Фінансові новини
- |
- 15.05.24
- |
- 17:05
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Слабое звено (FATF заставляет Нацбанк взяться за "обменки")
11:54 16.03.2004 |
Несмотря на исключение Украины из своего пресловутого черного списка, FATF все - таки серьезно взялась за нашу страну. Один из вопросов, заданных представителями Европейской контрольной группы членам украинской правительственной делегации во главе с первым вице - премьером Николаем Азаровым, касался контроля обменных пунктов. И звучал он примерно так: "Является ли контроль за деятельностью валютообменных пунктов со стороны банков надежным?". Николай Янович без тени сомнения (а как же еще можно говорить в столь решающий момент со "строгими экзаменаторами") ответил положительно. На этом интерес FATF временно угас. Во всяком случае, до той поры, пока очередная группа проверяющих не прибудет к нам, чтобы специально убедиться в полной прозрачности валютообменного рынка. Ведь, исключив нас из списка неблагонадежных, FATF сохранила за собой право мониторинга. А "обменки" как раз и есть то слабое звено, которое может причинить немалую головную боль государственному менеджменту.
Вообще все легально работающие на территории Украины пункты обмена наличной иностранной валюты делятся на две неравные (по количеству и по качеству предоставляемого сервиса) категории: банковские и работающие на основании агентских соглашений. Первые из них расположены на территории банковских учреждений, предоставляют широкую "палитру" видов обмениваемых валют, гарантируют высокую степень безопасности участникам операции, отличаются относительно высоким спрэдом - разницей между курсами покупки и продажи. При этом в самом главном вопросе - обмене валюты, которую принято называть поврежденной и изношенной, - они ведут себя достаточно гибко. С одной стороны, многие банки не так строги при внешнем осмотре банкноты, с другой - они могут на месте предложить покупку изношенной валюты по специальному курсу (отличающемуся от обычного процентов на 10). Полагаю, что это неплохо - во всяком случае, исключается безвыходное положение. О поведении же "агентских обменок" в подобных ситуациях можно слагать легенды, чаще всего - невеселые.
Если обратиться к истории появления валютных киосков по контракту, то я хорошо помню, какими были условия открытия таких пунктов в 1997 - 1998 году. Хозяин доходного места брал на себя все расходы (аренда помещения, приобретение техники, зарплата кассиров, рекламные вывески), банк же предоставлял соответствующие разрешительные документы и программное обеспечение. За оказанную банком услугу ему причиталось ежемесячно $200. Львиная же доля дохода от работы "агентской обменки" оседала в карманах ее собственника. Смею предположить, что и сейчас в данной схеме не произошло принципиальных изменений, разве что в связи с инфляцией могла увеличиться сумма ежемесячного платежа. Естественно, такая "облегченная" схема взаимодействия приводила к соответствующим результатам.
Полагаю, вряд ли среди читателей нашего издания найдется хотя бы один, который был бы абсолютно доволен своими взаимоотношениями с пунктами обмена валюты. Согласитесь, мы сталкивались с отказом в обмене иностранной наличной валюты не только при условии, что на "бенджаминах" была надпись, гласящая, что "Джон любит Мэри", сделанная ярко - красным фломастером. Нередки случаи, когда работники "обменок" в качестве мотива, по которому они не хотят приобретать купюру с изображением портрета президента США, выдвигали излишнюю потертость купюры в местах сгиба, наличие проколов диаметром с игольное ушко, слишком ранний, по мнению "обменщика", год эмиссии казначейского билета et cetera.
На самом деле проблема законодательного обеспечения работы пунктов обмена валют, действующих на основании агентских соглашений с банками, стоит весьма остро, и такая ситуация длится довольно давно. К сожалению, и должный контроль за их бурной деятельностью, по большому счету, отсутствует. При этом попытки навести порядок на данном сегменте рынка предпринимались довольно несистемно, к тому же регулярно наталкивались на сопротивление представителей "обменного" бизнеса. В 2002 году Хозяйственный суд даже запретил Национальному банку проверять обменные пункты иностранных валют без представителей коммерческих банков, которым они принадлежат или с которыми работают по агентским соглашениям. Чем признал незаконными соответствующие пункты постановления НБУ от 4 июля 2001 года "Об утверждении правил проведения проверок пунктов обмена иностранной валюты" и запретил НБУ требовать у кассиров обменных пунктов документы и приказы банка, копию регистрационного свидетельства обменного пункта, данные об операциях обменного пункта и снимать копии с полученных документов.
Это судебное решение ничего кардинально не изменило, но в очередной раз подчеркнуло наличие проблем во взаимоотношениях Нацбанка с "обменками". В последнее время Центробанк предпринял несколько резких шагов в сторону повышения валютообменной дисциплины. Во - первых, пообещал отзывать разрешения на проведение операций у пунктов обмена валют, которые в течение года будут дважды уличены в неправомерных действиях. А также запретил отказывать в обмене частично изношенных купюр. Увы, более или менее конкретные описания платежеспособности банкнот Нацбанк довел до сведения обеспокоенной общественности только в феврале 2004 года. И даже указал телефон "горячей линии", по которому можно "настучать" на ту или иную недисциплинированную "обменку". Должен сказать, что сделанное в минувшем месяце - серьезный прорыв в наведении порядка на данном сегменте финансового рынка. Дело за малым - следовать в своей деятельности принятым нормативным документам. А мы, к сожалению, хорошо знаем, какая порой пропасть между подписанием распоряжения и его исполнением.
Еще одна наболевшая проблема в работе "агентских валютных пунктов", о которой мы писали неоднократно и которой плотно занят Нацбанк, - так называемые "ночные курсы". То есть нередко в вечернее время курс покупки иностранной валюты снижается до абсолютно неприличных цифр. Хотя не всегда это происходит ночью. Многие из нас прекрасно знают один замечательный обменный пункт, находящийся возле метро "Крещатик", в котором на протяжении нескольких лет круглосуточно в графе "курс покупки валюты" меняют цифры не после запятой, а до запятой. В результате обманутые граждане меняют доллары по курсу, скажем, 4,315 гривни за $1. НБУ неоднократно издавал распоряжения, которые регулировали размер отклонения валютообменных курсов от официального значения, в особых разделах которых повышенное внимание уделялось запрету устанавливать заведомо низкие курсы в вечернее и ночное время. Только вот незадача - почему - то это практически никого не испугало. Ярким подтверждением этого было интервью заместителя председателя НБУ Арсения Яценюка, в котором он рассказывал, как безуспешно пытался обменять поздним вечером на окраине Киева 100 - долларовую банкноту по нормальному курсу. При этом ссылки на соответствующее постановление Нацбанка вызывали у кассиров обменных пунктов исключительно ироничную улыбку.
К сожалению, дурной пример оказался заразительным. Лично мне немногим более месяца назад кассир филиала одного из крупнейших отечественных банков отказала в приеме с последующим зачислением на текущий счет трех относительно потертых долларовых купюр, мотивировав это следующим образом: "Банкноты у вас, конечно же, настоящие. И если бы мне выдали их в качестве заработной платы, я бы не раздумывая взяла их. Но головной банк предъявляет очень высокие требования к внешнему виду купюр, в силу чего есть опасения, что меня будут очень сильно ругать". No comments.
Мы не зря уделили столь пристальное внимание вопросу "агентских обменок". Возвращаясь к требованиям FATF, над которыми приходится сейчас думать украинскому правительству, замечу: есть основания предположить, что бизнес обмена валют, связанный с агентскими пунктами, может иметь определенную криминальную подоплеку.
В плане борьбы с легализацией преступных капиталов это может означать абсолютно наплевательское отношение к "антиотмывочным" мерам, принимаемым Нацбанком. Уже довольно долгое время действует постановление НБУ, согласно которому в обменных пунктах нельзя производить обмен валют на сумму, превышающую 10 тыс.
Такие операции можно проводить только через кассы банков.
Именно такой размер суммы - 10 тысяч - является показателем ее значительности, а значит, поводом для осуществления первичного финансового мониторинга. Напомним, действующий Закон "О банках и банковской деятельности" определяет операцию как "значительную", если ее сумма составляет эквивалент 10 тыс. и более для наличных операций и 50 тыс. и более - для безналичных. С 19 апреля 2002 года действует постановление НБУ, согласно которому при покупке или продаже клиентом банка иностранной валюты или банковских металлов на сумму, превышающую 10 тыс., в приходные и расходные кассовые ордера нужно вносить фамилию клиента, его паспортные данные, дату рождения, адрес и подпись. Впрочем, именно агентские пункты обмена "имели в виду" требования Нацбанка. При желании их несложно обойти, если провести несколько операций по обмену валюты, каждую из которых - на сумму меньше 10 тыс.
Поэтому реально проблема, которой озадачила нас FATF, может быть решена исключительно кардинальным способом, проверенным мировой практикой. Я имею в виду тот вариант, при котором работать будут исключительно банковские обменные пункты. Однако с учетом неразвитости соответствующей банковской инфраструктуры и высокого спроса населения на данную услугу торжественного закрытия последнего пункта обмена валют, действующего на основании агентского соглашения с банком, нам придется ждать довольно долго.
Вячеслав БУТКО