Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Слабое звено (FATF заставляет Нацбанк взяться за "обменки")

Несмотря на исключение Украины из своего пресловутого черного списка, FATF все - таки серьезно взялась за нашу страну. Один из вопросов, заданных представителями Европейской контрольной группы членам украинской правительственной делегации во главе с первым вице - премьером Николаем Азаровым, касался контроля обменных пунктов. И звучал он примерно так: "Является ли контроль за деятельностью валютообменных пунктов со стороны банков надежным?". Николай Янович без тени сомнения (а как же еще можно говорить в столь решающий момент со "строгими экзаменаторами") ответил положительно. На этом интерес FATF временно угас. Во всяком случае, до той поры, пока очередная группа проверяющих не прибудет к нам, чтобы специально убедиться в полной прозрачности валютообменного рынка. Ведь, исключив нас из списка неблагонадежных, FATF сохранила за собой право мониторинга. А "обменки" как раз и есть то слабое звено, которое может причинить немалую головную боль государственному менеджменту.

Вообще все легально работающие на территории Украины пункты обмена наличной иностранной валюты делятся на две неравные (по количеству и по качеству предоставляемого сервиса) категории: банковские и работающие на основании агентских соглашений. Первые из них расположены на территории банковских учреждений, предоставляют широкую "палитру" видов обмениваемых валют, гарантируют высокую степень безопасности участникам операции, отличаются относительно высоким спрэдом - разницей между курсами покупки и продажи. При этом в самом главном вопросе - обмене валюты, которую принято называть поврежденной и изношенной, - они ведут себя достаточно гибко. С одной стороны, многие банки не так строги при внешнем осмотре банкноты, с другой - они могут на месте предложить покупку изношенной валюты по специальному курсу (отличающемуся от обычного процентов на 10). Полагаю, что это неплохо - во всяком случае, исключается безвыходное положение. О поведении же "агентских обменок" в подобных ситуациях можно слагать легенды, чаще всего - невеселые.

Если обратиться к истории появления валютных киосков по контракту, то я хорошо помню, какими были условия открытия таких пунктов в 1997 - 1998 году. Хозяин доходного места брал на себя все расходы (аренда помещения, приобретение техники, зарплата кассиров, рекламные вывески), банк же предоставлял соответствующие разрешительные документы и программное обеспечение. За оказанную банком услугу ему причиталось ежемесячно $200. Львиная же доля дохода от работы "агентской обменки" оседала в карманах ее собственника. Смею предположить, что и сейчас в данной схеме не произошло принципиальных изменений, разве что в связи с инфляцией могла увеличиться сумма ежемесячного платежа. Естественно, такая "облегченная" схема взаимодействия приводила к соответствующим результатам.

Полагаю, вряд ли среди читателей нашего издания найдется хотя бы один, который был бы абсолютно доволен своими взаимоотношениями с пунктами обмена валюты. Согласитесь, мы сталкивались с отказом в обмене иностранной наличной валюты не только при условии, что на "бенджаминах" была надпись, гласящая, что "Джон любит Мэри", сделанная ярко - красным фломастером. Нередки случаи, когда работники "обменок" в качестве мотива, по которому они не хотят приобретать купюру с изображением портрета президента США, выдвигали излишнюю потертость купюры в местах сгиба, наличие проколов диаметром с игольное ушко, слишком ранний, по мнению "обменщика", год эмиссии казначейского билета et cetera.

На самом деле проблема законодательного обеспечения работы пунктов обмена валют, действующих на основании агентских соглашений с банками, стоит весьма остро, и такая ситуация длится довольно давно. К сожалению, и должный контроль за их бурной деятельностью, по большому счету, отсутствует. При этом попытки навести порядок на данном сегменте рынка предпринимались довольно несистемно, к тому же регулярно наталкивались на сопротивление представителей "обменного" бизнеса. В 2002 году Хозяйственный суд даже запретил Национальному банку проверять обменные пункты иностранных валют без представителей коммерческих банков, которым они принадлежат или с которыми работают по агентским соглашениям. Чем признал незаконными соответствующие пункты постановления НБУ от 4 июля 2001 года "Об утверждении правил проведения проверок пунктов обмена иностранной валюты" и запретил НБУ требовать у кассиров обменных пунктов документы и приказы банка, копию регистрационного свидетельства обменного пункта, данные об операциях обменного пункта и снимать копии с полученных документов.

Это судебное решение ничего кардинально не изменило, но в очередной раз подчеркнуло наличие проблем во взаимоотношениях Нацбанка с "обменками". В последнее время Центробанк предпринял несколько резких шагов в сторону повышения валютообменной дисциплины. Во - первых, пообещал отзывать разрешения на проведение операций у пунктов обмена валют, которые в течение года будут дважды уличены в неправомерных действиях. А также запретил отказывать в обмене частично изношенных купюр. Увы, более или менее конкретные описания платежеспособности банкнот Нацбанк довел до сведения обеспокоенной общественности только в феврале 2004 года. И даже указал телефон "горячей линии", по которому можно "настучать" на ту или иную недисциплинированную "обменку". Должен сказать, что сделанное в минувшем месяце - серьезный прорыв в наведении порядка на данном сегменте финансового рынка. Дело за малым - следовать в своей деятельности принятым нормативным документам. А мы, к сожалению, хорошо знаем, какая порой пропасть между подписанием распоряжения и его исполнением.

Еще одна наболевшая проблема в работе "агентских валютных пунктов", о которой мы писали неоднократно и которой плотно занят Нацбанк, - так называемые "ночные курсы". То есть нередко в вечернее время курс покупки иностранной валюты снижается до абсолютно неприличных цифр. Хотя не всегда это происходит ночью. Многие из нас прекрасно знают один замечательный обменный пункт, находящийся возле метро "Крещатик", в котором на протяжении нескольких лет круглосуточно в графе "курс покупки валюты" меняют цифры не после запятой, а до запятой. В результате обманутые граждане меняют доллары по курсу, скажем, 4,315 гривни за $1. НБУ неоднократно издавал распоряжения, которые регулировали размер отклонения валютообменных курсов от официального значения, в особых разделах которых повышенное внимание уделялось запрету устанавливать заведомо низкие курсы в вечернее и ночное время. Только вот незадача - почему - то это практически никого не испугало. Ярким подтверждением этого было интервью заместителя председателя НБУ Арсения Яценюка, в котором он рассказывал, как безуспешно пытался обменять поздним вечером на окраине Киева 100 - долларовую банкноту по нормальному курсу. При этом ссылки на соответствующее постановление Нацбанка вызывали у кассиров обменных пунктов исключительно ироничную улыбку.

К сожалению, дурной пример оказался заразительным. Лично мне немногим более месяца назад кассир филиала одного из крупнейших отечественных банков отказала в приеме с последующим зачислением на текущий счет трех относительно потертых долларовых купюр, мотивировав это следующим образом: "Банкноты у вас, конечно же, настоящие. И если бы мне выдали их в качестве заработной платы, я бы не раздумывая взяла их. Но головной банк предъявляет очень высокие требования к внешнему виду купюр, в силу чего есть опасения, что меня будут очень сильно ругать". No comments.

Мы не зря уделили столь пристальное внимание вопросу "агентских обменок". Возвращаясь к требованиям FATF, над которыми приходится сейчас думать украинскому правительству, замечу: есть основания предположить, что бизнес обмена валют, связанный с агентскими пунктами, может иметь определенную криминальную подоплеку.

В плане борьбы с легализацией преступных капиталов это может означать абсолютно наплевательское отношение к "антиотмывочным" мерам, принимаемым Нацбанком. Уже довольно долгое время действует постановление НБУ, согласно которому в обменных пунктах нельзя производить обмен валют на сумму, превышающую 10 тыс.

Такие операции можно проводить только через кассы банков.

Именно такой размер суммы - 10 тысяч - является показателем ее значительности, а значит, поводом для осуществления первичного финансового мониторинга. Напомним, действующий Закон "О банках и банковской деятельности" определяет операцию как "значительную", если ее сумма составляет эквивалент 10 тыс. и более для наличных операций и 50 тыс. и более - для безналичных. С 19 апреля 2002 года действует постановление НБУ, согласно которому при покупке или продаже клиентом банка иностранной валюты или банковских металлов на сумму, превышающую 10 тыс., в приходные и расходные кассовые ордера нужно вносить фамилию клиента, его паспортные данные, дату рождения, адрес и подпись. Впрочем, именно агентские пункты обмена "имели в виду" требования Нацбанка. При желании их несложно обойти, если провести несколько операций по обмену валюты, каждую из которых - на сумму меньше 10 тыс.

Поэтому реально проблема, которой озадачила нас FATF, может быть решена исключительно кардинальным способом, проверенным мировой практикой. Я имею в виду тот вариант, при котором работать будут исключительно банковские обменные пункты. Однако с учетом неразвитости соответствующей банковской инфраструктуры и высокого спроса населения на данную услугу торжественного закрытия последнего пункта обмена валют, действующего на основании агентского соглашения с банком, нам придется ждать довольно долго.

Вячеслав БУТКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5771
 0,1028
0,26
EUR
1
42,8501
 0,0196
0,05

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес