Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контекст": Последствия борьбы с отмыванием денег в Украине скорее негативны

17:07 07.12.2002 |

Фінанси

Приближается 15 декабря: дата, после которой реальностью для Украины могут стать санкции FATF. Главное условие неприменения санкций - принятие закона "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" - выполнено 28 ноября. Закон еще не подписан президентом, однако то, что глава государства свою подпись поставит, не вызывает сомнений. И если бы все зависело только от закона, Киеву можно было вздохнуть спокойно, однако принятый документ не является панацеей от наказания со стороны FATF. Кроме того, в существующих условиях он вряд ли позволит эффективно бороться с отмыванием. В то же время, риски нецелевого использования полученной в ходе финансового мониторинга информации, в том числе для борьбы с политическими конкурентами, возрастают.

"Отмоют" ли Украину от отмывания

Еще год назад мало кто считал серьезной проблемой недостаточную борьбу с отмыванием денег в Украине. Хотя наказание за отмывание предусмотрено ст. 209 Уголовного кодекса, особого внимания этому вопросу никто не уделял до тех пор, пока нашу страну не включили в т.н. "черный список" FATF.

Точной статистики, характеризующей украинские объемы отмывания денег, не существует. Не является секретом высокий уровень теневой экономики в государстве, однако с отмыванием эта проблема ничего общего не имеет: "грязными" деньгами эксперты считают средства, обращающиеся в таких криминальных сферах, как терроризм, торговля наркотиками и оружием, проституция. Украина же с ее мизерной долей участия в мировых финансовых потоках не представляет опасности как потенциальный финансист мирового терроризма. На Западе уверены, что основные объемы отмывания в мире ($0,5 - 1 трлн.) приходятся на США и другие развитые страны. Однако эти аргументы действия не возымели, в результате чего в сентябре 2001 года замеченная в участии в схемах отмывания денег в Коста - Рике и Гренаде и не имеющая механизмов борьбы с отмыванием и опыта сотрудничества с FATF Украина попала в "черный список".

Длительный процесс принятия Верховной Радой закона о противодействии отмыванию "грязных" средств стал достойным фоном для ухудшения отношения FATF к нашему государству. В результате даже принятие закона не избавило Украину от угрозы ощутить на себе гнев международной организации.

Дело в том, что многие страны "черного списка" имеют "антиотмывочное" законодательство, однако это не избавляет от "почетного" места в списке и ожидания применения к ним санкций. Проблема в слишком пассивном, по мнению президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, поведении Украины на международной арене. Противоположный пример - Россия, которая на протяжении года после включения ее в список FATF активно работала с этой организацией. Усилия же украинских властей по исключению страны из "черного списка", убеждены наблюдатели, несопоставимы с объемом и интенсивностью действий россиян.

Каким может быть формат санкций? Во - первых, они могут включать тщательную проверку платежей, осуществляемых как в Украину, так и за ее пределы или даже закрытие корреспондентских счетов отечественных банков и компаний. Причем, по словам председателя правления "ВаБанка" Юрия Блащука, последнее уже стало реальностью для ряда небольших украинских банков. Кроме того, немецкие банки уже повысили для украинских цены за трансакции. Так, цена за поручение поднялась до 60 - 70. В случае же наложения санкций прогнозируется повышение цен до 200. Эти расходы автоматически лягут на плечи клиентов отечественных банков. Кроме того, платежи будут задерживаться на несколько дней, поскольку будут обрабатываться в ручном режиме, а не автоматически.

Санкции еще более снизят и без того невысокие темпы притока в Украину прямых иностранных инвестиций, отметил "Контексту" эксперт Международного центра перспективных исследований Андрей Блинов. Западные рейтинговые агентства и инвестиционные компании могут продолжить ухудшать кредитные рейтинги нашего государства. Кстати, в конце ноября МВФ принял решение использовать в своей практике 40 рекомендаций FATF по борьбе с отмыванием денег. Наряду с фактом пребывания Украины в "черном списке", это может привести к тому, что международные финансовые организации, зарубежные правительства и компании будут избегать кредитования Украины и ее компаний. Это, в свою очередь, приведет как к сокращению объема кредитов, так и к увеличению их стоимости.

Не так страшен закон, как его толкуют

Однако, как бы то ни было, закон принят. Каковы же основы законодательного урегулирования борьбы с отмыванием? Напомним, правительственный законопроект был существенно доработан парламентом. В сентябре эксперты Еврокомиссии положительно оценили принятый в первом чтении вариант закона. С тех пор, по мнению аналитиков, он лишь улучшился.

В частности, закон стал документом прямого действия, т.е. включает ключевые моменты наподобие критериев значительности финансовых операций, не отсылая за определениями к постановлениям Кабмина. Документ пополнился перечнем предикатных (предшествующих отмыванию) преступлений и не ограничивается общей характеристикой "деньги, добытые преступным путем".

Два существенных изменения в закон депутаты внесли незадолго до его принятия. Минимальный размер значительной финансовой операции установлен на уровне 100 тыс. грн. для наличных расчетов и 300 тыс. грн. - для безналичных. Таким образом, сумма для наличных расчетов была увеличена вдвое. Это расценено как шаг навстречу отечественному бизнесу, поскольку уменьшит количество подлежащих проверке операций. Тем более что критерий размера не всегда является определяющим при определении понятия "отмывание": любую сумму всегда можно раздробить на части. Еще один "подарок" бизнес от депутатов - исключение из перечня предикатных (предшествующих отмыванию) преступлений статей ст. 207 и 212 Уголовного кодекса (сокрытие валютной выручки и уклонение от налогообложения). Т.е., согласно данному закону, фискальные преступления не отнесены к предикатным.

Впрочем, по мнению экспертов, документ содержит множество недостатков. Так, юристы считают недопустимым наличие размытых формулировок как - то "прочие", "возможные" и т.п. Характерный пример подобного рода - "наличие поводов считать, что информация по идентификации личности требует уточнения" в ст. 5 закона. Кроме того, несколько нестандартна для Украины (хотя и нормальна для Запада) формулировка "необычные операции": в постсоветских странах не существует хозяйственного обычая. Благо закон все же предоставляет перечень таких операций.

Но самое главное, что регламентируемая законом процедура борьбы с отмыванием вряд ли будет эффективной. В документе нечетко определено, как именно орган мониторинга может применить полученную информацию. Созданный в этом году при Минфине Департамент финансового мониторинга может лишь подать в суд на уличенного им "отмывателя": согласно закону, субъект несет уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность. Только после суда отмывающую структуру - юридическое лицо можно ликвидировать, а физлицо - привлечь к уголовной ответственности. По мнению эксперта Института конкурентного общества Ксении Ляпиной, вряд ли в обозримом будущем возникнут прецеденты судебных слушаний, связанных с данным законом - слишком сложно доказать вину подозреваемого. Об этом же свидетельствует и опыт России. В день российский Комитет финансового мониторинга получает около 120 тыс. сообщений от банков, но с февраля до октября 2002 года возбуждено лишь 64 дела по подозрению в отмывании, а до судебного завершения доведено лишь 14 дел. Так что деятельность органа финансового мониторинга не несет прямой угрозы для отмывающих "грязные" деньги лиц и структур. Подлинную угрозу представляют косвенные последствия применения закона.

Все, что начинается хорошо, кончается плохо

Основные неприятности для бизнеса - в том, что Департамент финансового мониторинга фактически может стать органом предналогового расследования, поскольку он наделен полномочиями предоставлять полученную информацию другим специальным службам. Т.е., полагает Ксения Ляпина, существует угроза предоставления налоговым службам информации, причем вполне законным путем. Таким образом, цивилизованно, на первый взгляд, выписанные нормы финансового мониторинга попросту вольются в несовершенную отечественную регуляторную среду. Действительно, подобные законы существуют во всех развитых странах, но параллельно за рубежом действует много законодательных актов, защищающих частного собственника. Кроме того, механизмы, созданные данным законом, в Украине могут использоваться в политической борьбе с оппонентами власти, считает эксперт Международного института сравнительного анализа Сергей Киселев.

Во - вторых, введение закона в действие может нарушить антимонопольную стабильность, утверждает директор ассоциации "Укрконсалтинг" Виталий Маргулис. В Украине и без того существенная доля собственности принадлежит государству. Получение же госорганами конфиденциальной информации может привести к нечестной борьбе с конкурентами негосударственной формы собственности.

Наконец, борьба с отмыванием усложнит возврат вывезенных из Украины капиталов, считает эксперт Гуманитарного центра Роман Швед. Вывоз капитала, частично подпадающий под понятие "отмывание", был весьма интенсивным в середине 90 - х годов, тогда как сейчас отмытые деньги все увереннее возвращаются в Украину, в частности - посредством оффшорных фирм. И на пути капиталов станет и FATF, и противоотмывочные меры в Украине.

Банки - основные борцы с отмыванием

Отдельная порция "шишек" достанется украинским коммерческим банкам. Одна из ведущих ролей в борьбе с отмыванием денег отводится именно им. С одной стороны, ненормально, когда правоохранительные органы обращают главное внимание не на уровень собственного участия в борьбе с отмыванием, а на роль в этом банков. Банки и без того - наиболее регулируемая составляющая финансовой системы. А между тем немалые возможности для отмывания предоставляет рынок небанковских финансовых услуг. По данным Мирового банка, большая часть операций на страховом рынке Украины не имеет ничего общего со страхованием, являясь либо утонченным инструментом уклонения от налогообложения, либо тем же отмыванием (например, при помощи перестрахования за рубеж). С другой стороны, именно банковский сектор составляет ядро финансовой системы Украины. Да и за рубежом процессы отмывания проходят именно через банки.

Безусловно, в результате принятия "антиотмывочного" закона банки получат более четкую в сравнении с существующей регламентацию информационного взаимодействия с силовыми органами. Согласно статьям 62 и 64 закона "О банках и банковской деятельности", банки обязаны предоставлять силовым структурам соответствующую информацию по их запросу. Главный специалист управления банковской безопасности "Укрсоцбанка" Сергей Дмитров сообщил, что его банку приходится получать в среднем 20 таких запросов в день. Кроме того, определенная нормативная база по борьбе с отмыванием денег все же существует (закрепленные постановлением Кабмина критерии сомнительности операций, договоренности между Нацбанком и ГНАУ о сотрудничестве в сфере борьбы с отмыванием), так что банки и до принятия закона о борьбе с отмыванием были обязаны предоставлять силовикам определенную информацию. Новый закон лишь более четко регламентирует, что и как банк должен отслеживать в операциях своих клиентов.

С другой стороны, банкам придется нанять специального, причем высокооплачиваемого, сотрудника по вопросам борьбы с отмыванием, что повысит их административные расходы. По сути, "государство таким образом залазит банкам в карман", отметила г - жа Ляпина. Правда, это далеко не самый существенный пример вмешательства власти в деятельность банков. Как считает эксперт, в процессе становления финансового мониторинга банки столкнутся с множеством ошибок, тогда как санкции применять уже можно. Впрочем, это только прямые последствия для банковского сектора.

Еще полгода назад среди возможных последствий борьбы с отмыванием эксперты называли потерю банками клиентов. Эта проблема не перестала быть актуальной. Ст. 5 принятого закона предусматривает, что субъекты первичного финансового мониторинга обязаны предоставлять уполномоченным органам информацию (в связи с финансовой операцией, подлежащей мониторингу), в т.ч. представляющую банковскую или коммерческую тайну. Эта норма угрожает подорвать основы института банковской тайны в Украине. При этом уровень развития отечественной банковской системы и без того невысок (ее общий оборот приравнивается к показателю среднего европейского банка), данный сектор только "набирает обороты". Теперь же темпы прироста депозитов могут сократиться, часть денег уйдет в тень.

Таким образом, многострадальный закон (который, кстати, вступает в силу только через полгода после его опубликования) вряд ли сможет расставить все точки над "і" в проблеме борьбы с отмыванием денег в Украине. FATF, по словам народного депутата Виктора Капустина, будет отслеживать выполнение закона, и украинским властям придется доказывать мировому сообществу, что уровень борьбы с отмыванием у нас поставлен на должный уровень.

Таким образом, угроза санкций в отношении нашего государства все еще актуальна. При этом борьба с отмыванием способна усложнить жизнь отечественным коммерческим банкам и предпринимательским структурам. Наконец, данный процесс ввиду сравнительной нераспространенности в нашей стране фактов отмывания "грязных" денег рискует превратиться в "борьбу с ведьмами", когда пострадавшими окажется оппоненты действующей власти.

Дмитрий Горюнов

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6799
 0,0603
0,15
EUR
1
42,8305
 0,0810
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес