Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Cпособны ли отечественные банки при столь стремительных темпах наращивания объемов кредитования адекватно контролировать риски? Отвечают ли их системы риск-менеджмента требованиям времени?

За комментариями по поводу нынешнего "самочувствия" и надежности банковской системы "ЗН" обратилось к Владимиру КРОТЮКУ, заместителю председателя НБУ, курирующему банковский надзор.

- Владимир Леонидович, недостаточное качество кредитного портфеля нередко называют одним из главных слабых мест отечественных банков. Насколько серьезна эта проблема?

- Качество кредитного портфеля, как и достаточность банковского капитала, - извечная проблема любой банковской системы, даже самой развитой. Особенно она актуальна для развивающихся экономик, к которым относится и украинская.

Приведу ряд цифр. В прошлом году наметилась устойчивая тенденция к улучшению качества кредитных портфелей банков. Так, если в 2004 - м доля проблемных кредитов (просроченных и сомнительных. - Авт.) уменьшилась на 0,2%, то в 2005 - м (по данным ежедневных балансов банков) - уже на 1% и составила 2,2%.

Что касается негативно классифицированных кредитов, то в 2004 году они выросли на 0,4% (с 7,2 до 7,6%), а в 2005 - м - уменьшились на 3,3% - до 4,3%.

Поэтому проблема качества кредитного портфеля сегодня не создает серьезной угрозы для стабильности банковской системы. Хотя, конечно, это вовсе не значит, что кредитные риски не надо постоянно и тщательно отслеживать.

В настоящее время нас больше волнует несбалансированность темпов прироста активных, в частности кредитных, операций и капитала банков. Поскольку капитал как раз и предназначен для покрытия негативных последствий всевозможных рисков, которые банки берут на себя в процессе своей деятельности.

За 2005 год активы банков выросли на 59%, а капитал, хоть его наращивание и было рекордным за последние годы, все же несколько отставал, увеличившись на 43,6%. В результате этой несбалансированности в целом по банковской системе адекватность капитала снизилась - с 16,8% на начало года до 14,95% на его конец.

- В СМИ со ссылкой на оценки МВФ и "некоторых экспертов" продолжают появляться обвинения в адрес НБУ, будто он "скрывает истинные значения проблемных кредитов в банковской системе". Что вы можете сказать по этому поводу?

- Что обвинения необоснованы. Обобщенные статистические данные Нацбанк публикует на основании отчетных данных, присылаемых банками. Мы их не приуменьшаем и не преувеличиваем.

- А могут ли сами банки скрывать истинное положение дел?

- За достоверность предоставленной в Нацбанк информации руководители банков несут персональную ответственность. Вопросам повышения прозрачности деятельности банков НБУ уделяет особенное внимание. И если выявляем факты предоставления недостоверной отчетности, применяем к банкам и их руководителям адекватные меры воздействия.

- Не могли бы вы тогда объяснить для широкой публики, откуда такие нестыковки с оценками МВФ?

- Дело в том, что по статистике МВФ к негативно классифицированным причисляются и субстандартные кредиты. По нашей же методике - только сомнительные и безнадежные активы. А субстандартные кредиты в эту категорию не включаются: в их отношении существует только вероятность невозвращения, которая возникает по результатам оценки финансового положения заемщика.

Это подтвердили и проведенные НБУ исследования, которые показали, что только очень малая часть субстандартных займов (приблизительно 6%) имеют слабое или неудовлетворительное обслуживание и могут быть отнесены к неработающим. С остальными 94% таких проблем нет - по ним своевременно выплачиваются проценты и гасится основная сумма долга.

МВФ считает такие кредиты неработающими. Но даже если считать по методике МВФ, то количество негативно классифицированных кредитов за 11 месяцев 2005 года уменьшилось на 9,8% - до 20,2%.

Хочу отметить, что мы продолжаем изучать этот вопрос, поскольку считаем проблему более четкой классификации кредитов очень актуальной.

- А способны ли вообще отечественные банки при столь стремительных темпах наращивания объемов кредитования адекватно контролировать риски? Отвечают ли их системы риск - менеджмента требованиям времени?

- Это зависит от эффективности функционирования системы управления рисками в каждом конкретном банке. Факты ненадлежащего управления кредитными и другими рисками можно выявить лишь во время инспекционных проверок. Если подобное происходит, работники НБУ требуют устранения подобных недостатков. А выполнение этих требований ставится на контроль.

Следует отметить, что мы только недавно начали работу по переходу к осуществлению надзора на основе оценки рисков. И, соответственно, выдвигать требования по внедрению в банках эффективных систем риск - менеджмента. Есть банки (и таких немало), где эти системы функционировали и раньше, но есть и такие, в которых процесс находится в начальной стадии.

Нацбанк выпустил методические указания и рекомендации, к подготовке которых привлекалась и банковская общественность. Кроме того, были выдвинуты требования поэтапного внедрения надзора на основе оценки рисков. С июня 2004 года параллельно с проверками банков по системе CAMELS началось пилотное внедрение такого надзора.

- Сейчас, в условиях замедления экономики, повышения газовых цен и политической нестабильности, риски невозврата банковских кредитов ввиду ухудшения финансового положения заемщиков значительно выросли. К насколько серьезным последствиям это может привести?

- Сложный вопрос: Действительно, в случае повышения цен на энергоносители у предприятий, чья продукция имеет высокую долю энергозатрат в себестоимости, по понятным причинам могут снизиться денежные поступления. И, соответственно, возникнуть проблемы с возвращением и обслуживанием ранее полученных банковских кредитов.

В связи с этим банкам необходимо обратить особое внимание на предприятия с высокой энергоемкостью производства. И позаботиться о наличии соответствующего обеспечения (гарантий, залога и т.п.). Думаю, что большинство из них это уже сделали, и напоминать лишний раз об азбучных истинах нет необходимости.

Кроме того, в практике управления кредитным портфелем существует такое понятие, как диверсификация рисков, а Национальным банком установлены нормативы максимального размера риска на одного заемщика.

Учитывая вышесказанное, вряд ли можно говорить о серьезных системных рисках для банковской системы в целом. Неприятности могут коснуться только отдельных банков, у которых среди заемщиков преобладают энергоемкие предприятия.

- И все же в подобной ситуации, как мне кажется, лучше перестраховаться...

- В случае крайней необходимости любой банк может обратиться к НБУ как кредитору последней инстанции. При возникновении форс - мажорных обстоятельств, как, например, в конце 2004 года, могут быть выданы стабилизационные кредиты. Практический опыт реализации подобных процедур у Нацбанка уже есть.

Но это - рецепт на самый крайний случай, до которого, мы надеемся, дело не дойдет. В случае возникновения у того или иного банка проблем с мгновенной ликвидностью существует возможность получения в НБУ кредита на условиях рефинансирования. Если у банка имеется ликвидное и надежное обеспечение, перечень которого четко оговорен нашими инструкциями, такой кредит может быть предоставлен в кратчайшие сроки.

- Однако непредвиденных обстоятельств полностью исключать нельзя. Ведь массовый отток вкладов из банка может возникнуть по любой причине - неосторожных и непродуманных заявлений представителей власти или публикации вредящей репутации банка информации о нем, нередко недобросовестной. А ведь массового оттока вкладов не выдержит ни один банк в мире, каким надежным он бы ни был...

- Именно поэтому Нацбанк недавно подготовил специальный законопроект, принятие которого давало бы ему право на введение временного, сроком на один месяц, моратория на изъятие средств в банке в случае начала их массового оттока. Хочу подчеркнуть, что его необходимость вызвана не нашими ожиданиями кризиса, как это было неверно истолковано некоторыми СМИ, а необходимостью подстраховаться.

Но пока рассмотрение этого законопроекта в ВР отложено. Для его принятия требуется внести изменения не только в закон о Национальном банке, но и в Гражданский кодекс, согласно нормам которого физлицо имеет право на досрочное расторжение договора, в том числе депозитного, на какой бы срок он ни был оформлен.

- Кстати говоря, после событий конца 2004 года многие банкиры заявляли о необходимости упразднения упомянутой вами нормы ГК - чтобы уравнять банки в их правах с клиентами...

- Чем бы ни обосновывались подобные предложения, лишить гражданина права распоряжаться собственными средствами нельзя. Ведь мало ли для чего эти деньги могут понадобиться. Банки имеют право регулировать взаимоотношения с вкладчиками экономическими методами - путем отказа в выплате процентов и т.д.

Введение моратория на один месяц, за который должны утихнуть страсти и можно было бы стабилизировать ситуацию, мы считаем возможным. Но не более того...

- Примерно год назад Фонд гарантирования вкладов физических лиц, который вы тогда возглавляли, увеличил сумму гарантированной государством компенсации по вкладам до 5 тыс. грн. Возможно, многих особенно пугливых вкладчиков могла бы успокоить новость о новом повышении суммы компенсаций. Планируется ли это в будущем?

- Кстати говоря, нынешняя сумма гарантий в размере пяти тысяч гривен покрывает более 90% вкладов всей банковской системы.

В последнее время благодаря увеличению страховых взносов банков - участников Фонда гарантирования вкладов появилась возможность эту сумму увеличить. Сегодня я уже могу сообщить новость о том, что уже в ближайшее время административный совет Фонда примет решение об увеличении гарантированной государством компенсации в пределах восьми тысяч гривен.

Юрий СКОЛОТЯНЫЙ

За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6688
 0,0673
0,17
EUR
1
42,4972
 0,0563
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес