Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Бизнес": "Украинские инвесторы просто не знают цены банкам. Они хотят даром или: силой", - уверен Станислав Аржевитин, председатель правления банка "АЖИО"

На прошлой неделе банк "АЖИО" объявил о продаже 94% своих акций скандинавской банковской группе SEB (Skandinaviska Enskilda Banken AB, Швеция), в которую входят 750 филиалов и дочерних банков по всему миру.

Это значит, что среди украинских банков появился новый мощный конкурент, способный уже в ближайшем будущем завладеть львиной долей банковского рынка.

О том, как правильно "сосватать" иностранных инвесторов и что на этом можно заработать, в эксклюзивном интервью БИЗНЕСу рассказал председатель правления банка "АЖИО" Станислав Аржевитин.

ДОСЬЕ БИЗНЕСаСтанислав Аржевитин,

председатель правления банка "АЖИО"

. Родился: 14июня 1961 г. в Киевской обл. Вырос и закончил школу в с. Колочава Межигорского р - на Закарпатской обл.

. Образование: Киевский институт народного хозяйства (1982 г.), специальность - банковское дело; повышал квалификацию в Германии, Чехии, Америке. Кандидат экономических наук.

. Карьера:

1982 - 1984 гг. - служба в воздушно - десантных войсках.

1984 - 1990 гг. - в Промстройбанке прошел путь от старшего ревизора до начальника ОПЕРУ Киевского облуправления.

С 1990 г. по настоящий момент - председатель правления банка "АЖИО".

. Семейное положение: женат, воспитывает троих сыновей.

Хобби: прыжки с парашютом, архивное дело, фотография, пишет книгу об истории села Колочава.

- Вы лично получили прибыль от продажи своих акций?

- Да, конечно. Я считаю, что все наши акционеры неплохо заработали.

- Кто были основные акционеры банка "АЖИО"?

- Контрольный пакет принадлежал группе топ - менеджеров банка. Самым крупным акционером банка был я.

- Известно, что ваши акционеры уже дали согласие на проджу 94% акций. А у кого остальные 6%?

- Небольшой пакет я оставлю за собой. Кроме того, некоторые миноритарные акционеры по каким - либо причинам, возможно, не захотят продавать свои акции. Я хочу остаться акционером банка, хотя понимаю, что больше не будет дивидендов, все будет идти на капитализацию. Я никогда не ставил перед собой цель максимизировать выплату дивидендов. Для меня главное, чтобы банк постоянно развивался. Существовавшая политика (когда контрольный пакет акций находился у менеджеров банка) за 10 лет себя исчерпала. На следующие 10 лет для нас более важны капитализация, новый имидж, выход на международные рынки капитала.

- Не жалко было продавать собственный банк иностранцам?

- Я переборол себя и свои амбиции. Когда - то мы были в числе первых - "АЖИО", "Инко", "Відродження", Градобанк, Лісбанк, Экономбанк. Многие из этих банков уже исчезли. У меня было такое ощущение, что мы отступаем, превращаемся в этакий кредитный союз. Года три я сомневался: Потом решил, что должен отказаться от контрольных функций и уступить место новым инвесторам.

- Откройте тайну, цена продажи акций отличалась от номинальной?

- Мы договорились с нашими партнерами, что это останется коммерческой тайной. Могу только сказать, что общая сумма первой инвестиции группы SEB в наш банк составит $27,5 млн.

В эту сумму входят цена покупки акций банка, оплата части новой эмиссии, услуг аудиторской фирмы Price Waterhouse, юридической компании "Шевченко, Дидковский и партнеры", брокерских услуг Райффайзенбанка.

- А какой была номинальная стоимость всех акций банка?

- 12,5 млн грн., но у нас была еще и значительная сумма нераспределенной прибыли - 34 млн грн., которые мы традиционно планировали направить на увеличение собственного капитала. На данный момент общая сумма капитала нашего банка составляет примерно 91 млн грн.

- В каком размере планируете провести новую допэмиссию?

- Скорее всего, от $5 млн до $10 млн. Это определят наши новые инвесторы.

- Все акционеры продали свои акции по одинаковой цене или она была дифференцированной?

- Это коммерческая тайна.

- Вы уже думали о том, как потратите собственные деньги, полученные от продажи акций?

- Те деньги, которые наши акционеры получат от продажи акций, в основном будут размещены на депозите в нашем банке. Мы как были, так и останемся патриотами своего банка. Я уверен, что депозит - сейчас лучший бизнес в Украине. Если в странах Балтии выплаты по вкладам составляют 1,8%, а у нас - 10 - 11%, то, я думаю, это прекрасная возможность эффективно распорядиться деньгами.

- Каким образом вы с инвестором рассчитывали сумму будущей сделки?

- Мы почти год проходили процесс due diligence (коммерческий, финансовый и юридический анализ. - Ред.) - это анализ финансовой деятельности банка со дня его создания. Это очень тяжелый этап, он включает в себя анализ деятельности банка, начиная от формирования кредитного портфеля и заканчивая покупкой зданий и компьютеров. Когда мы вели переговоры с инвестором, то могли говорить о цене будущей сделки только в определенных рамках - от и до. Окончательное решение принималось сторонами именно на основании due diligence. В нашем случае инвестор согласился учесть в цене продажи цену персонала. Не секрет, что стоимость менеджмента в банке может доходить до 30% стоимости всего капитала.

- Почему же из всех украинских банков выбрали именно ваш?

- Все инвесторы покупают не прошлое, а будущее. Они покупают базу, на которой смогут растить свой бизнес в данной стране. Для инвестора очень важна рентабельность банка. И.о. главы НБУ Арсений Яценюк на последней пресс - конференции сказал, что в среднем по банковской системе Украины отношение прибыли к капиталу составляет 7%. А у банка "АЖИО" этот показатель никогда не опускался ниже 14%. Наша рентабельность в два раза выше, чем по системе. У нас нет инсайдерских интересов, инсайдерского кредитования. Только бизнес и ничего более. Нам нельзя позвонить и сказать, этот человек хороший, дайте ему кредит без залога и по ставкам, которые в два раза ниже рыночных. Со всеми нашими акционерами с первого дня была договоренность, что все операции проводятся на стандартных условиях. То есть дивидендная политика - отдельно, клиентская - отдельно.

Уроки переговоров

- Какие уроки вы для себя вынесли после переговоров с инвесторами?

- Очень важно не напугать своих клиентов. Мне постоянно звонили и спрашивали: "Что происходит с банком?". Некоторые конкуренты даже распускали слухи: мол, не работай с банком "АЖИО", там уже все разбегаются, там крах. Если бы мне пришлось проделать то же самое второй раз, то я, наверное, выбрал бы классический вариант продажи банка. Есть специальные компании - посредники, которые занимаются поиском инвесторов. Но мы очень хотели избежать излишней огласки того, что продаем банк. К счастью, пресса не узнала о новости раньше, чем было запланировано.

- Вы считаете, что западные методики оценки рыночной стоимости бизнеса в наших условиях приемлемы?

- Среди моих коллег - председателей правления, которые уже много лет работают в банках, есть такие, которые представляют действительно независимый менеджмент. А есть и такие, которых "поставили", и они не могут даже говорить на определенные темы. Среди реальных управляющих банками сегодня все чаще слышны вопросы: "А сколько стоит тот или иной банк?". Недавно один из банкиров сказал, что цена его банка - $50 млн. Я, например, скептически отношусь к подобным оценкам. Наш банк за этот год прошел четыре процедуры due diligence. Каждая из них проводилась независимыми компаниями, и все оценки были разными. Мы не стремились установить максимальную цену. Нам было важно не только продать банк. Мы смотрели и в будущее.

- Разве плохо, что собственники "вырастили" хороший банк и пытаются на его продаже заработать максимальные деньги?

- Это, конечно, неплохо. Я не могу сказать, что мы продешевили. Мы рассматривали предложения о покупке банка "АЖИО" сразу от четырех иностранных банков. Самым оптимальным вариантом для нас оказалось предложение банковской группы SEB.

- А кто эти другие иностранные банки, готовые прийти на украинский рынок?

- С остальными тремя мы договорились, что их названия разглашать не будем, потому что эти инвесторы имеют твердые намерения все - таки купить в Украине банки. Могу только сказать, что тем, на ком остановят свой выбор эти иностранные инвесторы, действительно повезет.

О новых инвесторах

- Есть информация, что ЕБРР пытается стать вашим акционером: Это правда?

- С ЕБРР мы уже, наверное, лет пять обсуждали эту тему. И они, и мы этого хотели. Единственное препятствие - это то, что ЕБРР всегда покупает долю в другом банке при первичном размещении акций, а наши акционеры были согласны продать долю в уставном фонде только на вторичном рынке. Я надеюсь, что теперь и ЕБРР сможет стать нашим акционером.

- То есть новый инвестор будет делать допэмиссию под ЕБРР?

- По крайней мере, эта тема всегда была актуальной, и мы всегда об этом говорили. Неслучайно ЕБРР с нами заключает договор об открытии 10 - миллионной кредитной линии.

- А вы пытались найти отечественного инвестора?

- Вначале мы рассматривали такую возможность. Но у меня сложилось впечатление, что наши украинские инвесторы просто не знают цены банкам. Они хотят даром или: силой. Украинские инвесторы, в отличие от западных, не принимают во внимание цену персонала. Мол, завтра, если надо, мы сюда миллион своих управляющих приведем. Еще одна особенность. Отечественные инвесторы, как правило, не могут заплатить честно и по безналичному расчету. Они готовы рассчитываться чем угодно: чемоданами, газом, нефтью, каким - то бартером. Это, пожалуйста. Но наши акционеры хотели получить на свои счета деньги, заплатить 13% налога государству.

- Вы говорите, есть еще один вариант контроля - силовой. В отношении вашего банка такие попытки предпринимались?

- Мы с этим не сталкивались. Банк "АЖИО" есть кому защищать.

- Вы хотите сказать, что у вас есть политическая "крыша"?

- Мы никому не переходили дорогу, у нас нет врагов, просто есть люди, которые готовы за нас заступиться, если кто - то подействует некорректно.

О клиентах

- Какие еще преимущества сулит вам сотрудничество с группой SEB?

- В Украине насчитывается более 6500 крупных компаний, которые являются партнерами банковской группы SEB. Большинство из них теперь являются и нашими потенциальными клиентами.

- То есть для привлечения новых клиентов вы сможете использовать своеобразный админресурс?

- Может, это не совсем корректно, но это характерно для украинского рынка. Мы, конечно, воспользуемся новыми возможностями.

- Вы не боитесь, что у вас может возникнуть конфликт с другими банками из - за того, что вы у них переманиваете клиентов?

- Это - конкуренция. Тут обид быть не может. В свое время многие клиенты перешли от нас в другие банки. Когда - то эти клиенты приходили ко мне и говорили: "У вас отличный банк. Но мне 15 млн грн. или 22 млн грн. в одни руки уже мало. Для бизнеса мне нужно 30 - 40 млн грн.". Они говорят: "Станислав Михайлович, мы с вами уже 10 лет работаем, растите вместе с нами". Я только развожу руками. Пошли вместе в ресторан, посидели, я поплакал, они мне посочувствовали, обнялись. Ну, говорят, Станислав Михайлович, будут у вас времена получше, мы вас будем помнить.

- Чаша вашего терпения переполнилась, и вы начали искать крупного инвестора?

- Знаете, мы никогда не собирались отступать, просто держали паузу. Была надежда, что в нашей стране все - таки что - то произойдет. Начнется цивилизованная конкуренция, будут развиваться рыночные отношения. А у нас как было в тени 50% ВВП, так и остается. Я не дождался изменений. Мы умышленно никогда не работали с теневым бизнесом, у нас не обслуживались госпредприятия, хотя я всегда с иронией вспоминаю, что учредителями банка "АЖИО" когда - то были Пенсионный фонд, Министерство экономики, Министерство иностранных дел и Госкомстат. С государственным капиталом я не работал. Последние три года смотрел, где найти долгосрочные ресурсы, где найти партнера? И увидел выход только на международных рынках. Вообще, я считаю, что сейчас самый благоприятный момент для продажи банков в Украине.

- Не хотите вернуть тех клиентов, которые некогда ушли из банка "АЖИО"?

- Мне бы очень хотелось опять поработать с теми клиентами, которые от нас ушли. Мы имеем на это полное моральное право. Во - первых, их бизнес развивался с нашей помощью, во - вторых, мы будем иметь возможность выдавать кредиты в одни руки без ограничений.

О возможных кадровых перестановках

- Всегда существует риск смены новым владельцем руководства банка. Не боитесь оказаться за бортом?

- Нет, не боюсь. Во - первых, вижу, как высоко инвестор оценил персонал нашего банка. Во - вторых, мы с моей командой вместе уже 15 лет, я знаю персонал: пока он работал на 40 - 50% своих возможностей. Почему? Потому что осуществить развернутый всеукраинский бизнес - план можно только на основе каких - то новых источников финансирования. У нас таких источников не было. Поэтому я не обвиняю своих людей и себя, мы просто не могли работать в полную силу.

- Какие долгосрочные задачи поставили перед вами новые владельцы банка?

- Наш банк специализировался на рынке среднего и малого бизнеса. В этом секторе еще очень много возможностей для развития. Будем также заниматься и розничным бизнесом, ипотечным кредитованием. Я также надеюсь, что мне удастся познакомиться и пообщаться с представителями большинства из тех 6500 предприятий - партнеров группы SEB, которые уже работают на украинском рынке, и определить, смогут ли они быть нашими клиентами. В зависимости от их потребностей мы будем определять и корректировать направления нашей деятельности.

- Vilniaus Bankаs, который входит в группу SEB, за три года стал самым крупным банком в Литве, и по активам занимает сейчас 40% всего рынка. А у вас нет планов, например, войти в первую десятку украинских банков?

- Наш банковский рынок не похож на литовский, у нас есть очень мощные игроки. Безусловно, мы будем развиваться более динамично, и, думаю, уже в следующем году наш баланс превысит 1 млрд грн. Имея таких инвесторов, как группа SEB, можно позволить себе очень многое. Но наши партнеры и я, как председатель правления, не можем позволить банку расти неестественным путем. Должна постепенно создаваться вся инфраструктура. Мы должны думать не только о том, как взять ресурсы у нашего нового инвестора, но и о том, как балансировать между украинским и международными финансовыми рынками. Мы не хотим быть нахлебниками и стоять с протянутой рукой. Мы планируем активно привлекать ресурсы ЕБРР и МФК. Будем также самостоятельно выходить на международные финансовые рынки.

- О каких суммах идет речь?

- Все будет зависеть от потребностей наших клиентов. Как минимум $15 млн мы можем привлечь самостоятельно уже в ближайшее время.

Супербизнес на филиалах

- Планируете развивать филиальную сеть?

- Пока мы окончательно не определились с будущей моделью нашей сети, но, думаю, на первом этапе будем создавать свои структурные подразделения в каждом областном центре. По мере перехода к нам клиентов группы SEB будем открывать свои отделения там, где это необходимо.

- Когда - то банк "АЖИО" имел 40 филиалов, сейчас их всего семь. Чем было вызвано такое сокращение?

- Когда - то мы пытались догнать и перегнать банк "Инко". В условиях гиперинфляции открывать новые филиалы было очень удобно. Когда же оказалось, что многие из них убыточны, то мы их не закрыли, а продали другим банкам. Это был супербизнес. Я, конечно, взял грех на душу, продал убыточные филиалы некоторым банкам, но такая была жизнь. Мы не лукавили и ничего не скрывали, покупатели прекрасно понимали, во что они вкладывают деньги.

О перспективах банковского бизнеса

- Какие еще проблемы ждут отечественных банкиров в будущем?

- Существует проблема капитализации банковской системы. Банкиры интуитивно чувствуют завтрашний день, что их ждет, что через год - два будет в банковской системе. Но в то же время они в большинстве своем раздумывают, не делают таких решительных шагов, как мы. Меня удивляет позиция банков третьей группы. Международный аудит когда - то стоил и $80 тыс., и $100 тыс. в год. Сейчас дешевле. Но без проверки чистоты баланса инвестор не придет.

Я не знаю, что будет через 2 - 3 года, успеют ли некоторые банки включиться в процесс поиска стратегического инвестора... Вспоминаю 1995 - 1996 гг., когда мы переходили на гривню. Тогда в условиях гиперинфляции многие думали: "Да ладно, выдам кредит, потом все как - то спишется, все неудачные активы куда - то пропадут, исчезнут в жерновах инфляции". Но когда была проведена реформа, вы помните, примерно 20 банков упали, как костяшки домино. Потому что необходимо было на 180 градусов менять менеджмент. Доходы и расходы начали формировать по другим прин - ципам. Что - то подобное происходит и сейчас. Особенно критично сейчас для банков стоит проблема маржи. В бизнес - планы уже сейчас надо закладывать совсем другую маржу.Сегодня инвестиции в бизнес все больше начинают идти через самих клиентов, минуя банки. Предприятия начинают эмитировать ценные бумаги. Конечно, банковский кредит всегда будет оставаться актуальным, но его роль постепенно уменьшается. Следует также учитывать, что вывезенные ранее за рубеж "новыми украинцами" около $10 млрд начинают возвращаться. На Западе эти капиталы уже не могут находиться в безопасности. Люди, которые возвращают свои капиталы, сильно не нуждаются в банковских кредитах. Растут конкуренты банков - различные небанковские финансовые учреждения. Кроме того, те компании, которые работали на украинском рынке как дилеры, все больше становятся объектами западных инвестиций, соответственно, они больше не испытывают такого, как раньше, дефицита оборотных средств. Все это ведет к тому, что кредитные портфели банков начинают изменяться.

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5771
 0,1028
0,26
EUR
1
42,8501
 0,0196
0,05

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес