Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Бизнес": В погоне за количеством карточек и точек их обслуживания банки отодвигают на задний план безопасность расчетов: сначала "вал" - потом проблемы отдельно взятых людей, пострадавших от мошенников

12:53 08.08.2003 |

Фінанси

К сожалению, осознание того, что не существует отдельных, единичных случаев, а есть системная проблема, приходит не ко всем банкам. Заложниками такой "близорукости" банкиров становятся их клиенты.

А был ли мальчик?

Зарубежные эмиссары международных платежных систем обычно "валяют дурачка", отвечая на вопросы журналистов об уровне мошенничества по банковским платежным карточкам в Украине. Отечественные банки скромно отмалчиваются либо, краснея как девицы, говорят: "Он очень мал" (об уровне мошенничества). Вот только этот "малыш" бывает весьма шаловлив: украинская пресса недавно писала о случаях, когда мошенники буквально "раздели" VIP - клиентов некоторых банков, а "компетентные органы" на днях "взяли" жулика, ворующего деньги по поддельным картам.

Случалось, что несколько банков в срочном порядке перевыпускали карточки своих клиентов, объясняя это якобы техническими причинами (позволим себе скромно не согласиться с задекларированной причиной. - Авт.). А в одном из крупнейших банков - эквайров уменьшилось количество хищений данных о карточках после того, как был закрыт посредством шифрования канал связи между торговыми точками и корпоративной сетью банка (на доступность открытых каналов связи банки предпочитают вообще не обращать внимания). Несмотря на существование общей для всех банков проблемы - есть мошеннические операции (и будут, вопрос в их количестве. - Ред.), каждый банк думает сам о себе. Если кого - то сия участь пока миновала, то надеяться на то, что так будет всегда, - либо наивно, либо непозволительно глупо.

Причины

Почему же банки живут только сегодняшним днем? Почему недостаточно налажен обмен информацией о махинациях? Почему факты "левых" операций не доходят до правоохранительных органов? Вот некоторые причины.

* Жесткая конкуренция на "пластиковом" рынке, увы, приобретает иногда уродливые формы. Был случай, когда в новый магазинчик в центре одного города явились представители разных банков с предложением установить POS - терминал. Фирмочка приняла предложение... Когда через пару недель магазин растворился в воздухе, не оставив в арендованном помещении ни стульчика, ни POS - терминала, оказалось, что в банке, его установившем, нет никаких реквизитов фирмы, а на баланс финансистов легли мошеннические транзакции с этой точки. Впопыхах договор никто не подписывал, паспортов владельцев магазина банкиры в глаза не видели.

* Скупость, как низшая форма экономии, - известная болезнь финансистов. Соизмеряя затраты на технические и программные средства защиты с возможными потерями, банкиры считают экономически нецелесообразными дополнительные траты. А проблемы отдельно взятых клиентов банк не волнуют. Клиент за все заплатит.

* Просчеты (и халатность) в построении корпоративных сетей эквайринга предоставляют доступ к конфиденциальной информации большему количеству людей, чем реально требуется. Один из больных участков сети - региональные банковские подразделения, где контроль за конфиденциальностью часто носит условный характер. А как соблюдают правила платежных систем кассиры торговых точек, БИЗНЕС уже писал (см. ї16 - 17 от 21.04.03 г., стр. 40 - 43): воровать не станет только ленивый. У банков не хватает человеческих ресурсов контролировать своих торговцев (хотя они и обязаны это делать!)

* Выносить сор из избы у банкиров не принято. Как же признаться, что у клиентов (и банка) проблемы? В наше время надевать фату беременной невесте - вполне распространенная практика, и банки свою "тяжкую ношу" несут с аналогичным (как у невесты) выражением лица.

К банкирам

Новые технологии - не панацея. Позволим себе не согласиться с мнением экспертов, пророчащих значительное снижение количества преступлений в карточном бизнесе после перехода на чиповые технологии.

И вот почему. Во - первых, технологии не отменяют человеческий фактор. Во - вторых, чип на карте - это еще не скремблер на канале связи. В - третьих, банки (как обычно) не задействуют все возможности новой технологии. Вот представьте себе, что, оставляя автомобиль на улице, вы будете только запирать его на ключ и не включать сигнализацию. Трудно? А банки, между прочим, так поступают, не используя даже имеющиеся(!) у них механизмы защиты.

Свободно перехваченные 2 - 3 года назад дампы карточек уже сейчас могут лишиться защиты на PIN - блоках и быть "полноценно" реализованы в виде белого пластика. Отсутствие контроля за своими торговыми точками со стороны банков - эквайров и безразличие к вопросам безопасности сегодня обратятся в парочку громких скандалов завтра. Но, подмочив репутацию "пластику", будет трудно восстановить к нему доверие потребителя. Подумайте, во что выльется экономия на кадрах и аппаратно - программных средствах...

Мнения банкиров

Олег Тищенко (26),

заместитель начальника управления платежных систем ОАО "Государственный экспортно - импортныйбанк Украины":

- Согласно правилам международных платежных систем VISA Int. и MasterCard Int., ввод PIN - кода при расчетах в торговой сети требуется только для карт Maestro. Но некоторые банки, нарушая правила, требуют вводить код. В этом случае вероятность утечки информации достаточно высока, а наличие данных с магнитной полосы и PIN - кода позволяет изготовить поддельную карту не только для использования ее в торговой сети, но и в для снятия наличных банкомате. Однако прямо связывать случаи мошенничества с использованием карт в оборудованных PIN - pad торговых точках нельзя, хотя косвенные подозрения напрашиваются сами собой.

Евгений Плотица (32),

заместитель начальника департамента розничного бизнеса АППБ "Аваль":

- Количество клиентов, обратившихся к нам после использования карт в точках с PIN - pad с жалобами на мошеннические действия, невелико. Клиенты разные, не обязательно VIP. Служба безопасности нашего банка провела расследование, после чего мы применили новую методику мониторинга и теперь у нас случаев мошенничества стало намного меньше. Мы успеваем определить карту, с которой "работает" мошенник, еще до того, как он начинает ее использовать. Размер понесенных нами убытков сравнительно невелик.

Александр Карпов (31),

директор Украинской межбанковской ассоциации членов MasterCard (EMA):

- Что могут и должны предпринять эквайры? Сделать свои сети способными принимать чиповые карты MasterCard и Maestro, эмиссия которых в Украине уже начата. Чем быстрее участники рынка перейдут на чип (с PINом, офлайном, дополнительными приложениями и иными преимуществами), тем раньше будет решена проблема мошенничества. Тем более что с 1 января 2005 года для всех карт платежной системы MasterCard действует правило "перехода ответственности", которое гласит: "Платит виновная сторона". Это значит, что в случае оспаривания какой - либо операции правой окажется та сторона (эмитент или эквайр), чье оборудование или карта будут совместимы с чипом. Именно это будет основным "драйвером", влияющим на вопросы безопасности карт.

Александр Кучменко (29),

директор департамента платежных карт банка "Финансы и Кредит":

- Бывали очень неприятные ситуации. Я на себе это испытал: совершаешь в магазине покупку, а кассир просит ввести PIN - код. Я никогда в такой ситуации код не введу, поскольку знаю, что, во - первых, это не соответствует правилам платежных систем, а во - вторых, это небезопасно. Использование PIN - кода в магазине - достаточно слабый канал передачи данных, слабый протокол шифрования на оборудовании, которое использует банк - эквайр.

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3561
 0,0408
0,10
EUR
1
42,3983
 0,0624
0,15

Курс обміну валют на сьогодні, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4300  0,05 0,13 39,4500  0,01 0,03
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес