Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Банковский филер (Борьба за чистоту капиталов стала поводом для внедрения осведомителей в крупные коммерческие банки)

Вслед за спонтанными заявлениями, которые касались ситуации на валютном рынке, НБУ вспомнил о такой важнейшей функции любого центробанка, как противоборство отмыванию грязных денег. Под шумок этой всемирно важной кампании руководство главного финансового учреждения страны озадачило коммерческие банки крайне оригинальным нововведением. Уже в ближайшее время в Украине появится новая категория финансистов - офицеры банковского надзора. К ним будут относиться работники НБУ, на постоянной основе работающие в 10 крупнейших коммерческих банках страны, но остающиеся при этом штатными сотрудниками... Нет, не спецслужб, а НБУ. Не правда ли, интригующе?

Особо важное задание

Интрига становится еще занятнее, если учитывать последние законодательные инициативы, направленные на защиту банковской тайны от незаконного любопытства (проект закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины") и счетов граждан от ареста (законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины", согласно которому арест на банковские вклады физических лиц может быть наложен только по решению суда). Оба проекта приняты в первом чтении и несут на себе печать либерализма по отношению к банковскому регулированию. Чего не скажешь об идее с "финансовыми приставами". Пардон, офицерами банковского надзора. Хотя, какая разница:

Как сообщил журналистам и. о. председателя правления Нацбанка Арсений Яценюк, подобное нововведение направлено на сокращение количества регулярных проверок. Действительно, проверки в банках, где будет работать офицер, теряют всякий практический смысл, ибо, как сказал Яценюк, "он должен знать все, что происходит в банке, давать рекомендации менеджерам и решать вопросы этого банка в стенах НБУ, а также иметь полный доступ к информации:". Вот вам и банковская тайна...

И не только тайна. Лично я не представляю, как может один, пусть даже абсолютно гениальный, человек (не факт, что НБУ сможет отыскать десяток подобных индивидуумов) знать совершенно все, что происходит в деятельности, скажем, УкрСиббанка или Брокбизнесбанка. Поверьте, это просто невозможно физически. Значит, неизбежно придется создавать специальную службу. Возникает вопрос: она тоже будет состоять из штатных сотрудников НБУ или в нее будут делегированы работники соответствующего коммерческого банка?

Далее, вы представляете, каким должен быть профессиональный уровень "офицера надзора", чтобы он с полным правом мог давать рекомендации таким признанным топ - менеджерам, как, к примеру, "проминвестбанковец" Владимир Матвиенко или "укрсоцевец" Борис Тимонькин? Подвергну сомнению и третье утверждение: неужели есть в НБУ сотрудники среднего звена (а вряд ли кто - то из членов правления Нацбанка переквалифицируется в "офицеры"), способные решать спорные вопросы лучше, нежели, к примеру, это делают Александр Деркач из "Аваля" или Александр Дубилет из "Привата"? Кроме того, по замыслу НБУ, "офицер" должен войти в состав правления коммерческого банка с правом совещательного голоса. Не совсем ясно, как при этом будет формально выглядеть процедура его "имплементирования", ведь по закону правление избирается на общем собрании акционеров. А вдруг хозяева упрутся и не проголосуют? Что им в таком случае сделает Нацбанк?

Представители коммерческих банков восприняли данную инициативу вышестоящего органа, мягко говоря, с недоумением (благодаря техническим средствам и ежедневной отчетности НБУ имеет возможность и так каждый день мониторить все операции банков) и попытались найти подоплеку. Похоже, что "след" инициативы ведет к вопросу: банковской тайны.

Тайное становится явным

Если обратиться к истокам проблемы, то стоит заметить, что вкладчиков банков в первую очередь интересуют степень надежности финучреждения и проценты. При этом большинство из них не хотят, чтобы кто - либо знал о наличии и сумме их капиталов. Тут возникает главное противоречие, так как государство и некоторые международные органы как раз озабочены желанием получить данную информацию. Их "любопытство" продиктовано двумя причинами: не дать отмыть криминальные деньги и помешать увернуться от уплаты налогов.

Для того чтобы банкиры, вкладчики и государство могли достичь баланса интересов, и существует законодательство о банковской тайне. Отношение к этому вопросу с течением времени менялось: от полной тайны вкладов до заявлений и действий, направленных на радикальный слом этой системы вообще (что сейчас и происходит). Инициатива "погребения тайны" исходит от стран ЕС и США. А причина кроется в том, что пополнение военного бюджета и развитие социальных программ невозможно без роста государственных расходов. Но поскольку в развитых странах (в отличие от украинской системы) основная тяжесть налогового бремени лежит на физических лицах, особого энтузиазма по поводу необходимости делиться доходами с государством они не испытывают. По этой причине миллионы европейцев и американцев хранят свои сбережения либо в банках стран, налоговый режим которых более либерален, либо там, где отсутствует налогообложение по депозитам физических лиц. Так, по оценке налогового ведомства США, в банках Каймановых островов хранится около $800 млрд., принадлежащих лишь американцам.

Вот и получается, что Каймановы острова - крохотное государство, входящее в пятерку крупнейших финансовых центров мира. Активы местных банков превышают аналогичный показатель штата Калифорния. При этом масштаб экономики Калифорнии отнюдь не мал - пятое место в США.

Новой точкой отсчета в обозреваемом вопросе стало 11 сентября 2001 года. После исторического теракта США перешли к активному поиску сбережений международных террористов, заключив ряд специальных соглашений между правительствами и компетентными органами разных стран по информированию друг друга о наличии банковских счетов граждан. Используя различные виды давления, Соединенные Штаты добились от более чем двух десятков стран Европы и Карибского бассейна подписания соглашений по обмену информацией о наличии частных и корпоративных банковских счетов.

Борьба с терроризмом пошла на пользу фискальным органам Евросоюза, которые под шумок договорились о налогообложении вкладов своих граждан в том случае, если резиденты одной страны открывают счета в другой стране. Теперь процентный доход нерезединтов - граждан ЕС будет облагаться налогом по национальной ставке. Это и объясняет энтузиазм, с которым европейцы поддержали американцев в их "антиотмывочных" стремлениях.

Жизнь в новом формате

Международные соглашения предусматривают специальные меры по раскрытию имен бенефициаров счетов и бенефициаров компаний, если они скрыты за именами номинальных владельцев, но являются подданными США. Также подписанные документы предполагают передачу информации о партнерах компании и стоимости ее акций. Дело дошло до того, что даже оплот стабильности мировой финансовой системы и апологет незыблемости банковской тайны - швейцарские банки начали требовать от клиентов письменного подтверждения того, что они не являются налогоплательщиками в США и Великобритании.

В настоящее время положение с соблюдением банковской тайны в основных финансовых центрах мира выглядит следующим образом. США являют собой яркий образец совокупности тотального контроля и неразборчивости в средствах и методах его осуществления. В частности, вряд ли кто - то извинится перед клиентом, если его счет окажеться необоснованно заблокированным или будут предприняты какие - либо иные санкции против капиталов, вызывающих малейшее подозрение. Информация американским банком может быть предоставлена даже в ответ на запрос по факсу, если этот документ содержит хотя бы отдаленные признаки официального бланка. Все просто: согласно действующему законодательству, 20% взысканной суммы причитается в виде вознаграждения тому, кто указал на нарушителя.

Западная Европа в данном вопросе весьма неоднородна. Есть страны, которые не хотят иметь проблем, возникающих при проведении сомнительных операций. Например, Великобритания ввела такие правила банковской тайны, которые позволяют банкам самостоятельно проверять клиента и в режиме реального времени определять его "специфику", идентифицируя криминальные или подозрительные операции. Причем это не самый строгий случай. В Дании банки откроют счет компании, зарегистрированной не в ЕС и США, только в случае наличия рекомендаций от известных западных партнеров и исключительно для осуществления операций, связанных с реальным перемещением товаров через таможенную границу. А вот, например, в Бельгии, Австрии и Люксембурге пока что существенных изменений не произошло. В этих странах банковская тайна может быть раскрыта лишь в отношении лиц, совершивших преступления.

Примерно то же самое наблюдается и в Швейцарии. Кстати, в этой стране за разглашение банковской тайны в Уголовном кодексе предусматривается тюремное заключение сроком до 3 лет. Причем банковская тайна не ограничена во времени - она остается в силе даже после закрытия счета клиента. Исключение в плане предоставления информации, составляющей банковскую тайну, может быть сделано лишь на основании мотивированного запроса Интерпола, когда речь идет о доказанном отмывании денег. Довольно либеральным отношением отличаются и кипрские банки. Обязательно стоит сказать, что в Европе осталось несколько стран, где можно открыть так называемый "псевдонимный" счет (в некоторой степени напоминает существовавшие в Украине "анонимные счета") на вымышленное имя. Ответственные работники банка будут знать имя истинного владельца счета, но для третьего лица эта информация недоступна. В нашей стране использовались так называемые "номерные" счета, популярность которых в середине 90 - х годов была очень высока. Самыми закрытыми остаются банки, расположенные на островах Карибского бассейна, именно они пока обеспечивают сравнительно высокий уровень банковской тайны.

Украинская версия

В нашей стране вопросы банковской тайны приобретают все более серьезное значение. После принятия в окончательной версии Закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" в каждом коммерческом банке была создана соответствующая служба, в обязанности которой входят мониторинг деятельности клиентов по довольно жестким критериям (под контроль должны попадать все транзакции на сумму свыше 80 000 грн.), идентификация их операций на возможную причастность к отмыванию и доведение информации до сведения компетентных органов.

Однако похоже, что данные меры - лишь прелюдия к более суровой реальности: вне сомнения, глобализация мировой экономики приведет к дальнейшему нивелированию значения банковской тайны. Вместе с тем финансисты все еще надеются законодательным путем провести решения, направленные на усиление ответственности за несанкционированное разглашение сведений, содержащих эту самую тайну. Другими словами, если нельзя запретить государственным органам получать конфиденциальную информацию, то можно попробовать защититься от "сопутствующих" злоупотреблений с ее нелегальным распространением. А также сократить количество ситуаций, при которых органы власти имеют право останавливать расчетные операции и накладывать арест на счета без судебного предписания. Две центробежные силы - одна, направленная на ужесточение контроля, другая, наоборот, - на его "оцивилизовывание" - пока движутся параллельно. Причем не только у нас, но и во всем мире. Что же касается сугубо украинского ноу - хау в виде "банковских офицеров", это пока вне международных стандартов. И мне почему - то кажется, что в данном случае борьба за чистоту капиталов и прозрачность их движения является лишь поводом для внедрения классических осведомителей в крупные коммерческие банки.

Вячеслав БУТКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес