Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Сможет ли новый регуляторный орган удовлетворить рынок небанковских финансовых учреждений?

11:43 19.12.2002 |

Фінанси

12 декабря 2002 г. Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ "О создании Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины".

В соответствии с Указом, создаваемая Комиссия является центральным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг со специальным статусом. К участникам рынка финансовых услуг относятся в первую очередь небанковские финансовые учреждения, такие как страховые компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые и факторинговые компании, доверительные общества, ломбарды.

Новый орган должен стать для своих "подопечных" своего рода Национальным банком, который будет представлять и отстаивать их интересы на высших уровнях государственной власти. При чем основной функцией такого органа должно быть создание благоприятных условий для развития финансовых рынков, а не только контрольная или фискальная функция, как это было до этого.

Однако, концентрация регулирующих органов всех небанковских учреждений в одном - довольно - таки сложная задача. С одной стороны такой подход позволяет сэкономить на ресурсах, с другой - очень тяжело будет наладить работу такой махины сразу во всех направлениях. Тем более, что государственная комиссия создается не путем объединения уже работающих регуляторов под одной крышей, а практически создается с чистого листа тогда, когда в целом нет опыта работы с некоторыми секторами рынка финансовых услуг (например ломбардами, негосударственными пенсионными фондами и т.п.). По этому, в работе такого органа постоянно будут возникать значительные перекосы в пользу той или иной отрасли, которая сегодня находится в фаворе или к которой "близок" руководитель такого органа.

На сегодняшний день рынок небанковских финансовых услуг практически состоит из рынка страхования, так как страхование является наиболее развитым сегментом по сравнению с пенсионными фондами, кредитными союзами и т.п., большинство из которых не имеют даже соответствующих профильных законов, не говоря уже о нормативных подзаконных актах. Кроме того, страховой рынок имеет своего регулятора, на базе которого скорее всего и будет создана государственная комиссия. Но даже если посмотреть на сегодняшнюю работу этого регулятора, то с момента перехода в веденье Минфина, он фактически сосредоточился на фискальной функции. Разработка подзаконных актов была практически заморожена. Страховые компании до сих пор работают по методикам и другим подзаконным актам, разработанным еще до 1996 года Укрстрахнадзором, которые в большинстве своем не только не отвечают требованьям рынка и мировой практике, но и страховому законодательству, которое было принято значительно позже.

Так, до сих пор не разработана методика формирования резервов в первую очередь по страхованию жизни, введение которой откладывается то на конец первого квартала, то на конец полугодия, то до конца года, а теперь до конца первого полугодия следующего года. Серьезной проблемой является также отсутствие системы обучения и аккредитования актуариев, которых кстати нет в первую очередь в самом регулирующем органе, и без которых он не может грамотно осуществлять свою деятельность. И это только самые наболевшие вопросы.

В конце концов, если представить, какой объем зависших и нерешенных вопросов достанется создаваемой комиссии, честно говоря мало верится, что она сможет справиться с ними, тем более в ближайшее время. Ведь только для пуска пенсионной реформы такому органу необходимо разработать около 95 - 100 нормативных актов. И если Комиссия будет настолько загруженной этими вопросами, сможет ли она с равной эффективностью заниматься проблемами других организаций?

Оптимизм еще более уменьшается, если учесть, что первый год работы будет посвящен именно созданию самого органа и налаживанию его работы, и о разработке серьезных и важных документов в этом промежутке времени говорить сложно.

По предварительным данным, общая численность сотрудников нового регулятора будет составлять около 320 человек. По мнению многих экспертов это слишком раздутый штат, ведь на самом деле сегодня практически невозможно найти в Украине такое количество грамотных и высококвалифицированных специалистов, профессионалов в каждой из отраслей рынка небанковских финансовых услуг, которые будут обладать глубокими знаниями как украинского рынка, так и международного опыта. В отличие от НБУ, который имел возможность на протяжении 10 последних лет тщательно подготовить своих специалистов в сфере банковской деятельности в том числе и за счет донорской помощи, новый регулятор не будет иметь таких возможностей, и в первые годы ему придется рассчитывать на уже имеющихся специалистов, поэтому очень важно обеспечить привлечение этих специалистов в Комиссию и сосредоточиться не на количестве, а на качестве сотрудников.

Конечно же в значительной степени успех работы такого органа будет зависеть от человека, который его возглавит. Но подобрать хорошую кандидатуру на этот пост будет нелегко. Во - первых, это должен быть человек, имеющий огромный опыт работы с рынком небанковских финансовых услуг, владеющий всеми нюансами функционирования каждого в отдельности участника этого рынка. С другой стороны, этот человек должен иметь существенный вес прежде всего в структуре исполнительной власти, быть достаточно незаангажированным и иметь огромную политическую волю и поддержку для наведения порядка в этом секторе экономики.

В любом случае, не может не радовать тот факт, что на рынок небанковских финансовых услуг наконец обратили внимание и подняли этот вопрос на столь высокий уровень. Хочется верить что у власти хватит политической воли довести начатое до логического завершения и действительно укрепить и развить этот важный сектор отечественной экономики.

За матеріалами: finance.com.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на 26.04.24, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 26.04.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес