Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

К ноябрю в банковском секторе произойдет первое объединение иностранных дочек. Сделка может задать тон для дальнейшей консолидации банковского капитала

В апреле польский банк Pekao S.A. купил у своего родственника (оба входят в группу UniCredit) - немецкого банка Bayerische Hypound Vereinsbank AG - 100% акций "ХФБ Банк Украина". Такое структурирование активов понадобилось итальянской группе UniCredit для объединения своих украинских дочек - банков "УниКредит" и "ХФБ Банк Украина". Концентрация акций двух банков у одного иностранного собственника позволит юридически упростить процесс присоединения одного банка к другому.

Объединение "УниКредита" и "ХФБ Банк Украина" станет самым масштабным интеграционным бизнес - проектом в Украине. До недавнего времени слияния банков в нашей стране происходили в основном в виде присоединения преобразованных в филиалы мелких банков к более крупным учреждениям. Дело в том, что нормативная база Национального банка не очень способствует объединениям (банкам невыгодно осуществлять инвестиции в уставные фонды друг друга). Многие игроки отказываются от слияний и из - за технологических сложностей, но итальянцы намерены создать прецедент. Об этом "Эксперту" рассказал исполняющий обязанности председателя правления УниКредит Банка Федерико Руссо.

- Как будет происходить объединение банков "УниКредит" и "ХФБ Банк Украина"?

- Согласно украинскому законодательству, один банк будет правопреемником, другой - присоединяемым. Объединенный банк начнет работать под брендом UniCredit. Разработанный нами проект слияния уже презентован Национальному банку Украины. Мы хорошо изучили законодательство и знаем, что некоторые банки столкнулись с определенными сложностями. Но наш случай проще других, поскольку УниКредит Банк принадлежит польскому Pekao S.A. С другой стороны, Pekao S.A. стал владельцем "ХФБ Банк Украина". Процесс объединения мы намерены завершить к концу октября 2007 года.

- Год назад группа Raiffeisen International также надеялась объединить "Аваль" и "Райффайзенбанк Украина", но затем отказалась от этой идеи...

- Я не могу сказать, что помешало им - у каждого свои трудности. У них была более сложная задача, ведь речь шла о крупных банках. Для нас этот процесс будет проще.

- Группа UniCredit осуществила первую крупнейшую в Европе трансграничную сделку, купив немецкую банковскую группу HVB. Теперь сливаются британский банк Barclays и голландский ABN Amro. Союзы гигантов в ближайшее время станут тенденцией?

- Да, такие сделки будут и дальше происходить. В Европе есть банки, которые ищут новые возможности. Поэтому не удивлюсь, если в ближайшие два года то и дело будут происходить масштабные слияния и поглощения. Несколько лет назад было много слухов о "свадьбе" тогда еще UniCredito Italiano и Banca Commerciale Italiana, который сейчас принадлежит группе Intesa Sanpaolo. Это пример того, что в банковском секторе теоретически возможны самые разные сделки.

В условиях открытого рынка и жесткой конкуренции необходимо наращивать масштабы деятельности для бо/льшей эффективности. Доля рынка - это основа для эффективности. Наша стратегия - быть в пятерке лидеров в каждой стране. Недавно группа провела реструктуризацию, и банки Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) попали под контроль нашей австрийской дочки Bank Austria Creditanstalt. Оптимизация структуры позволяет значительно сократить расходы и, таким образом, предложить более выгодные условия клиентам. И это логично, что для повышения эффективности банки будут объединяться.

Что касается нашей группы, то, по мнению Алессандро Профумо (глава UniCredit Group. - "Эксперт"), задача UniCredit - попасть в тройку крупнейших европейских игроков. То есть мы не можем исключать дальнейшие трансграничные сделки. В ЦВЕ наши позиции очень сильны, и в принципе мы ориентируемся на глобальный рынок.

Хотя покупка другого банка - не единственный путь развития. У банков есть выбор. Возьмите, к примеру, наш выход на украинский рынок - мы сейчас растем без покупки другого финучреждения. Банки к тому же могут выбрать нишевую специализацию. Для такой деятельности не нужны огромные масштабы.

- На европейском банковском рынке есть три группы игроков - глобальные банки, "региональные чемпионы" и банки, работающие только в своей стране. Удастся ли последним двум группам выжить в конкурентной борьбе с глобальными игроками?

- Лично я думаю, что локальных чемпионов станет меньше. Ведь все будут стремиться к более эффективной структуре. Интеграция не обязательно означает слияния и поглощения - могут быть различные варианты альянсов. Тенденции к укрупнению свойственны многим отраслям, в том числе и банковскому сектору. Это одна из особенностей мировой экономики - глобальные игроки, глобальные рынки, быстрые изменения, свободный кругооборот денег, требующий умения быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в разных уголках мира. Таких тенденций не стоит бояться, хотя определенные риски есть. Кризис на одном рынке может повлечь за собой кризисы на других.

- С какими трудностями сталкиваются банки, осуществляющие трансграничные сделки?

- Трудности могут создаваться законодательством, ментальностью, организационной структурой. Но если у руководства банка есть четкое видение того, куда нужно стремиться, все это преодолимо. В Евросоюзе нет особых законодательных ограничений для слияний. Все зависит от подхода каждого центрального банка. Не секрет, что в Италии, например, было определенное нежелание регулятора пускать иностранных инвесторов в крупнейшие банки. Все это привело к смене руководителя центрального банка. Во многих странах бытует неверное убеждение, что надо защищать банковский сектор от вторжения иностранцев.

- Польские власти несколько лет назад воспротивились попытке UniCredit объединить два своих банка. С чем был связан такой протекционизм?

- То, с чем мы столкнулись в Польше, вряд ли можно назвать протекционизмом. Польские власти просто были обеспокоены тем, что, объединив наши два банка, мы получим бо/льший банк, чем государственный PKO BP. Они считали, что государственный банк должен быть крупнейшим. Отсюда и возникла не совсем стандартная трактовка приватизационного договора. О каком протекционизме может идти речь в системе, шестьдесят - семьдесят процентов активов которой контролируется иностранцами? В конце концов мы нашли общее решение, и сейчас, насколько я знаю, у нас с польским регулятором полное взаимопонимание.

- Как повлияет бум слияний и поглощений в Европе на украинский рынок?

- В настоящее время на украинском рынке слияния более популярны, чем поглощения. Но, скорее всего, в Украине произойдет консолидация банковского сектора. На рынке чересчур много игроков. По мере созревания рынка их количество будет сокращаться.

- Пока что иностранцы продолжают скупать наши банки. На каком этапе вхождение в Украину потеряет для европейских игроков привлекательность?

- Все зависит от возможностей рынка, от темпов его роста и их прогнозов. Сейчас в Украине есть несколько мощных западных игроков, при этом более половины активов приходится на первую десятку банков.

Сегодня украинский банковский рынок очень привлекателен. Мы реализуем в Украине стратегию органичного роста, потому что цифры и прогнозы благоприятны. Да, есть некоторая конкуренция, двигающая вниз банковскую маржу. Но эта конкуренция не настолько сильна, а все аналитики соглашаются, что потенциал рынка огромен.

Иностранцы перестанут идти в Украину, если здесь появятся игроки, занимающие такую долю рынка, что конкуренция с ними будет очень затратной, а стоимость приобретения банка - чересчур высокой. Например, на польский рынок сейчас можно выйти только в рамках трансграничной сделки. Там до семидесяти процентов активов приходится на иностранных игроков, присутствуют все крупные европейские банки. Поэтому экспансия возможна только путем учреждения банка с нуля. Но это довольно дорого.

Есть еще один момент: поработав определенное время на рынке, банк получает стабильную клиентскую базу. Клиентов сложно переманивать из одного банка в другой. При таком сочетании факторов расти очень сложно. С другой стороны, иностранцам может принадлежать до девяноста процентов активов, но если потенциал рынка огромен (что проявляется, например, в низком соотношении банковских активов и ВВП), на него будут выходить и другие игроки. В ближайшие пять лет интерес к Украине сохранится. Другой вопрос, что лучшие возможности уже использованы. Глобальные игроки вряд ли заинтересованы в покупке мелких банков. Есть несколько небольших и средних банков, которые могут предложить определенную долю рынка. Хотя в последнее время стала тенденцией покупка небольших банков с целью приобретения лицензии.

- Банк, который станет результатом слияния "УниКредита" и "ХФБ Банк Украина", по величине активов попадет разве что в третью десятку. Почему группа UniCredit, которой так важна доля рынка, не купила в Украине крупный сетевой банк?

- К тому времени, когда мы приняли решение выходить на украинский розничный рынок, цены на украинские банки были выше средних в ЦВЕ, и вокруг них возник спекулятивный ажиотаж. Перед нами открывалась перспектива потратить три с половиной - шесть капиталов (с такими мультипликаторами покупаются украинские банки) и затем обнаружить, что все далеко не идеально. Ведь никакой due diligence не даст точную картину. Это, как дом, - фасад может быть великолепным, первые три комнаты тоже. Но на ремонт остальных придется потратить огромные деньги. Наконец, еще один фактор - стоимость реструктуризации. Изменение организационной структуры, продуктовой линейки требует немалых расходов. Можно потратить миллиард долларов на покупку банка, потом еще несколько сотен миллионов долларов на его реструктуризацию. При этом трансформационные процессы могут продлиться около трех лет. Поэтому наша группа приняла решение идти другим путем. На наш взгляд, такая стратегия правильна с точки зрения расходов. Мы рассматриваем наш выход в Украину как создание нового бизнеса, ведь банк "Пекао" (теперешний "УниКредит". - "Эксперт"), по сути, был банковской лицензией с небольшой долей рынка в корпоративном сегменте. Поэтому мы начали строить новую систему, новые продукты, новые отделения.

Однако это не означает, что мы исключаем возможность покупки банка в Украине. Мы открыты к новым сделкам, если будут возможности и приемлемые цены. Задача ведь не в том, чтобы купить, а в том, чтобы получить выгоду от этой покупки. В каждой стране мы стремимся занять значительную долю рынка, быть в пятерке крупнейших банков. Поэтому часто экспансия на рынки стран ЦВЕ осуществлялась через приватизационные тендеры. Так мы купили польский банк Pekao, хорватский Zagrebacka banka.

История слияний и поглощений в банковском секторе Украины

- Каким образом группа собирается завоевывать украинский розничный рынок? Будут осуществляться крупные инвестиции в развитие сети отделений?

- Безусловно, сейчас для нас один из приоритетов - расширение сети. Но мы не будем открывать отделения для галочки. Сейчас у банка "УниКредит" семнадцать отделений. Все они имеют европейский дизайн, соответствуют лучшим мировым стандартам и расположены в удобных местах. Что касается инвестиций в сеть - да, они будут значительными. Но в Украине в среднем отделения окупаются быстрее, чем в других европейских странах.

- Многие иностранные дочки рассчитывают быстро вырасти благодаря доступу к западным ресурсам и предложению сравнительно недорогих кредитов населению. Но учитывается ли возможность такого сценария, как ограничение валютного кредитования Национальным банком?

- Риски бума валютного кредитования очевидны. Я помню пример Италии, где одно время было много ипотечных кредитов в ЭКЮ. После девальвации лиры многие семьи не смогли погашать такие кредиты. Поэтому в Италии действовали ограничения на валютное кредитование, которые были сняты после того как экономика показала значительный рост. С точки зрения нашего банка менее рискованно развивать розничное кредитование в гривне. С другой стороны, цены на рынке недвижимости номинированы в долларах. Рынком востребованы кредиты в долларах. Конечно, если Национальный банк внедрит какие - то механизмы, банки будут вынуждены подчиниться этой инициативе.

- Многие пришедшие в Украину банки начинают развивать здесь сопутствующие бизнесы - страхование, лизинг, управление активами. Группа UniCredit будет придерживаться такой же стратегии?

- На дверях "ХФБ Банк Украина" уже висит табличка UniCredit leasing. Лизинг - очень интересное для нас направление. Кроме того, группа UniCredit очень успешна в бизнесе по управлению активами. Мы уже начали развивать такое направление, как private banking, - открыли первое специализированное отделение.

Наталья Задерей

За матеріалами: Эксперт.UA
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,4542
 0,0832
0,21
EUR
1
43,2658
 0,0889
0,21

Курс обміну валют на вчора, 10:24
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,2591  0,08 0,19 40,8626  0,05 0,12
EUR 43,2370  0,03 0,07 43,9717  0,03 0,06

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,4750  0,03 0,09 40,5000  0,03 0,07
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес