Фінансові новини
- |
- 19.04.24
- |
- 22:03
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Галицкие Контракты": Умышленное образование налогового долга, продажа активов в счет его погашения - новый маркетинговый ход, который используют руководители "без комплексов"
09:30 05.06.2002 |
Это пока что версия "Контрактов", с которой соглашаются юристы Просматривая перечень описанного имущества и продукции, состоящей в налоговом залоге ГНА Киева и предлагаемой на продажу с целью погашения задолженности перед бюджетом, заметила одну интересную деталь. В "черном" списке действительно есть предприятия, долги которых перед государством измеряются не одной сотней тысяч. Но есть и другие: долг - от ста гривен до нескольких тысяч.
Между тем, учитывая профиль деятельности этих субъектов хозяйствования, не похоже, что они не в состоянии погасить такие мизерные налоговые обязательства. Кроме того, наблюдалась определенная зависимость: в случае небольшого долга на продажу выставляется либо товар, стоимость которого намного больше суммы неуплаченных налогов, либо продукция собственного производства. Вывод, хотя и странный, напрашивался сам собой: предприятия используют механизм налогового залога для продажи товаров или собственной продукции.
Конечно, мы не можем утверждать, что схема продажи товаров через налоговый залог существует. Но очевидцы свидетельствуют, что именно так и есть. Вот наши аргументы. Прежде всего попробуем ответить на вопросы: зачем предприятию ссориться с налоговиками ради реализации товаров? Причин может быть несколько. Вариант первый: предприятие получило по бартерному расчету продукцию, в реализации которой не имеет опыта.
Вариант второй: возникли временные проблемы с функционированием подразделения сбыта, и лучшим выходом было бы переложить проблемы с поиском покупателей на кого - то другого. Этим другим и могут быть налоговики. Именно на них будет возложена обязанность размещать рекламные объявления о продаже товаров, при необходимости осуществлять предпродажную подготовку и т. п.
В конечном счете, у налоговой службы есть сеть уполномоченных товарных бирж, через которые ведется продажа заложенных активов. Разумеется, и рекламные объявления, и вознаграждение биржи будет оплачивать предприятие. Но оно оплатило бы их и в случае самостоятельного поиска покупателей.
Теперь собственно о механизме использования налоговой службы для разрешения временных маркетинговых проблем, возникших у предприятия. Законом предусмотрено, что в случае возникновения у предприятия налогового долга (для этого стоит лишь на день задержаться с уплатой) или несвоевременного предоставления отчетности имущество предприятия попадает в залог без предупреждения от фискалов. То есть первый шаг - записаться в ряды бюджетных должников - не сложен. Потом остается только ждать. После получения второго налогового требования оплатить недоимку руководитель предприятия в течение месяца определяет состав и очередность продажи своих активов (это право дано ему и Законом "О порядке погашения... , "и постановлением КМУ ї 583 от 15.04.2002 г., которым утвержден Порядок списания средств и продажи активов, состоящих в налоговом залоге). Главное:
- Предприятия могут использовать механизм налогового залога для продажи товаров
- От использования этой схемы предприятие получит минимум две выгоды: продастся товар, налоги будут уплачены не "живыми" деньгами
- В этой схеме есть подводные камни, поэтому, чтобы ее провернуть, лучше иметь соответствующую договоренность с налоговиками
Эрнест ГРАМАЦКИЙ, президент адвокатской фирмы "Грамацкий и партнеры":
- В таком варианте реализации произведенной продукции есть свои "за" и "против". Во - первых, в этом случае не может идти речь о заведомо неликвидной продукции. Ведь если определенное для продажи заложенное имущество не продается, его цена постепенно уменьшается, что уже не выгодно предприятию. А если его нельзя продать - вообще возвращается предприятию, и тогда уже налоговики будут определять, что продавать за долги. Во - вторых, налоговики стремятся погасить налоговый долг предприятия "живыми" деньгами.
И при возникновении задолженности, например, могут выставить инкассо на списание средств со счета субъекта предпринимательства, не расплатившегося с бюджетом. Поэтому, чтобы провернуть такую схему, надо иметь соответствующую договоренность с фискалами. В - третьих, руководитель должен решить для себя психологическую проблему. Согласитесь, чтобы создать налоговый долг ради продажи своей продукции, надо иметь определенный характер.
Елена ДОБРОНРАВОВА