Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

С середины следующего года торговые точки обязаны принимать к расчету карточки. Это только начало охоты государства на деньги населения

2 октября, едва Арсений Яценюк стал министром экономики, на сайте этой структуры появился проект постановления Кабмина по принудительному переводу торговых точек на прием карточек к оплате. Документ появился как шаг к исполнению Закона "О платежных системах и переводе средств в Украине".

Согласно требованиям регуляторной политики, проект постановления должен минимум месяц повисеть на сайте Минфина, само ведомство - привлечь все возможные претензии и предложения, а затем доработать документ, собрать нужные визы и послать на подпись премьеру. По прогнозам исполнительного директора НБУ по вопросам платежных систем Виктора Кравца, утверждение произойдет не раньше середины 2006 - го.

Проект предполагает, что уже к июлю следующего года терминалы по приему платежей через карточки должны иметь такие группы торговцев, как киевские автозаправки и большие магазины, а также целый ряд других объектов в столице. Через полгода новшества "расползутся" по регионам. К 2009 - му аппараты по приему к оплате карточек должны появиться уже в райцентрах и поселках, и даже на таких экзотичных объектах, как СТО, туристические агентства и парфюмерные магазины.

НБУ считает требования по срокам излишне мягкими. Думается, что торговцы, особенно в регионах, будут иного мнения - на них ляжет груз покупать отнюдь не дешевые POS - терминалы, способные обслуживать карточки минимум трех систем (со временем возникнет необходимость приспосабливаться под чиповые технологии), подключать их к банковским учреждениям и вся бумажная волокита с финансистами и налоговиками.

Все это ужасно, потому что противоестественно. В нормальном обществе POS - терминалы должны появляться не по заказу государства, а по желанию самих торговцев, которые со временем замечают, как клиенты хотят расплатиться карточкой. Тем более глупо выглядит такая принудиловка в поселках, где карточки в диковинку. Терминалы просто потребуют больших вложений, и потом будут стоять в углу, чтобы раз в квартал какой - то эстет захотел ими воспользоваться. С этой точки зрения, НБУ и Минэкономики, возглавляемое бывшим руководителем НБУ, просто дают заработать банкам и продавцам оборудования.

"Мы за оптимальный вариант, и именно там, в проекте постановления, он выписан. Банки готовы содействовать на условиях лизинга, кредита, аренды и так далее. Дешевый сыр только в мышеловке", - считает Кравец.

Возможно, это недальновидность, которая выражается в слепой вере, что населению нужны карточки. Ведь получение зарплат на них - еще не признак популярности этих инструментов. Стоит пойти на любой завод, и спросить рабочих, что они думают о карточках.

Предположим, торговцы таки купят все, что от них потребуют, а банки заработают на них. Может быть, лет через десять какая - то часть людей, имеющих карточку, решит вставить ее в POS - терминал. Но за всей этой возней не вполне виден главный факт: государство всеми путями старается заставить население перейти на безналичные платежи. Оно в этом очень заинтересовано.

Первая выгода для державы - макроэкономическая. Карточки являются инструментом безналичных расчетов и могут помочь сокращению доли бумажной и металлической гривни в обороте. "Нала" в Украине на начало октября было 55,5 млрд. грн., при том, что всего денег в экономике - 70,5 млрд. грн. (имеется в виду показатель "монетарная база", отражающий, сколько реально средств находится в обороте). Параллельно НБУ снизит расходы на печать банкнот и штамповку монет, а все банки - траты на перевозку огромных объемов купюр из одной точки в другую.

Есть и вторая выгода для государства, причем куда менее очевидная для населения и экономики. Переход на платежи через карточки позволяет контролировать и видеть потоки денег в экономике. А со временем - знать реальные доходы людей. Все это называется "легализация", "вывод из тени". Не секрет, что теневой сектор экономики держится на наличных расчетах, сверху донизу. Именно наличными заплатят чернорабочим за вырытые в нужном месте ямы, именно ими оплатит свой обед в дорогом кафе коррумпированный чиновник с зарплатой 350 грн. в месяц. Таковы наши реалии.

Ничего хорошего в легализации для гражданина нет, что бы ни говорили чиновники. Выгода от нее есть только для государства - оно получает возможность плотно контролировать доходы и расходы населения и увеличивать налоговые сборы. Купил в кредит по карте компьютер при зарплате 300 грн. - чем рассчитываться будешь?

Пока что банки не дают налоговикам информацию об оборотах клиентов. Будет ли так всегда? Есть подозрение, что нет, и использование оборотов по карточкам налоговыми инспекторами не за горами. В этом плане проект постановления Кабмина не может не радовать - хоть не заставляют платить только по безналу за залитый в бак машины бензин.

Безусловно, легализация и повышенный сбор налогов увеличивают объем денег, собираемых на социальные выплаты из бюджета: пенсии, зарплаты медикам и учителям. Однако расходы казны - это не только "социалка". Это миллионы министерств и ведомств с раздутыми штатами и непонятной программой действий. Это соблазн коррупции при распределении денег.

Пока государственные бюджеты будут демонстрировать очередное увеличение финансирования непонятных статей, подобная легализация вредна. Стоит ли платить налоги, которые пойдут на программу "природоохранные мероприятия Минфина" или подобные?

Проект постановления варварский, но, скорее всего, он будет принят. Наверняка очень сильна поддержка документа. Но очень не хочется, чтобы сразу за этим последовали шаги по принудительной легализации доходов или обязательному расчету только карточками за ряд товаров и услуг.

Сергей ЛЯМЕЦ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,5374
 0,0236
0,06
EUR
1
43,3547
 0,0414
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 10:35
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,3364  0,02 0,05 40,9136  0,01 0,02
EUR 43,2660  0,03 0,07 43,9992  0,07 0,15

Міжбанківський ринок на сьогодні, 12:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,5100  0,01 0,02 40,5300  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес