегодно цена на хорошую живопись возрастает минимум на 10%".

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

"Основной принцип, которого стоит придерживаться коллекционеру, - приобретать вещи качественные, перспективные", - советует Игорь Понамарчук. На наш вопрос о том, как распознать вещь перспективную, антиквар ответил: "Только имея дар божий на восприятие сего. Научиться этому нельзя. Одним дано, другим - нет. А перехода количества в качество здесь не бывает". То есть без консультанта в этом вопросе не обойтись. Во всяком случае, на первых порах. Спустя какое - то время может оказаться, что и у вас есть дар распознавания перспективных вещей. Ведь этот дар, как мы поняли, есть не что иное, как интуиция, нюх.

"Так все же, в какие произведения искусства стоит вкладывать деньги?" - теребили мы собеседников. Ответ оказался вполне предсказуемым: "Надежнее вкладывать в антиквариат" (к нему относят вещи, выполненные 50 лет назад и ранее. - Ред.). Причем на монеты и награды тратиться не имеет смысла. Во - первых, на рынке уже почти ничего стоящего не осталось - все скупили коллекционеры (говорят, что в Киеве четыре коллекционера, собрания которых "весят" более $1 млн). Во - вторых, эти вещи дорожают медленно.

Что касается икон, то в них, по мнению наших экспертов, вкладывать деньги очень рискованно, легко "напороться" на подделку. По словам г - жи Сухолит, 90% украинского рынка икон составляют "новоделы" - на это работает целая индустрия.

Как мы поняли, большинство коллекционеров предпочитают вкладывать капитал в антикварную живопись. И это наиболее выгодное вложение (при условии, что приобретаются оригиналы).

"Ежегодно цена на хорошую живопись возрастает минимум на 10%. А на русскую живопись, например, тех же передвижников, художников "серебряного века" цены за год поднялись в два раза", - поделился с нами генеральный директор антикварной фирмы "Эпоха" Федор Зернецкий. А его коллега Игорь Понамарчук заявил, что "при правильном вложении антиквариат дает минимум 30% годовых. В мире наблюдается приблизительно следующая тенденция. Скажем, в 1998 году картина была продана за $30 тыс., в 2000 - м - уже за $60 тыс., в 2003 - м - за $120 тыс." (И все же примеры резкого подорожания картин - исключения. Нередко бывает так, что картину нельзя продать даже по старой цене. - Ред.)

Словом, с живописью старых мастеров связываться стоит. Правда, не со всякой. По мнению Натальи Сухолит, покупать в Украине картины западных художников не имеет смысла: "Нет вещей, достойных внимания". Ведь все лучшее выставляется на Западе. "Предметы западноевропейского искусства высочайшего уровня сюда не попадают, а "середняки" стоят дороже, чем на Западе", - заявил г - н Зернецкий.

Поэтому наши коллекционеры предпочитают вкладывать деньги в работы украинских художников. Ведь классная работа украинского мастера стоит дешевле, чем посредственная, но западного художника.

Хотя, при желании, можно купить работу и за рубежом. Но нужно будет решить, что с ней делать. Если это старая и дорогая картина, то ее не только дорого ввезти в Украину, но необходимо и обеспечить соответствующие условия хранения. Можно оставить ее на хранении, например, в банке и ввезти только копию.

Юрий Комельков:

"Не стоит спешить тратить деньги, нужно долгоприсматриваться: походить по галереям, музеям, где представлены работы художников".

РИСКОВАННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

В современное искусство вкладывать деньги рискованно. Если художник сегодня моден и его работы хорошо раскупают, это вовсе не означает, что завтра он будет пользоваться той же популярностью. Популярность некоторых художников держится только за счет их личного обаяния и умения "пиарить" себя. Что касается их работ, то они особой художественной ценности не представляют. И когда мода на этих художников пройдет, вряд ли их работы будут хоть что - то стоить.

Разумеется, среди наших современников немало талантливых художников, но талант не всех из них будет оценен при их жизни. Например, большинство украинских художников советского периода, за работами которых сегодня гоняются коллекционеры, при жизни не были признаны. Их "раскрутили" буквально недавно. По этому поводу галеристы и художники шутят, что, мол, "хороший художник - это мертвый художник".

Так что повторимся: вкладывать капитал в современное искусство - занятие рискованное. Как заметила Наталья Сухолит, "коллекционирование работ современных художников - это не вложение денег, а скорее, удовольствие". Хотя существует вероятность того, что лет через десять на этом "удовольствии" можно будет неплохо заработать. "Например, вы нашли одного или нескольких талантливых и перспективных студентов художественной академии, - рассуждала искусствовед, - скупаете их работы по $50. Через десять лет кто - нибудь из них обязательно "всплывет", и тогда их работы будут оцениваться в $1 тыс. и более. Вот и посчитайте, какая отдача может быть".

Юрий Комельков убежден, что создавать коллекцию современного искусства нужно из работ разных художников: "Не может быть, чтобы никто из них не "выстрелил". Тут можно вспомнить о купце Третьякове, который в свое время занимался только современным искусством, а теперь собранная им коллекция считается одной из самых ценных в мире. На вопрос БИЗНЕСа, что они сами коллекционируют, г - н Комельков ответил: "В моей коллекции есть и современное искусство, и соцреализм, и антиквариат". И, как выяснилось, не только живопись, но и графика, скульптура и декоративно - прикладное искусство.

О ЦЕННОСТИ КОЛЕКЦИИ

Если у владельца есть хотя бы два произведения искусства, то их формально уже можно считать коллекцией. Какую коллекцию можно назвать хорошей, т.е. ценной? Во - первых, она должна состоять из вещей, представляющих собой художественную ценность. Во - вторых, она должна быть цельной. А это значит, что в ней должны быть собраны родственные вещи: произведения либо одного автора, либо одного художественного направления, либо одного периода. Например, только картины эпохи Возрождения или только предметы Фаберже, или только картины Крамского и т.д. Вещь в цельной коллекции стоит гораздо дороже, чем сама по себе. Например, одна картина может стоить $10 тыс., а в коллекции - все $20 тыс.

Как мы уже говорили, многие отечественные коллекционеры предпочитают собирать картины украинских авторов, творивших в советское время. Наталья Сухолит описала схему, по которой действуют некоторые бизнесмены - коллекционеры: "Делают ставку на одного или группу авторов и пытаются скупить все их работы. Причем выбирают имена первой величины. Например, Шишко, Шовкуненко, Эрдели. Прежде чем купить работу, бизнесмены требуют всевозможные документы, подтверждающие подлинность картины. Они могут бесконечно долго советоваться с разными галеристами. Малейшее сомнение в подлинности картины - коллекционеры ее не купят". По мнению г - жи Сухолит, подобным образом себя ведут "самые умные, которые поняли, как правильно вложить деньги в искусство". Через десять лет у этих коллекционеров есть шанс продать коллекцию в десятки раз дороже суммы, которую они вложили сегодня.

Игорь Понамарчук:

"При правильном вложении антиквариат дает минимум 30% годовых".

ГДЕ ПОКУПАТЬ

Теоретически, если человек хорошо разбирается в изобразительном искусстве, то купить ценную вещь сможет даже на "блошином" рынке. Но практика показывает, что "блошиные" рынки уже совсем не те, что были в советские времена. Найти там что - то стоящее невозможно. Значит, посещать такие места вряд ли нужно. И в особенности, если вы мало понимаете в искусстве.

По словам коллекционеров, стоящие вещи (примитивные украинские иконы, изделия из серебра, живопись) еще можно встретить в киевском парке "Победа", куда по субботам съезжаются коллекционеры антиквариата со всей Украины. Но начинающему коллекционеру лучше там ничего не покупать: велик риск "напороться" на подделку. Вообще ни на каких базарах покупать художественные работы не стоит. Как и не стоит тратить время на поиски "шедевров" на Андреевском спуске - там их просто нет.

Что касается арт - дилеров, то у них тоже рискованно приобретать произведения искусства. "Накалываются" даже опытные коллекционеры. Уже вовсю подделывают работы художников советского периода. Что уж говорить о произведениях старых мастеров.

Если речь идет об антиквариате, то достойные вещи следует искать на аукционах, в антикварных магазинах, галереях. Так вы меньше рискуете "вляпаться" в "дешевку". Ведь к каждому произведению искусства, которое там продается, прилагаются документы, подтверждающие его подлинность. Хотя не стоит слепо доверять этим бумагам: эксперт, который дал заключение, мог вольно или невольно ошибиться. Так что не лишним будет, если ваши эксперты тщательно исследуют облюбованную вами вещь. В эксперты лучше брать музейных работников (по западному искусству - из Музея искусств им. Б. и В. Ханенко, по русскому - из Киевского музея русского искусства). Они смогут определить художественную ценность работы, а также ее подлинность (проведут техническую и художественную экспертизы). Подобную экспертизу могут провести и работники реставрационного центра при Союзе художников. Можно пригласить эксперта из Киево - Печерской Лавры. Экспертиза стоит сравнительно недорого - в среднем $30.

Как мы уже упомянули, антиквариат можно приобрести на аукционах. Причем речь идет не о Sothebys или Christies, а о наших, отечественных. В Киеве их уже два. Один из них проводит "Антик - центр", другой - фирма "Эпоха". Первому уже десять лет, второму - лишь два. Проходят они дважды в год - осенью и весной. Причем "Антик - центр" выставляет только живопись и графику. А "Эпоха" - живопись, графику, декоративно - прикладное искусство, мебель. Те, кто бывал на этих аукционах, говорят, что там можно приобрести истинные раритеты.

"Если человек купит вещи на аукционе, это будет хорошее вложение", - сказала Наталья Сухолит. И тут же добавила: "Конечно, если сумеет сориентироваться. Ведь на аукционе бывают разные вещи. Надо уметь понять, что из выставляемого на торгах будет продаваемо через несколько лет. Деньги надо вкладывать только в лучшее. Причем нужно чувствовать момент, когда хорошая вещь уходит по хорошей цене. А у человека, который просто желает вложить деньги, нет этого опыта".

Чтобы сориентироваться, что покупать и по каким ценам, к аукциону следует готовиться. Во - первых, стоит заранее узнать, что будет выставлено на торги, с каких сумм будут стартовать, и узнать цены, по которым такие вещи продаются на других аукционах (украинских, российских, зарубежных). Во - вторых, следует посетить предаукционную выставку: посмотреть на вещи, которые будут предложены к продаже, а также проконсультироваться со своими экспертами, во что стоит вкладывать деньги. По словам руководителя фирмы "Эпоха" Федора Зернецкого, если будущие участники аукциона сомневаются в подлинности того или иного произведения искусства, то могут с помощью своих консультантов провести его экспертизу. Хотя все вещи, которые предполагается выставлять на аукцион, предварительно подвергаются экспертизе.

Что касается мест приобретения работ современных художников, то тут все просто. Во - первых, в галереях современного искусства. Надежнее приобретать работы художников с "европейской раскруткой" (которые принимают участие в международных выставках, выставляются в престижных западных галереях, чьи работы печатают в тамошних каталогах). Во - вторых, у самих художников, в их мастерских, по ценам "производителя", то есть без галерейных "накруток". Но это стоит делать, если вы располагаете достаточной информацией об авторе, знакомы с его творчеством и уверены, что он действительно перспективный.

Предмет искусства в цельной коллекции стоит гораздо дороже, чем сам по себе.

ПОЧЕМ "Если говорить о ценах, то максимум, который может позволить себе украинский покупатель, - $50 тыс. Поэтому, когда я выставляю лоты на аукцион, старюсь, чтобы стартовая цена не превышала $30 тыс.", - откровенничает г - н Зернецкий.

Понятно, что за такие деньги картину уровня Айвазовского или Шишкина не купишь. Ну разве что небольшой этюд. А картины мастеров этого класса могут стоить $150 тыс., $300 тыс. И по таким ценам их покупают в России. На нашем рынке картин Айвазовского почти нет. "Везти в Украину дорогие вещи не имеет смысла", - считает Наталья Сухолит. По ее словам, несколько лет назад "два гражданина Грузии привезли сюда работу Пиросмани, за которую хотели $70 тыс." Картину здесь так никто и не купил, потому что для украинского покупателя это дорого.

Как мы уже говорили, наши коллекционеры приобретают в основном работы украинских художников, которые стоят в среднем $5 тыс.

Нам было интересно узнать, как формируются цены на произведения искусства. Оказывается, что цены диктуют сами авторы. Хотя рынок уже предлагает свои правила игры, как заверили нас специалисты. На цену работы влияет, как часто художник проводит персональные выставки, посещает выставки своих коллег, как его оценивают критики, пресса, участвует ли он в международных выставках и проектах. Но главное - нравится ли его творчество покупателю. Если творчество художника (пусть даже и классного) непонятно покупателю, то его картины могут стоить на уровне тех, что продаются на Андреевском спуске - $200 - 300. Картины, которые нравятся покупателю, стоят раз в десять дороже.

А во всем мире цены на работы того или иного художника устанавливаются согласно шкале оценок: квадратный сантиметр работы такого - то автора стоит столько - то, а эдакого - столько. Эти расчеты делают на основе аукционных продаж. В нашей стране подобной шкалы нет. Но если речь идет об антиквариате, то, по идее, можно воспользоваться западной шкалой оценок. Но, как мы поняли, наши продавцы антиквариата поступают несколько иначе.

"Нельзя измерять живопись сантиметрами. Самый верный определитель цены на произведение искусства - аукцион. Устанавливая цену, я смотрю, сколько подобные вещи стоят на Sothebys и Christies. Более половины имен, выставляемых на моих аукционах, проходили через Sothebys. Так что цены беру оттуда. Допустим, если картина там была продана за $12 тыс. (с учетом комиссионных), то здесь я смогу продать равноценную за $7 тыс., и устанавливаю стартовые $5 тыс.", - заявил Федор Зернецкий.

Игорь Понамарчук также ориентируется на цены западных аукционов. Сказал, что по ценам на антиквариат Украина сильно уступает Западу. "Например, вчера я продал картину дорого по киевским понятиям, а завтра узнал, что аналогичная вещь на западном аукционе была продана в десять раз дороже", - поделился антиквар. По его словам, Украина по объемам продаж антиквариата отстает от России в 30 раз, а от любой европейской страны - в сотни. "Ежегодно в Англии на аукционах продается антиквариата минимум на $10 млрд. А в Украине если за год все вместе взятые антикварные фирмы реализуют товара на $20 млн., то это очень хорошо. Но я сомневаюсь, что мы набираем даже эту сумму. Такая вот емкость нашего антикварного рынка", - посетовал г - н Понамарчук.

Инна Алексеенко

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на сьогодні, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9907  0,11 0,28 39,5500  0,09 0,23
EUR 42,2519  0,04 0,11 43,0159  0,04 0,09

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,1350  0,02 0,04 39,1600  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес